Научная статья на тему 'Формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде'

Формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ НАУЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде»

Литература

1. Лотман Ю. М. О семиотическом механизме культуры. Уайт Л. А. Наука о культуре. Он же Понятие культуры. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Элиот Т. С. Заметки к определению культуры. Бердяев Н. А. О культуре. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Фрейд З. Недовольство культурой. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. Гумбольдт В. Размышления о всемирной истории. Бидни Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении. Фейблман Д. Концепция науки о культуре. Гирц. К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретационной теории культуры. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук. Он же. Границы сравнительного метода в антропологии. Он же. Методы этнологии. Радклифф-Браун А. Р. Сравнительный метод в социальной антропологии. Малиновский Б. Функциональный анализ. И др.

2. Зборовский Е. Г. Социологическое и социальное знание: сравнительный анализ: Материалы XV Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Памяти профессора Л. Н. Когана. Екатеринбург: УФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2012.

2а. Зборовский Г. Е. Общая социология: Курс лекций. Екатеринбург, 1997.

3. Бенин В. Л. Зритель о своем театре (опыт конкретно-социологического исследования зрительской аудитории Стерлитамакского русского драматического театра) // Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Свердловск, 1979.

4. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

5. Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования. Ижевск, 1995.

6. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 1999.

8. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. М., 2010.

9. Видт И. Е. Введение в педагогическую культурологию. Тюмень, 1999.

10. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. Уфа: БГПУ, 2004.

11. Видт И. Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историкокультурном пространстве: Дис.... д-ра пед. наук. Тюмень, 2003.

Т. И. Ерохина

формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде

Современное общество требует наличия научно-образовательной среды, обладающей определенными характеристиками (организация и содержание образовательного процесса, соответствующие развитию современной науки, взаимодействие студента-педаго-га-руководства учебного заведения и органов управления образованием, наличие материально-технической базы и т. д.). В связи с этим не вызывает сомнения необходимость создания вузом культуросообразной научно-образовательной среды в городе и регионе.

Мы исходим из убеждения, что сфера образования в целом должна быть ориентирована на парадигму культуросообразности. Высшее образование как одно из основных звеньев в системе социальных институтов культуры и как компонент культуросообразной среды может способствовать формированию творческой самостоятельности студента, личностно детерминированному самоутверждению и самоактуализации, творческой самореализации, самоопределению, самоидентификации и обретению культурной иден-

тичности как результата образовательного процесса в культуросообразной среде вуза. Причем культуросообразная среда понимается не только как своего рода оболочка жизнедеятельности, но и как атмосфера, распространяющая свое воздействие вовне.

По нашему мнению, опирающемуся на проводимые исследования и практическую деятельность, культуросообразная научно-образовательная среда структурно включает в себя несколько уровней: личностный и групповые.

Личностный уровень, ориентированный на формирование целостной системы качеств, характеризующих «самость» личности (самосознание, самооценка, самоуважение, самоуверенность, самостоятельность и т. д.). Получая в процессе научно-образовательной деятельности, организованной с точки зрения культуросообразного подхода, новые знания, приобретая умения в сфере предметно-практической и творческой деятельности, студент обретает культурную, социальную, профессиональную идентичность.

Уровень учебно-методический, ориентированный на функционирование формально и неформально верифицированных структур вуза, охватывающих различные виды деятельности: креативную, социокульторологическую, профессионально-творческую, включает учебно-методическое обеспечение, программы, отражающие содержание работы творческих групп педагогов, организацию творческой деятельности и формирование творческой самостоятельности студентов высшего учебного заведения.

Уровень научно-творческий, обеспечивающий научную активность и состоятельность педагогов и студентов, преемственность и вариативность личностных и групповых акций, включающий разные виды деятельности: участие в научной жизни кафедры, вуза, культурологического сообщества города, региона.

Определяемые нами уровни представляют собой целостную систему культуросообразной научно-образовательной среды, в которой задействованы личность студента, преподавателя, а также социум (региональная и городская культурная среда).

Вуз, таким образом, становится центром формирования культуросообразной научнообразовательной среды, имеющей определенный набор признаков, наиболее значимыми из которых выступают следующие:

— целостность системы, в основе которой лежит логика усвоения широкого социокультурного опыта, вхождения человека в мир научных знаний;

— интегративность методологических подходов к принципам организации среды, относящихся к концентрируемому в ней содержанию образования (знания, способы и формы деятельности, компетентность) и выступающих ее определяющим фактором;

— многоаспектность (понимание и изучение социального и научного явления с разных точек зрения);

— вариативность, обусловливающая наполнение научно-образовательной среды вуза разнообразием смыслов и значений, возможностью выбора студентами как содержания, так форм и способов научной и учебной деятельности;

— универсальность, обусловленная спецификой вузовского образования;

— диалогичность, определяемая наличием творчески-созидательного взаимодействия всех субъектов научно-образовательного процесса, а также субъектность, открытость, универсальность, корпоративность.

Конкретные формы взаимодействия культуросообразной научно-образовательной среды выработаны на основе деятельности кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». Укажем их, условно подразделив на три группы.

Первая группа: работа с образовательной средой, где ядром является общее образование. Эта группа включает работу в рамках Центра школьного образования «Олимп», Городской научной программы для школьников «Открытие», Всероссийской научной конференции

школьников «Открытие», разработку и реализацию проекта «Добрая школа» (совместно с Департаментом образования Ярославской области). Данная деятельность способствует развитию культуросообразной образовательной среды и является «двухуровневой», поскольку включает в себя как работу со школьниками (руководство научными исследованиями, подготовка к конкурсам и олимпиадам), так и оказание помощи учителям. Взаимодействие с учителями осуществляется также в процессе работы методологического семинара по культурологии, организованного совместно с Городским центром развития образования и Институтом развития образования. Одним из характерных примеров стала работа в рамках образовательного цикла «Русская филология XXI века: актуальные проблемы образования», предназначенного для учителей русскоязычных школ Украины.

Вторая группа: работа в рамках культуросообразно ориентированных научных и научно-образовательных структур, создаваемых в вузе. Данная группа включает в себя работу по ЕЗН, федеральным целевым программам, грантам. Так, в 2011 г. завершены работы по двум программам федерального статуса — аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», тема «Методология интегративных исследований российского универсума “провинциальный исторический город”» (руководитель — проф. Т. С. Злотникова), о федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы), тема «Методология изучения социально-культурной парадигмы личности в России ХХ-ХХ1 вв.» (руководитель — проф. Т. С. Злотникова); а также деятельность Научно-образовательного центра «Культуроцентричность научно-образовательной деятельности», созданного в 2008 г. (руководитель — проф. Т. С. Злотникова). Формы взаимодействия, представленные в данной группе, также являются двухуровневыми, поскольку включают работу со студентами, принимающими активное участие в деятельности НОЦ, целевых программ и т. д.; работу в рамках академического научного сообщества, так как результатами данной формы взаимодействия становятся научные конференции, защита диссертаций, издание монографий, учебных пособий, сборников. И как результат издание в 2010 г. учебного пособия, получившего гриф УМО по культурологии «Исторический город русской провинции как культурный универсум».

Третья группа: разовые совместные научно-образовательные, социокультурные, просветительские акции, являющиеся результатом воздействия на деятельность руководителей региональных структур в сфере культуры и образования. Данные формы взаимодействия многогранны и, в частности, включают в себя: участие преподавателей кафедры в организации и проведении ежегодной книжной ярмарки «Книжная культура Ярославской области» (председатель жюри — проф. Т. И. Ерохина); работа в общественной палате Ярославля (проф. Т. С. Злотникова), комиссиях по присуждению премий по культуре, науке, образованию.

В результате последовательного осуществления названных акций город и регион — в ответ на активность ученых — принимают участие в организации и проведении конференций, решают вопросы финансирования. Таким образом, научно-образовательная среда вуза оказывает воздействие на городскую среду, среду региона, устанавливает систему отношений с региональными, областными и городскими структурами власти, а затем использует результаты взаимодействия для дальнейшего развития культуросообразной научно-образовательной среды.

В перспективе взаимодействие ученых (преподавателей вуза) с коллегами и представителями различных социальных сфер и страт может развиваться по нескольким направлениям:

— сохранение и дальнейшее применение обозначенных выше форм взаимодействия;

— работа по созданию новых форм взаимодействия в рамках формирования культуросообразной научно-образовательной среды в соответствии с переходом на ФГОС третьего поколения, учитывая, что новыми стандартами обозначен компетентностный подход к образованию, ориентированный на создание культуросообразной среды;

— формирование новых принципов работы в сфере послевузовского образования, которые позволят реализовать культурологический компонент интегративной парадигмы;

— последовательное включение культурологического компонента в религиоведческую проблематику, внедряемую в школьные образовательные стандарты;

— закрепление достигнутой системы взаимодействия с социумом.

Т. В. Артемьева

академическая культура как теоретическая проблема и практическая задача*

Академическая культура — выражение, которое чаще используют как метафору, нежели строгое понятие. Иногда его понимают в довольно узком смысле, как отличительную черту того, или иного научно-образовательного заведения («Culture of the University of Oxford»), например, в Британии и Финляндии. Исследователи этих стран предполагают наличие множества «академических культур» [1], каждая из которых соответствует тому или иному образовательному институту. Иногда понятие сводится исключительно к этосу научно-образовательного сообщества, или профессиональной этике.

Jeffrey Sonnenfeld из Yale School of Management выделяет такие типы культуры, как:

• «Бейсбольная команда» (baseball team) — ключевые успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», за которых борются работодатели.

• «Клуб» (the club) — сотрудники отличаются преданностью своей организации и командной работой.

• «Крепость» (the fortress) — сотрудники не защищены правилами и работают «как во время военных действий».

• «Академия» (the academy) — долговременное сотрудничество и профессиональное мастерство [2].

Таким образом, академическая культура рассматривается им как готовая модель, смысл которой очевиден.

В условиях процесса унификации образования, активизации различных форм интеллектуальной коммуникации и академической мобильности, а также принципиально международного характера науки, следует необходимость выделения феномена академической культуры как некоего общего явления, формирующегося в процессе получения образования и занятия научной деятельностью и организации в научно-образовательной сфере.

Феномен академической культуры исторически обусловлен (можно выявить исторические типы академической культуры). Современная академическая культура имеет международный характер. Особенностью ее организации является отсутствие «центра», она работает по сетевому принципу, что можно сравнить с Интернетом, где каждый портал, сайт или страница — лишь ячейка в сети. Она существует независимо от других

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 10-03-00667. Автор благодарит Коллегиум университета Хельсинки (Helsinki Collegium for Advanced Studies) за предоставленные ими великолепные условия научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.