УДК 332.146.2; 338.242.2
И. Н. Домнина, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики Российской академии наук e-mail: [email protected]
Л. И. Маевская, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра федеративных отношений и регионального развития Института экономики Российской академии наук e-mail: [email protected]
ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЕНЧУРНЫЕ ПРОЕКТЫ С УЧЕТОМ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ
В статье рассматриваются проблемы привлечения частного капитала в инновационную сферу экономики российских регионов в условиях ухудшения макроэкономической ситуации, сокращения инвестиционной активности структур с государственным участием, а также перенасыщенности инновационной сферы неэффективными, а зачастую убыточными проектами. Особое внимание уделяется венчурному бизнесу, его самым ранним стадиям. Подчеркивается важность развития таких финансовых институтов, которые способны не просто привлечь в региональные «стартапы» средства частных инвесторов, но и довести идею до превращения ее в самостоятельный бизнес. Указывается на необходимость правового оформления участия непрофессиональных инвесторов на инновационном поле через интернет-платформы, предлагаются меры по стимулированию инвестиционной привлекательности региональных стартапов.
Ключевые слова: инновационный проект, региональные бизнес-ангельские сети, стартап, краудфандинг, краудинвестинг, венчурный бизнес.
Специфика развития российской инновационной экономики характеризуется наличием серьезных инвестиционных рисков и отсутствием реальной заинтересованности в использовании ее продукции. Поэтому успех реализации инновационных приоритетов во многом связан с созданием каркаса инновационной системы, представленного институтами, берущими на себя инициативу и риски инновационного инвестирования.
Формирование подобных институтов в российских регионах происходит как с использованием государственного ресурса, так и с участием частного капитала. В первом случае речь идет о структурах с бюджетным финансированием, инвестирующих средства в перспективные инновационные проекты на федеральном и региональном уровнях. К ним можно отнести такие государственные институты развития, как Роснано (уставной капитал 130 млрд руб.), Российская венчурная компания (уставной капитал 28,2 млрд руб.), Фонд содействия раз-
витию малых форм предприятий в научно-технической сфере (больше известный как фонд Бортника), а также созданный в 2011году Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ).
На протяжении последних лет инвестиционная активность финансовых структур, созданных, главным образом, за счет использования государственного ресурса, т.е. «сверху», имела устойчивую положительную динамику как с точки зрения процессов создания новых фондов, так и с точки зрения объемов и числа осуществленных инвестиций. Однако эти институты обычно заинтересованы в крупных проектах, которым требуется от одного до десяти миллионов долларов.
С другой стороны, за последние годы в российских регионах начала складываться инфраструктура инновационной экономики, предполагающая привлечение капиталов частных инвесторов. На сегодняшний день в России насчитывается более 150 венчурных фондов, ресурсы которых находятся в пропорции 50 на
50 (первые 50% - средства федерации и регионов, вторые 50% - средства частных инвесторов) [3].
Наиболее заметными центрами, в которых активно формируется подобные институты инновационного финансирования, являются, как не странно, не две российские столицы, а Поволжье, восточная часть Центрального региона, Томская область. При этом значительную инвестиционную активность проявляют Казань и Томск, имеющие наиболее разработанное инвестиционное законодательство и проводящие наиболее эффективную региональную политику по поддержке инновационной экономики, в которых прописаны определенные гарантии деятельности инновационных институтов, а в ряде случаев и преференции для частных инвесторов, вкладывающих средства в перспективные стартапы.
В целом, в предшествующие два-три года государством были предприняты серьезные шаги с целью активизации привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную сферу российской экономики. Начиная с 2013 года, наметились положительные тенденции, выразившиеся в росте числа венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Создано 25 фондов, причем число венчурных фондов оказалось в три раза больше, чем фондов прямых инвестиций [8].
Однако в 2014 г. положительный тренд в области формирования инфраструктуры инновационной экономики сменил свою траекторию, причиной чему стала наметившаяся нестабильность экономического курса в России, обусловленная падением цен на нефть и введением экономических санкций. В этом году в России перестала работать половина из пятидесяти венчурных фондов, имеющих более 2-х стартапов в портфеле, инвестировавших минимум в один проект, а также сократилось количество сделок в инновационной сфере (с 498 в 2013 году до 465 в 2014 году). В январе 2015 года на венчурном рынке было проведено всего 15 сделок, что почти на две трети меньше, чем в декабре 2014 года [14]. Последнее во многом объясняется сокращением инвестиционной активности структур с государственным участием как на федеральном, так и на региональном уровнях. В дополнение к сложившимся негативным условиям в экономике отрицательным моментом явилась перенасыщенность
инновационной сферы неэффективными, а зачастую убыточными стартапами.
Финансирование венчурного бизнеса в российских регионах
В этих условиях актуальной становится проблема выбора пути дальнейшего инновационного развития. Ряд экономистов считает, что в сложившейся ситуации оптимальным является переключение инвестиционных потоков с вложений в инновационные проекты на импортозамещение. Предполагается, что это позволит обновить и модернизировать производство, а затем уже, создав определенный финансовый базис, перейти к разработке отечественной инновационной продукции. Однако такой подход не вполне отвечает инновационным приоритетам российской экономики.
Кроме того, велики риски, что подобное импортозамещение в конечном счете может свестись просто к воспроизводству аналогов западных инновационных товаров, а не к созданию собственных продуктов и сохранить отставание от передовых технологий. Следует отметить, что многие инновационные фирмы еще до кризиса были нацелены не столько на создание собственного оригинального инновационного продукта, сколько на дублирование иностранных инноваций, особенно в отраслях электронной торговли и услуг.
Так, в 2014 году самыми популярными объектами инновационного финансирования на российском рынке стали проекты из области медиа и разработки программного обеспечения. Однако инвесторы, вкладывая средства в производство аналогов зарубежных продуктов, по сути, создавали, так называемые, фирмы-клоны. Тем самым, на отечественном рынке раскручиваются бизнесы, представляющие западные технологии, которые, как показывает практика, существуют не долго, либо разоряясь, либо попадая в руки крупных ретейлеров. В этой связи в условиях неблагоприятной экономической ситуации и возрастания инвестиционных рисков импортозамещение может стать наиболее предпочтительным направлением инвестиционных вложений, но именно в сфере инноваций, исключающих дублирование технологических аналогов, которые до сих пор закупаются за рубежом.
К сожалению, не только этим страдает российский инновационный бизнес. Есть и другая проблема, связанная с привлечением инвести-
ций в региональные инновационные проекты со стороны государственных органов. Так, на Западе сложилась практика, когда стартующие венчурные проекты могут рассчитывать исключительно на гранты, которые выделяются победителям конкурсов, при этом для участия в конкурсе необходимо пройти несколько этапов отбора. В России же существует отдельная государственная программа по инновационному инвестированию, в рамках которой отобранные инновационные проекты получают средства, обеспечивающие его поддержку на ранних стадиях, еще до окончания срока договора. Такая практика часто приводит к манипуляциям региональных властей с бюджетными средствами, предоставляемыми под инновационные проекты стартапов.
Поскольку не все венчурные проекты приносят прибыль, а многие просто убыточны, получается, что для региональных администраций зачастую не важно, какой эффект будет получен в результате вложений в такой стар-тап, главное это направить в него инвестиции. Такие стартапы носят формальный характер, ничего общего не имея с инновационным проектом, а служат только для «отмывания» денег. Ситуация, когда эффективность использования государственных инвестиций оценивается не по конечному результату, а по самому факту «наличия» проекта, в конечном счете сказывается на привлечении в инновационную сферу частных инвесторов, которые хотят видеть на выходе коммерческий результат.
Кроме того, государственные венчурные фонды, действующие в российских регионах, стараются инвестировать средства в уже сложившиеся инновационные фирмы. Анализ российской индустрии прямого и венчурного инвестирования показывает, что в развитии инновационной экономики в России есть серьезные диспропорции, поскольку предпочтение отдается проектам, уже прошедшим начальную стадию, т.е. менее рискованным. Наиболее же значительные трудности с привлечением финансирования испытывает именно вновь создаваемый венчурный бизнес.
Стартапы, находящиеся на посевной и начальных стадиях, имеют свой рынок финансовой поддержки и свои собственные методы поиска инвесторов. Более высокие инвестиционные риски данного бизнеса предполагают иные формы взаимодействия с венчурными
институтами. Иными словами, для их становления требуются вполне определенные структуры, ориентированные именно на поиск и становление инновационного проекта. В условиях же повсеместного сокращения инвестиций заинтересованность в финансировании инновационных проектов могут проявлять преимущественно частные инвесторы, которых грамотно привлечь в венчурный бизнес должны соответствующие институты.
Среди них особое место занимает Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Одна из основных целей фонда состоит в создании в России сети акселераторов, которая будет помогать выращивать перспективные проекты на ранних стадиях развития (pre-seed и seed), что позволит в короткие сроки найти заинтересованных инвесторов для их реализации. Поэтому серьезный акцент в работе ФРИИ отводится апробации инновационного проекта в акселераторе, которой по сути является бизнес-инкубатором. Фонд готов предоставить стартовые инвестиции в размере 1,4 млн рублей (при условии вхождения в капитал компании в объеме 7%), из которых 800 тыс. рублей - составят прямые инвестиции в проект, а дополнительные 600 тыс. пойдут на расходы по прохождению акселерационной программы [6].
Следует отметить, что прохождение инновационной идеи через акселератор имеет большое практическое значение. Это объясняется тем, что большинство инноваторов не имеют опыта общения с потенциальными покупателями своего продукта. В результате часто инновационная идея, уже готовая к реализации, оказываются не востребована рынком и не находит инвестора, заинтересованного в ее финансировании. С другой стороны, очень часто стартаперы не могут адекватно не только оценить издержки своего проекта, но и сильно завышают будущие доходы. Им затруднительно грамотно оценить возможные инвестиционные риски, причем, чем менее проверенная команда стартапа в бизнесе и чем инновационней технология, тем эти риски выше.
ФРИИ активно сотрудничает с регионами как в области тиражирования своей модели бизнес-акселераторов, [11] так и в области совершенствования правового поля для участников инновационного бизнеса, призванного адекватно отражать его потребности. В частности, это касается таких вопросов, как: имуще-
ственные потери при наступлении определенных обстоятельств, не связанных с нарушением договора между инвесторами и стартаперами; соглашение между стартапами и кредиторами, позволяющее инвесторам и инноваторам договариваться о распределении прибыли, не обязательно пропорционально их долям в бизнесе; введение понятия «опциона» на заключение договора, что обеспечивает возможность выкупа стартапером доли инвестора в случае, если инновация не принесет обещанный доход. Внесенные в августе 2014 г. экспертами ФРИИ законодательные поправки, касающиеся создания некоторых аналогов зарубежных правовых конструкций на российском венчурном рынке, могут способствовать тому, что российские интернет-компании перестанут уходить в иностранные юрисдикции [13].
Аналогичные по своим задачам фонды, со смешанным частно-государственным участием, стали активно создаваться в ряде российских регионов. Так, в Республике Татарстан организован фонд Pulsar Venture Capita, в котором наряду с частными инвесторами присутствует республиканский Инвестиционно-венчурный фонд. Основная задача фонда - это оказание консалтингового сопровождения высокотехнологичным инновационным компаниям.
В Санкт-Петербурге элементом инновационной инфраструктуры является Фонд предпосевных инвестиций (ФППИ), созданный в 2011г. как некоммерческая организация. Он занимает нишу между бизнес-ангелами и частными венчурными фондами, которые инвестируют в проекты ранней стадии. Сейчас в портфеле ФППИ 14 проектов. Помимо этого фонда в Санкт-Петербурге с 2012 года функционирует такой инновационный институт, как iDealMachine, являющийся венчурным фондом и стартап-акселератором. Его деятельность нацелена на работу со стартапами в сфере-ИТ-индустрии на самых начальных стадиях, помогая им создать не просто привлекательный проект, а довести идею до превращения ее в самостоятельный бизнес.
Указанные фонды в своей деятельности исходят из того, что на начальной стадии инновационному проекту нужны не столько деньги, сколько знания в области финансов, экспертиза, опыт и прямая помощь в построении бизнесa. В инвестиционном мире это называют "умными деньгами". Так, iDealMachine
ведет каждый проект от развития идеи до ее реализации в реальном бизнесе и работает индивидуально с каждой инновационной компанией. Первые портфельные компании на стадии pre-seed появились в фонде два года назад, и сейчас большинство из них уже привлекли инвестиции следующего раунда, выпустили первые версии своих продуктов и борются за своё место на рынке.
Однако в целом, как уже говорилось выше, значительная часть венчурных фондов предпочитают работать с уже более менее сложившимся бизнесом в сфере инноваций и крайне редко с инновационными проектами начальной стадии. На этой стадии действуют другие институциональные инвесторы. Как уже говорилось выше, к стартапам больший интерес предъявляют скорее не государственные венчурные фонды, а непубличные и закрытые частные структуры, которые не только вкладывают деньги, но и помогают с управлением, а также решают другие организационные вопросы. Речь идет о бизнес-ангелах и их региональных объединениях.
Бизнес-ангелы и их региональные объединения
«Бизнес-ангелы» в современной трактовке это профессиональные инвесторы (физические и юридические лица), вкладывающие часть собственных средств в инновационные фирмы на самых ранних стадиях развития: «посевной - seed» и «начальной - start-up». За ними, как правило, следуют сначала венчурные, а затем и прямые инвестиции.
В отличие от институциональных инвесторов бизнес-ангелы имеют ряд преимуществ. Во-первых, ими отбираются, как правило, те проекты, сфера применения которых хорошо знакома и в которой имеется определенный опыт работы; во-вторых, бизнес-ангелы, как правило, быстро и оперативно запускают стартап; в-третьих, имея уже некоторый опыт в бизнесе, они могут активно участвовать в управлении (оказание различных услуг, рассмотрение заявок, структурирование инвестиций или грантов) и, что очень важно, в дальнейшей коммерциализации проекта.
Однако следует иметь в виду, что сегодня обнаружилась серьезная проблема в привлечении бизнес-ангелов в инновационную деятельность в российских регионах, связанная с недостаточной отлаженностью бизнес-процессов, снижающей прозрачность и открытость
этого рынка. Под видом бизнес-ангелов активно начали функционировать фирмы, по сути, занимающиеся инновационным рейдерством. Они могут действовать двумя способами: либо ищут привлекательный инновационный проект, который затем тем или иным способом отбирают с целью перепродажи; либо вкладываются в понравившиеся проекты, а потом, когда проект успешно развивается, размывают долю основателей стартапа в компании и выкидывают их из бизнеса.
Вступая в подобное сотрудничество, начинающие стартаперы, не имеющие еще опыта работы в бизнесе, рискуют потерять 100% акций стартапа, которые могут оказаться в руках рейдерской компании. По всей видимости, снизить вероятность вступления во взаимоотношения с такими «псевдоангелами» может активная работа содружеств бизнес-ангелов по выявлению и информировании о них начинающих инноваторов на своих сайтах.
На сегодня в России существует несколько крупных объединений бизнес-ангелов, важнейшей задачей которых является формирование системы отбора и подготовки венчурных биз-несов на ранних стадиях. Это, в первую очередь, национальная ассоциация бизнес-ангелов (НАБА) и национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР), образующие совокупность коллективно взаимодействующих бизнес-ангелов. Особое значение приобретает формирование региональной сети бизнес-ангелов, которые осуществляют работу по поиску, отбору и подготовке наиболее привлекательных инновационных идей, а также становятся площадкой для поиска соинвесторов в регионах, обмена опытом среди бизнес-ангелов.
Сегодня региональная картина распределения бизнес-ангельских сетей в России следующая. Первая ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» была образована в 2006 г. в Нижнем Новгороде, а ее учредителями стали известные бизнесмены и бизнес-структуры Приволжского региона. Деятельность ассоциации связана не только с инвестированием финансовых средств, необходимых для старта и развития инновационных предприятий, она также принимает участие в формировании и развитии инновационной экосистемы региона. Еще одним примером успешной бизнес-ангельской ассоциации является организация «Бизнес-Ангелы Урала» (БАУР) (УрФО), кото-
рая представляет собой структуру, объединяющую единомышленников, которые являются или готовы стать бизнес-ангелами.
Что касается других регионов, то не менее известно НП «Бизнес-ангельское региональное содружество» БАРС (Саратов). Это - российское объединение бизнес-ангелов регионального масштаба, созданное в 2010 г. с целью формирования в регионе и поддержания в рабочем состоянии единой базы инновационных проектов, доступной для инвесторов. Главная цель компании состоит в оказании содействия развитию новой отрасли в экономике региона, а именно, бизнес-ангельского инвестирования и увеличения инвестируемого капитала в региональные инновационные проекты.
Активно функционируют бизнес-ангелы в Сибире - НП «Бизнес-Ангелы Сибири» (БАС) и в Москве. Московская сеть бизнес-ангелов «Частный капитал» объединяет частных инвесторов (бизнес-ангелов), которые инвестируют собственные средства в компании на начальных стадиях, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога. Они ставят своей целью продать свою долю в компании через несколько лет, получив при этом доход, как минимум в несколько раз превышающий первоначальные инвестиции. В Санкт-Петербурге действует организация Бизнес-ангелов (СОБА), представляющая клуб инвесторов, рядом с которым есть акселератор, управляющая и консалтинговая компании. Хорошо зарекомендовала себя томская сеть рискового финансирования «Бизнес Ангелы». Есть ряд структур и в других регионах России, в частности во Владивостоке, в Самаре, Казани.
Необходимость региональных объединений бизнес-ангелов в России связана с тем, чтобы использовать лучший международный опыт по анализу и предварительной оценке перспективных проектов, а также наладить отношения с другими инвесторами - венчурными и посевными фондами. Так, например, на сайте НП «Бизнес-ангельское региональное содружество» БАРС (Саратов) представлена последовательная технология инновационного инвестирования: здесь можно увидеть примеры инноваций, заполнить анкету партнера НП «БАРС» и оформить проект для представления его бизнес-ангелам. После выбора перспективных проектов и молодых компаний, имеющих конкурентные
преимущества, составляется краткая аннотация, которая рассылается инвесторам и размещается на сайте. В случае появления заинтересованности у инвесторов, проводится презентация инвестиционного проекта, а также переговоры с предпринимателями. Таким образом, инновато-ры получают опыт общения с инвесторами, понимают, что от них требуется на первой стадии сотрудничества. А инвесторы могут увидеть, какие проекты востребованы, оценить новые научные идеи и, возможно, найти интересующие их проекты.
Итак, региональные бизнес-ангельские сети в России объединяют частных институциональных инвесторов, экспертов, консалтинговые компании и инноваторов с целью стыковки частного капитала с носителями идей и поддержки перспективных венчурных бизнесов. Разработчики инновационной идеи представляют свои проекты в бизнес-ангельскую сеть, которая осуществляет их строгий отбор. Чтобы инвестировать 50-100 проектов, бизнес-ангелы должны просмотреть 5-10 тысяч предложений (из ста до инвестиций доходят в лучшем случае три), ведь посевная стадия является рискованной и не всегда приносит бизнес-ангелам положительный результат [12].
Начиная с 2012-2013 гг., в российских регионах наблюдалась тенденция активизации деятельности бизнес-ангелов. Однако 2014 г. принес с собой общее ухудшение экономической ситуации, что вызвало спад и на рынке ангельских инвестиций. Так, если за 11 месяцев 2013 г количество проектов выросло на 174% по сравнению с предыдущим годом, то за первые 10 месяцев 2014 г. количество сделок с участием бизнес-ангелов сократилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. [4]. Однако в целом деятельность бизнес-ангелов в России пока отстает от своих зарубежных аналогов. В ходе обследования бизнес-ангельских сетей, проведенного в 2014 г. РВК, Atom Partners и НАБА, в качестве причин, препятствующих увеличению числа бизнес-ангелов в России, назывались: отсутствие предсказуемой возможности выхода (продажи доли инвестору более поздней стадии), консервативность частных инвесторов; несовершенство законодательства (в части структурирования сделок, защиты прав миноритарных акционеров); недостаток качественных объектов для инвестиций, недостаточное информационное обеспечение [5].
Важным для дальнейшего развития таких инновационных институтов, как региональные сообщества бизнес-ангелов, является формирование правового поля, обеспечивающего юридическую защищенность инвесторов начальных стадий, а также разработку информационных материалов для потенциальных участников рынка. Подобные меры позволят увеличить количество активных бизнес-ангелов, число и объем сделок с их участием. Представляется, что возможными направлениями деятельности региональных органов власти в области активизации привлечения частных инвесторов в проекты ранней стадии могли бы стать:
- совершенствование механизмов предварительного отбора и проработки проектов, которые приведут к повышению качества сделок и снижению рисков сотрудничества с «псевдоангелами»;
- улучшение информационного обеспечения венчурной отрасли и пропаганды успешных региональных инвестиционных проектов;
- создание, ведение и совершенствование баз данных проектов и компаний ранней стадии. Сюда следует также добавить меры экономической заинтересованности, такие, например, как льготные преференции частным инвесторам, вкладывающим свои средства в инновационные проекты на начальной и посевной стадиях [1].
Таким образом, в условиях ухудшения макроэкономической ситуации в российской экономике в целом, снижения инвестиционного рейтинга страны и возрастания инвестиционных рисков законодательное и экономическое оформление сети региональных объединений бизнес-ангелов является наиболее востребованным механизмом активизации привлечения частного капитала в инновационную сферу российских регионов.
Возможности участия непрофессиональных инвесторов в финансировании инновационных проектов
Однако не все инновационные проекты находят своих бизнес-ангелов или могут добиться финансирования через другие венчурные институты. И сегодня в России уже существует возможность привлечь деньги в венчурный бизнес, минуя указанные структуры. Речь идет о стартапе, который не планирует масштабного расширения и ищет средства для начальной стадии. В этом случае можно воспользоваться
таким финансовым инструментом, который уже получил широкое распространение в развитых странах, как краудфаундингом.
Краудфандинг - это новое направление в сборе средств, основанное на коллективном сотрудничестве людей, добровольно вкладывающих свои деньги для реализации заинтересовавших их идей или проектов. Мотивацией такого рода привлечения финансовых средств является коллективное участие в создании проекта, имеющего некоторую материальную ценность для инвестора. В определенной степени это предоплата продукта, который пока нельзя купить в магазине. Взаимосвязь стратапа и инвестора в этом случае осуществляется через интернет, на определенных площадках (платформах), рекламирующих данную идею.
Используя специальные сайты, владелец стартапа может представить свой проект широкой публике, объяснить его значимость и привлечь средства на развитие проекта, а также пообещать небольшие призы тем, кто внесет деньги. Срок сбора средств обычно ограничен, а призы чаще всего раздаются тем, кто вносит определенные суммы. К концу срока сбора средств можно собрать сумму, в несколько раз превышающую ту, что была указана в запросе, а можно и не «добрать». В этом случае есть два варианта развития событий: одни сайты разрешают снять хотя бы то, что набралось, другие - ничего.
На Западе подобный вид финансирования достаточно развит (особенно в США). Например, в США самой известной и наиболее продуктивной является платформа Kickstarter com., деятельность которой имеет на сегодня оборот в 100 млн долларов. Круг проектов и идей постоянно расширяется, в основном за счет технических и технологических сфер, и, прежде всего, связанных с IT технологиями. В связи с этим уже функционируют специальные платформы для научных исследований: Iamscientist.com и Opengenius.org. У научного краудфандинга есть свои особенности. Через указанные социальные сети ученые привлекают небольшие средства, так как для обычных граждан не всегда доступно излагаются предлагаемые научные идеи. Однако сама возможность изложить на платформе свои изобретения или проекты бывает вполне продуктивной, так как обеспечивает общение с другими учеными, институтами, что в конечном счете мо-
жет привести к получению гранта на реализацию предлагаемой идеи.
Эффективность краудфандинга объясняется тем, что авторам идей и проектов не надо убеждать чиновников в целесообразности финансирования их стартапа, а достаточно бесплатно опубликовать на платформе свои идеи. И если проект коммерческий, а не социальный, предложить своим инвесторам определенные бонусы, например, предоставить первые образцы своей продукции или какие-нибудь другие сервисы. При недоборе денег компания считается несостоявшейся, и собранные средства возвращаются инвесторам. Если же идея набрала необходимую сумму денег, то платформа начисляет на эту сумму определенный процент, который окупает ее затраты и приносит ей прибыль. Кроме того, эффект краудфандин-га объясняется еще и тем, что люди самостоятельно выбирают проект, т.е. финансируют не какую-то абстрактную компанию, а конкретную понравившуюся идею.
В России только начинает действовать данная форма финансирования идей и проектов. Она, как и в США, тоже началась с социальных и музыкальных проектов. Сегодня уже существует несколько платформ, которые заявили о себе как площадки, привлекающие деньги не только на творческие проекты, но и на финансирование технологических стартапов (Boomstarter.ru, Planet.ru). Однако в целом и на них пока преобладают в проекты, сконцентрированные на искусстве (книги, альбомы, арт-проекты, видеоклипы) и представлено всего несколько технологических проектов. Так, на Boomstarter.ru. в 2014 году были успешно завершены два технологических проекта: первый - московский проект «Планетарный Передатчик Энергии - по всей Земле без проводов» (проект собрал 1 540 112 рублей, что на 102% больше планируемой суммы); второй - алтайский «Возродим наш лес», в котором представлена новая технология восстановления лесов и защитных лесополос для сельского и лесного хозяйства (проект набрал 626 376 рублей, что на 125% больше ожидаемого) [2]. Более того, к площадке Boomstarter проявила интерес Общественная палата России, объявив о намерении помочь некоммерческим организациям привлекать деньги на реализацию своих проектов через краудфандинговую интернет-платформу на условиях софинансирования [7].
По всей видимости, более целесообразно технологические инновационные идеи предоставлять на специализированных площадках, интерес к которым могут иметь не только обычные граждане, но и бизнес-ангелы. В определенной степени такой площадкой на сегодня является napather.ru, на которой можно разместить технологический проект для привлечения в него инвестиций, продать бизнес, найти делового партнера. Однако услуги данной платформы платные, так как ее команда сама занимается презентацией предлагаемой идеи. Безусловно, это позволяет не только технически грамотно изложить суть идеи, но и профессионально ее разрекламировать. Организаторы этой платформы осуществляют подготовку проекта, разрабатывая его спецификацию с описанием алгоритма, Web-дизайна, решением маркетинговых задач с целью вывода на рынок нового продукта, увеличения продаж, проводят аудит безопасности сайта.
Интерес к привлечению частных инвестиций в стартапы с помощью краудфандинга существенно возрос в связи с тем, что Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) организовал свою собственную краудфандинговую площадку StartTrack.ru, в создание которой вложено около трех миллионов долларов. Запуск происходил поэтапно: в ноябре 2014 г. начала работать информационная площадка, на которой аккредитованные инвесторы смогли получить доступ к ста проектам, прошедшим отбор в первый акселератор ФРИИ. Благодаря организации данной площадки появилась реальная возможность для взаимодействия инвесторов и стартапов. Эта краудфандинговая платформа позволяет следить за бизнес-показателями молодых компаний, а также лично встречаться инвесторам и стартапам. Инвесторы, аккредитованные на сервисе в данный момент, заявили о готовности вложить в проекты платформы StartTrack более 380 миллионов рублей [9].
Следует обратить внимание еще на одну форму инновационного инвестирования, которая наиболее привлекательна для тех стартапе-ров, которые не готовы платить за обработку и рекламирование своих проектов. Многие из них сами презентуют свой проект, а привлеченные средства могут использовать на его осуществление. И здесь более интересен крау-динвестинг, который также объединяет авторов
потенциальных проектов и желающих поучаствовать в их финансировании.
Этот способ инвестирования преимущественно нацелен на инновационные идеи [10]. Презентация проекта проходит в виде представления бизнес-плана, видеоролика, доступно излагающего перспективы продукта, что дает возможность непрофессиональным инвесторам рассчитывать в будущем на возможность получения определенного дохода. Кстати, если проект набирает большое число непрофессиональных инвесторов, к нему затем, как правило, проявляют интерес бизнес-ангелы или венчурные фонды. А это уже другие инвестиционные возможности.
У краудинвестинга есть отличия от крауд-фандинга, поскольку его используют не только начинающие стартаперы, но и так называемые непубличные компании. Они привлекают капитал, путем продажи своих акций в новые бизнес-проекты. Но важным отличием от обычного фондового рынка при краудинвестинге является отсутствие спекуляции ценными бумагами в расчете на быструю прибыль. Тут работает принцип венчурного финансирования, рассчитанного на то, что можно получить прибыль в перспективе, причем возможно не от всех проектов, а от одного или двух.
Сегодня в России уже работает краудинве-стинговая площадка SmartMarket.net, на которой стартапер сам осуществляет презентацию предлагаемой идеи, представляет этапы ее реализации и расчет возможного конечного дохода. Он также должен иметь четкий план по управлению собранными средствами, поскольку ему придется отчитываться перед своими многочисленными соинвесторами. За размещения проекта на платформе требуется оплата, которая в отличие от платформы параШег т значительно ниже и составляет около 5% от собранной суммы. Эти средства покрывают издержки на обслуживание платформы и прибыль. Причем значительная часть затрат идет на содержание службы безопасности, которая проверяет владельцев проекта на предмет мошенничества.
На SmartMarket.net проекты классифицируются по следующим сегментам: стартапы, сервисы; производство (гаджеты, технологии); медицина; транспорт; медиа; бизнес центры; отели; издательства; красота и здоровье и т.д. Как видно из указанного перечня, на этой платформе пред-
почтение отдается технологическим инновационным стартапам. Поэтому вполне вероятно, что метод краудфаундинга, а точнее краудинвестин-га, может на первом этапе стать одним из источников частных инвестиций для инновационных стартапов в регионах в сложившихся макроэкономических условиях российской экономики.
Однако надо иметь в виду, что пока еще этот вид инвестиционной деятельности находится в России на начальном этапе, и эффект от наличия большого числа инвесторов пока недостаточно высок. Это связано, в первую очередь, с недостаточной инвестиционной грамотностью физических лиц, выступающих в качестве инвесторов, а также с тем, что маленькие суммы инвестиций могут вызвать ничем не обоснованный ажиотаж и раздутие "мыльных пузырей". Но самое главное заключается в том, что такой способ инвестирования в нашей стране находится вне правого поля, отсутствие которого не гарантирует защиту инвесторов, вкладывающих свои деньги, от мошенничества или нерационального их использования.
Более того, в действующем законодательстве имеются правовые нормы, препятствующие развитию краудинвестинга. В частности, наиболее часто встречающаяся сейчас организационно-правовая форма инветиционного товарищества, согласно закону, может включать максимум 50 физических лиц. Для крау-динвестинга это не подходит, ведь количество вложивших в проект денег может быть значительно больше. Поправки в закон должны учитывать особенность краудинвестинга привлекать большое количество участников, т.е. дать возможность компаниям с малой капитализацией (стартапам) привлекать средства от широкого круга инвесторов на любых условиях.
И еще одна причина, сдерживающая пока данный способ привлечения средств непрофессиональных инвесторов в инновационные региональные проекты, это невысокий уровень развития безналичных расчетов среди населения. В России до сих пор невысок уровень оплаты товаров и услуг банковскими карточками. Механизм же краудфандинга и краудинвестин-
га базируется только на использовании банковских карточек, с которых в системе online снимаются деньги на понравившийся проект. Отсутствие электронных денег у населения и определенная боязнь использовать банковские карточки в интернете пока являются существенными факторами, сдерживающими народное инвестирование стартапов.
***
Итак, как мы видели выше, практически общим для экономики всех стран является развитие институтов венчурного инвестирования. При этом мировой опыт свидетельствует, что наряду с государством для программ поддержки развития инновационного бизнеса, особенно на региональном уровне, необходимы и частные финансовые институты. Банки, многочисленные венчурные фонды не спешат предоставлять свои средства стартапам, проекты которых крайне рискованны. В то же время существует множество людей, имеющих свободные денежные средства и готовых рискнуть небольшой суммой, вложив ее в реализацию нового проекта и рассчитывая в будущем на некий доход или услугу.
Участие непрофессиональных игроков этого рынка через специализированные интернет-платформы в финансировании начальных стадий бизнес-проектов может поддержать те научные идеи, которым сложно и затратно найти средства через официальные институты. Иными словами, упростится доступ большого количества частных инвесторов к инновационным проектам в регионах. Новые формы привлечения инвестиционных ресурсов в региональные венчурные проекты, такие как бизнес-ангельские региональные объединения и ассоциации, краудфаундинг и краудинвестинг, приобретают, на наш взгляд, особое значение в условиях ухудшения инвестиционного климата и возрастания рисков инновационного инвестирования в России. Однако для этого требуется формирование соответствующего правового поля и более активное включение данных институтов в инновационную систему при разработке региональной инвестиционной политики.
Литература
1. Бизнес-ангелы в России. III Ежегодный Конгресс Национальной ассоциации бизнес-ангелов [Электронный ресурс]. - URL: http://Kapital-rus.ru/articles/article/183572
2. Все проекты. Технологии. Рекордсмены [ Электронный ресурс]. -URL: http://boomstarter.ru/ discover/categories/technology
3. Домнина, И. Н. Роль институтов инновационного инвестирования в формировании инновационной системы российских регионов / И. Н. Домнина, Л. И. Маевская // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - № 5. - С. 9-38/
4. Ежегодное исследование рынка ангельских инвестиций. Результаты, динамика и новые вызовы. - 2014. - С. 6, 9. [Электронный ресурс]. - URL: http://rusangels.ru/netcat_files/userfiles/ Ezhegodnoe_issledovanie_angelskih_investitsiy_2014_NABA_AR_RVK_1127_(1).pdf
5. Ежегодное исследование рынка ангельских инвестиций. Результаты, динамика и новые вызовы. - 2014. - С. 16. [Электронный ресурс]. - URL: http://rusangels.ru/netcat_files/userfiles/ Ezhegodnoe_issledovanie_angelskih_investitsiy_2014_NABA_AR_RVK_1127_(1).pdf
6. На четвертый отбор акселератора ФРИИ подано несколько сотен заявок [Электронный ресурс]. - URL: http://i.rbc.ru/anons/item/na_ chetvertyj_otbor_akseleratora_frii_podano
7. Общественная палата включилась в краудфандинг [Электронный ресурс]. - URL: http:// crowdsoursing.ru/articale/obshhestvennaya
8. Российская ассоциация венчурного инвестирования. (РАВИ). Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/ library/rvca-yearbook
9. Российская площадка для соинвестиций привлекла около 18 миллионов рублей, 6 августа 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/news/2014/08/06/starttrack
10. Синдицированные сделки в России и в мире. Аналитический обзор. Рынок синдицированных венчурных сделок и краудинвестинга. ОАО «РВК». [Электронный ресурс] - URL: http:// rusbase.vc/media/upload_tmp/pbk_ 2013_01_2.pdf
11. Фалалеев, Д. Рейтинг Топ-10 самых активных акселераторов в России [Электронный ресурс] / Д. Фалалеев. - URL: http://slon.ru/biz/1036374
12. Финансирование инновационного проекта на посевной стадии - роль бизнес-ангелов [Электронный ресурс]. - URL: http://venture-biz.ru/venchurnyy-biznes
13. ФРИИ предложил законодательно упростить деятельность венчурных инвесторов. 19.08.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://venture-biz/ru/venchurnyy-biznes
14. Январская вьюга на венчурном рынке. 5 февраля 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://rusbase.vc/trends/digest/january15.
References
1. Business angels in Russia. III Annual Congress of the National Association of business angels. [Biznes-angely v Rossii. III Ezhegodnyj Kongress Nacional'noj associacii biznes-angelov], available at:http://Kapital-rus.ru/articles/article/183572/
2. All of the projects. Technology. Champions.[Vse proekty. Tekhnologii. Rekordsmeny], available at: http://boomstarter.ru/discover/categories/technology
3. Domnina, I., Maevskaya, L. (2014), «The role of innovation investments in the innovative system of the Russian regions» [ Rol' institutov innovacionnogo investirovaniya v formirovanii innovacionnoj sistemy rossijskih regionov], Economics: yesterday, today, tomorrow, No 5, pp. 9-38.
4. Annual study of the market for angel investments 2014. Results dynamics and new challenges, pp. 6-9 [Ezhegodnoe issledovanie rynka angel'skih investicij 2014g.], available at: http://rusangels.ru/ netcat_files/userfiles/Ezhegodnoe_issledovanie_angelskih_investitsiy_2014_NABA_AR_RVK_1127_ (1).pdf
5. Annual study of the market for angel investments 2014. Results dynamics and new challenges, pp.16[Ezhegodnoe issledovanie rynka angel'skih investicij 2014g], available at: http://rusangels.ru/netcat_ files/userfiles/ Ezhegod-noe_issledovanie_angelskih_investitsiy_2014_NABA_AR_RVK_1127_(1).pdf
6. The fourth selection of the accelerator FDII filed several hundred applications.[ Na chetvertyj otbor akseleratora FRII podano neskol'ko soten zayavok], available at: http://i.rbc.ru/ anons/item/na_ chetvertyj_otbor_akseleratora_frii_podano
7. The public chamber was involved in crowdfunding. [Obshchestvennaya palata vklyuchilas' v kraudfanding], available at: http://crowdsoursing.ru/articale/obshhestvennaya_palata_rf_vklyuchilas_v_ kraudfanding?link=themelist
8. Russian Venture Capital Association. (RVCA). Market Review. Equity and Venture Capital in Russia in 2013.[Rossiyskaya assotsiatsiya venchurnogo in-vestirovaniya (RAVI). Obzor ryinka. Pryamyie i venchurnyie investitsii v Rossii 2013], available at: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/ rvca-yearbook.
9. Russian marketplace for investments attracted about 18 million rubles, August 6, 2014. [Rossijskaya ploshchadka dlya soinvesticij privlekla okolo 18 millionov rublej], available at: http:// lenta.ru/news/2014/08/06/starttrack.
10. Syndicated transactions in Russia and in the world. Analytical Review. Market syndicated venture deals and kraudinvestinga. OJSC "RVC". [Sindicirovannye sdelki v Rossii i v mire. Analiticheskij obzor. Rynok sindicirovannyh venchurnyh sdelok i kraudinvestinga. OAO "RVK"], available at: http://rusbase. vc/media/upload_tmp/pbk_ 2013_01_2.pdf
11. Falaleev, D. Ranking the Top 10 most active accelerators in Russia [Rejting Top-10 samyh aktivnyh akseleratorov v Rossii], available at: http://slon.ru/biz/1036374.
12. The innovative project financing at the seed stage - the role of business angels. [Finansirovanie innovacionnogo proekta na posevnoj stadii - rol' biznes-angelov], available at: http://venture-biz.ru/ venchurnyy-biznes.
13.FDII has proposed legislation to simplify the activities of venture capital-ists.19.08.2014. [FRII predlozhil zakonodatel'no uprostit' deyatel'nost' venchurnyh investorov"], available at: http://venture-biz/ru/venchurnyy-biznes/
14. The January Blizzard in the venture market. 5 February 2015 [Yanvarskaya v'yuga na venchurnom rynke], available at: http://rusbase.vc/trends/digest/january15.