Научная статья на тему 'Формы поддержки развития предпринимательства в лесном секторе ЦЧР'

Формы поддержки развития предпринимательства в лесном секторе ЦЧР Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
306
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАЛОЛЕСНАЯ ЗОНА / АУТСОРСИНГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ENTREPRENEURSHIP / FORESTRY / SPARSELY-WOODED AREA / OUTSOURCING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Денисова Юлия Геннадиевна, Драпалюк Ольга Игоревна, Шанянь Бао

Функционирование предпринимательства в лесном хозяйстве имеет много проблем, связанных с различными факторами, основными из которых являются недостатки существующей системы управления лесным хозяйством, высокая его рискованность в сочетании с неопределенностью и длительностью получения предпринимательских доходов. Особенно остро проблема осуществления предпринимательской деятельности в сфере лесохозяйственного производства проявляется в малолесной зоне, объединившей Центрально-Черноземный регион, Северный Кавказ, Западную Сибирь. В лесном хозяйстве малолесной зоны мало устойчиво и эффективно работающих предпринимателей. Государственные инструменты поддержки предпринимательской деятельности могут найти отражение в создании условий для роста привлекательности лесного хозяйства, применении льгот и компенсаций лесопользователям и обеспечении устойчивых связей в лесном хозяйстве путем реализации механизмов аутсорсинга, субконтрактинга и государственно-частного партнерства. Сорсинг представляет собой построение системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений, позволяющих получить максимальное качество выполнения работ, продукции, при минимизации издержек. Другим эффективным инструментом для развития предпринимательства в лесном хозяйстве является государственно-частное партнерство, являющееся альянсом государственной власти и частного сектора, основная цель которого – реализация общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. В лесном хозяйстве такое партнерство позволит более рационально использовать и воспроизводить лесные ресурсы, стимулировать развитие предпринимательства в лесном секторе, привлекать в лесную отрасль профессиональные кадровые ресурсы и повышать инвестиционную привлекательность лесного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Денисова Юлия Геннадиевна, Драпалюк Ольга Игоревна, Шанянь Бао

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of supporting the development of entrepreneurship in the forest sector of CCR

Functioning of entrepreneurship in forestry has many problems related to various factors; the main ones are the shortcomings of the existing system of forest management, high riskiness of it combined with uncertainty and duration of entrepreneurial income obtaining. Especially sharply problem of doing business in the field of forestry production is manifested in a sparsely wooded area, bringing together the Central Chernozem region, the North Caucasus, Western Siberia. In forestry of sparsely wooded areas there are few stable and effectively working entrepreneurs. Government business support tools can be reflected in the creation of conditions for the growth of the attractiveness of forestry, use of benefits and compensation to forest users and ensure proper communication in forestry by implementing mechanisms of outsourcing, sub-contracting and public-private partnerships. Sourcing is to build a system of relations between organizations, transmitting and receiving themselves execution of certain activities on the basis of concluded long-term agreements permitting obtain maximum quality of work, production, while minimizing the costs. Another effective tool for business development in the forestry sector is a public-private partnership, which is an alliance of public authorities and private sector, whose main purpose-realization of socially significant projects in a wide range of areas of activity, the development of strategic sectors of the economy to the provision of public services throughout the whole country or separate territories. In forestry, this part-nership will allow more efficient use of forest resources and reproduce forest resources, stimulate the development of entreprene-urship in the forestry sector, attract professional human resources for forest industry and increase the investment attractiveness of forestry.

Текст научной работы на тему «Формы поддержки развития предпринимательства в лесном секторе ЦЧР»

предприятии: учеб. пособ. - 7-е издание, исправ. и доп. Минск: Новое знание, 2006. 668 с. (Экономическое образование).

3. Гаджинский А.М. Логистика: учеб. - 16-е издание, перераб. и доп. Москва: ИТК «Дашков и К», 2008. 484 с.

4. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учеб. для бакалавров. - 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 695 с.

5. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: учеб. по-соб. для вузов. Москва: Издательство Приор, 1998. 384 с.

6. Планирование деятельности на предприятии: учеб. для вузов / С.Н. Кукушкин [и др.] / под ред. С.Н. Кукушкина, В.Я. Позднякова, Е.С. Васильевой. Моск-

ва: Издательство ЮРАЙТ; ИД Юрайт, 2012. 350 с. Серия : Бакалавр.

7. Журнал «Мебель России». 2013.

8. Журнал для лидеров «Деловой квадрат». 2012. № 6 (81).

9. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. [Электронный ресурс]. URL: www.amedoro.com (дата обращения 22.10. 2013).

10. Отраслевой аналитический журнал «Мебельный бизнес». 2012. № 2 (107), №10 (115).

11. Отраслевой аналитический журнал «Мебельный бизнес». 2013. № 2 (117).

12. Годовые отчеты предприятий // Отраслевой аналитический журнал «Мебельный бизнес». 2013. № 3 (118).

DOI: 10.12737/2206 УДК 338.23: 330.111.62

ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЦЧР

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления производством

С. С. Морковина аспирантка кафедры управления производством Ю. Г. Денисова соискатель кафедры управления производством О. И. Драпалюк аспирантка кафедры управления производством Бао Шанянь ФГБОУ ВПО "Воронежская государственная лесотехническая академия"

[email protected]

Предпринимательская деятельность в лесном секторе осуществляется в различных отраслевых сегментах. Это связано в первую очередь с тем, что взаимодействие между производителями лесного комплекса складывается по технологической цепи: посев и посадка леса, лесовыращивание -лесозаготовка и первичная обработка - пе-

реработка древесины и производство полуфабрикатов (пиломатериалы, техническая щепа) - глубокая переработка (мебельное, плитное, фанерное и т.п. производство).

Лесное предпринимательство в России имеет длительную историю развития. Значительную роль в лесном предприни-

мательстве всегда имело государство. В ХХ в. государственное предпринимательство в лесном хозяйстве осуществлялось в трех направлениях:

- участие государства в предпринимательской деятельности посредством создаваемых организаций (лесничеств и лесхозов),

- участие в управлении государственным имуществом (лесным фондом),

- занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих лесо-хозяйственных организаций (хозрасчетная деятельность).

Государственное предпринимательство в лесном хозяйстве было привязано к двум составляющим - лесовыращивание и лесопользование.

Реформирование Лесного Кодекса и последующее разделение производственной и управленческой функций в системе лесного хозяйства было направлено на стимулирование развития предпринимательской деятельности. Существовавшие лесхозы были упразднены, а на их месте были созданы лесничества с функциями «управления» и предпринимательские структуры с функциями «хозяйствования» Действующим ЛК РФ установлены виды использования лесов, которые признаются предпринимательской деятельностью, и определено содержание каждого из видов предпринимательской деятельности.

Нельзя не отметить, что функционирование предпринимательства в лесном хозяйстве происходит неравномерно в целом по стране. Наиболее остро проблема осуществления предпринимательской деятельности в сфере лесохозяйственного

производства проявляется в малолесной зоне, объединившей Центральночерноземный регион, Северный Кавказ, Западную Сибирь, леса которой, выполняя преимущественно природоохранную функцию, являются экологическим каркасом территорий.

В лесном хозяйстве малолесной зоны мало устойчиво и эффективно работающих предпринимателей. Высокая рискованность лесного хозяйства в сочетании с неопределенностью и длительностью получения предпринимательских доходов предопределяют непривлекательность данного сегмента экономики для предпринимательских структур и инвесторов. Несмотря на то, что по сравнению с 2008 годом, количество арендаторов лесных участков выросло в 1,7 раза, в последние годы рост замедлился и составил в 2012 году лишь 5 % от их общего количества в 2011 году (табл.).

Отметим, что существующая система управления лесным хозяйством, выполняя преимущественно контрольно-учетные функции, не оказывает существенного влияния на повышение продуктивности лесов и комплексное их использование, включая поддержку предпринимательства, и, как следствие, низкая предпринимательская активность, в свою очередь, препятствует развитию смежных отраслей и производств лесного сектора.

Для малолесной зоны, в которой лесопользование ограничивается защитным назначением лесов, их малой площадью в структуре земельных угодий, особой экологической и социальной ценностью, необходимы новые инструменты обеспече-

Таблица

Динамика показателей функционирования системы лесного хозяйства Воронежской области

Показатели Значение за год

2008 2010 2011 2012

Количество арендаторов лесных участков, ед. 205 263 330 349

Плата за лесопользование, млн руб. 11019 16919 25615 62894

Доля арендованных лесных участков, в общем объеме лесных площадей, % 23 30 32 38

Финансирование затрат на ведение лесного хозяйства в расчете на 1 га, руб./га 409,23 135,83 139,09 67,91

Плата за лесопользование в расчете на 1 га арендованных площадей, млн руб./га 136,04 149,73 232,86 395,56

Площадь арендованных лесных участков в расчете на 1 арендатора, тыс. га 0,40 0,43 0,33 0,46

ния развития предпринимательства, включая внимание со стороны государства [1].

В связи с особенностями лесного хозяйства и наличием предпринимательских рисков в этой области, для развития устойчивого лесного предпринимательства необходима поддержка со стороны государства. Исследователи данной проблематики выделяют следующие меры поддержки:

- нормативно-правовая поддержка -государственно-правовые акты, законы, направленные на поддержку и развитие лесного предпринимательства; внесение изменений в действующее законодательство, регулирующее деятельность в лесном хозяйстве;

- организационно-инфраструктурная поддержка - развитие механизма государственно-частного предпринимательства;

- информационно-образовательная поддержка - совершенствование отраслевого образования с целью обеспечения квалифицированными кадрами;

- программно-целевая поддержка -создание региональных программ, нацеленных на решение проблем в экономической области;

- финансово-кредитная поддержка -субсидирование ставки кредитов и арендной платы;

- налогово-управленческая поддержка - оптимизация системы страхования рисков, перераспределение налогообложения;

- ценовая поддержка - изменение расценок и тарифов на продукцию и услуги; варьирование экспортных пошлин.

На наш взгляд, государственные инструменты поддержки предпринимательской деятельности могут найти отражение в создании условий для роста привлекательности лесного хозяйства, применении льгот и компенсаций лесопользователям и обеспечении устойчивых связей в лесном хозяйстве путем реализации механизмов аутсорсинга, субконтрактинга и государственно-частного партнерства.

Сорсинговые связи (аутсорсинг, суб-контрактинг) и государственно-частное предпринимательство могут стать основными инструментами устойчивого взаимодействия участников лесных отношений.

Сорсинг - построение системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых долгосрочных соглашений, позволяющих получить максимальное качество выполнения работ, продукции, при минимизации издержек. Сорсинг обеспечивает сокращение издержек, высокое качество и, самое главное, высвобождает ресурсы для концентрации на основном направлении деятельности организации.

Рассмотрим его реализацию на примере лесов, относимых к РЖД. ОАО «РЖД» -естественная монополия, целью которой является перевозка пассажиров и грузов, однако наличие лесополос вдоль железнодорожного полотна определяет необходимость участия монополиста в лесных отношениях. На протяжении ряда лет в составе ОАО «РЖД» функционировало отдельное подразделение Дистанция лесозащитных насаждений. В то же время Дистанция лесозащитных насаждений не является профильной организацией и занимается эксплуата-ций лесонасаждений вдоль железных дорог (полосы отвода). Данная функция предопределяет обеспечение контроля за состоянием и эксплуатацией охранных лесополос и созданием новых лесополос вдоль железнодорожных путей, включая поддержание их в здоровом состоянии. Аутсорсинг дает возможность оптимизировать деятельность филиалов ОАО «РЖД» (применяя механизм

рис. 1) за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением непрофильной, вспомогательной функции [2].

Аналогично работает механизм и в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности. В виду не-профильности работ, неудовлетворительного состояния материально-технической базы, неквалифицированного персонала в данной спецификации работ, высокой затратности, работы в области использования, защиты и охраны лесов могут выноситься на аутсорсинг.

Считаем, что именно сорсинговые отношения могут обеспечить приток финансов в деятельность лесохозяйственных предприятий, с одной стороны, а с другой-повысить качество выполняемых работ.

Нами был разработан алгоритм выбора поставщика (аутсорсера) аутсорсин-говых услуг (рис. 2).

Алгоритм представляет собой блок-схему, где на первом этапе определяем, насколько соответствует поставщик услуг требованиям квалификации, опыта и производственного потенциала. Далее определяем способность аутсорсера обеспечить качественное выполнение задания, и какова цена за весь объем работ, включая комиссионное вознаграждение. В завершение устанавливаем возможность проведения проверок и внешнего аудита сторонними организациями.

Если все этапы пройдены и подходят,

Рис. 1. Механизм взаимодействия партнеров при реализации концепции аутсорсинга

то, следовательно, договор с данным контрагентом может быть заключен.

Необходимо учесть, что отклонение аутсорсера от заключения договора может проходить на каждом этапе данного алгоритма.

Не менее интересным инструментом обеспечения развития предпринимательства в лесном секторе является государственно-частное партнерство, которое представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в

масштабах всей страны или отдельных территорий [3]. Развитие ГЧП в системе лесного хозяйства позволяет более рационально использовать и воспроизводить лесные ресурсы, стимулировать развитие предпринимательства в лесном секторе как элемента обеспечения конкурентоспособности отрасли и лесопродукции, привлекать в лесную отрасль профессиональные кадровые ресурсы и повышать инвестиционную привлекательность лесного хозяйства.

Наибольшие перспективы развития ГЧП имеет развитие фермерского хозяйства, плантационное лесовыращивание, лесные питомники, выращивание декоративных лесных пород, селекционно-семеноводческие центры (рис. 3).

Поставщика аутсорсинго-вых услуг следует принять

Т

Конец

Рис. 2. Блок-схема выбора поставщика аутсорсинговых услуг

На наш взгляд, главной сферой деятельности ГЧП в лесном хозяйстве малолесного региона является создание селекционно-семеноводческих центров. Важно отметить, что до 2008 года в России функционировали 32 лесные семеноводческие производственные станции при лесхозах и 5 селекционно-семеноводческих центров. В результате реорганизации к 2011 году полностью ликвидированы лесные семеноводческие станции и 3 селекционно-семеноводческих центра без закрепления их функций в новых хозяйственных структурах, что не замедлило отразиться на

обеспеченности семенным материалом потребностей лесного хозяйства в целом. Сформировался дефицит семян, необходимых для обеспечения объёмов работ по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. Решить эту проблему без участия государства невозможно.

В первую очередь, взаимодействие государства и бизнеса посредством механизма ГЧП в лесном хозяйстве малолесной зоны способствует разрешению проблемы создания лесной инфраструктуры.

Таким образом, вопросы, связанные с развитием предпринимательства в лесном

Рис. 3. Перспективные направления создания ГЧП в малолесном регионе

хозяйстве, выходят за отраслевые рамки, для их решения необходимо укрепление партнерских отношений с лесопользователями, предприятиями и организациями смежных отраслей на основе механизмов аутсорсинга, субконтрактинга и государственно-частного партнерства.

Основные направления поддержки предпринимательства в лесном хозяйстве должны быть увязаны с развитием взаимодействия субъектов лесных отношений (аутсорсинговые связи, субконтрактинг и государственно-частное партнерство между лесопользователями и фондодержателями), следование которым позволит повысить привлекательность лесного хозяйства для предпринимательских структур, обеспечит выполнение лесоводственных принципов (непрерывности и неистощи-

тельности лесопользования).

Библиографический список

1. Предпринимательство в лесном хозяйстве малолесной зоны: состояние и перспективы развития / С.С. Морковина, И.С. Зиновьева, И.В. Сибиряткина [и др.]. Воронеж: ВГЛТА, 2013.

2. Морковина С.С., Денисова Ю.Г. Детерминанты развития предпринимательства в лесном хозяйстве // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 9 (042).

3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.