Научная статья на тему 'Формы осуществления инновационной деятельности в современных рыночных условиях'

Формы осуществления инновационной деятельности в современных рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / ВЕНЧУРЫ / INNOVATION / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESS COMPONENTS / VENTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тенякова О. А.

В статье выделяются основные формы осуществления инновационной деятельности. На основе организации инновационного процесса были выделены три таких формы и определены наиболее распространенные среди них в настоящее время на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF REALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS

The article deals with main forms of innovative activity. Three such forms were distinguished on the ground of the innovative process. The most typical ones were determined for the Russian Federation today.

Текст научной работы на тему «Формы осуществления инновационной деятельности в современных рыночных условиях»

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Тенякова О.А., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье выделяются основные формы осуществления инновационной деятельности. На основе организации инновационного процесса были выделены три таких формы и определены наиболее распространенные среди них в настоящее время на территории Российской Федерации.

Ключевые слова. Инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, компоненты инновационного процесса, вен-чуры.

FORMS OF REALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS

Tenaykova O., post-graduate, GASIS

The article deals with main forms of innovative activity. Three such forms were distinguished on the ground of the innovative process. The most typical ones were determined for the Russian Federation today

Keywords: innovation, innovative process, innovative activity, innovative process components, ventures.

Усиление конкуренции на любом современном рынке повышает внимание хозяйствующих субъектов к инновационным проектам, что способствует трансформации национальной экономики в экономику инноваций. «Инновация» (от англ. innovation или лат. innovation - обновление) - это синоним нововведения, новшества в любом виде деятельности, либо обновление каких-либо объектов и компонентов деятельности. Понятие «инновация» является одним из компонентов инновационного процесса, который представляет собой создания и распространения нововведений1.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий от новой идей до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения2.

Первый компонент инновационного процесса - новации, являющиеся результатом законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок. Они могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д. Новация, как новое знание, полученное в результате научных исследований, дает начало инновационному процессу.

Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технического процесса, сама инновация является товаром. Другими словами, инновация - это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами.

Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. Характер этого компонента зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйству-

ющих субъектов быстро реагировать на нововведение, ожиданий потребителей, инновационной политики государственных и региональных властей и т.п. Диффузия включает все, что вовлечено в процесс распространения, продвижения и продажи инновации, однако, ее иногда ошибочно идентифицируют с маркетингом инноваций.

Диффузию условно можно разделить на две части - одна часть, та над которой предприятие имеет контроль (например: реклама, продвижение товара, ценообразование, т.е все то, что относится к маркетингу). Другая часть этого процесса - та часть, над которой предприятие не имеет контроля (это непосредственное распространение, продвижение инновации пользователями и научными публикациями). Например, рассказ потребителя другу о преимуществах какого-то продукта, наведение потенциальным пользователем справок о каком-то новом продукте или публикация об инновации в научном труде.

Инновационный процесс невозможен без осуществления деятельности, направленной на реализацию его компонентов, т.е. инновационной деятельности. Осуществлять инновационную деятельность на предприятии возможно на основе внутренней или внешней организации инновационного процесса в зависимости от количества компонентов, которые предприятие может освоить собственными силами. При этом внешняя организация может осуществляться несколькими способами. На рис.1 проиллюстрированы формы осуществления инновационной деятельности, доступные предприятиям, основанные на способе организации инновационного процесса.

• Инновационная деятельность на основе внутренней организации инновационного процесса - когда инновация создается и (или) осваивается внутри предприятия его специализированными подразделениями на базе планирования, мониторинга и их взаимодействия по инновационному проекту. Осуществлению инновационной деятельности в данном случае может способствовать де-

Рис.1. Формы осуществления инновационной деятельности

Таблица.1. Инвестиции региональных венчурных фондов № Название фонда Управляющая компания

Размер фонда, млн. руб.

Г од создания

Региональный венчурный фонд инвестиций в малые в научно-технической сфере предприятия

1 города Москвы Альянс РОСНО Управление Активами 800 2006

2 города Москвы (Второй) ВТБ Управление активами 800 2008

3 Воронежской области Сбережения и инвестиции 280 2009

4 Волгоградской области НИКОР Капитал Партнерз 280 2009

5 Калужской области Сбережения и инвестиции 280 2010

6 Краснодарского края Сбережения и инвестиции 800 2009

7 Красноярского края Тройка Диалог 120 2006

8 Московской области Тройка Диалог 284 2007

9 Нижегородской области ВТБ Управление активами 280 2007

10 Новосибирской области НИКОР Кэпитал Партнерз 400 2009

11 Пермского края Альянс РОСНО Управление Активами 200 2006

12 Республики Башкортостан Сбережения и инвестиции 400 2009

13 Республики Мордовия Альянс РОСНО Управление Активами 880 2007

14 Республики Татарстан Тройка Диалог 800 2006

15 Республики Татарстан (высоких технологий) АК Барс капитал 300 2007

16 Самарской области Инвест-Менеджмент 280 2009

17 Санкт-Петербурга ВТБ Управление активами 600 2007

18 Саратовской области ВТБ Управление активами 280 2007

19 Свердловской области Ермак 280 2007

20 Томской области Мономах 120 2006

21 Челябинской области Сбережения и инвестиции 480 2009

22 Чувашской Республики НИК Развитие 280 2009

9 224

ловой центр, содействующий развитию, обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым и средним предприятиям. Подобная модель используется довольно редко, т.к. предполагает осуществление всех трех компонентов инновационного процесса собственными силами предприятия.

В России использование такой модели затрудняется, в связи с тем, что для осуществления такого вида инновационной деятельности необходимо содержание на балансе множества самостоятельных предприятий. Из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий это является довольно проблематичным.

• Инновационная деятельность на основе внешней организации инновационного процесса при помощи контрактов - когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними предприятиями. Внедренческое предприятие специализируется на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, а так же доведении изобретений до коммерческого использования и продажи лицензий. Предприятие, размещая заказ на осуществление инновационного процесса в рамках освоения его первого и второго компонентов, собственными силами осуществляет только освоение третьего компонента.

Следует отметить что, эта модель наиболее широко распространена в настоящее время на территории РФ, т.к. осуществление инновационной деятельности в такой форме представлено с наименьшими рисками для предприятия.

• Инновационная деятельность на основе внешней организации инновационного процесса при помощи венчуров - когда для реализации инновационного проекта учреждается дочерние венчурное предприятие, привлекающие сторонние дополнительные средства. Венчурные или рисковые предприятия являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конеч-

ного инновационного продукта. Как и в предыдущей модели, собственными силами предприятия предполагается только осуществление третьего компонента, однако, эта модель сравнительно нова для российской экономики.

Несмотря на множество проблем, на сегодняшний день уже накоплен определенный опыт использования венчурного финансирования инноваций. Поддержка начинающих инноваторов сферы малого бизнеса осуществляется через систему венчурных фондов. Средства на разработки при этом выделяются из Российской венчурной компании (ОАО «РВК», «Российская венчурная компания»). Эта компания была создана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р и основными целями деятельности, которой является стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов.

Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации. Число проинвестированных фондами РВК инновационных предприятий в конце 2011 года достигло 80, при этом совокупный объем проинвестированных средств — более 8,4 млрд. руб. В табл.1 представлены данные размеров венчурных фондов и сроков их создания по регионам.

В настоящее время в России действует 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2010 годах общим объемом 9,2 млрд. руб. Представители РВК входят в Попечительские советы этих фондов. Начиная с января 2010 г. все проекты, являющиеся соискателями инвестиций региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, в обязательном

1 Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука. 2000.

2 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с. (с.13)

порядке направляются на экспертизу в ОАО «РВК» 3.

Исходя вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный процесс служит специфическим инструментом хозяйствующего субъекта, который способствующий организованному поиску всех новшеств. В нашей стране наибольшее распространение получили формы инновационной деятельности на основе внешней организации инновационного процесса, при этом особое значение имеет венчурам, т.к. венчурное финансирование инноваций является один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Активность работы в этом направлении доказывает тот факт, что в условиях региона, на примере Калужской области, в 2011 г. были рассмотрены 63 проекта, из которых 6 получили одобрение и по одному заключено инвестиционное соглашение.

Литература:

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абра-мешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шле-нов Ю.В.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой.

- М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука. 2000.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010 - 448 с.: ил.

4. Портал органов власти Калужской области, Министерство информационного общества и инноваций http:// www.admoblkaluga.ru/sub/min_inform/

5. Российская венчурная компания http://www.rusventure.ru/ ru/investments/regional_funds/

3 Российская венчурная компания http://www.rusventure.ru/ru/investments/regional_funds/

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Тян А.А., соискатель ФАОУДПО ГАСИС

Представлены результаты анализа особенностей формирования и развития инновационной инфраструктуры в системах электронной коммерции. Приведен анализ факторов, определяющих развитие систем электронной коммерции. Анализ факторов, определяющих особенности формирования и характер развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции. Сформированы критерии эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Ключевые слова: анализ, особенности, формирование и развитие, инновационная инфраструктура, системы электронной коммерции.

ANALYSIS OF PECULIARITIES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN E-COMMERCE SYSTEMS

Tyan A., the applicant, FAOU DPO GASIS

Results of the analysis offeatures of formation and development of innovative infrastructure in systems of electronic commerce are presented. The analysis of the factors defining development of systems of electronic commerce is provided. The analysis of the factors defining features of formation and nature of development of innovative infrastructure of systems of electronic commerce. Criteria of efficiency of innovative infrastructure of systems of electronic commerce are created.

----Keywords: analysis, features, formation and development, innovative infrastructure, systems of electronic commerce--

Развитие систем электронной коммерции, призванное решить комплексную задачу наращивания ассортимента и скорости предоставления услуг торговли потребителям, с одной стороны, и ускорения оборачиваемости оборотных средств торговых организации этих систем, с другой, требует адекватного развития комплекса обеспечивающих функционирование основной системы взаимосвязанных обслуживающих структур - инфраструктуры. В условиях быстрого роста запросов потребителей в системах электронной коммерции должны стремительно развиваться не только удовлетворяющие эти запросы инновации, но и комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности - инновационная инфраструктура. При этом инфраструктура систем электронной коммерции должна из сдерживающего на сегодня фактора развития превратиться в ключевой фактор ее инновационного развития.

В процессе анализ особенностей формирования и развития инновационной инфраструктуры в системах электронной коммерции на первом этапе был проведен анализ факторов, определяющих развитие систем электронной коммерции.

Результаты систематизации и ранжирования факторов, стимулирующих и сдерживающих развитие систем электронной коммерции (табл.1).

Исследования особенностей формирования инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции показали, что ключевыми из них являются:

- развитие базовых технико-технологических инноваций, приводящих к коренным преобразованиям в сфере ИТ, включая формирование новых поколений и направлений аппаратно-программных решений (в том числе систем электронной коммерции), влияющих на смену технологических укладов за счет развития новых способов производства, влияющих, в свою очередь на формирование новых экономических и социально-политических укладов, развитие культуры, образования и т.д.);

- развитие маркетинговых инноваций, определяющих новые возможности систем электронной коммерции и требования к инновационной инфраструктуре ее обеспечивающей;

- развитие организационно-экономических инноваций, направленных на формирование новых экономических институтов, влияющих на процессы производства, распределения, обмена и потребления, в том числе за счет развития рыночной инфраструктуры (в том числе инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции);

- развитие организационно-технологических инноваций, приводящих к формированию инновационных кластеров, оказывающих влияние на процесс взаимодействия производителей инновационной продукции (товаров, работ и услуг) с институтами, формирующими комплексную поддержку инновационного развития, изменяющее роль инфраструктурного фактора как необходимого элемента инновационного развития экономики;

- развитие рыночных инноваций, связанных с формированием новой деловой культуры на основе концентрации средств и возможностей для оказания широкого спектра услуг в области электронной коммерции.

Результаты анализа факторов, определяющих характер развития инновационной инфраструктуры для различных моделей систем элек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.