Научная статья на тему 'Формы использования игрушки как средства формирования социального опыта ребенка'

Формы использования игрушки как средства формирования социального опыта ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онощенко С. В.

Onoshchenko S.V. Forms of Toy Use as a Means of Child's Social Experience Formation. The article considers toy material from the point of its opportunities for child's social experience formation, by the example of dolls and dolls' housing. Several forms of toy means as a source of child's social experience are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы использования игрушки как средства формирования социального опыта ребенка»

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА

С.В. Онощенко

Onoshchenko S.V. Forms of Toy Use as a Means of Child’s Social Experience Formation. The article considers toy material from the point of its opportunities for child’s social experience formation, by the example of dolls and dolls’ housing. Several forms of toy means as a source of child’s social experience are determined.

Раскрытие социально-педагогического потенциала игрушки возможно через самостоятельную игру ребенка. По мнению Г.В. Плеханова, игра предшествует труду в жизни отдельного человека. В этом заключается ее социальное назначение: игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду [1; 258].

Д.Б. Эльконин отмечает, что взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, превращая саму игру в часть культуры общества.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Основное ее положение определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. Дошкольнику свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре дети берут на себя роли, стремясь подражать значимым взрослым, образы которых сохранились в их опыте.

Рассматривая игровой материал с позиции его возможностей при формировании социального опыта ребенка, охарактеризуем следующие типы игрушек - куклы, кукольное хозяйство. Информация об игрушке будет включать:

- ее название;

- историческую справку об игровом материале;

- социальную концепцию либо социальные роли, усваиваемые с помощью предмета;

- формы использования игрушки как средства формирования социального опыта ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Название: кукла (пупс, бэби, шагающие куклы, куклы, обладающие разной возрастной характеристикой).

Историческая справка: такие древние виды игрушек, как куклы, фигурки животных актуальны до сих пор. Например, найденным при археологических раскопках египетским куклам насчитывается около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы являлись погребальными дарами и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, т. к. боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Современная фабричная кукла по внешнему виду значительно отличается от игрушки, сделанной вручную, ее художественный строй лишь незначительно определяется традицией и находится в плотной зависимости от особенностей культуры конкретного пе-

Краткие сообщения

риода, его технических достижений и изменений моды. Современные кукольные образы разнообразны: от дам в модных платьях, фарфоровых девочек и мальчиков, отражающих национальную историю, гламурные темы и прочее, до пупсов, целлулоидных, текстильных, проектирующих посредством одежды, аксессуаров, внешнего вида массовую культуру.

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

1. «Прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров.

2. Характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. К ним относятся герои народных сказок, мультфильмов, которые несут в себе заданность образа поведения и стабильную нравственную характеристику.

3. Куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению.

4. Этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

Социальная концепция: с одной стороны, кукла - реалистичная игрушка, которая знакомит ребенка с окружающим миром, прививает любовь к профессиям, домашнему уюту, внутренней красоте. Педагогическая ценность традиционной куклы заключается в воспитании у детей дружеских чувств, уважения к представителям других народов, этики межнационального общения.

С другой стороны, игрушка выводит ребенка на уровень новых отношений с реальностью - ценностью внешней красоты, стиля, комфорта.

Кукла во многом способствует освоению ребенком роли матери, друга (без учета социальных ролей, проектируемых куклами Bratz, ВагЬу). У дошкольника в процессе игры вырабатываются навыки по уходу за человеком. Являясь социальной игрушкой (Л.М. Эйдельс), кукла наделяется детьми доступными для их понимания чертами характера и эмоциональными состояниями. Она может быть весела, скучна, добра, зла, капризна, сердита. В исследовании игры ребенка с куклой С. Холл отметил следующие психологические акты, которые приписываются игрушке: гнев, зависть, любовь, доброта, ненависть.

Формы использования: игры, занятия.

Название: кукольное хозяйство.

Историческая справка: кукольные дома были известны в Голландии и Германии уже в XVI в., а как игрушки в XIX в., особенно в Центральной Европе. Созданные руками профессиональных мебельщиков, ювелиров, резчиков, они часто представляли копии известных дворцовых интерьеров и служили для украшения богатых домов. У Флоры Г. Джекобс в книге «История кукольных домиков. Четыре столетия домашнего мира в миниатюре» в развитии игрушечных домов своеобразно отражена история быта многих стран в течение нескольких веков, смена эстетических вкусов в архитектуре, оформлении интерьера, мебели, в сервизах посуды и т. д. Такие дома являлись настоящими произведениями искусства, и сейчас их можно увидеть в Национальном музее в Амстердаме. Редкие экземпляры таких домов есть и у нас. Не так давно они появились в экспозиции Музея уникальных кукол, а также в «Кукольном Доме».

Один из интересных экспонатов - английский городской дом 1850 г. Почетное место отведено и образцам мастера Петра Лукоянова.

Строительство и обустройство кукольных домов - хобби, у которого множество поклонников, особенно на Западе. В конце XX в. создание игрушечного жилища стало доступно многим людям - в Интернете есть руководства и рекомендации для всех желающих, на Западе выходят журналы для мастеров и любителей.

Кукольный домик - это не всегда обычный «дом с трубой», окошками и дверью. Существует несколько типов кукольных домов: замки, викторианские кукольные дома, дома для кукол в эдвардианском стиле, восточные стили и кукольные дома современности.

Освоение социальных ролей: играя в кукольное хозяйство, ребенок осваивает множество социальных ролей, которые можно объединить в одну - хозяйка дома. Ребенок готовит еду для куклы, выступает в качестве повара, наряжает ее, готовя к приему гостей в доме, занимается меблировкой жилого помещения, осваивая азы дизайна и т. д.

Сегодня ребенок в игре с кукольным хозяйством в большинстве случаев предоставлен самому себе. А в начале XX в., например, дополнительно с игровым набором «Кухня» ребенку приобреталась «Поваренная книжка для кукол. Какъ устроить простой здоровый столъ для всякой порядочной куклы», что позволяло расширить объем усваиваемого дошкольником социального опыта. Воспитатель в современном детском образовательном учреждении, помогая ребенку в освоении ролей, может также воспользоваться данным примером.

Формы использования: самостоятельные коллективные и индивидуальные игры дошкольников в предметы домашнего быта.

Выделим несколько форм использования игрового средства как источника социального опыта ребенка: 1. В процессе игры. 2. Целенаправленное использование игрушек в качестве методического пособия. Игровые средства способствуют усвоению новых знаний, выработке определенных навыков, преодолению последствий серьезных заболеваний. 3. Целенаправленная подготовка ребенка к самостоятельной исследовательской и изобретательской деятельности с помощью игрушек. Конечно, только одни игрушки не смогут обеспечить решение поставленных задач в формировании социального опыта ребенка. Однако они могут помочь вызвать интерес к науке и технике, заставить человека поверить в свои силы, побудить его сделать первые шаги к самостоятельной креативной деятельности.

Поступила в редакцию 24.03.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.