Научная статья на тему 'Формы и принципы интеграции естественно—научных дисциплин на основе модели “экология и диалектика”'

Формы и принципы интеграции естественно—научных дисциплин на основе модели “экология и диалектика” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и принципы интеграции естественно—научных дисциплин на основе модели “экология и диалектика”»

г л

« 4

Г

I ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

e,tf* • # • ■ •

V

У.

* і

ного края” Работа с подростками ведется под девизом "От любви — к познанию”

На 3-й ступени ребята могут пополнять свои знания на занятиях факультатива “Биология с основами экологии”, в кружках “Мир воды”, “Мир животных”, в творческой группе. Основной девиз при работе со старшеклассниками - “От познания — к мировоззрению”.

Внеучебная общественно-полезная и исследовательская деятельность учащихся в центре экологии организуется по следующим направлениям:

изучение состояния природы родного края путем описания и оценки состояния экосистемы воды, осадков, растений и животных: деятельность школьников в рамках проекта “Мир воды”, “Дом, в котором я живу”, “Речка моего детства’

охрана природы: участие в проектировании ландшафта, регулировании численности популяций, создание школьной экологической учебной тропы, проведение экологических субботников и десантов;

- пропаганда экологических знаний: разработка плакатов, листовок, бесед, лек-

", оформление выставок,

V.

1IJ

а, экскурсии, конкурсов, проведение радиопередач, дней окружающей среды;

- проведение общегимназических и межшкольных экологических слетов, Международного дня Земли, акций “Река Cali” и др.

ранка просит помо

III

Для успешной деятельности центра экологии необходимо предвидеть и создать соответствующие организационно-педагогические условия. Прежде всего, это формирование экологически компетентного педагогического коллектива. Сегодня в него входят не только педагоги нашей школы, но и сотрудничающие с нами Н.В.Альба — доцент МГУ им.Н.П. Огарева, В. С. Севастьянов - зав. отделом республиканской станции юных натуралистов, И.А.Дмигриева — сотрудник детского дома творчества, родители учащихся. Другое условие — это научно-практическая связь и сотрудничество с жителями города, музеями, ботаническим садом, МГУ им. Н.П.Огарева, МГПИ им. М.Е.Евсевьева, лабораторией при Министерстве экологии и природопользования РМ, станцией юннатов. Третьим условием мы считаем использование материальной базы МГУ им. Н.П Огарева на договорных основах.

В целом деятельность центра экологии ориентирована на достижение таких оперативных результатов, как формирование экологического мировоззрения, культуры чувств и целесообразного поведения учащихся. На этой основе закладывается фундамент стратегически перспективного иально значимого результата, каким

ювание минимально необ-

іііииліл»

является

ходимого и достаточного базового уровня

экологической культуры.

ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО—НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ “ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА”

Т.Н.Арсентьева, учитель биологии экологического лицея № 7 г. Саранска

ством,

а из сложнейших проблем, кото рую поставила современность перед об

- это проблема, касающаяся места 1 в меняющемся мире. Сегодня стал главным фактором развития и но времен но главным фактором риска. Усиление его могущества сопровождается опасной диффузией моральных и иных форм социального общежития, обострением конфликтов, возникновением глобальных кпичисов и пооблем. Жизнь в меняю-

тся мире требует от человека новых сил и способностей, равно как и новых измерений свободы и ответственности, исключающих превращение свободы в произвол. Что над чем возобладает в реальных исторических действиях людей, во многом зависит от того, как будут функционировать образовательные учреждения, прежде всего школа. В этом плане анализ деятельно-

сти лицея № 7, работающего по программе “Экология и диалектика”, является акту-

т

Т.Н. Арсентьева, 2000

альным. Среди задач, решаемых лицеем,

— поиск форм и принципов интеграции естественно-научных дисциплин. В настоящее время авторы многих учебников пытаются подходить к изложению материала именно с этой позиции, что позволяет удовлетворить интерес учащихся к окружающему миру, помогает получить ответ на многие интересующие их вопросы.

Автор модели “Экология и диалектика” ЛВ.Тарасов считает, что человек не может дальше оставаться сторонним наблюдателем; поскольку он является частью природы, он либо погибнет вместе с ней в экологической катастрофе, либо найдет пути дальнейшей эволюции. Современный человек — это не узкий профессионал, интересующийся лишь своей сферой деятельности, а разносторонне развитая личность с целостным восприятием мира. Это не прагматик, для которого важна сиюминутная польза, а личность, которая понимает ответственность перед прогрессом. Эго не исполнитель, а творец, способный анализировать, генерировать различные варианты, принимать решения (см.: Тарасов Л.В. Школа. Экология и Диалектика. М., 1995. С. 174).

Процесс интегрирования в нашей школе осуществляется на нескольких уровнях. Интеграция первого уровня заключается в том, что при преподавании учебных дисциплин совершаются экскурсы в другие предметы, привлекаются понятия и представления из других предметов.

л

Идея интеграции проста: тот или иной вопрос усваивается глубже, легче и быстрее, если не замыкаться в его рамках, а выявлять связи данного вопроса с другими. Реализовать такую интеграцию может любой учитель — биолог, химик, географ. Интеграция осуществляется намного легче, если она предлагается авторами учебников, программ. В лицее в отличие от других общеобразовательных школ первому уровню интеграции соответствуют специальные интегративные учебные дисциплины. Это, прежде всего, “Окружающий мир”, который изучается в 5-м и 6-м классах по учебникам соответственно “Четыре грани мира” и “Наша планета Земля”.

“Офужающий мир” синтезирует знания по физике, астрономии, биологии, географии, геологии, химии, истории. Естест-

венно, синтез осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Целями изучения курса являются, во-первых, раннее формирование диалектического мышления; во-вторых, развитие интереса к познанию природы, формирование целостной картины окружающего мира; в-третьих, воспитание эстетических чувств, а также интереса к трудовой деятельности.

Учебник для 5-го класса “Четыре грани мира” (М., 1995) предлагает присмотреться внимательнее к окружающему миру, задуматься над тем, как он устроен.

Автор учебника Л.В.Тарасов выделяет четыре важнейших раздела (грани) мира:

- Вселенная,

- Земля — колыбель жизни,

- атом, молекула, клетка,

- мир, созданный руками человека.

В 6-м классе рассматриваются вопросы целостности окружающего мира, взаимосвязи, взаимозависимости живого и неживого, единства природы, сфер Земли. Все эти проблемы изучаются в физических, химических и географических аспектах.

Возможности подобных интегрированных курсов проанализируем на примере одного из уроков, который был разработан нами для 5-го класса. Его тема: “Венера — планета любви и красоты”. Не будем останавливаться на всех составляющих урока, а приведем лишь ряд концептуальных вопросов, заданных школьникам для раз-. мышления.

Эпиграфом урока служили слова А де Сент-Экзюпери “У людей разные звезды. Для путешественников звезды — это указатели пути. Для других — это только маленькие огоньки на небе. Для ученых — это проблемы” Отсюда следует первый вопрос: “А чем являются звезды для вас?” Далее учащиеся рассуждают о красоте окружающего мира, о красоте человека. По ходу урока анализируется строфа М.Лермонтова:

“В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла”

Л V

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

///*# •

/І грг /• .

і •

* •

>

г

#•

%

Г*

»г *►

Отвечая на вопрос “Почему так сильно перегревается планета?”, дети подходят к пониманию явления парникового эффекта.

Интегрированные курсы в разных школах могут быть различны, но везде они составляют важнейшую часть образования. Такие курсы знакомят детей со многими понятиями, вводят их в окружающий мир, открывают им на описательном уровне разные его стороны, побуждают к формированию собственного видения этого мира, к созданию целостной картины природы. Тем самым активизируется любознательность школьников, их интерес к изучению природы. Интегрированный предмет предполагает постановку перед учащимися множества вопросов, побуждающих к самостоятельному поиску решений, ответов, дающих возможность детям ощутить себя открывателями.

рованных курсов первого уровня начина-

трех—годичное изучение базовых

кла. Базовый

Г<1

предметов естественного 11 предмет “вырастает” из пропедевтического интегрированного курса, понятия и

представления углубляются, детализируются. Предметы цикла обеспечивают такую систему знаний и умений, которая необходима в жизни любому человеку.

На заключительной ступени обучения, в 10 — 11-х классах, вводятся обобщающие интегрированные предметы. Это второй уровень интеграции, на котором систематизируются приобретенные учащимися ранее фактические знания. В школе таких обобщающих интегрированных курсов несколько. Они изучаются факультативно. Особый интерес представляют следующие.

“Человек и природа”. Рассматриваются проблемы взаимодействия человека и

зижение челове-

п

л, анализируется

ка по ступеням прогресса, прогнозируются

I 9 Г

ад

и1

возможности выхода человечества из экологического кризиса.

Вселенная человека” Этот предмет можно назвать по-другому: “Основы миропонимания с точки зрения религии и науки” Основные вопросы, рассматриваемые в данном предмете, — возникновение Вселенной, ее эволюция, религиозные и научные представления о происхождении всего сущего, происхождение жизни, жизнь во Вселенной.

“Человек и здоровье” Рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека в современных условиях. Уделяется внимание проблемам личной гигиены, здорового образа жизни, профилактики различных заболеваний, оказания доврачебной помощи и т. д.

Кроме названных, преподавателями ведутся факультативы “Г еоэкология”,

“Геоинформатика”, “Целебные силы при-

После завершения изучения ингегри- роды”

В школьной практике формы интеграции могут быть самыми разнообразными, включая учебную и внеурочную деятельность — факультативы, экологические сборы, исследовательские проекты, праздники знаний и др. Интегративный подход к обучению сочетается с проблемным методом обучения и способствует раннему и разностороннему развитию личности. По всей вероятности, именно интегративные курсы будут ядром того комплекса дисциплин, который станет научной базой будущего информационного общества. Поэтому очень важно, чтобы новое понимание задач интегративных учебных дисциплин, их авангардной роли в системе образования нашло свое отражение в учебных планах и перспективной программе системы образования, а также в системе переподготовки специалистов, и в первую очередь — педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.