Научная статья на тему 'Формы презентации советского быта в музеях Кемеровской области'

Формы презентации советского быта в музеях Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / СОВЕТСКИЙ БЫТ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ФОРМА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусова О.Ф.

Статья посвящена проблемам презентации в музеях повседневной культуры советского периода. Устанавливается корреляция вида музея и способа презентации в нем советского быта. Определено, что основными формами презентации советской культуры повседневности являются ансамблевая экспозиция и традиционная экскурсия. Выявляются наиболее предпочтительные формы презентации советского быта в экспозиции и потенциальные формы культурно-образовательной деятельности при презентации советского наследия в музеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы презентации советского быта в музеях Кемеровской области»

коллективах, самодеятельных народных хорах или в профессиональных народно-певческих коллективах. Им уже на практике приходится изучать и постигать традиции инструментального фольклорного исполнительства.

Список литературы

1. Антипова, Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклор / Л. А. Антипова. - Москва, 1993.

2. Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента, как предмет обучения / Н. А. Крючков. - Москва, 1961.

3. Мотов, В. Н. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон) / В. Н. Мотов. -Москва : Кифара, 2002.

4. Попов, В. Б. Русская народная инструментальная музыка / В. Б. Попов. - Москва, 1984.

5. Концертмейстер-баянист в детском фольклорном коллективе и ансамбле русской песни [Электронный ресурс] // МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Дзержинский. - Режим доступа: http://dzerdmsh.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/177-v-a-dudnik-kontsertmejster-bayanist-v-detskom-folklornom-kollektive.html (дата обращения: 05.04.2017).

УДК 069.013:316.728(571.17)

О. Ф. Белоусова; научный руководитель - П. В. Глушкова Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ СОВЕТСКОГО БЫТА В МУЗЕЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена проблемам презентации в музеях повседневной культуры советского периода. Устанавливается корреляция вида музея и способа презентации в нем советского быта. Определено, что основными формами презентации советской культуры повседневности являются ансамблевая экспозиция и традиционная экскурсия. Выявляются наиболее предпочтительные формы презентации советского быта в экспозиции и потенциальные формы культурно-образовательной деятельности при презентации советского наследия в музеях.

Ключевые слова: музей, музеефикация, советский быт, культурно-образовательная деятельность, экспозиция, форма культурно-образовательной деятельности.

O. F. Belousova;

Scientific Chief - P. V. Glushkova Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

FORMS OF PRESENTATION OF SOVIET LIFE IN THE MUSEUMS OF THE KEMEROVO REGION

The article is devoted to the presentation of cultural heritage of the Soviet era. The museumification of Soviet everyday life is considered depending on type and kind of Museum in which is presented the Soviet way of life. Identified the most preferred form of the presentation of Soviet life and potential forms of cultural and educational activities, with the presentation of the Soviet legacy in museums.

Keywords: museum, Soviet everyday life, exhibition, cultural and educational activity, form of cultural and educational activities.

Среди проблем, связанных с развитием музейной деятельности в России, пристальное внимание исследователей в области музееведения в последние годы привлекает вопрос музеефикации материального и нематериального историко-культурного наследия советского периода и его презентации в отечественных музеях. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день советский быт практически полностью утрачен в среде бытования, а также приобретает историческую ценность.

Понятие советский быт еще не сформировалось в полной мере и его границы обозначены недостаточно четко. Под советским бытом понимается жизненный уклад, повседневная жизнь граждан, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества времени существования Советского Союза [1]. Хронологические рамки «советского быта» также установить достаточно сложно. Невозможно точно определить, когда советский быт полностью сформировался, а еще тяжелее установить, когда он был утрачен, так как до сих пор в бытовой жизни российского гражданина присутствуют

элементы советского. Допуская условность в определении границ понятия «советский быт», мы принимаем за его границы период 40-90-х годов.

Музеефикация советского быта начинается примерно с середины 1980-х гг.: появляются тематические экспозиции, создаются профильные музеи. Однако до сегодняшнего дня степень музеефикации советского быта остается достаточно низкой.

Культура советской повседневности может презентоваться как объект историко-культурного наследия и в музеях, и в учреждениях музейного типа. Вторые выполняют лишь отдельные функции музея, чаще всего образовательно-воспитательную в сочетании с рекреационной, следовательно, деятельность их в большей степени направлена на презентацию, нежели на сохранение. В то же время, именно данные учреждения, стремясь увлечь посетителя, предлагают наиболее интересные и оригинальные формы демонстрации объектов наследия.

В зависимости от вида и типа музеев существенно будут отличаться формы презентации советского быта. Рамки классификации музеев достаточно подвижны; они могут изменяться в соответствии с развитием музееведения, музейной сети, форм и целей музейной деятельности [2]. В музееведении принята классификация музеев по различным основаниям, но наиболее значимы, с точки зрения презентации, в музее объектов историко-культурного наследия являются профильная классификация и классификация по доминантному типу хранимого наследия. По доминантному типу хранимого наследия музеи делятся на коллекционные, ансамблевые и средовые [3]. Так, презентация советского быта в краеведческом музее будет отличаться от презентации в музее тематическом (историко-бытовом).

Стоит отметить, что на сегодняшний день советский быт презентуется только в музеях коллекционного типа, ансамблевых и, тем более, средовых музеев, направленных на презентацию данного пласта наследия, еще не создано.

Советский быт в музеях может презентоваться в экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности. В экспозиции советское наследие демонстрируется посредством тематического, ансамблевого и музейно-образного методов. В краеведческих музеях Кемеровской области, примерами которых могут служить Новокузнецкий краеведческий музей, историко-этнографический музей «Чолкой», Междуреченский краеведческий музей, Чебулинский районный краеведческий музей, существуют отдельные разделы экспозиций, посвященные советскому быту. В Междуреченском краеведческом музее [4] имеются экспозиции, построенные на основе тематического метода, что не в полной мере отвечает современным требований к презентации советского наследия. Посетитель, знакомясь с культурой советской повседневности, стремится погрузиться в атмосферу, чего невозможно достичь за счет применения тематического метода, но возможно за счет метода ансамблевого. В Новокузнецком краеведческом музее [5], историко-этнографическом музее «Чолкой» и в Междуреченском краеведческом музее воссозданы фрагменты советских интерьеров. Но полное погружение посетителя в эпоху достигается за счет комплексных ансамблевых экспозиций, какие созданы в Чебулинском районном краеведческом музее [6] и музее истории крестьянского быта в с. Красное [7], относящему к такому виду, как историко-бытовой музей. Здесь посетителю предоставляется возможность оказаться в комнате 1950-1960-х годов, что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие на него.

Однако, экспозиции, позволяющие посетителя не только выступать в роли наблюдателя, но и приобщиться к культуре прошлого, что особенно важно при презентации советского быта, в музеях Кемеровской области отсутствуют. В то время как в других городах России созданы подобные экспозиции, сформированные на основе принципа интерактивности. В большинстве случаев интерактивная презентация советской повседневности реализуется в учреждениях музейного типа. Примерами могут служить экспозиции в таких учреждениях, как «Музей социалистического быта» в Казани [8], «Музей ретро мототехники и предметов эпохи СССР» в Иркутске [9], «Музей СССР» в Новосибирске.

Доказательством необходимости переосмысления подходов к презентации советского быта в музее является создание выставки в Кемеровском областном краеведческом музее «История в fashion», где наряду с экспозиционными зонами, построенными на основе тематического метода, сформированы интерактивные зоны, обозначенные организаторами как «фотозоны». Здесь можно сфотографироваться за работой на швейной машине в комнате модистки 20-х годов и в интерьере 1960-1970 годов. Также на выставке осуществлена анимация экспозиций: за каждой зоной закреплена девушка-интерпретатор в стилизованном наряде соответствующей эпохи [10].

Наиболее эффективная презентация объектов историко-культурного наследия возможна посредством реализации на базе экспозиций форм культурно-образовательной деятельности, которая осуществляется через разнообразные формы работы с музейной аудиторией.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев, посредством которых реализуется процесс музейной коммуникации, разнообразны. Чаще всего выделяют базовые (традиционные) и новые формы [11]. К традиционным формам относятся экскурсии и лекции, музейные консультации,

научные чтения (конференции), конкурсы (олимпиады, викторины), театрализованные представления и концерты, кинопросмотры встречи с интересными людьми и др. Новые формы культурно-образовательной деятельности музея постепенно складываются на рубеже 1980-1990-х годов и в настоящее время они продолжают развиваться. К новым формам культурно-образовательной деятельности музея относится: музейный праздник, ролевая игра, мастер-класс, интерактивная и театрализованная экскурсии.

При презентации советского быта наиболее оптимальными и способными привлечь посетителя являются нетрадиционные, то есть интерактивные экскурсии с применением метода театрализации, когда посетитель может взаимодействовать с предметами и обретать личный опыт в процессе музейной коммуникации. При создании музеев советского быта необходимо использовать интерактивные технологии в сочетании с экскурсией: аудио и видео средства играют в этом процессе ключевую роль, позволяя «вывести» предмет из-за стекла витрины, усилить его смысловое и эмоциональное звучание, преобразовать статичную экспозицию в уникальное подвижное и живое действо.

Также при презентации советского быта в культурно-образовательной деятельности возможно использование конкурсных форм, кинопросмотров, встреч с интересными людьми, носителями информации об эпохе.

В музеях Кемеровской области в рамках культурно-образовательной деятельности советское наследие презентуется, в основном, посредством традиционной экскурсии. Ограниченно применяются интерактивные программы для школьников. Например, на базе Ленинск-Кузнецкого музея реализуется интерактивная программа, направленная на презентацию традиций советского образования.

В частных музеях спектр форм культурно-образовательной деятельности несколько шире. Например, в «Музее социалистического быта» в Казани каждую неделю проводятся «квартирники» с участием местных и приезжих музыкантов, кроме того, проводятся различные фотоконкурсы и фотосессии с использованием музейного материала.

Но даже частные профильные музеи советского быта используют ограниченный спектр форм культурно-образовательной деятельности. В то время как советский быт может быть презентован, как показывает опыт кафедры музейного дела КемГИК, выступающей организатором тематических выставок и культурно-образовательных программ посредством интерактивных и театрализованных экскурсий, ролевых игр, праздников, дефиле, мастер-классов, конкурсных форм.

Профильных музеев, посвященных советскому быту, в нашей стране еще достаточно мало, а в Кемеровской области они отсутствуют вовсе. Поэтому на сегодняшний день актуальным является вопрос возможности создание в Кемеровской области музея, посвященного советскому быту, где были бы применены инновационные формы презентации данного пласта наследия: созданы интерактивные экспозиции, реализовывались инновационные формы культурно-образовательной деятельности.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://^'^^. Ьйр://Ъ8е. 8М-lib.com (дата обращения: 25.03.2017).

2. Поправко, Е. А. Музееведение [Электронный ресурс] / Е. А. Поправко. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/books/muzeebed (дата обращения: 25.03.2017).

3. Каулен, М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России / М. Е. Каулен. - Москва : Этерна, 2012. - 432 с.

4. Междуреченский краеведческий музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museummgo. m-sk.ru (дата обращения: 25.03.2017).

5. Новокузнецкий краеведческий музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. nkmuseum.ru (дата обращения: 25.03.2017).

6. Чебулинский районный краеведческий музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheb-muzey.a5.ru (дата обращения: 25.03.2017).

7. Музей истории крестьянского быта в с. Красное [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.skrasnoe.ru (дата обращения: 25.03.2017).

8. Музей социалистического быта в Казани [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: http://muzeisb. т (дата обращения: 25.03.2017).

9. Выставка ретро-мото-техники и предметов эпохи СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. irk.kp.ru/daily/26614.4/3630657 (дата обращения: 25.03.2017).

10. Кемеровский областной краеведческий музей : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^ШрУ/^^л'. kuzbasskray.ru (дата обращения: 25.03.2017).

11. Озерова, Д. Е. Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Д. Е. Озерова. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2165009 (дата обращения: 25.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.