Научная статья на тему 'Формы проявления экстремальности в гражданском обществе'

Формы проявления экстремальности в гражданском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество / экстрим / экстремальность / громадянське суспільство / экстрим / экстремальність

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н В. Чудина

В статье рассматривается гражданское общество и вероятные формы проявления экстремальности в нем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Форми прояву екстремальності у громадянському суспільстві

У статті розглядається громадянське суспільство та вірогідні форми прояву екстремальності у ньому.

Текст научной работы на тему «Формы проявления экстремальности в гражданском обществе»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология» Том 21 (60). № 1 (2008)

УДК: 1.316.3:882

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

Н. В. Чудина

В статье рассматривается гражданское общество и вероятные формы проявления экстремальности в нем.

Ключевые слова: гражданское общество, экстрим, экстремальность.

Актуальность поставленной проблемы определяется тем очевидным фактом, что при рассмотрении событий, происходящих в современном обществе, при исследовании происшествий, которыми так богат мир сегодня, нельзя не обратить внимания на определенную тенденцию. Сущность этой тенденции заключается во все большем росте агрессивного проявления, нетипичного или по-другому - экстремального поведения людей разных возрастных групп, социального и материального положения, определенных религиозных и этнических предпочтений. Рост таких проявлений не может остаться без внимания и должен быть объектом тщательного анализа с целью исследования сущности девиантного поведения, выявления его мотивов и выработки оптимальных путей профилактики этого поведения в современном обществе.

Объектом исследования является гражданское общество как ассоциация свободных и суверенных людей, преследующих свои интересы и осознающих, что их жизнедеятельность осуществляется в рамках деятельности общества. А предметом исследования выступают экстремальные формы жизнедеятельности людей в этом обществе. Основной целью работы является рассмотрение возможных форм проявления экстремальности в гражданском обществен уточнение их специфики.

При рассмотрении глобальных проблем современности, А. Печчеи обращает свое внимание на ускорение процессов, которые проявляются в отношениях «природа и общество», «общество и человек». Он пишет о том, что «надо было, однако дождаться нынешнего столетия, а точнее, нескольких последних десятилетий - ничтожного мига на часах эволюции, - чтобы увидеть, как на крыльях научно-технической революции человек достиг полного расцвета своего могущества» [1] и поставил себя на грань самоуничтожения. Ускорение, вызванное научно-техническим прогрессом существенно отредактировало отношение людей в обществе, и их отношение к природе, а также отношение индивида к душе, духу и телу. Оно обусловило появление новых видов спорта, искусства, военного дела, медицины, получивших гриф «ХЧгстс». Формы проявления экстремальности исследуют врачи и военные, искусствоведы и психологи, оставляя вне поля внимания ее предельные основания. Несмотря на то, что об экстремальных проявлениях много говорят, они

постоянно на слуху, все еще неясно, что это такое, в чем их смысл и что они несут за собой. Однако все экстремальные проявления, которые сейчас присутствуют в нашей жизни, было бы интересно спроектировать на гражданское общество и посмотреть каковыми же будут эти проявления, изменятся ли они или приведут к изменению общества?

Современный научный мир все больше и больше говорит о новом витке интереса к идее гражданского общества. Многие исследователи современности, рассматривая идею гражданского общества, приходят к пониманию его необходимости. Это общество должно помочь новоевропейской цивилизации преодолеть антропоцентризм и выйти из тупиковой ситуации, в котором оно оказалось. Каковы же будут экстремальные проявления в условиях гражданского общества, когда оно заявит о себе как реальность XXI века. Будут ли формы экстремальности таковыми же или они приобретут новые качества, поменяют свою направленность или совсем не будут проявляться.

Однако, прежде чем перейти к рассмотрению форм проявления экстремальности в гражданском обществе следует для себя определить и оговорить, что именно имеется в виду при упоминании понятий «экстремальность», «гражданское общество» и «формы проявления экстремальности». Такой подход к рассмотрению поставленной задачи даст возможность корректного определения основных понятий, задействованных в рассмотрении поставленного вопроса, а также позволит в духе компаративного подхода выявить основные формы экстремальности в обществе такого типа, о котором есть не только представление, но есть и осуществление в некоторых современных государствах. Если быть более точным, то такой поход к поставленной задаче даст возможность построения модели поведения людей в гражданском обществе. Что в свою очередь позволит прогнозировать возможные формы проявления экстремальности, а также даст возможность разработать программу профилактики этих проявлений.

Начнем рассмотрение ключевых понятий указанной проблемы с определения экстремальности.

Так экстремальность - это динамическая составляющая концепта «экстрим», которая является его проявлением в социокультурной реальности, выражается в нескольких формах и свидетельствует о существовании - экстрима. Таким образом, экстремальностью можно назвать разные действенные проявления жизнедеятельности человека, которые были вызваны накоплением и всплеском биоэнергии в условиях нахождения психического и духовного мира человека в «граничном», «крайнем» состоянии.

При таком определении понятия экстремальность создается определенная последовательность:

1 Ноумен Феномен Виды и формы феномена

2 Экстрим Экстремальность Формы проявления экстремальности

Чтобы понять какие формы экстремальности существуют в

социокультурной реальности необходимо, сначала, рассмотреть, что есть экстрим, а затем перейти к самим формам экстремальности

Экстрим- ^Экстремальность Формы

это «критическая масса» г 1 Р разные действенные проявления проявлен

биоэнергии, которая через жизнедеятельности человека, которые ия

определенное психическое вызываются накоплением и выплеском экстрема

состояние демонстрирует биоэнергии при условии нахождения льности

повышенную активность психического и духовного мира Экстремизм

индивида и способная человека в «граничном», «крайнем» Терроризм

проявляться в социокультурной состоянии. Экстремальные

реальности посредством виды спорта

экстремальности Экстремальная

медицина

Военное дело

Искусство

Вторым понятием которое следует рассмотреть прежде чем перейти к непосредственному решению поставленных цели и задач являются формы проявления экстремальности.

В современном мире «сверхскоростей» и «сверхнагрузок» индивид стремится сохранить свою жизнедеятельность, обращаясь, зачастую, к компенсационным механизмам. Именно эта ситуация приводит к включению механизмов трансформации экстрима в его проявление - экстремальность. Как результат возникают новые формы экстремальности. Традиционно, среди форм экстремальности выделяют: экстремизм, терроризм, альпинизм, сноубординг, военное дело, медицину, а также некоторые направления в творчестве, искусстве и многое другое. И все же все указанные, а также другие формы экстремальности не могут быть охарактеризованы в одном измерении. Существует деление экстремальных проявлений в системе оценочных отношений. При этом выделяют две основные группы:

♦♦♦ социально одобряемые (положительные, позитивные); ♦♦♦ социально отвергаемые (отрицательные, негативные).

Связано это в своей основе с теми нормами и ценностями, которые в данном обществе находятся в статусе легитимности и теми, которые не находят в общественном сознании одобрения. Нормы и ценности определенной общественной формации обусловлены доминирующей социокультурной парадигмой. В контексте современного общества можно говорить о том, что при упоминании экстремизма или терроризма возникает негативное отношение. В то время как при упоминании экстремального спорта формируется если не полностью позитивное восприятие, то хотя бы это восприятие остается нейтральной не выходящей на границу отрицательного, т. е. порицаемого. Поэтому разделение форм экстремальности на положительные и отрицательные определяются исключительно через аксиологическую интерпретацию поступков, обусловленных проявлением экстрима.

Можно предположить еще ряд делений экстремальности основанных на таких кванторах общности как «Внешнее - внутреннее».

Так как субъектом экстрима выступает индивидк, то следует с особым вниманием рассматривать именно его, и его психический мир. Для исследуемого

деления на уровне «внешнее - внутреннее» особенно важно принять во внимание типы человеческого темперамента. Связано это с особенностями взаимодействия энергетических процессов передачи импульсов от места раздражения в мозг и тем, каким образом происходит реакция на эти раздражения. Традиционно выделяют меланхолический, холерический флегматический и сангвинический типы темперамента. Все различие состоит как раз в том, каким образом работает передача импульсов. Для анализа наиболее интересны два «крайних» типа темперамента: холерик и меланхолик, так как они наиболее показательны для проводимого анализа. Передача импульсов и особенности нервной системы холерика это -быстрая возбудимость и при этом слабая степень торможения нервной системы. Меланхолик наоборот демонстрирует слабую степень возбудимости нервной системы, но сильные процессы торможения. Если проводить наблюдение за представителями этих типов темперамента, то можно заметить, что холерик -человек импульсивный, вспыльчивый. Зачастую это экстраверты, то есть люди направленные «вовне». В свою очередь меланхолик - спокойный, уравновешенный человек. Все его деяния направлены «внутрь». Возвращаясь к исследуемому предмету и сопоставляя изложенные предположения, можно сделать вывод, что если субъектом экстрима является холерик и при этом складываются все возможные условия и факторы для перехода экстрима в экстремальность, то, скорее всего, эта экстремальность будет направлена во внешний мир, на другого человека или на другой вид деятельности, но никак не на свой внутренний мир. Меланхолик же со своей направленностью «вовнутрь», в себя, скорее всего при определенном стечении обстоятельств направит экстремальность на свой внутренний мир, будет переживать сам, не вовлекая в эту ситуацию другого.

Таким образом, появляется еще одна граница разделения экстремальных проявлений. При рассмотрении экстремальных проявлений в системе отношений индивида к обществу, то выделяем три основных пути его направленности. Это -просоциальная, ассоциальная и антисоциальная направленность. Каждая имеет свои особенности и влечет за собой ряд определенных действий, которые в свою очередь могут быть подразделены еще на несколько направлений. Безусловно, что это далеко не все грани, по которым можно различать формы экстремальности их взаимодействие, сходство и различие.

Однако все выше отмеченные формы экстремальности можно встретить в современном обществе переходного периода. Когда разговор о гражданском обществе и гражданском согласии в большинстве государств мира все еще остается разговором.

Третьим определяемым понятием будет определение гражданского общества.

Современные исследователи с новым «рвением» вернулись к изучению вопроса о гражданском обществе. Можно говорить о новой волне исследований идеи гражданского общества и ее производных. Нам же необходимо выделить основные характеристики гражданского общества для того, чтобы понять какие формы проявления экстремальности будут проявляться в нем, и какие из них будут доминировать.

Во-первых, следует отметить, что идея гражданского общества имеет свою историю и впервые понятие «гражданское общество» появилось еще в античности. Затем идея гражданского общества в различных модификациях прошла через все исторические эпохи и приобрела ту форму, которую мы сейчас наблюдаем. В исследование идеи гражданского общества внес вклад преподаватель философии Гегель в своей работе «Философия права» выделил в качестве «гражданского» часть общества его коммерческий сектор и институты, необходимые для функционирования и защиты этой гражданской части общества.

При различном понимании гражданского общества и всем многообразии представлений об идее гражданского общества термин «гражданское общество» приобрел свои существенные признаки:

♦♦♦ это часть общества, независимая от государства;

♦♦♦ гражданское общество обеспечивает права индивидов, и в частности право собств енности;

♦♦♦ в гражданском обществе независимо от государства действует множество автономных экономических и других ассоциаций, конкурирующих между собой» [2].

Определив основные понятия можно перейти к непосредственному рассмотрению экстремальных форм в гражданском обществе.

Исходя из предложенного понятия «гражданское общество», следует, что в таком обществе, скорее всего, не будет жестких форм негативного проявления экстремальности. Будет упразднена сила государственного давления на макро и микросоциальные образования в целом, и на индивида в частности. Такая практика, в свою очередь, несет отмену тех форм протестно-экстремального поведения, которые связаны с выступлением против насилия над человеком со стороны государства и общества. Связано это еще и с таким неотъемлемым критерием гражданского общества как «общественный договор» [3, 4]. Суть договора (конвенции) заключается в осознанном отречении от естественных прав гражданина в пользу общества, с учетом приобретения некоторых благ от этого общества. Из чего следует, что в гражданском обществе как в обществе, в основе которого лежит принцип общественного договора, существует "Я", которое самостоятельно и осмысленно принимает условия этого договора и вступает в него, то, следовательно, "Я" сознательно отказывается от некоторых своих свобод, что в свою очередь приводит к снятию негативной реакции, которая может возникнуть в обществе, где "бал правит" государство и его аппарат чиновников.

Из этого следует, что такие негативные формы проявления экстремальности, как экстремизм, терроризм потеряют свою актуальную значимость, поскольку в условиях современного общества они существуют как механизмы давления на власть или урегулирования отношений с государственной властью. Если же проблема давления власти государства снимается, то, следовательно, и снимается вероятность негативного, агрессивного решения конфликтных ситуаций между государственной властью и социальными образованиями.

Из чего не следует, что экстремальные проявления исчезнут вовсе. Нет, этого не произойдет, поскольку «экстрим» заложен в самой человеческой природе в форме энергии, которая направляет развитие человека и определяет его реакции на определенные жизненные ситуации.

И все же так как в условиях гражданского общества будет снята некоторая напряженность, то и формы экстремальности будут модифицированы. Они приобретут новые качества, сменят свою направленность.

Можно предположить, что все внешние формы экстремальности будут направлены не на агрессивное, насильственное решение конфликта, а на мирное его урегулирование. Скорее всего, снимется или модифицируется ряд форм экстремальности внутреннего характера. Есть все основания предположить, что в гражданском обществе все формы проявления экстремальности, от внешних до внутренних, от негативных до позитивных, приобретут более мягкий характер. Граница между этими проявлениями будет скорее условной, чем безусловной. Это обеспечит возможность дальнейшего развития, нахождения новых путей своего роста, не потеряв тех носителей экстрима, которые идут «впереди», усиливая возможность дальнейшего развития общества, что даст возможность снять напряженную ситуацию, связанную с экстремистско-террористическими действиями, которые приводят к панике, разрушению и дестабилизации общества сегодня.

Список литературы

1. А Печчеи Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - С. 35

2. Гражданское общество: истоки и современность/ Научный редактор проф. И. И. Кальной - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2000. - 256. - С.31-35

3. Гоббс Т. Левиафан. - М., Прогресс, 1987. - 503с.

4. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М., 1960.С. 153-162.

ЧудтаН. В. Форми прошу екстремальноспюу громадянському cycnumcmei.

У cmammi розглядаетъся громадянсъке суспшьство та eipozidui форми прояву екстремальностг у нъому.

Kmonoei слова: громадянсъке суспшьство,экстрим, экстремальтсть.

Chudina Natalie. The form manifestation of extremality in the civilian society

The article considers the civilian society and the probably form manifestation of extremality in

him.

Key concepts: civilian society, extreme, extremality.

Поступило в редакцию 15.10.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.