Научная статья на тему 'ФОРМЫ КОНСОЛИДАЦИИ ЗЕМСКИХ И ГОРОДСКИХ СЛУЖАЩИХ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ФОРМЫ КОНСОЛИДАЦИИ ЗЕМСКИХ И ГОРОДСКИХ СЛУЖАЩИХ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ГОРОДСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / «ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ» / ССУДО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ / ОБЩЕСТВО ВЗАИМОПОМОЩИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полянина Ольга Анатольевна

Статья посвящена анализу правового статуса и деятельности территориальных объединений, созданных наемными служащими органов местного самоуправления Уфимской губернии. Данные организации рассматриваются как важный индикатор формирования института муниципальной службы в Российской империи. В период с 1905 по 1918 гг. в Уфимской губернии отмечено три формы консолидации земских и городских служащих: ссудо-сберегательные кассы, общества взаимопомощи и профессиональные союзы. С началом Первой мировой войны ссудо-сберегательные кассы начали преобразовываться в общества взаимопомощи, которые были призваны выполнять более широкие функции. Это свидетельствует о постепенном появлении корпоративных интересов «третьего элемента», однако данный процесс протекал достаточно медленно. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов показано, что профессиональные союзы, созданные в 1917 г., оказались достаточно неоднородными по своему составу, в них сохранились противоречия между различными группами служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF CONSOLIDATION OF ZEMSTVO AND CITY EMPLOYEES IN THE UFA PROVINCE

The author analyzes the legal status and activities of territorial associations created by hired employees of local self-government bodies in the Ufa province. These organizations are considered as an important indicator of the municipal service institution formation in the Russian Empire. There were three forms of consolidation of zemstvo and city employees in the period from 1905 to 1918 in the Ufa province: savings and loan associations, mutual assistance societies and trade unions. With the outbreak of the World War I, savings and loan associations began to transform into mutual assistance societies with broader functions. This testifies to the gradual emergence of corporate interests of the “third element”, but this process proceeded rather slowly. On the basis of archival materials introduced into the scientific circulation for the first time, it is shown that the trade unions created in 1917 turned out to be rather heterogeneous in their composition, contradictions between various groups of employees remained in them.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ КОНСОЛИДАЦИИ ЗЕМСКИХ И ГОРОДСКИХ СЛУЖАЩИХ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 7. С. 61-67. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 7. P. 61-67.

Научная статья УДК 94(470.57)

https://doi.org/10.24158/fik.2021.7.10.

Формы консолидации земских и городских служащих Уфимской губернии Ольга Анатольевна Полянина

Башкирский государственный университет, Республика Башкортостан, Уфа, Россия, olga-polyanina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5668-0904

Аннотация. Статья посвящена анализу правового статуса и деятельности территориальных объединений, созданных наемными служащими органов местного самоуправления Уфимской губернии. Данные организации рассматриваются как важный индикатор формирования института муниципальной службы в Российской империи. В период с 1905 по 1918 гг. в Уфимской губернии отмечено три формы консолидации земских и городских служащих: ссудо-сберегательные кассы, общества взаимопомощи и профессиональные союзы. С началом Первой мировой войны ссудо-сберегательные кассы начали преобразовываться в общества взаимопомощи, которые были призваны выполнять более широкие функции. Это свидетельствует о постепенном появлении корпоративных интересов «третьего элемента», однако данный процесс протекал достаточно медленно. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных материалов показано, что профессиональные союзы, созданные в 1917 г., оказались достаточно неоднородными по своему составу, в них сохранились противоречия между различными группами служащих.

Ключевые слова: местное самоуправление, земские служащие, городские служащие, «третий элемент», ссудо-сберегательные кассы, общество взаимопомощи, профессиональный союз, Уфимская губерния

Для цитирования: Полянина О.А. Формы консолидации земских и городских служащих Уфимской губернии // Общество: философия, история, культура. 2021. № 7. С. 61-67. https://doi.org/10.24158/fik.20217.10.

Original article

Forms of consolidation of zemstvo and city employees in the Ufa province Olga A. Polyanina

Bashkir State University, Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia, olga-polyanina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5668-0904

Abstract. The author analyzes the legal status and activities of territorial associations created by hired employees of local self-government bodies in the Ufa province. These organizations are considered as an important indicator of the municipal service institution formation in the Russian Empire. There were three forms of consolidation of zemstvo and city employees in the period from 1905 to 1918 in the Ufa province: savings and loan associations, mutual assistance societies and trade unions. With the outbreak of the World War I, savings and loan associations began to transform into mutual assistance societies with broader functions. This testifies to the gradual emergence of corporate interests of the "third element", but this process proceeded rather slowly. On the basis of archival materials introduced into the scientific circulation for the first time, it is shown that the trade unions created in 1917 turned out to be rather heterogeneous in their composition, contradictions between various groups of employees remained in them.

Keywords: local government, zemstvo employees, city employees, "third element", savings and loan associations, mutual assistance society, trade union, Ufa province

For citation: Polyanina O.A. Forms of consolidation of zemstvo and city employees in the Ufa province // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 7. P. 61-67. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.20217.10.

Практические задачи развития современного института муниципальной службы предполагают определение основных этапов его становления, что, в свою очередь, требует анализа исторического опыта. Исследователи пореформенной модели местного самоуправления, как правило, обращаются к изучению узкопрофессиональных объединений земских и городских служащих: обществ и съездов врачей, учителей, агрономов, статистиков и т. д. Вместе с тем, важным индикатором формирования данного института следует признать степень консолидации служащих всех профессий в рамках конкретной территории (города, уезда). Целью настоящей работы является анализ правового статуса, состава и деятельности различных объединений земских и городских служащих Уфимской губернии в 1905-1918 гг.

Первым изданием, где были выделены два типа корпораций земско-городских служащих (профессиональные и территориальные), стала книга эсера Ф.А. Данилова (Ачадова) «Третий элемент. Его значение и организация». Несмотря на ярко выраженный агитационный характер,

эта работа не утратила своего значения благодаря тому, что Ачадов включил в текст документы Воронежского и Московского земств [1, с. 17-20, 31-45]. И.П. Белоконский в обобщающем труде «Земское движение» также упоминает проект, разработанный служащими Воронежского губернского земства, однако уделяет гораздо более пристальное внимание решениям, принятым в 1905 г. на совещаниях деятелей по народному образованию, съездах агрономов, статистиков и т. д. [2, с. 271]. Аналогичный подход был унаследован советской историографией. Краткая характеристика Союза служащих Московского губернского земства, в частности, приведена в монографии В.Р. Лейкиной-Свирской [3, с. 231].

Современные исследователи рассматривают объединения земских и городских служащих дореволюционной России в контексте либо развития профсоюзного движения [4], либо трансформации института местного самоуправления после Февральской революции [5]. Самостоятельным объектом исследования на сегодняшний день стали профессиональные союзы городских служащих Екатеринбурга [6] и Тюмени [7]. Длительный процесс создания Общества взаимопомощи служащих и служивших в Московском губернском земстве нашел отражение в работах П.В. Галкина [8, с. 46-47].

Первые попытки создания «союзов и обществ служащих всех профессий в одном земстве» относятся к 1902-1903 гг. По данным Ачадова, такая возможность обсуждалась на совещании во время сельскохозяйственного съезда в Ярославле, Съезда по техническому и профессиональному образованию и т. д. Ключевым этапом развития профессионального движения стала Первая русская революция. Уже в апреле 1905 г. служащие Воронежского губернского земства разработали проект организации всероссийского союза служащих в земских и городских общественных учреждениях. Проект предусматривал мероприятия по улучшению правового, экономического и бытового положения «третьего элемента». В качестве территориальной единицы рассматривался уезд. Объединение уездных союзов в губернскую организацию должно было осуществляться на принципах федерации [9, с. 31-45]. Помимо Воронежа, центром объединительных настроений выступила Москва: за короткое время были приняты уставы Союза земских служащих Московского уездного земства, Союза земских служащих Московского губернского земства и Союза служащих в Московском городском общественном управлении.

Именно московский «третий элемент» выступил с инициативой созыва Первого всероссийского съезда служащих в земских учреждениях. В съезде должны были принять участие делегаты, избранные на уровне уездов и губерний. В ноябре 1905 г. соответствующее приглашение, разосланное оргкомитетом предполагаемого съезда, было получено, по крайней мере, несколькими земскими управами Уфимской губернии. В Белебеевском уезде состоялось так называемое «предварительное» Собрание земских служащих, на котором присутствовало 40 человек.

Временному организационному бюро были поручены «работы по приглашению» всех земских служащих уезда на общий съезд, а также «работы по собиранию возможных материалов и справок, относящихся к пунктам программы съезда» [10]. Однако после окончания острой фазы революционных событий упоминания об этой или других подобных инициативах исчезают. В то время как в ряде провинциальных городов (например, в Перми [11, с. 52-53]) успели оформиться союзы земских и городских служащих, в Уфимской губернии такие корпоративные организации не возникли.

В межреволюционный период едва ли не единственной формой территориального объединения муниципальных служащих стали ссудо-сберегательные кассы. В разные годы такие кассы были созданы для городских служащих в Минске, Москве, Туле, Рязани, Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Томске, Владивостоке. Ссудо-сберегательные кассы для земских служащих работали в Пермской, Новгородской, Киевской, Саратовской, Херсонской, Нижегородской и других губерниях. В Меленковском уезде (Владимирская губерния) основателем ссудо-сберегательной кассы стал бухгалтер земской управы И.И. Тамман, позднее обобщивший свой опыт в книге, посвященной счетоводству и делопроизводству таких касс [12].

По отношению к Уфимской губернии выявленные на сегодняшний день источники позволяют говорить о сравнительно длительном существовании четырех ссудо-сберегательных касс «третьего элемента»: служащих губернского земства [13, с. 856], Бирского уездного земства [14], Злато-устовского уездного земства [15], служащих Уфимской городской управы [16, с. 194-195]. Уставы касс, как правило, предусматривали образование двух капиталов: оборотного, который направлялся на выдачу ссуд, и запасного. Единовременный взнос участника составлял 10 %, ежемесячный - от 2 % до 5 % «от получаемого по службе содержания». Ссуды выдавались «по старшинству заявленных требований» под 6 % годовых на срок не более одного года. Максимальный размер займа не мог превышать общей суммы взносов конкретного человека и его ежемесячного оклада. При наличии поручительства ссуда могла достигать трехмесячного оклада заемщика.

На первом этапе своей деятельности ссудо-сберегательные кассы муниципальных служащих Уфимской губернии располагали столь ничтожными оборотными средствами, что были вынуждены пользоваться помощью из местных бюджетов. Правление ссудо-сберегательной кассы служащих Уфимской городской управы обращалось в думу за денежным пособием в феврале 1906 г. Соглашаясь с предложением бюджетной комиссии, дума одобрила выдачу беспроцентной ссуды в размере 300 руб. на 6 лет [17, с. 144]. Касса Златоустовского уездного земства, на счет которой в течение года поступило менее 3 000 руб., заключила заем на 200 руб. у частного лица [18, с. 2-9]. Уфимское губернское земство в течение нескольких лет выдавало ссудо-сберегательной кассе служащих кредит в размере 1 000 руб. под 4 % годовых [19, с. 856].

Степень востребованности данной формы взаимопомощи можно проследить по материалам ссудо-сберегательной кассы земских служащих Златоустовского уезда. Право стать участником имели «без различия пола все постоянные служащие ... как выборные, так и по найму». К участию в кассе допускались даже несовершеннолетние сотрудники [20, с. 2]. По состоянию на 1 марта 1913 г. в кассе состояло 88 человек [21, с. 10-15]. Сопоставление с данными Уфимской губернской пенсионной кассы, членство в которой было обязательным, показывает, что общее количество служащих Златоустовского земства в 1912-1913 гг. колебалось от 248 до 256, то есть членами ссудо-сберегательной кассы стало около трети потенциальных участников [22].

В 1915 г. ссудо-сберегательная касса Бирского земства была преобразована в Общество взаимопомощи служащих. Помимо выдачи денежных ссуд Общество планировало «оказание участникам и их семействам культурно-благотворительной помощи». Последняя, в соответствии с Уставом, включала устройство клуба для семейных развлечений, устройство дешевых квартир для приезжающих в Бирск участников, содействие в заключении договоров страхования, учреждение похоронной кассы [23, с. 13].

Для реализации заявленных целей предстояло сформировать три капитала: оборотный, запасный и вспомогательный. Вступительный взнос составлял 1,25 % ежемесячного оклада служащего и «ни в каком случае» не возвращался. Членские взносы, составлявшие 5 % от месячного жалования, могли быть возвращены участнику при выходе из Общества или увольнении. Максимальный размер выдаваемой ссуды определялся по формуле: капитал, находящийся на счете потенциального заемщика (то есть сумма всех его членских и добровольных взносов), плюс ежемесячный оклад данного сотрудника. Для увеличения суммы займа требовалось поручительство другого участника. Ссуды могли выдаваться не более, чем под 6 % годовых [24, с. 4-10].

Право на участие в Обществе приобретали все служащие уездного земства, а также «все получавшие содержание из сумм земства». Данное уточнение позволяло объединить тех служащих, которые обладали двойственным правовым статусом (например, учителей земских школ). Управление Обществом осуществляли Общее собрание, созывавшееся не реже одного раза в год, и Правление, состоявшее из трех-пяти членов и казначея. Казначей и приглашенный счетовод могли получать вознаграждение из средств Общества, остальные члены Правления работали на безвозмездной основе. Документацию Общества взаимопомощи составляли приходно-расходные книги и индивидуальные книжки участников; ежегодный отчет Общества после проверки ревизионной комиссией и утверждения Общим Собранием должен был направляться в министерство внутренних дел [25, с. 14-20].

В годы Первой Мировой войны широкое распространение получила потребительская кооперация. В целом, потребительскими обществами было охвачено 11,5 млн человек по всей стране. Наибольшая степень кооперирования наблюдалась в рабочей среде, но потребительские общества создавались и в других профессиональных или территориальных коллективах [26, с. 27-30]. По данным журнала «Городское дело», к началу 1917 г. потребительские общества городских служащих действовали в Данилове, Петербурге, Тифлисе, Камышине, Короче, Риге, Мценске, Нижнем Новгороде, Перми и Смоленске [27, с. 72]. В Санкт-Петербурге организационное бюро потребительского общества городских служащих было создано в 1912 г., однако открытие первой лавки общества состоялось только в сентябре 1914 г. [28]. В Камышине действовало объединенное общество потребителей «служащих земских и городских самоуправлений». Созданная данным обществом комиссия по борьбе с дороговизной осенью 1915 г. открыто выступила за установление твердых цен на продукты питания и реквизицию мельниц [29, с. 1146].

В Уфе попытку создания своеобразного потребительского общества предпринял брандмейстер городской пожарной команды А.А. Макаров. В приказе от 22 мая 1916 г. он отметил, что «вполне понимает и разделяет тяжелое положение, вызываемое обстоятельствами военного времени и дороговизной». Подчеркнув, что «нянек для нас нет», брандмейстер указал подчиненным «вполне доступный способ облегчения - объединение членов пожарной команды в самую дружную и тесную общую семью-артель». К тому времени пожарные были переведены на казарменное про-

живание, и эта мера выглядела логичной. По мнению брандмейстера, можно было сообща приобретать предметы первой необходимости, вести заготовку дров, а также «производить своими же силами печение хлеба». Создать «тесную семью» оказалось непросто, и 14 сентября того же года Макаров констатировал, что «варка пищи в общем котле не производится» [30].

«Романтика самочинных организаций первых дней <Февральской> революции» [31, с. 370-375] привела к массовому появлению общественных объединений различного уровня, в том числе и профессиональных союзов муниципальных служащих. Весной 1917 г. был создан союз служащих Уфимского городского общественного управления. Союз служащих существовал во второй по численности городской управе губернии - Златоустовской. Но наиболее массовыми и, как следствие, более заметными в общественно-политическом пространстве стали объединения земских служащих. За короткое время союзы служащих были созданы в Бирском, Белебеевском [32], Злато-устовском [33] уездах. Структура уездных союзов состояла из Общего Собрания, Комитета, Президиума Комитета, Кассы и, в отдельных случаях, Совета Старейшин. Членство в союзе было добровольным, размер членских взносов исчислялся в процентах от основного оклада служащего [34].

Во взаимоотношениях союзы - управы перевес первоначально оказался на стороне цензового элемента. В июле 1917 г. Комитет Союза служащих Бирского земства признал, что «мы (союз) слабосильны и неорганизованны». К этому выводу привела попытка добиться увеличения прибавок по случаю дороговизны. «Управа встретила ходатайство недружелюбно», заявив, что «сама отказывается от прибавки». Комитет предлагал своим членам выработать общую линию поведения, «предъявить требования, что дольше мы служить не желаем, мы не можем». На тот момент «к активным действиям», то есть к забастовке служащие оказались не готовы, хотя состав управы был исключен из членов союза. Замечательна аргументация такого решения: «состав управы принят в члены союза неправильно, так как второй элемент, ответственный перед населением, идти нога в ногу с третьим не может» [35].

В это время Совет служащих другого уезда - Белебеевского - только собирался ходатайствовать перед земским собранием «об увеличении окладов жалования до размеров, отвечающих действительным потребностям». Белебеевский союз попросил бирян сообщить, «какое жалование получают в самое последнее время» штатные, а также временные сотрудники всех категорий [36]. Обращение коллег, возможно, стало толчком для документального оформления позиции Союза Бирских служащих. На собрании Комитета, состоявшемся 1 августа 1917 г., были «выработаны положения» по двум вопросам: увеличению жалования и возможности совмещения должностей.

Требования материального характера оказались достаточно умеренными, выдержанными в стилистике постановлений земских собраний. По-прежнему остро ощущалось правовое неравенство различных категорий служащих. Сотрудников кассы мелкого кредита, которые поступали на должности, открытые во время войны, предлагалось «уравнять при исчислении прибавок в смысле основного оклада с соответствующими должностями уездного земства». При этом прибавки на дороговизну низшим служащим предстояло исчислять с довоенных окладов.

Вопрос о совмещении должностей, поднимавшийся земствами и в более спокойные времена, теперь приобрел новое, политическое звучание, после того как делопроизводитель отдела народного образования Щербинин был избран председателем Исполкома Совета крестьянских депутатов. По мнению одних, это было недопустимо, поскольку Щербинин стал «появляться в управе на несколько минут», и «вся тяжесть труда падала на остальных». С другой стороны, в революционных условиях «участие в работах по выборам в гласные волостного и уездного земства и в Учредительное собрание» могло оказаться «более полезным», чем собственно земская служба. В результате комитет постановил допустить подобное совмещение «постольку, поскольку от этого не страдает земское дело» [37].

Образование союзов муниципальных служащих не означало автоматического исчезновения противоречий между различными категориями служащих. В мае 1917 г. в Москве был принят устав «примирительных камер для разбора недоразумений между высшими и низшими служащими городского управления и городских предприятий». Вслед за этим Земгор предложил муниципальным служащим других регионов тоже «немедленно учредить примирительные комиссии» [38, с. 376]. Союз служащих Бирского уездного земства в ноябре 1917 учредил комиссию по разбору конфликта между одной из служащих и членом управы А.Н. Кузьминых [39]. Месяцем ранее похожая ситуация сложилась в союзе служащих Златоустовского уезда. Сотрудник распорядительного отдела Пинаев направил в Правление Союза заявление с просьбой разграничить компетенцию управы и правления. Спор возник по поводу того, кто должен составлять доклады по земскому собранию [40].

Союз служащих Уфимского губернского земства был создан позже, чем в уездах - только в сентябре 1917 г. Целью Союза являлось «объединение всех служащих в учреждениях губернского земства на почве защиты прав и удовлетворения нужд и потребностей в области профессиональной, экономической и духовной, а также для содействия правильному развитию всех отраслей земской работы» [41, с. 2-3]. В качестве задач указывались:

• защита интересов служащих и разрешение конфликтов между служащими и управой в области профессиональной (правовой и материальной);

• организация помощи членам союза денежной, юридической, медицинской, в деле воспитания детей;

• обследование быта служащих, установление мер по его улучшению;

• организация бюро по спросу и предложению труда;

• организация курсов, лекций, библиотеки;

• разработка различных вопросов земской жизни.

Членами Союза могли стать все - как постоянные, так и временные - служащие губернского земства, за исключением приглашенных для сдельной работы. Финансовые средства Союза предполагалось формировать из вступительных и ежемесячных взносов, а также из доходов с предприятий Союза и поступлений от спектаклей и концертов. Союз получал все права юридического лица, включая право вступления в губернский и всероссийский союзы земских служащих [42, с. 2-3].

Следует отметить, что такое «запаздывание» при создании союза губернских служащих в целом было нехарактерно для земств. Во многих регионах соответствующие объединения образовались в марте-апреле 1917 г. и приняли активное участие в демократизации системы земского самоуправления. В соседней с Уфимской Самарской губернии Союз служащих губернской управы был учрежден 15 марта. В начале апреля 1917 г. представители данного Союза сыграли ключевую роль в созыве совещания по реорганизации губернского земского собрания [43, с. 122-126]. Образованный в апреле 1917 г. Союз служащих Симбирского губернского земства обратился к гласным с просьбой о введении представителей «третьего служилого элемента» в состав земского собрания [44, с. 58-59]. Другие общегубернские союзы земских служащих не преследовали политических целей, однако они также были созданы еще весной 1917 г., раньше (либо одновременно) с уездными [45, с. 26-28]. Демократизация состава Уфимского губернского земского собрания происходила без участия служащих. Представители третьего элемента были приглашены только на заседание одноименного уездного земства [49, с. 234].

На фоне революционных событий 1917 г. развитие профсоюзного движения характеризовалось центростремительными тенденциями, образованием не только первичных организаций, но и объединений все более высокого уровня. Союз служащих Уфимского городского общественного управления еще 28 июля 1917 г. предлагал созвать в Уфе губернский съезд представителей земских и городских учреждений для обсуждения вопроса об организации Губернского земско-городского союза служащих. Но традиционное разделение на земцев и «городцов» оказалось сильнее [47]. 30 ноября 1917 г. в губернии был организован союз профессиональных союзов, объединивший профсоюзы губернского и уездных земств, почтово-телеграфных учреждений, часть других правительственных и общественных учреждений [48, с. 156].

В научной литературе неоднократно отмечалось, что земства Уральского региона и, в частности, Уфимской губернии не выработали единой позиции по отношению к советам. И.В. Семен-ченко выделяет три формы борьбы уральских земств против советской власти: стачки земских служащих, пассивное противодействие и вооруженное сопротивление. Земства Уфимской губернии тяготели к первой из перечисленных форм [49, с. 44]. Заметное участие в «саботаже» советской власти приняли союзы служащих губернского земства и Бирского уездного земства [50, с. 156]. Однако внутри данных объединений по-прежнему ощущалась неоднородность «третьего элемента».

Раскол Комитета Союза земских служащих Бирского уезда произошел на заседании 22 декабря 1917 г. из-за «отношения к текущему политическому моменту». Основной состав Комитета Союза не признал большевистское правительство и предлагал «на контроль со стороны последнего реагировать забастовкой». При этом служащие продовольственной управы и союза конторского и канцелярского труда поддержали «правительство народных комиссаров», предлагая в таком случае занять места бастующих коллег [51].

Служащие Уфимского губернского земства практически в полном составе приняли участие в антибольшевистской стачке в декабре 1917 г. Присоединиться к забастовке отказались всего пять человек (Сентищев, Архангельский, Кожухин, Зирах и Васильев), однако их заявление

имело большой общественный резонанс. Общее собрание служащих губернского земства выразило сожаление, что «указанные сослуживцы проявили свою несолидарность с общим решением служащих в столь недопустимой в товарищеской среде форме» [52].

Ликвидация дореволюционных органов местного самоуправления означала автоматическое упразднение профессиональных союзов муниципальных служащих. Однако в случае перехода территории в руки белых происходило восстановление так называемых «буржуазных» органов власти и ассоциированных с ними учреждений. Так, в Златоусте во второй половине 1918 г. действовал Союз служащих городского общественного управления, куда входило около 30 человек, уплачивавших в качестве взносов 1 % от суммы жалования [53].

Таким образом, в начале XX в. в Уфимской губернии существовало три вида корпоративных организаций «третьего элемента»: ссудо-сберегательные кассы, общества взаимопомощи и профессиональные союзы. До Первой мировой войны основной формой консолидации муниципальных служащих являлись ссудо-сберегательные кассы, которые пользовались определенной популярностью, но объединяли не всех потенциальных участников. Начавшийся процесс преобразования ссудо-сберегательных касс в Общества взаимопомощи указывает на постепенное нарастание «объединительных настроений». Организации земских и городских служащих, возникшие во время революционных событий 1917 г., обладали признаками профессиональных союзов (наличие устава, уплата членских взносов, практически всеобщее, хотя и добровольное членство, формулировка общих требований). Вместе с тем, противоречия, существовавшие между различными группами служащих, не только сохранились, но и осложняли деятельность таких профсоюзов, что свидетельствует о незавершенности процесса институционализации муниципальной службы в Российской Империи.

Список источников:

1. Данилов Ф.А. Третий элемент (служащие по найму в городских и земских учреждениях). Его значение и организация / Ачадов [псевд.]. М., 1906. 46 с.

2. Белоконский И.П. Земское движение. М., 1914. VIII, 397 с.

3. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М., 1981. 285 с.

4. Филимонов М.А. Профессиональные союзы Уфимской губернии в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) // Вестник ВЭГУ. 2014. № 4 (72). С. 148-159.

5. Кобзева Т.А. Местное самоуправление в Среднем Поволжье после Февральской революции 1917 г. // Вопросы истории. 2014. № 3. С. 55-69; Моргунова Е.И. Земская интеллигенция в Самарской губернии в 1917-1918 гг. // Вопросы истории. 2014. № 2. С. 122-129; Филипцева С.В. Изменения в земских учреждениях Воронежской губернии в результате реформ Временного правительства // Власть. 2016. Т. 24. № 3. С. 26-31.

6. Казакова-Апкаримова Е.Ю. Профессиональный союз служащих городского самоуправления Екатеринбурга в начале XX в. // Девятые Татищевские чтения: материалы всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 19-20 апреля 2012 года). Екатеринбург, 2012. С. 134-138.

7. Храмцов А.Б. Становление и деятельность профессионального союза городских служащих в Тюмени (1917-1919) // Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017. С. 59-65.

8. Галкин П.В. Организация социальной защиты земских служащих Московской губернии и административный надзор // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2010. № 1. С. 41-48.

9. Данилов Ф.А. Указ. соч.

10. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 1832. Оп. 4. Д. 53. Л. 29, 29об.

11. Ярома О.В. Городское самоуправление Пермской губернии в период с 1905 г. по февраль 1917 г.: дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2005. 245 с.

12. Тамман И.И. Счетоводство ссудо-сберегательных касс служащих правительственных, земских и городских. Меленки, 1913. 160 с.

13. Журналы заседаний Уфимского губернского земского собрания XXXII очередной и XXXIX чрезвычайной сессий 1906 и 1907 годов и доклады губернской управы. Уфа, 1907. XXI +1012 с.

14. Устав Общества взаимопомощи служащих в Бирском уездном земстве Уфимской губернии. Уфа, 1916. 22 с.

15. Устав ссудо-сберегательной кассы земских служащих Златоустовского уезда Уфимской губернии. Златоуст, 1912. 13 с.

16. Справочник по Уфимскому городскому общественному управлению на 1914 год. Уфа, 1914. 200 с.

17. Журналы Уфимской городской думы. 1907 год. Уфа, 1908. 772 с.

18. Отчет ссудо-сберегательной кассы земских служащих Златоустовского уезда за 1912/13 год. Златоуст, 1912. 16 с.

19. Журналы заседаний Уфимского губернского земского собрания ...

20. Устав ссудо-сберегательной кассы земских служащих Златоустовского уезда Уфимской губернии.

21. Отчет ссудо-сберегательной кассы земских служащих Златоустовского уезда за 1912/13 год.

22. Отчет по операциям пенсионной кассы служащих в земстве Уфимской губернии за 1912 год (Шестой год существования кассы). Уфа, 1914. С. 70; Отчет по операциям пенсионной кассы служащих в земстве Уфимской губернии за 1913 год (Седьмой год существования кассы). Уфа, 1914. С. 90.

23. Устав Общества взаимопомощи служащих в Бирском уездном земстве Уфимской губернии.

24. Там же.

25. Там же.

26. Корольков О.П. Первая Мировая война и кооперация // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, 2009. № 9. С. 27-42.

27. Городское дело. 1917. № 2.

28. Пажитнов К. Первое потребительское общество городских служащих г. Петрограда // Городское дело. 1914. № 22. С. 1277-1281.

29. Городское дело. 1915. № 21.

30. НА РБ. Ф. И-387. Оп. 1. Д. 1. Л. 123, 235.

31. Городское дело. 1917. № 9-10.

32. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5.

33. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Ф. И-11. Оп. 1. Д. 807. Л. 23.

34. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5. Л. 18, 40.

35. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5. Л. 20.

36. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5. Л. 29-30.

37. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5. Л. 23-25.

38. Городское дело. 1917. № 9-10.

39. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5. Л. 66-67.

40. АЗГО. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 807. Л. 23.

41. Устав профессионального союза служащих Уфимского губернского земства. Б.м., б.г. 8 с.

42. Там же. С. 2-3.

43. Моргунова Е.И. Указ. соч. С. 122-126.

44. Кобзева Т.А. Указ. соч. С. 58-59.

45. Филипцева С.В. Указ. соч. С. 26-28.

46. Азаматова Г.Б. Земство Уфимской губернии в 1917 г. // Научный диалог. 2017. № 8. С. 230-240. 10.24224/2227-12952017-8-230-240.

47. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5. Л. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Филимонов М.А. Указ. соч. С. 156.

49. Семенченко И.В. Деятельность земств на Урале (1900-1919 гг.): автореф. ... дис. д-ра ист. наук. Оренбург, 2010. 50 с.

50. Филимонов М.А. Указ. соч. С. 156.

51. НА РБ. Ф. И-151. Оп. 2. Д. 5. Л. 82.

52. НА РБ. Ф. 1832. Оп. 3. Д. 101. Л. 1-10.

53. АЗГО. Ф. И-40. Оп. 2. Д. 3. Л. 1-2; АЗГО. Ф. И-40. Оп. 2. Д. 7. Л. 1.

Информация об авторе О.А. Полянина - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан, Уфа, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=694372.

Information about the author O.A. Polyanina - PhD in History, Associate Professor, Bashkir State University, Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=694372

Поступила в редакцию / Received 05.06.2021 Поступила после рецензирования / Revised 16.06.2021 Принята к публикации / Accepted 08.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.