Научная статья на тему 'ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
социальная ответственность / студенты / технологии / информатизация общества / система ценностей / семья / патриотизм. / social responsibility / students / technologies / informatization of society / system of values / family / patriotism.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна

В статье авторы исследуют понятие, формы, методы и средства социальной ответственности студентов. Сделан вывод о том, что в предметном содержании социальной ответственности студентов отражены как реально выполняемые социальные роли и обусловливающие их социально значимые ценности-цели и нормы общества, а также осваиваемые социальные роли в процессе социального воспитания в вузе. Уместно отметить, что социальная ответственность студентов вуза проявляется не только в реализации актуальных социальных ролей, но и как, насколько активно, добровольно и осознанно осваивают потенциальные социальные роли, интериоризируют социальные нормы, охраняющие ценности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, METHODS AND MEANS OF FORMING SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS

In the article, the authors explore the concept, forms, methods and means of social responsibility of students. It was concluded that in the subject content of social responsibility of students are reflected as really performed social roles and the socially significant values and goals and norms of society, as well as mastered social roles in the process of social education at the university. It is appropriate to note that the social responsibility of university students is manifested not only in the implementation of relevant social roles, but also as how actively, voluntarily and consciously master potential social roles, interiorize social norms that protect the values of society.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-584-587 NIION: 2018-0076-11/23-951 MOSURED: 77/27-023-2023-11-951

ХАЙБУЛАЕВ Магомед Хайбулаевич,

кандидат педагогических наук, профессор, Директор института непрерывного педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова», Российская Федерация, г. Махачкала, e-mail: xajbulaev-magomed@inbox.ru

САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова», Российская Федерация,

г. Махачкала, e-mail: djamila05@mail.ru

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье авторы исследуют понятие, формы, методы и средства социальной ответственности студентов. Сделан вывод о том, что в предметном содержании социальной ответственности студентов отражены как реально выполняемые социальные роли и обусловливающие их социально значимые ценности-цели и нормы общества, а также осваиваемые социальные роли в процессе социального воспитания в вузе. Уместно отметить, что социальная ответственность студентов вуза проявляется не только в реализации актуальных социальных ролей, но и как, насколько активно, добровольно и осознанно осваивают потенциальные социальные роли, интериоризируют социальные нормы, охраняющие ценности общества.

Ключевые слова: социальная ответственность, студенты, технологии, информатизация общества, система ценностей, семья, патриотизм.

KHAIBULAEV Magomed Khaibulayevich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Continuing Pedagogical Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University named after. R. Gamzatova",

Russian Federation, Makhachkala.

SALMANOVA Jamila Abdulkafarovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of pedagogics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University named after. R. Gamzatova",

Russian Federation, Makhachkala.

FORMS, METHODS AND MEANS OF FORMING SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS

Annotation. In the article, the authors explore the concept, forms, methods and means of social responsibility of students. It was concluded that in the subject content of social responsibility of students are reflected as really performed social roles and the socially significant values and goals

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

and norms of society, as well as mastered social roles in the process of social education at the university. It is appropriate to note that the social responsibility of university students is manifested not only in the implementation of relevant social roles, but also as how actively, voluntarily and consciously master potential social roles, interiorize social norms that protect the values of society.

Key words: social responsibility, students, technologies, informatization of society, system of values, family, patriotism.

Педагогической целью формирования социальной ответственности становится развитие социальности человека, т.е. его способности или неспособности быть субъектом социальных отношений, реализовать свою индивидуальность в реальных социальных условиях (Т.А. Ромм). Процесс формирования социальной ответственности реализуется посредством таких педагогических функций, как: раскрытие духовных сил человека; расширение опыта эмоциональных переживаний и откликов на взаимоотношения с другими людьми; формирование ценностных установок и ценностных ориентаций ответственности за других; приобретение социально необходимых знаний об отношениях с окружающим миром и людьми; развитие социального творчества; обогащение привычек придерживаться социальных норм и ролевых обязанностей; накопление волевых усилий и развитие способности делать выбор, нести ответственность за себя и других; формирование внутренней готовности к социально ответственному поведению.1

Важно при этом понимать, что социальная ответственность нами формулируется как нравственно-ценностное устойчивое личностное образование, включающее стратегию социального поведения личности, где основой выступает сознательная установка на добровольное, активное выполнение социальных ролей в соответствии со своими действиями и их последствиями с ценностями и нормами общества, а также в готовности отвечать за полученный результат. Социальная ответственность раскрывается в следующих компонентах: когнитивно-информационный, мотивационно-ценностный, результатив-но-деятельностный, рефлексивно-прогностический.

Объяснив сущность социальной ответственности, можно обратиться к определению социальной ответственности студентов вуза и критериям ее сформированности. Учитывая социальный статус студенческой молодежи, можно утверждать, что определенные социальные роли студенты уже выполняют в достаточном объеме. Это такие роли как студент, гражданин и др. Вместе с тем

некоторые социальные роли молодые люди только начинают осваивать, такие как профессиональные роли, некоторые семейные роли и др. Следовательно, в предметном содержании социальной ответственности студентов отражены как реально выполняемые социальные роли и обусловливающие их социально значимые ценности-цели и нормы общества, а также осваиваемые социальные роли в процессе социального воспитания в вузе. Уместно отметить, что социальная ответственность студентов вуза проявляется не только в реализации актуальных социальных ролей, но и как, насколько активно, добровольно и осознанно осваивают потенциальные социальные роли, интериоризируют социальные нормы, охраняющие ценности общества.

Одним из способов реализации целей и функций социальной ответственности выступает процесс формирования, т.е. целенаправленного педагогического воздействия на личность и взаимодействия с ней с целью придания определенной формы, законченности явления. Процесс формирования предполагает создание специфических педагогических условий, позволяющих личности понять, осознать и принять социальную ответственность как личностно значимую ценность и научиться ее наиболее полно реализовы-вать в разнообразных социальных ситуациях. Формирование социальной ответственности подростков представляет собой педагогическую деятельность, направленную на включенность социальной ответственности в иерархию личностных ценностей подростков, обеспечивающую знания о сущности социальной ответственности, опыт социально ответственного поведения и его эмоциональное переживание.2

Наиболее сенситивным периодом формирования социальной ответственности выступает подростковый возраст. На этом этапе возрастного развития подросток в своем поведении начинает опираться на внутренние свойства личности и обращаться к самооценке, он стремится к самоутверждению, определению своего статуса в обществе. Подросток способен ставить цели, планировать и осуществлять их, рефлектировать последствия своих и чужих поступков. В течение

1 Николаева Л.П. Условия развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. - С. 22-23.

2 Мокина Л. В. Ситуационные задания как средства формирования представлений о социальной ответственности у будущих юристов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. - С. 45.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

всего подросткового возраста происходит интенсивный процесс становления и развития социальной ответственности.

Критерии сформированности социальной ответственности:

1. Когнитивно-аналитический критерий показывает степень осознанности знаний подростков о социальной ответственности, их способность высказывать суждения и осмысливать сущность социальной ответственности в жизни человека.

2. Деятельностно-рефлексивный критерий определяет, насколько социальная ответственность влияет на образ жизни, правила поведения подростков. З.Эмоционально-волевой критерий характеризует глубокое переживание значимости социально ответственного поведения, эмоциональное возбуждение в процессе самостоятельного принятия решения или действия.

4.Ценностно-мотивационный критерий отражает готовность и способность подростков включать социальную ответственность в иерархию личных ценностей. Научно обосновано, что социальная ответственность у подростков может обнаруживаться на пассивном, ситуативном, устойчивом и смыслоориентированном уровнях.

В мотивации социального поведения студента побудительную и направляющую функции осуществляют его ценностные ориентации. Следует согласиться с точкой зрения М. Рокича, раскрывающей индивидуальную систему ценностей и ценностных ориентаций как определенную на всю жизнь систему убеждений с учетом предпочитаемых целей и типов поведения, структура которой выступает определяющей и для структуры мотивации. М. Рокич классифицировал ценности на терминальные (конечные) и инструментальные (способствующие). В содержание терминальных ценностей входят основные цели, которых человек хочет, в итоге, достичь в своей жизни. Инструментальные ценности представляют собой альтернативные типы поведения, посредством которых личность достигает желаемого результата (терминальных ценностей). Терминальные цели студента, направленные исключительно на собственное благополучие, отражают выраженный индивидуалистический характер, то есть говорят об отсутствии его просоциальной направленности и, следовательно, социальной ответственности. В связи с этим именно просоциальные ценности и ценностные ориентации следует относить к показателям просоциальной направленности как критерия мотивационно-ценностного компонента социальной ответственности студентов вуза.

Следующим компонентом социальной ответственности студентов вуза выступает рефлексивно-прогностический. Его критерием выделяем социальную самостоятельность, которая прояв-

ляется в таких показателях как умение предвидеть и прогнозировать личные и социально значимые последствия своих действий; способность к рефлексии собственного поведения; способность к эмпатии; характер атрибуции ответственности.

Критерием оценки рефлексивно-прогностического компонента социальной ответственности студентов вуза выделяется социальная самостоятельность. Теоретико-методологический анализ научных исследований позволяет констатировать, что в настоящее время не существует общепризнанного определения понятия «самостоятельность». К.К. Платонов и Г.Г. Голубев самостоятельность, ставшую чертой характера, рассматривают как способность работать без помощи других, независимо от того, выполняется работа по заданию руководителя или по собственной инициативе. П.М. Якобсон сущность самостоятельности раскрывает в определении человеком своих поступков, ориентируясь на свои убеждения, знания, представления о действиях в определенных ситуациях. Социальная самостоятельность возможна при условии совпадения потребностей и интересов студента с общественными, при котором общественно значимое воспринимается им как значимое для него самого и предполагает прочную аффективную сопереживающую связь с другими людьми, обществом. При этом личность подчиняет им сознательно собственную волю и деятельность. На основании этого значимым показателем социальной самостоятельности как критерия оценки рефлексивно-прогностического компонента социальной ответственности студентов вуза следует считать способность к эмпатии.

Основной недостаток педагогической литературы, в которой рассматривается вопрос о формировании социальной ответственности студентов и обучающихся вообще, на наш взгляд, состоит в том, что формирование это в основном сводится к воспитательному воздействию педагогов на студентов. Так, например, уже упоминавшаяся Л. А. Барановская считает, что основным средством воспитания у студентов социальной ответственности является стратегия «педагогического воздействия», выраженная в сознательном деятельностном участии педагогов в делах воспитанника, с целью облегчить, помочь, эмоционально поддержать его в какой-либо деятельно-сти.1 Л.В. Мокина в качестве средства формирования у студентов-юристов социальной ответственности рассматривает ситуационные задания, стимулирующие познание студентов на основе анализа событий, принятия решений, имитирую-

1 Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Чита, 2012. - С. 51.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

щих деятельность в сфере применения права. В качестве средств формирования социальной ответственности студентов также называют метод кейсов, метод проектов, использование диалога и др.1 В отдельных работах отмечается роль в развитии социальной ответственности технологии саморазвития, а в качестве критерия ответственности называются занятия самообразованием и самовоспитанием. Но эти средства формирования остаются на уровне декларации и обычно конкретно не рассматриваются. Это связано с тем, что организация самовоспитания студентов, как и самообразования, возможна только на основе их научного самопознания, но в настоящее время студенты вузов специальной подготовки по самопознанию не получают. Между тем, в педагогике давно известно, что в воспитании личности вообще, а значит и социальной ответственности, начиная с определенного возраста, решающая роль принадлежит ее самовоспитанию, строящемуся на основе самопознания.2

Список литературы:

[1] Байлук В.В. Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной деятельности студентов вуза -основа профессиональной самореализации. Екатеринбург, 2015. - С. 11.

1 Мокина Л.В. Ситуационные задания как средства формирования представлений о социальной ответственности у будущих юристов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. - С. 46.

2 Байлук В.В. Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной деятельности студентов вуза - основа профессиональной самореализации. Екатеринбург, 2015. - С. 11.

[2] Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Чита, 2012. - С. 51.

[3] Мокина Л. В. Ситуационные задания как средства формирования представлений о социальной ответственности у будущих юристов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. - С. 45.

[4] Николаева Л.П. Условия развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. - С. 22-23.

Spisok literatury:

[1] Bajluk V.V. Sistemnost' samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov vuza - osnova professional'noj deyatel'nosti studentov vuza - osnova professional'noj samorealizacii. Ekaterinburg, 2015. - S. 11.

[2] Baranovskaya L.A. Formirovanie social'noj otvetstvennosti studenta v sociokul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. CHita, 2012. - S. 51.

[3] Mokina L. V. Situacionnye zadaniya kak sredstva formirovaniya predstavlenij o social'noj otvetstvennosti u budushchih yuristov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2012. - S. 45.

[4] Nikolaeva L.P. Usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti studentov - budushchih zhe-leznodorozhnikov v obrazovatel'nom processe uchrezhdeniya srednego professional'nogo obra-zovaniya // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 4. - S. 22-23.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.