УДК 378 : 151.8 Евплова Екатерина Викторовна
аспирантка кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета тел.: (351) 239-37-27
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Evplova Ekaterina Viktorovna
postgraduate student of the chair of pedagogic, psychology and subject methods, Chelyabinsk State Pedagogical University tel.: (351) 239-37-27
FORMS, METHODS AND MEANS OF FORMING THE COMPETITIVENESS OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING
Аннотация:
В статье перечислены и обоснованы формы, методы и средства обучения, применение которых способно положительно повлиять на процесс формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова:
формы, методы и средства обучения; конкурентоспособность; будущий педагог профессионального обучения.
The summary:
This article lists and justifies the forms, methods and means of teaching the use of which can positively influence the process of forming the competitiveness of the future teachers of professional training.
Keywords:
forms, methods and means of teaching; competitiveness, future teacher of professional training.
Одним из основных вопросов в непростом деле формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения является следующий: какие формы, методы и средства обучения способствуют эффективному решению названной проблемы?
Ответить на этот вопрос однозначно, конечно, нельзя. В данной статье мы попытаемся перечислить и обосновать те формы, методы и средства обучения, которые, на наш взгляд, способны положительно повлиять на решение стоящей перед нами проблемы.
Поскольку в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, мы уделяем им также достаточное внимание. Однако, ссылаясь на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», следует отметить, что занятия лекционного типа не могут составлять более 50 % аудиторных занятий. К тому же, используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, на наш взгляд, невозможно сформировать конкурентоспособность у будущих педагогов профессионального обучения. В связи с этим мы предлагаем использовать лекции вдвоем, бинарные лекции, активные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции-шоу, лекции-визуализации, лекции-ситуации и т. п.
Правила проведения подобного вида лекций широко описаны в методической литературе, и в данной статье мы не будем останавливаться на их характеристике. Впрочем, в какой бы форме ни проходило лекционное занятие, в процессе его проведения целесообразно разнообразить лекцию пословицей, цитатой, афоризмом, анекдотом, статистическими данными и т. д.
Что касается методов обучения, то при их отборе решающее значение имеют положения компетентностного подхода, в соответствии с которым в учебном процессе необходимо широко использовать активные и интерактивные методы обучения. При этом под активными методами понимаются такие методы обучения, применение которых объективно невозможно без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов [1, с. 108]. Интерактивные методы, в свою очередь, - это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом, в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом.
Выбор активных и интереатиктивных методов обучения не случаен. Данное положение также прослеживается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
В соответствии с вышеназванным стандартом удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин, и в целом учебном процессе они должны составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
По мнению В.А. Скакун, «к наиболее характерным и применяемым в профессиональных учебных заведениях активным и интерактивным методам относятся эвристические беседы, проблемное обучение, дидактические (деловые, ролевые и др.) игры» [1, с. 108].
Для формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения мы расширили данный перечень методов обучения, что позволило включить следующие: вводная беседа, просмотр видеофрагментов, написание сочинения, написание рецензии, рефлексия, просмотр презентаций, творческая работа, метод примеров, дискуссия-дебаты, тренинг, мозговой штурм, круглый стол, метод модерации, самоанализ, соревнование, метод разыгрывания ситуаций, кейс-метод, метод сообучения, метод синквейнов.
Рассмотрим некоторые из выделенных методов обучения более подробно и определим их значение в процессе формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения.
Так, метод эвристических бесед состоит в том, что преподаватель путем постановки перед студентами определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом педагог побуждает студентов воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания/опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения [1, с. 109].
Такой характер эвристических бесед положительно влияет на формирование конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения, поскольку способствует развитию коммуникабельности.
Другим важным методом в разработанной нами методике является метод проблемного обучения.
Основой проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая определенное состояние обучающегося, возникающее в результате осознания им какого-либо противоречия [1, с. 113].
Проблемные ситуации можно представить студентам в форме специально разработанных кейсов, решение которых позволит сформировать у будущих конкурентоспособных педагогов профессионального обучения способности к достижению цели.
В последнее время в образовательной сфере все чаще используется такой метод, как дебаты, которые проводятся как соревнование между двумя командами. Одна из команд защищает выдвинутую позицию, а другая отрицает.
Применение данного метода позволяет обучать студентов анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими студентами, позволяет увидеть многозначность решения большинства проблем.
Важную роль в процессе формирования конкурентоспособности мы отводим дидактическим играм (деловые и ролевые игры, блиц-игры и т. д.), поскольку в процессе их применения реализуются многие функции, влияющие на формирование конкурентоспособности будущего педагога, - мотивационная, воспитательная, релаксационная, образовательная и др.
Построенная на условностях, игра вместе с тем достаточно точно и продуктивно отражает структуру реальной деятельности, а это значит, что приобретенные в игре знания, приемы и навыки будут применяться игроками в реальной повседневной жизни [2, с. 3].
Наиболее популярной дидактической игрой при работе со студентами высших профессиональных учебных заведений является такой ее вид, как ролевая игра, которая активно применяется и в процессе формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, так как направлена на формирование целеустремленности, ответственности, самостоятельности, коммуникабельности и других личностных качеств.
Деловые игры в свою очередь направлены преимущественно на формирование профессиональных качеств - мотивации и интереса к выбранной профессии, актуализируют творческий потенциал личности, обеспечивают самоорганизацию деятельности.
Несколько отличается от перечисленных видов игр другой ее вид - блиц-игра, под которой понимается кратковременное игровое взаимодействие в процессе обучения, направленное на проверку или закрепление знаний. Такие игры в большей степени, чем другие ее виды, направлены на формирование конкурентной активности между студентами, что, в свою очередь, способствует формированию их конкурентоспособности.
Отметим, что сами по себе перечисленные формы и методы не способны сформировать конкурентоспособность у будущих педагогов профессионального обучения. Все зависит от их грамотного комплексного использования и наполнения.
В единстве с формами и методами применяются средства обучения и воспитания. Наряду с общепринятыми средствами (наглядные пособия, литература, памятки и др.) большое значение в процессе формирования конкурентоспособности должно уделяться компьютерным средствам обучения. При наличии возможностей в качестве средства обучения целесообразно использовать ресурсы глобальной информационной сети Интернет, поскольку будущим конкурентоспособным педагогам профессионального обучения необходимо уметь использовать Всемирную сеть в качестве источника информации при подготовке или реализации учебных, организационных и практических мероприятий. Следует заметить, что использование мультимедийных технологий позволяет сделать учебный процесс по формированию конкурентоспособности более эффективным.
Говоря о средствах обучения, применяемых в процессе формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, отдельно необходимо сказать о портфолио студентов. Традиционное портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений обучающихся. В эту папку собираются записи, материалы по темам, диски с учебной информацией, презентациями и многое другое, что было наработано в процессе занятий и может понадобиться в будущей профессионально-педагогической деятельности. К тому же разработанные в процессе
учебной деятельности портфолио, широко применяемые на рынке труда, могут положительно повлиять на трудоустройство будущих педагогов профессионального обучения.
Таким образом, сочетание выделенных методов, форм и средств работы, на наш взгляд, позволит сформировать конкурентоспособность будущих педагогов профессионального обучения. Отметим лишь, что на каком-то определенном этапе учебного процесса тот или иной метод или средство могут применяться в большей или меньшей степени, а формы учебной деятельности чередоваться одна с другой.
Ссылки:
1. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие. М., 2008. 208 с.
2. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М., 2009. 176 с.
References (transliterated):
1. Skakun V.A. Osnovy pedagogicheskogo master-stva : textbook. M., 2008. 208 p.
2. Fedorova L.I. Igra: didakticheskaya, rolevaya, delovaya. Reshenie uchebnykh i profession-al'nykh problem. M., 2009. 176 p.