ФОРМЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
CROSS-BORDER COOPERATION FORMS IN TERMS OF EURASIAN ECONOMIC UNION INTEGRATION PROCESSES
DOI: 10.38197/2072-2060- 2023 - 241-3 -332 -341 ГУСАКОВ Николай Павлович
Профессор кафедры международных экономических отношений экономического факультета Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы, д. э.н., профессор
Nikolay P. GUSAKOV
Professor at International Economic Relations Department, Faculty of Economics, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Doctor of Economics, Professor
ТИНЬКОВА Арина Александровна
Ассистент, аспирант кафедры международных экономических отношений экономического факультета Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы
Arina A. TINKOVA
Lecturer assistant, Postgraduate Student, International Economic Relations Department, Faculty of Economics, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
Раскрыт механизм влияния приграничного сотрудничества (ПС) на развитие интеграционных процессов. Выявлены возможности применения инструмента ПС на внешних границах ЕАЭС на основе анализа европейской и китайской моделей приграничного сотрудничества. ПС способствует расширению интеграционных процессов, повышает эффективность использования трансграничных ресурсов, соз -
('I
Ai*
Аннотация
дает предпосылки к нейтрализации приграничных конфликтов, повышает экономическую безопасность интеграционного объединения. Выявлены перспективные аспекты совершенствования механизма ПС на внешних границах ЕАЭС, среди которых согласование единства позиций стран - участниц ЕАЭС по отношению к данному механизму и создание единой платформы для консолидации правовой и аналитической информации, а также обмена опытом реализации программ ПС. Выявлены перспективные направления развития форм ПС на внешних границах ЕАЭС.
Abstract The mechanism of cross -border cooperation (CBC) impact on the development
of integration processes is revealed. The possibilities of using the CBC forms on the external borders of the Eurasian Economic Union (EAEU) are analyzed via the experience of European and Chinese CBC models. It has been proven that effective CBC contributes to the expansion of integration processes, increases the efficiency of cross -border resources use, creates prerequisites for the neutralization of border conflicts, and increases the economic security of the regional economic integration. Promising aspects of the CBC mechanism's improvement on the EAEU external borders are identified, which are: harmonization of the EAEU member countries' views relating to this mechanism; the creation of a single platform for consolidating legal and analytical information; exchanging experience in implementing CBC programs. Promising directions for the CBC forms' development at the EAEU external borders are identified.
Ключевые слова Приграничное сотрудничество, международная экономическая интеграция, ЕАЭС, ЕС, Китай, приграничная миграция.
Keywords Cross -border cooperation, international economic integration, EAEU, EU, China, cross -
border migration.
Благодарность Публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН.
Acknowledgements This paper has been supported by the RUDN University Strategic Academic Leadership Program.
Введение: трансграничные угрозы и выгоды сотрудничества
Современная экономическая теория и практика международных экономических отношений показывают, что зачастую чрезмерное ограничение трансграничного движения факторов производства, товаров и услуг приводит к образованию теневого сектора экономики. Наиболее подверженными такой угрозе становятся приграничные территории в силу территориальной близости государств и возможности пересечения границы с меньшими издержками. Современные попытки строительства стен на государственных границах и милитаризации приграничных территорий не выявили экономических выгод или какой-либо явной эффективности в нейтрализации этой угрозы. Уже во второй половине ХХ в. международное сообщество пришло к выводу, что, содействуя приграничному сотрудничеству на межгосударственном уровне, можно не только нейтрализовать угрозы нелегальных трансграничных
потоков мигрантов, товаров, капитала, но и извлечь значительные экономические выгоды [1]. Такое сотрудничество, при условии его эффективного осуществления, содействует повышению благосостояния приграничных регионов соседствующих стран, что существенно повышает их экономическую безопасность и зарождает предпосылки к международной экономической интеграции. Важно отметить, что даже в условиях санкционного давления реализация программ приграничного сотрудничества, зачастую, не прекращаются [2].
Приграничное сотрудничество играет важную роль в процессе становления и расширения международной экономической интеграции. Оно может реализовываться как на внутренних границах интеграционного объединения, так и на внешних. Эффективность приграничного сотрудничества, в свою очередь, зависит от применяемой модели и инструментов миграционной и внешнеторговой политики. Первая и важнейшая форма приграничного взаимодействия - это миграция, ведь без физического перемещения людей сложно способствовать реализации иных форм взаимодействия, как торговля и инвестиции. Действительно, свободное перемещение людей на внутренних границах интеграционных объединений способствует повышению объемов торговли между приграничными регионами. Так, в рамках ЕАЭС, по оценкам экспертов, 70% товарооборота между РФ и Казахстаном, 50% товарооборота между Казахстаном и Кыргызстаном1 приходятся на приграничную торговлю.
Однако приграничное сотрудничество на внешних границах интеграционных объединений - более сложное явление, требующее всестороннего анализа применения форм и механизмов взаимодействия, которые бы соответствовали целям и интересам интеграционного объединения и способствовали повышению его экономической безопасности. В связи с этим представляет теоретический и практический интерес изучение мирового опыта реализации приграничного сотрудничества и возможностей его применения к Евразийскому экономическому союзу. Проблематика приграничного сотрудничества отражается в стратегиях и концепциях регионального развития приграничных территорий2, приоритетах торговой политики стран, в международных и межрегиональных договорах о приграничном сотрудничестве3.
Формы приграничного сотрудничества на внутренних и внешних границах интеграционных объединений
Приграничное сотрудничество - инструмент внешнеторговой политики как стран, так и интеграционных объединений, который возникает изначально на уровне народной дипломатии приграничных регионов, а затем трансформируется до международного уровня и приобретает институциональное оформление, содействуя сближению национальных экономик и установлению доверительных отношений, углублению и расширению международной региональной экономической интеграции. Несмотря на то что приграничное сотрудничество является элементом политики приграничных регионов, его основы и факторы внешней
1 Мосты приграничного сотрудничества. Информационный портал Матрица Казахстан, 02.12.2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.matritca.kz/news/67762-mosty-prigranichnogo-sotrudnichestva.html.
2 Распоряжение Правительства РФ от 7октября 2020 г. № 2577-р О Концепции приграничного сотрудничества в РФ.
3 European Outline Convention on Transfrontier Co-operation between Territorial Communities or Authorities, 21 May 1Ш..............................................................................
среды закладываются на межгосударственном уровне. Приграничное сотрудничество - это точка соприкосновения интересов населения приграничных территорий, национальных интересов граничащих друг с другом стран и интересов интеграционного объединения.
Приграничное сотрудничество может включать в себя различные формы международных отношений: приграничная торговля, инвестиционное сотрудничество, организация международного транспортного сообщения, сотрудничество в сфере экологии и природопользования приграничных территорий, эксплуатации трансграничной инфраструктуры, научного -техническое сотрудничество и т.д. Однако важнейшей формой, способствующей развитию всех этих форм приграничного сотрудничества, является сотрудничество в сфере миграции [3], которое предусматривает облегчение международных поездок, пересечения границ жителями приграничных территорий.
Говоря о региональной экономической интеграции, механизм приграничного сотрудничества можно разделить на тот, что реализуется между территориями стран - участниц объединения, и приграничное сотрудничество с третьими странами. В зависимости от уровня экономической интеграции может быть создан общий рынок труда, как в Европейском союзе или Евразийском экономическом союзе. Однако между странами, не имеющими безвизового режима, в большинстве случаев ключевым фактором развития приграничного сотрудничества становится особый миграционный режим - режим местного приграничного передвижения, который является более льготным (упрощенным) в части требований к предъявляемым документам и платежам по их получению. Перемещение через границу жителей приграничных регионов может осуществляться с туристическими, образовательными, трудовыми, родственными, коммерческими и торговыми целями [4].
Мировой опыт реализации приграничного сотрудничества: европейская и китайская модели
Впервые элементы приграничного сотрудничества появились в Европе на этапе зарождения интеграционных процессов в рамках Римского договора (1957). Приграничному сотрудничеству отводится важная роль в становлении Европейской интеграции, во многом благодаря созданию еврорегионов [5] - приграничных сообществ международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др. В настоящее время ЕС насчитывает более 150 еврорегионов, которые реализуют различные формы приграничного сотрудничества как на внутренних, так и на внешних сухопутных и водных границах ЕС. В 1989 г. в целях развития и стимулирования сотрудничества стратегически важных регионов Европейским фондом регионального развития была запущена программа финансирования проектов Интеррег4. Многие процессы расширения Европейского союза сопровождаются созданием программ приграничного сотрудничества между странами ЕС и страной - кандидатом на вхождение (например, Италия - Хорватия 2007-2013 гг., Болгария - Северная Македония 2014-2020 гг., Болгария - Турция 2014-2023 гг. и другие, финансируемые в том числе Европейским инструментом подготовки к вступлению5). В настоящее
4 About Interreg. Официальный сайт EU Interreg [Электронный ресурс] URL: https://interreg.eu/#.
5 Instrument for Pre-accession Assistance. Европейская комиссия. [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/
nei3hbourhpod-enlp[gement/eniargemeni-ppLicy/overview-Jnstrument-pre-acc?ssjonrassistance_ep.....................
время европейский институт приграничного сотрудничества можно назвать одним из наиболее развитых в мире.
Программы приграничного сотрудничества Европейского союза на внешних границах реализуются специализированным органом Европейской комиссии -Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП). С 2014 г. при поддержке данного органа было реализовано несколько программ ПС между ЕС, Россией и Белоруссией, среди которых:
■ Программа ПС «Юго -Восточная Финляндия - Россия» между ЕС (Финляндия) и РФ, реализуемая в период 2014-2020 гг. с бюджетом в 77 млн евро, поддержавшая 71 проект; продление программы на период 2020-2027 гг. приостановлено в связи со специальной военной операцией6.
■ Программа ПС «Коларктик» между ЕС (Финляндия, Швеция), Норвегией и РФ, реализуемая в период 2014-2020 гг. с бюджетом в 63 млн евро, поддержавшая 46 проектов; продление программы на период 2020-2027 гг. приостановлено в связи со специальной военной операцией7.
■ Программа ПС «Карелия» между ЕС (Финляндия) и РФ, реализуемая в период 2014-2020 гг. с бюджетом в 43 млн евро; нет сообщений о приостановке разработки программы продления на 2020-2027 гг., однако текущие проекты, финансируемые программой на территории РФ и Белоруссии, приостановлены8.
А также еще несколько проектов с участием стран Восточной Европы, Беларуси и России, которые были прекращены в связи со специальной военной операцией.
Важно отметить, что во многих вышеуказанных программах ключевым донором софинансирования являются европейские фонды, их вклад превышает государственное финансирование стран - участниц ПС.
Для граждан приграничных территорий, участвующих в вышеуказанных программах, отсутствовал особый миграционный режим. Упрощение миграционного режима в рамках зон приграничного сотрудничества являлось важнейшей повесткой всех программных документов развития9. Несмотря на это, в программах между РФ и ЕС не было достигнуто результатов. По оценкам экспертов визовый режим является серьезным препятствием для осуществления проектов приграничного сотрудничества [6]. Однако существует ряд международных соглашений между РФ и Королевством Норвегия10, Латвийской Республи-
6 Подготовка программы сотрудничества «Россия - юго-восточная Финляндия 2021-2027» прекращена. Официальный сайт проекта Россия - Юго-восточная Финляндия. [Электронный ресурс] URL: https://sefrcbc.fi/ suspension-of-cooperation-with-russia-2/.
7«Что дальше?» официальное заявление комитета программы приграничного сотрудничества Коларктик 26.03.2022. Официальный сайт ППС Kolarctic. [Электронный ресурс] URL: https://kolarctic.info/ru/what-next-2021-2027/.
8 Результаты встречи программ ENI CBC и INTERREG, реализуемых с Россией и Белоруссией 22.03.2022. Официальный сайт ППС Karelia. [Электронный ресурс] URL: https://www.kareliacbc.fi/ru/vstrecha-programm-eni-cbc-i-interreg-realizuemykh-s-rossiey-i-belorussiey.
9 Karelia cross-border cooperation draft programme 2021-2027. [Электронный ресурс] URL: https://www.kareliacbc. fi/sites/default/files/assets/images/Karelia%20Programme%2024.9.2021.pdf.
10 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия от 8 июня 2007 г. об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской
.Федерации и Королевства Норвегия........................................................
кой11 и Республикой Польша12, которые вводили особый миграционный режим для жителей приграничных территорий. Данные документы никак не связаны с зонами приграничного сотрудничества, о которых говорилось выше, однако такая практика имеет место. Так, резиденты приграничных регионов имеют право воспользоваться упрощенным миграционным режимом, заменяющим визу на разрешение на местное приграничное передвижение, срок пребывания по которому варьируется от 15 дней до трех месяцев без права осуществления коммерческой деятельности.
Итак, модель приграничного сотрудничества ЕС можно охарактеризовать следующим образом: ее основной механизм - это грантовая поддержка проектов, отвечающих стратегическим целям программы: содействие экономическому и социальному развитию, решение задач в области охраны окружающей среды и здравоохранения, содействие беспрепятственному движению товаров, людей и капитала, чтобы не допустить старение и убыль населения в приграничных городах. Осуществляется через финансирование культурных, образовательных, инфраструктурных, научно -исследовательских проектов, где несколько юридических лиц по обе стороны границы становятся партнерами. Ведущими партнерами в большинстве случаев являются государственные юридические лица, научно -исследовательские институты, университеты и инфраструктурные агентства.
Еще одной моделью эффективного приграничного сотрудничества является Китайская модель. Концепция и приоритеты китайской модели приграничного сотрудничества были заложены в рамках проекта «пояс-путь», она направлена на торговую экспансию через создание трансграничных свободных экономических зон и развитие логистики [7].
■ Один из самых известных и успешных проектов, реализованных между Китаем и Казахстаном - Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» -логистический центр, который предназначен для реэкспорта китайских товаров, т.е. сбыта китайской продукции. Этот проект отличается тем, что здесь реализуются экономические интересы крупного бизнеса, а характер торговли - не приграничный, так как нет производства. Это логистических хаб, позволяющий китайской стороне проводить экспансию своих товаров, и казахстанской стороне зарабатывать на логистическом обслуживании и обеспечивать приграничное население беспошлинной китайской продукцией. На территории действует безвизовый режим на двусторонней основе, а вход осуществляется по пропускам13.
■ Трансграничная зона экономического сотрудничества ТОР «Суйфэньхэ -Пограничный» между Китаем и РФ, где в одностороннем порядке введен безвизовый режим для российских граждан продолжительностью пребывания в 15 суток14.
11 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 20 декабря 2010 г. об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики.
12 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша от 14 декабря 2011 г. о порядке местного приграничного передвижения.
13 Правила пребывания в Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос». Официальный сайт МЦПС «Хоргос». [Электронный ресурс] URL: https://khorgos.kz/pravila-prebyvaniya/.
14 В какие регионы Китая россияне могут въехать без визы, 09.06.2023, Туристический портал Visasam. [Электронный ресурс] URL:. https'//visasam.iu/piofmlenje/asiatßkie/v:kitaj-Pez-yißy-ßly.a:rpssiyanihtml................
■ Трансграничная зона экономического сотрудничества «Хэйхэ - Благовещенск» и «Тунцзян - Еврейская автономная область» между Китаем и РФ находятся на стадии проекта. По мнению экспертов, участвующих в проектировании, также будет выделена территориальная зона, где будет осуществляться безвизовый режим15.
В отличие от европейской, китайскую модель приграничного сотрудничества можно охарактеризовать следующим образом: основной целью является торговая экспансия через упрощение движения товаров, услуг и людей с помощью создания логистических хабов. Стимулирование бизнеса происходит через упрощенный налоговый и инвестиционный режим. Упрощенный порядок пересечения границы зачастую вводится в одностороннем порядке (со стороны КНР), а для того, чтобы воспользоваться упрощенным режимом, не обязательно быть резидентом приграничной территории, достаточно въехать через определенный КПП. Зачастую отсутствуют межправительственные соглашения о создании зон ПС. Решения о введении одностороннего режима могут приниматься на уровне администрации города.
Проблемные аспекты развития приграничного сотрудничества с участием стран ЕАЭС
Несмотря на высокую роль приграничного сотрудничества в международных интеграционных процессах этот механизм до недавнего времени был оставлен без внимания на уровне Евразийского экономического союза в части сотрудничества с третьими странами. Действительно, существует база для приграничного сотрудничества на внутренних границах ЕАЭС, где устранены барьеры для перемещения граждан. Так, в 2019 г. была подписана концепция Программы приграничного сотрудничества «Россия - Казахстан», однако по состоянию на 2023 г. в СМИ отсутствуют упоминания о реализации программы. Приграничное сотрудничество между Россией и Казахстаном в основном ориентировано на ведение совместной хозяйственной деятельности на трансграничных месторождениях16. История также знает несколько «заброшенных» инициатив между Казахстаном и Киргизией, а именно проекты создания международных центров приграничного сотрудничества Аухатты - Кенбулун и «Айша биби - Чон -Капка», рамочное соглашение о которых было подписано в 2007 г. Проект не был реализован, по мнению экспертов, «за ненадобностью в связи с созданием ЕАЭС»17. Однако приграничные инициативы на внутренних границах ЕАЭС, где отсутствуют препятствия для передвижения людей, помогали бы решать ряд демографических проблем, связанных с оттоком населения, и вытекающих из них проблем экономической безопасности.
В свою очередь, на внешних границах ЕАЭС отсутствует согласованность в позиции по приграничному сотрудничеству: механизм ПС в странах ЕАЭС пока что не вынесен на наднациональный уровень, и в договоре о ЕАЭС не содержится положений о приграничном сотрудничестве, а страны придерживаются позиции
15 В Хэйхэ хотят создать зону экономического сотрудничества с РФ через Амур. Информационный портал РИА. 03.03.2020 [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20190123/1549748997.htmL
16 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 3 октября 2006 г. об особенностях осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории на Тарутинском месторождении (Российская Федерация), Восточно-Тарутинском (Республика Казахстан) месторождении.
17Мосты приграничного сотрудничества. Информационный портал Матрица Казахстан, 02.12.2019. [Электронный. ресурс]URL: http://WWW.m.atritfa.kz/oeWs/6776.2.-mPSty-ArigranjQh,npgg-ßgtru4nichestvg.Atmi...........
оставления данного вопроса на национальном уровне. Однако, если говорить об эффективности модели, то ЕАЭС достиг того уровня интеграции, при котором эффективнее было бы выносить аспекты приграничного сотрудничества на наднациональный уровень. Такие положения могли бы способствовать реше-нию территориальных споров на внешних границах ЕАЭС, которые разгораются с новой силой с момента развала СССР. Такие споры в большинстве своем возникают по причинам наличия богатых природных ресурсов и слабости освоения данных территорий, а также неравномерности расселения на приграничных территориях. Например, не утихающий последние 10 лет конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, где отсутствует согласованность по более чем 20% государственных границ18, связанный с оттоком населения из приграничных территорий со стороны Кыргызстана и высокой плотностью расселения со стороны Таджикистана, а также вопросами совместного использования водных ресурсов и пастбищ [8, 9].
Заключение
Для приграничного сотрудничества стран ЕАЭС необходим комплексный подход к применению европейской и китайской моделей в зависимости от целей и потребностей приграничных территорий как на внутренних границах ЕАЭС, где действует свободное движение людей, так и на внешних.
В настоящий момент среди потенциальных направлений приграничного сотрудничества ЕАЭС с третьими странами, которые могли бы стать основой для расширения интеграционных процессов, могло бы стать, во - первых, направление Армения - Иран (40 км сухопутных границ), чему способствует постепенное налаживание дипломатических отношений между двумя странами19. Во -вторых, Россия - Монголия (2830 км сухопутных границ), фундамент которому заложен в 2019 году20. В -третьих, это направление Кыргызстан - Узбекистан (880 км сухо -путных границ), работа по урегулированию территориальных споров которых велась на протяжении долгого времени21. Кроме того, приграничное сотрудничество могло бы стать смягчающим фактором в затянувшемся конфликте между Киргизией и Таджикистаном (660 км сухопутных границ). В -четвертых, это высо-кий потенциал приграничного сотрудничества России и Азербайджана (270 км сухопутных границ) в условиях кооперации и наращивания логистических связей, в том числе в рамках проекта Международного транспортного коридора Север - Юг (INSTC).
18 Постановление правительства Кыргызской Республики от 20 марта 2012 г. № 186 «О реализации Закона Кыргызской Республики «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии».
19 Консульство ИРИ в Капане укрепит сотрудничество в ряде сфер, в том числе газовой: посол. 27.05.2022. Sputnik Armenia. [Электронный ресурс] URL: https://ru.armeniasputnik.am/20220527/konsulstvo-iri-v-kapane-ukrepit-sotrudnichestvo-v-ryade-sfer-v-tom-chisle-gazovoy-posol-42525856.html.
20 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о содействии межрегиональному и приграничному сотрудничеству от 3 сентября 2019 г.
21 Киргизия и Узбекистан обсудили приграничное сотрудничество. 01.08.2019. Информационный портал EURASIA Daily. [Электронный ресурс] URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/08/01/kirgiziya-i-uzbekistan-obsudili-prigra.njc.hßpe-ß0t/udnjch.eßtvp..............................................................
Институт приграничного сотрудничества на постсоветском пространстве на рубеже 2020-х гг. только начинает развиваться. Его эффективность будет зависеть в первую очередь от высокой информированности бизнес- и культурных сообществ приграничных регионов, от возможностей, которые они могут реализовать в рамках партнерства. Не хватает единой платформы по вопросам приграничного сотрудничества стран ЕАЭС, которая бы совмещала в себе функции консолидации правовой и аналитической информации, способствовала обмену опытом в реализации сотрудничества, совершенствовала статистический учет экономических показателей сотрудничества и способствовала прозрачности и доступности данного механизма для стран -участниц. Так, в ЕАЭС уже существуют институциональные структуры, которые могли бы курировать процессы приграничного сотрудничества - Евразийская комиссия и Евразийский банк развития.
Таким образом, приграничные регионы могут дополнять друг друга сточки зрения обеспеченности ресурсами и промышленного производства, в связи с чем могут существенно выиграть от трансграничной торговли и экономического сотрудничества, что, в свою очередь, будет способствовать повышению их экономической безопасности.
Библиографический список
1. Guo R. Cross-Border Resource Management. Fourth Edition. 2021. Elsevier. 538 p.
2. Маслова Е.А. Сотрудничество России и ЕС в условиях санкционного режима (на примере программы «Коларктик 2014-2020») //Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 2021, № 15 (2), с. 49-58.
3. Castanho R.A., Vulevic A, Cabezas Fernández J, Fernández-Pozo L., Naranjo Gómez J.M., & Loures L.C. Accessibility and connectivity - Movement between cities. as a critical factor to achieve success on cross-border cooperation (CBC) projects. A European analysis // Sustainable Cities and Society. 2017. No. 32. p. 181-190.
4. Рязанцев С.В., Молодикова И.Н., Воробьева О.Д. Миграция и миграционная политика в странах СНГ и Балтии в «ареале перекрытия» Евразийской и Европейской подсистем в 1990-2020-е годы//Балтийский регион, 2022. Т. 14, № 2, с. 115-143.
5. Гражданкин А.С. Еврорегионы и их роль в интеграционных процессах. Псковский регионологический журнал. 2011. № 12. С10-15.
6. Carius de Barros K. The Karelia Cross-Border Cooperation Programme: A soft space on the Finnish-Russian hard borders. 2018. 90 p.
7. Костюнина Г.М., Баронов В.И. Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая) // Вестник МГИМО Университета, 2011. № 2. с. 169-178.
8. Авазбеков Н. Кыргызско-таджикские пограничные споры: причины и пути решения. Central Asian Bureau for Analytical Reporting, 16.03.2021.
9. Соколан Д.С., Каландаршоев Г.А. Роль Китая в социально-экономическом развитии Таджикистана: плюсы и минусы // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2022. - Т. 235, № 3. - С 357-367.
References
1. Guo R. Cross-Border Resource Management. Fourth Edition. 2021. Elsevier. 538 p.
2. Maslova E.A. Russia-EU cooperation in the context of the sanctions regime (on the example of the Kolarctic 2014-2020 program). Bulletin of Perm University. Political Science. 2021. No. 15 (2). pp. 49-58.
3. Castanho R.A., Vulevic A, Cabezas Fernández J., Fernández-Pozo L, Naranjo Gómez J.M., & Loures L.C. Accessibility and connectivity - Movement between cities, as a critical factor to achieve success on cross-border cooperation (CBC) projects. A European analysis. Sustainable Cities and Society, 2017. No. 32. pp. 181-190.
4. Ryazantsev S. V., Molodikova I.N., Vorobeva O.D. Between the Eurasian and European subsystems: migration and migration policy in the CIS and Baltic Countries in the 1990s-2020s. Baltic region, 2022. No.2, pp. 115-143.
5. Grazhdankin A. Euroregions and their role in integration processes. Pskovskij regionologicheskij zhurnal, 2011. No12. Pp. 10-15.
6. Carius de Barros K. The Karelia Cross-Border Cooperation Programme: A soft space on the Finnish-Russian hard borders. 2018, 90 p.
7. Kostunna G, Barononv V.I. Cross-Border Free Economic Zones in Foreign Countries (from China). MGIMO Review of International Relations. 2011, No. 2(17), pp. 169-178.
8. Avazbekov N. Kyrgyz-Tajik border disputes: causes and solutions. Central Asian Bureau for Analytical Reporting, 16.03.2021.
9. Sokolan D.S., Oalandarshoev G.A. China's role in the Socio-economic development of Tajikistan: Pros and Cons // Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 2022.235, № 3. p. 357-367.
Контактная информация / Contact information
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» 117198, Москва, ул. Миклухо -Маклая, д. 6
Peoples Friendship University of Russia (RUDN University) 6 Miklukho -Maklaya Street, Moscow, 117198
Тинькова Арина Александровна / Arina A. Tinkova [email protected]
Гусаков Николай Павлович / Nikolay P. Gusakov [email protected]