Научная статья на тему 'Формы мирного разрешения конфликтов в адыгском традиционном социуме (на материале мифо-эпической традиции)'

Формы мирного разрешения конфликтов в адыгском традиционном социуме (на материале мифо-эпической традиции) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
230
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФО-ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / КОНФЛИКТ / ФОРМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА / МОЛОЧНОЕ ПОБРАТИМСТВО / КЛЯТВА / ПРИСЯГА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ГЕРОЙ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ / MYTHIC-EPIC TRADITIONS / THE CONFLICT / FORMS OF THE RESOLUTION OF CONFLICT / DAIRY ADOPTED BROTHERHOOD / A VOW / THE OATH / THE ART HERO / PUBLIC OPINION / PERSONAL OPINION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ципинов Идар Арсенович

Анализируются доминантные формы мирного разрешения конфликтов в адыгском традиционном социуме, основанные на материале мифо-эпической традиции адыгов. Обоснован своеобразный показатель нарастания историзма в традиции, которым является мирный исход конфликтных ситуаций, предрешенный появлением на мифо-эпической арене личности, свидетельствующий о завершении в рамках фольклора процесса её становления и развития, длившегося на всем протяжении истории человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of a peaceful resolution of conflicts in the Adyghe traditional society (as shown by a material of mythic-epic tradition)

The paper provides an analysis of dominant forms of a peaceful resolution of conflicts in the Adyghe traditional society, based on a material of mythic-epic tradition of the Adyghes. The author substantiates the original indicator of increasing historicism in tradition which is the peaceful outcome of a conflict situation predetermined by appearance of the person in the mythic-epic arena. This testifies to the end, within the limits of folklore, of process of its formation and development lasting throughout the history of mankind.

Текст научной работы на тему «Формы мирного разрешения конфликтов в адыгском традиционном социуме (на материале мифо-эпической традиции)»

УДК 801.6:7.031 ББК 82.3 Ц 67

Ципинов И.А.

Аспирант сектора адыгского фольклора Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, e-mail: [email protected]

Формы мирного разрешения конфликтов в адыгском традиционном социуме (на материале мифо-эпической традиции)

Аннотация:

Анализируются доминантные формы мирного разрешения конфликтов в адыгском традиционном социуме, основанные на материале мифо-эпической традиции адыгов. Обоснован своеобразный показатель нарастания историзма в традиции, которым является мирный исход конфликтных ситуаций, предрешенный появлением на мифо-эпической арене личности, свидетельствующий о завершении в рамках фольклора процесса её становления и развития, длившегося на всем протяжении истории человечества.

Ключевые слова:

Мифо-эпические традиции, конфликт, формы разрешения конфликта, молочное побратимство, клятва, присяга, художественный герой, общественное мнение, личное мнение.

Tsipinov I.A.

Forms of a peaceful resolution of conflicts in the Adyghe traditional society (as shown by a

material of mythic-epic tradition)

Abstract:

The paper provides an analysis of dominant forms of a peaceful resolution of conflicts in the Adyghe traditional society, based on a material of mythic-epic tradition of the Adyghes. The author substantiates the original indicator of increasing historicism in tradition which is the peaceful outcome of a conflict situation predetermined by appearance of the person in the mythic-epic arena. This testifies to the end, within the limits of folklore, of process of its formation and development lasting throughout the history of mankind.

Keywords:

Mythic-epic traditions, the conflict, forms of the resolution of conflict, dairy adopted brotherhood, a vow, the oath, the art hero, public opinion, personal opinion.

Организованная общественная жизнь формируется посредством многообразных процессов - взаимодействий индивидов, групп. В результате возникают те или иные социальные явления, к числу которых относится и конфликт. Конфликт не является открытием человека. Уходя корнями в природу, он представляет собой одну из его стихийных сил. Общеизвестно, что становление новых форм жизни в процессе биологической эволюции происходило в борьбе противоположностей. Нет сомнений и в том, что конфликты являются неотъемлемым элементом бытия человека со времени его становления как биологического вида. Этот процесс изначально протекает в борьбе зарождающихся социальных начал с зоологическими инстинктами - обстоятельство, вызвавшее к жизни такую структуру раннего родоплеменного общества, как дуальная экзогамия. Именно дуалистическая организация общества явилась социальной и культурно-исторической базой дуалистических мифологий, в частности, самых архаичных близнечных мифов, в которых соперничающие с момента рождения братья-близнецы создают противостоящие друг другу ряды явлений: тьма - свет,

добро - зло и т.д. Понятно, что они взаимно предполагают друг друга и исключают один другой. Таким образом, конфликт носит «изначальный» характер как явление биологическое, социальное и художественное. Более того, как показывает исторический и художественный опыт, развитие каждого из этих явлений характеризуется возникновением противоречий, их разрешением и возникновением новых. По существу, перед нами необходимый элемент как в жизни природы и общества, так и в фольклорном и литературном процессах. И в этой роли, независимо от того, негативна она или позитивна, конфликт как явление социальное и художественное заслуживает самого пристального изучения.

В данной работе предметом изучения являются ситуации мирного разрешения конфликтов в адыгском традиционном социуме на материале мифологии и эпоса. Речь идет, прежде всего, о таких формах установления и поддержания социальных и личных отношений, как молочное побратимство и клятва. Удельный вес текстов, где персонажи прибегают к подобным методам разрешения конфликтных ситуаций, невелик, так как они предполагают относительно высокий уровень общественного развития и общественного сознания. «Для развития побратимства нужна индивидуальная личность, а она в первобытном обществе делала только первые шаги по пути своего становления», - пишет И.С.Кон [1: 185]. Действительно, объединяющим началом как мифологических (великаны, карлики), так и эпических (нарты, чинты) персонажей является их кровнородственная или территориально-общинная принадлежность. И то и другое длительное время служило гарантом охраны интересов каждого члена группы: все великаны, все чинты - враги нартов, все нарты противостоят им. Члены таких групп образуют коллективную индивидуальность [2: 66]. Высокий удельный вес архетипических элементов в образостроении мифологоэпических персонажей свидетельствует о том, что они больше похожи на типы. Индивидуального же в них мало. А без него, как известно, невозможно выделение личностей и становление личностного начала.

Что же касается персонажей преданий, то типологичность образов не исключает включения в их структуру каких-то индивидуальных качеств, все более проявляющихся по мере ослабления их идеализации и героизации. Изредка встречающиеся в ранних преданиях личностные штрихи, относящиеся большей частью к характеру героя, нередко разрастаются в поздних текстах до самостоятельных сюжетных линий. Такие качества героев, как мужество, сдержанность во всем, уважительное отношение к старшим, следование определенным морально-этическим нормам, объясняются не как изначально заданные им, а как приобретенные личным опытом [3: 109-110; 4: 278]. Герои преданий объясняют, где, когда и при каких обстоятельствах они столкнулись с тем или иным явлением, после чего они начали поступать так, а не иначе. Такие примеры свидетельствуют об усилении реалистических тенденций в изображении человека. Эти обстоятельства и служат объяснением того, что именно в поздней мифо-эпической традиции могли появиться мирные способы разрешения конфликтных ситуаций, к числу которых, как было сказано, относятся молочное побратимство и клятвы.

Мотивы, связанные с искусственным установлением кровного родства, встречаются как в сказаниях, так и в сказках: герой прикладывается к груди великанши, колдуньи, после чего автоматически становится ее сыном. Те, в свою очередь, уже как матери героев, обязаны помогать им [3: 309].

А.М.Хазанов, исследуя обычай побратимства у скифов, пришел к выводу о том, что он вызван к жизни поисками новых социальных связей, цель которых - охрана интересов индивида безотносительно к его кровнородственной или территориально-общинной принадлежности. «Вновь возникающие социальные связи осмысливаются сквозь призму старых, кровнородственных. Отсюда - обряд, символизирующий искусственное установление кровного родства - молочное побратимство», - пишет исследователь [5: 107 - 111].

Пример из адыгской мифоэпики: «К1эфыщ и къуит1ыр Ещ1энокъуит1ым я анэм и быдзым щ1агъэфащ, армыхъумэ тыншу зэгуры1уэнутэкъым» [3;11; 154] - Братьев Кефишевых

заставили приложиться к груди матери Ешаноковых, без этого трудно было бы им договориться.

Форма установления кровного родства посредством молока, пожалуй, наиболее архаична. Не случайно она встречается уже в образостроении мифологических персонажей.

Другой формой установления и поддержания социальных и личных отношений является клятва. Б.Х.Бгажноковым выделяются клятвы-присяги - важнейший механизм регуляции социальных связей и отношений [6: 81 - 103]. Как свидетельствуют примеры из текстов, клятвы-присяги могли иметь двоякое происхождение: языческое, когда еще была прочна вера в магию слова, и исламское (клятвы именами Аллаха, коранических персонажей, самим кораном и другими священными писаниями). Можно уверенно констатировать, что клятвы как способ разрешения конфликтов постепенно вытеснили институт молочного побратимства. Но они, как свидетельствуют примеры из преданий, некоторое время существовали:

«Хьэмелыр къищтэри и анэм и пащхьэм иту щыми Тхьэ зэхуа1уащ. ... Жанкъет фызыжьым и быдзым зъщЫдзэри щэфащ» [3;II; 179]. - Взяли священное писание и перед лицом своей матери все трое поклялись друг другу. ... Жанкет приложился к груди старухи.

В поздней традиции, как было отмечено, молочное побратимство как способ урегулирования конфликта сходит на нет и персонажи клянутся только на священном писании:

«Хьэмел къыдахри Тхьэхэр зэхуа1уэ: Дунейм дэ дытетыху зы ныбэм къик1а зэкъуэшым хуэдэу дытетынщ» [3;II; 179]. - Достали священное писание и поклялись друг другу: пока живы, будем относиться друг другу как вышедшие из одной утробы братья.

Наряду с распространением клятвы как способа разрешения конфликтной ситуации, все чаще встречаются и мотивы клятвопреступничества. В традиционном обществе клятва-присяга считалась священной и нерушимой. Но, как видно из текстов, эти установки чаще носили декларативный характер. Герой, достигший своей цели путем умелого обхода данной им самим клятвы, позитивен в мифо-эпической традиции адыгов: «... пщым ирагъэк1ужыну Тхьэ ирагъэ1уащ 1эщэ къамыщтэну, ши1ани шыбгъэк1э ялъ ящ1эжащ» [3,11,164]. - Чтобы примирить с князем, заставили поклясться именем Тха, что не возьмут в руки оружие, но они отомстили за кровь, растоптав его лошадьми».

На предание с аналогичным сюжетообразующим мотивом ссылается и Ш.Б.Ногмов в своей «Истории адыхейского народа»: Шужий предлагает князю Хатожуко «... для утверждения братского союза и верности обета отправиться в Жулат и там, по древнему обычаю, после клятвы в дружбе, переломать надвое стрелу» [7: 117]. Не дожидаясь назначенного дня, князь Хатожуко приезжает в Жулат и дает обет непременно убить князя Шужия. Затем, в назначенный день, оба князя являются в Жулат, клянутся друг другу в верности, молятся и переламывают стрелу. На обратном пути, на привале, Хатожуко убивает заснувшего старика Шужия.

Известный путь мирного разрешения конфликтной ситуации - активное участие в нем женщины. В феодальной Черкесии статус женщины был чрезвычайно высок. Адыгская пословица «Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ» - «Женщине добычу оставляют» свидетельствует о некогда существовавшем обычае дарить женщине долю из добычи. Впоследствии, когда значение пословицы расширилось, «.она стала концентрированным выражением рыцарского отношения к женщине» [8: 67]. В таком смысле и употребляют персонажи преданий паремию в ситуациях, когда противники мирно расходятся:

«Л1ит1ым я кум зыкъыдидзэри зэрыук1ыну 1эмал яримыт хъуащ. Ауэ щыхъум: «Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ» жи1эри Дэгужьейм и 1эщэр ирилъхьэжащ» [3;II; 121]. - (Она) встала между мужчинами и не дала им поразить друг друга. «Женщине добычу оставляют», -сказав, Догужей вложил меч в ножны.

О широком распространении данного явления говорит тот факт, что в ряде преданий этот мотив становится сюжетообразующим [9: папка 7г, текст №9; 195,340-344].

Мирные способы разрешения конфликта как стадиально более поздние явления не

могли не оказаться в числе нововведений персонажей, осуществляющих, пусть даже в рудиментарной форме, те или иные функции «культурного героя». Речь идет, прежде всего, о мудреце, общественном деятеле первой половины XVIII столетия Жабаги Казаноко. Сфера его нововведений распространялась, прежде всего, на социальное обустройство адыгского общества. Традиция приписывает ему следующий круг деяний:

1) замена кровной мести платой за кровь;

2) прекращение кровомщения в среде князей при условии, если преследуемый воспитывает до совершеннолетия сына убитого;

3) замена смертной казни уличенной в неверности жены (по шариатскому суду) на

развод;

4) замена обычая приношения головы сраженного противника на приношение его шапки [10: 149].

Своеобразным показателем нарастания историзма в адыгской традиции является мирный исход конфликтов, предрешенный появлением на мифо-эпической арене личности. Персонаж, думающий и обладающий теми или иными чертами личной индивидуальности, -явление новое даже для позднего жанрового образования-предания. Появление такого персонажа свидетельствует о завершении (разумеется, в рамках фольклора) процесса становления и развития личности, длившегося на всем протяжении истории человечества. Для иллюстрации данного тезиса приведем наиболее яркие и выразительные примеры.

«Txьэмаxyэ псокйэ eгyпсысащ а Iyэxyм. Ик[эм икйэжым, и шухэм апxyэдэ заyэр зэрафЬмыфЫр щилъагъум, унафэ ищЫщ Хьэт^хъущокъуэ Мысост тeмыyэнy» [11: 75]. -Целую неделю думал он об этом деле. Наконец, убедившись, что и всадники не приемлют такую войну, распорядился не нападать на Хатахшоко Мисоста.

«Бэлэтокъуэр зы талайкЬ къeгyпщъыс-нeгyпщъысри къыгурыЬужа єзьір япэу зэрeкъyэнчэкIаyэ щытар ик!и Багъыр зэрымыл^ггъэншэр. «Абы щьыгъуэм сэра уэкъуэншэк^ари къысхуэгъэгъу», - жи^ри и щъыр ^ъ^уантЬри eжэжа» [12: 95]. -Болотоко, подумав, понял, что он сам первый провинился и что Баг не лишен мужества. «Тогда, поскольку я виноват перед тобой, извини меня», - сказав, развернул коня и уехал.

В этих примерах обращает на себя внимание тот факт, что, принимая решение о прекращении вражды, герои руководствуются не общественным мнением, а соображениями личного характера. Посредством таких сюжетных ситуаций духовное начало противопоставляется физическому началу, субъективное - объективному и т.д. Это позволяет констатировать факт эволюции традиции в художественном освоении действительности.

Системный анализ конфликта как художественного явления свидетельствует о том, что при всей установке исследуемых жанров на изображение действительности последняя находит в них свое отражение не в формах самой жизни, а в формах, так или иначе связанных с традицией. Схематизации подвергаются, в первую очередь, действия героев в конфликтных ситуациях, а главное содержание «биографий» персонажей - их деяния, совершаемые в типовых ситуациях. Схематизация действия, в свою очередь, ведет к схематизации действующих лиц. Этим, на наш взгляд, и объясняется наблюдаемое в мифоэпической традиции преобладание типов над индивидуальными характерами. Практически всех персонажей традиции объединяет - и это главное - то, что они герои и молва об их героических деяниях ходит по свету, т.е. принадлежность к типу героев. Именно в силу этих обстоятельств их конфликт запрограммирован, и в них заключается неизбежность их столкновения. На современном этапе есть ряд работ, рассматривающих проблему конфликта как социальную и эстетическую с осмыслением категории конфликта [13: 15]. Однако данная проблема не входила в круг научных интересов, затрагиваемых в данной статье.

Таково общее резюме по исследованию репрезентации феномена конфликта в мифоэпической традиции адыгов, представленного нами в цикле статей.

Примечания:

1. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. 228 с.

2. Стеблин-Каменский М.И. Миф. М.: Наука, 1976. 104 с.

3. Адыгэ 1уэры1уатэхэр (Адыгский фольклор): в 2 т. Т. 1 / сост. З.П. Кардангушев; вступ. ст. А.Т. Шортанова. Нальчик: Эльбрус. 1963. 397 с.; Т. 2. 1969. 412 с.

4. Кабардинский фольклор / общ. ред. Г.И. Бройдо; вступ. ст., коммент. и словарь М.С. Талпа. М.; Л., 1936. 650 с.

5. Хазанов А.М. Социальная история скифов. М., 1975. 226 с.

6. Бгажноков Б.Х. Адыгские клятвы // Общественный быт адыгов и балкарцев. Нальчик, 1986. С. 81-103.

7. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик: Эльбрус, 1982. 168 с.

8. Бгажноков Б.Х. О структуре и функции паремии «Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ» // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1981. С. 65-77.

9. Фоноархив КБИГИ.

10. Къэзэнокъуэ Жэбагъы и хъыбархэр = Сказания о Жабаги Казаноко / сост. и коммент. З.М. Налоева и А.М. Гутова. Нальчик: Эль-Фа, 2001. 329 с.

11. Къэзэнокъуэ Жэбагъы = Казаноко Жабаги / сост. и вступ. ст. А.Т. Шортанова. Нальчик: Эльбрус, 1984. 185 с

12. Адыгэ хъыбархэр = Адыгские (черкесские) народные новеллы / сост. и вступ. ст. М.И. Мижаева. Черкесск, 1986. 360 с.

13. Нагапетова А.Г. К вопросу о теории художественного конфликта // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2008. Вып. 1. С. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.