Научная статья на тему 'Формы и методы работы рабоче-крестьянских инспекций в Чувашии в 1929-1934 годах'

Формы и методы работы рабоче-крестьянских инспекций в Чувашии в 1929-1934 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ИСТОРИЯ ЧУВАШИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ / ОБСЛЕДОВАНИЯ / РЕЙДОВЫЕ БРИГАДЫ / ЖАЛОБЫ И ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / STATE-PARTY CONTROL / WORKERS' AND PEASANTS' INSPECTION / HISTORY OF CHUVASHIA / FORMS AND METHODS OF FUNCTIONING / SURVEYS / RAIDING BRIGADES / COMPLAINTS AND APPEALS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харитонов Михаил Юрьевич, Харитонова Светлана Брониславовн

Статья посвящена анализу основных форм и методов функционирования органов рабоче-крестьянской инспекции в Чувашии на заключительном этапе их деятельности в 1929-1934 гг. Работа основана на непубликовавшихся архивных материалах Государственного исторического архива Чувашской Республики и Государственного архива современной истории Чувашской Республики, в которых сосредоточен значительный массив документов и материалов по истории рабоче-крестьянской инспекции Чувашии. Среди первых и основных направлений работы контрольных органов в изучаемый период рассматривается деятельность по совершенствованию государственного аппарата, при этом основным методом работы контрольных органов называется метод обследований, позволивший проконтролировать такие важнейшие показатели республики, как налоговая политика, строительство, коллективизация, ликвидация неграмотности, всеобщее обучение, и выработать меры по устранению выявленных недостатков. Изучена организация слетов активистов контроля и деятельность рейдовых бригад, проводивших обследования предприятий республики с привлечением рабочих. Рассмотрена работа по укреплению постоянного актива рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) на предприятиях республики, а также практика привлечения внештатных инспекторов из числа активных рабочих и служащих к самостоятельному проведению обследований. Раскрыты формы работы с жалобами и обращениями граждан, в том числе по привлечению к работе в бюро жалоб в качестве добровольцев рабочих и крестьян. Проанализирована такая форма работы контрольных органов республики, как организация секций РКИ при Советах, которыми проводилась значительная работа по улучшению деятельности Советов и подотчетных предприятий и учреждений. Делается вывод о том, что рабочие и крестьяне, принимая участие в работе секций РКИ, знакомились с работой органов государственного управления, приобретали необходимые знания и навыки в руководстве общественными делами. Изучены различные формы борьбы с выявленными недостатками в госаппарате. Авторы анализируют, как с изменениями социально-экономической и политической ситуации в стране и республике менялись задачи работы рабоче-крестьянской инспекции. На основе разнообразных источников проанализирован процесс совершенствования методов работы рабоче-крестьянской инспекции в Чувашии, показано участие различных ведомств в ее работе на различных этапах ревизионной деятельности. Раскрыто влияние социально-политической и экономической обстановки на изменение приемов работы. Авторы выявляют общие закономерности и особенности специализации различных систем организации работы органов рабоче-крестьянской инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Харитонов Михаил Юрьевич, Харитонова Светлана Брониславовн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF WORKERS'AND PEASANTS' INSPECTIONS FUNCTIONING IN CHUVASHIA IN 1929-1934

The article is devoted to analyzing the main forms and methods of functioning of workers' and peasants' inspection bodies in Chuvashia at the final stage of their activity in 1929-1934. The work is based on unpublished archival materials of the State historical archive of the Chuvash Republic and the State archive of modern history of the Chuvash Republic, which contains a significant array of documents and materials on the history of the workers' and peasants' inspection of Chuvashia. Among the first and main directions of the supervisory bodies' functioning in the study period the article examines the activities for improving the state apparatus, at this the basic method of supervisory bodies' functioning was the method of surveys, which enabled to control such important indicators of the Republic as tax policy, construction, collectivization, elimination of illiteracy, universal education, and to develop measures to address identified deficiencies. The article studies organization of control activists' meetings and the activity of raiding brigades which carried out surveys at enterprises of the Republic with involvement of workers. The work on strengthening the permanent asset of the workers' and peasants' inspectorate (RCI) at the enterprises of the Republic, as well as the practice of attracting not on permanent staff inspectors from among active workers and employees to conduct independent surveys, is considered. The article gives insight into the work with complaints and appeals of citizens, including issues of attracting volunteers from workers and peasants to work in the Bureau of complaints. The authors analyze such form of Republican control bodies's functioning as organization of sections of workers'-peasants' inspectorate at the Councils which carried out considerable work on improving the activity of the Councils and accountable enterprises and institutions. It is concluded that workers and peasants, taking part in the work of workers'-peasants' inspectorate, learned about the work of state administration bodies, acquired necessary knowledge and skills in public affairs management. Various forms of struggle against revealed shortcomings in the state apparatus are studied. The authors analyze how the tasks in the work of the workers 'and peasants' inspectorate changed along with the changes in the socio-economic and political situation in the country and the Republic. On the basis of various sources, the process of improving the methods of the workers' and peasants' inspectorate's functioning in Chuvashia is analyzed, participation of various departments in its work at various stages of audit activity is shown. The influence of socio-political and economic situation on the change of working methods is revealed. The authors reveal general regularities and features in specialization of various systems in organizing the functioning of workers' and peasants' inspectorate bodies.

Текст научной работы на тему «Формы и методы работы рабоче-крестьянских инспекций в Чувашии в 1929-1934 годах»

УДК 94(470.344):[35.078.169.84:316.343-058.243-058.244]»1929/1934» ББК Т3(2)614-33(2Рос.Чув)

М.Ю. ХАРИТОНОВ, С.Б. ХАРИТОНОВА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ ИНСПЕКЦИЙ В ЧУВАШИИ В 1929-1934 ГОДАХ*

Ключевые слова: государственно-партийный контроль, рабоче-крестьянская инспекция, история Чувашии, формы и методы работы, обследования, рейдовые бригады, жалобы и обращения граждан.

Статья посвящена анализу основных форм и методов функционирования органов рабоче-крестьянской инспекции в Чувашии на заключительном этапе их деятельности в 1929-1934 гг. Работа основана на непубликовавшихся архивных материалах Государственного исторического архива Чувашской Республики и Государственного архива современной истории Чувашской Республики, в которых сосредоточен значительный массив документов и материалов по истории рабоче-крестьянской инспекции Чувашии. Среди первых и основных направлений работы контрольных органов в изучаемый период рассматривается деятельность по совершенствованию государственного аппарата, при этом основным методом работы контрольных органов называется метод обследований, позволивший проконтролировать такие важнейшие показатели республики, как налоговая политика, строительство, коллективизация, ликвидация неграмотности, всеобщее обучение, и выработать меры по устранению выявленных недостатков. Изучена организация слетов активистов контроля и деятельность рейдовых бригад, проводивших обследования предприятий республики с привлечением рабочих. Рассмотрена работа по укреплению постоянного актива рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) на предприятиях республики, а также практика привлечения внештатных инспекторов из числа активных рабочих и служащих к самостоятельному проведению обследований. Раскрыты формы работы с жалобами и обращениями граждан, в том числе по привлечению к работе в бюро жалоб в качестве добровольцев рабочих и крестьян. Проанализирована такая форма работы контрольных органов республики, как организация секций РКИ при Советах, которыми проводилась значительная работа по улучшению деятельности Советов и подотчетных предприятий и учреждений. Делается вывод о том, что рабочие и крестьяне, принимая участие в работе секций РКИ, знакомились с работой органов государственного управления, приобретали необходимые знания и навыки в руководстве общественными делами. Изучены различные формы борьбы с выявленными недостатками в госаппарате. Авторы анализируют, как с изменениями социально-экономической и политической ситуации в стране и республике менялись задачи работы рабоче-крестьянской инспекции. На основе разнообразных источников проанализирован процесс совершенствования методов работы рабоче-крестьянской инспекции в Чувашии, показано участие различных ведомств в ее работе на различных этапах ревизионной деятельности. Раскрыто влияние социально-политической и экономической обстановки на изменение приемов работы. Авторы выявляют общие закономерности и особенности специализации различных систем организации работы органов рабоче-крестьянской инспекции.

Основной задачей, стоявшей перед страной в конце 20-х гг. ХХ в., было выполнение задач, поставленных первым пятилетним планом: форсированная индустриализация промышленности и переход на коллективные формы хозяйствования в аграрном секторе. Требования к государственному аппарату в этих условиях возросли. В этой связи значительно повысилась роль контрольных структур, которые осуществляли обратную связь между органами, принимающими решения, и исполнительными ведомствами и учреждениями.

История становления органов государственно-партийного контроля в Чувашии уже становилась предметом исследования авторов [7]. В данной ста-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00467.

тье ставится задача проанализировать формы и методы работы органов рабоче-крестьянской инспекции (далее - РКИ) в Чувашии на заключительном этапе деятельности в 1929-1934 гг. Источниковой базой для написания работы стали фонды Государственного исторического архива Чувашской Республики и Государственного архива современной истории Чувашской Республики, в которых сосредоточен значительный массив документов и материалов по истории рабоче-крестьянской инспекции Чувашии.

Первым и основным направлением работы контрольных органов в рассматриваемый период стала деятельность по совершенствованию государственного аппарата, при этом основным методом работы контрольных органов стали обследования. Одним из решений III съезда Советов Чувашской АССР, прошедшего в марте 1929 г., стало предложение полнее использовать методы, практикуемые РКИ СССР. Претворяя в жизнь данное решение, контрольные органы республики широко развернули разъяснительную работу о целях и задачах своей деятельности. Уже за второе полугодие 1929 г. инспекторами Народного комиссариата РКИ (НК РКИ) республики в обследования был вовлечен 181 человек, за первое полугодие 1930 г. - 516 человек из числа рабочих [4. Оп. 1. Д. 773. Л. 99, 101], за первое полугодие 1931 г. органы контроля привлекли к обследованиям около 1,5 тысячи человек [4. Оп. 1. Д. 773. Л.99,101]. Привлечение рабочих к инспекциям предприятий было признано эффективным методом, так как они достаточно хорошо знали недостатки на своих рабочих местах. Метод обследований позволил проконтролировать такие важнейшие показатели республики, как налоговая политика, строительство, коллективизация, ликвидация неграмотности, всеобщее обучение, и выработать меры по устранению выявленных недостатков.

Механизм проведения обследований совершенствовался с переходом предприятий на новые методы хозяйствования. В 1931 г. в республике были организованы слеты активистов контроля и, как результат, созданы рейдовые бригады, приступившие к обследованиям предприятий с привлечением рабочих (например, в г. Чебоксары создано 12 рейдовых бригад). На Шумерлинском комбинате в ходе обследования рейдовой бригадой были привлечены 74 рабочих предприятия. Обследование позволило выявить как положительные стороны работы предприятия - внедрение ряда усовершенствований, особенно на токарных работах, в кузницах, введение механизации тяжелых работ, так и недочеты, среди которых отмечалась слабая борьба с уравниловкой, недостаточная работа по вербовке и закреплению на предприятиях крестьян и т.д. В результате обследования Шумерлинскому комбинату было предложено повысить механизацию строительных работ, наладить внутрицеховой транспорт, сократить лишний персонал в столовых и т.д. [4. Оп. 1. Д. 897. Л. 1-3]. Подобная работа рейдовых бригад была организована с привлечением рабочих Ка-нашской МТС, Мариинско-Посадской судоверфи, Чебоксарской макаронной фабрики.

В 1932-1933 гг. в республике было организовано и проведено 12 подобных рейдовых обследований, участие в них приняли более 5 тысяч активистов РКИ. Рейды ставили целью проверку борьбы с прогулами, экономии топлива, рабочего снабжения, заготовки утильсырья и др. Так, по проверке борьбы с прогулами в начале 1933 г. было создано 176 бригад с привлечением 561 рабочего. Обследования позволили выявить 924 прогульщика, одни из которых были уволены, другие - исключены из профсоюза или получили порицание на рабочих собраниях [9. С. 76].

В связи с малочисленностью штатов РКИ проводилась работа по укреплению постоянного актива РКИ на предприятиях республики. Отделы НК РКИ республики в 1930 г. стали вводить практику привлечения внештатных инспекторов из числа активных рабочих и служащих к самостоятельному проведению обследований. Так, например, в 1930 г. были привлечены 23 внештатных инспектора, в 1931 г. - 37 [4. Оп. 1. Д. 773. Л. 60]. Внештатные инспектора самостоятельно выполняли ряд функций органов контроля. В дальнейшем и районные контрольные комиссии РКИ (КК-РКИ) перешли к привлечению внештатных инспекторов. Силами 731 внештатного инспектора в районах республики в течение 1932-1933 гг. было проведено 222 обследования. Лучшими районными КК-РКИ были признаны Урмарская, Канашская, Алатыр-ская, добившиеся значительных успехов благодаря широкому участию рабочих [6. С. 67; 4. Оп. 1. Д. 1107. Л. 181-186].

Другой формой работы контрольных органов на местах продолжала оставаться работа с жалобами и обращениями граждан. В июне 1928 г. НК РКИ СССР обратился с призывом к рабочей молодежи, ко всем трудящимся активно принимать участие в работе бюро жалоб. Основная идея заключалась в участии в работе бюро жалоб добровольцев, которые без какой-либо оплаты в свободное от работы время оказывали бы помощь органам Центральных КК-РКИ в борьбе с бюрократизмом. Достаточно активно по республике в целом началась запись добровольцев, но отбирались и допускались к работе лишь достойные. По республике к маю 1931 г. при НК РКИ было 159 добровольцев и при районных КК-РКИ - 264 добровольца, что в целом позволило организовать посты бюро жалоб [4. Оп.1. Д. 917. Л. 25-34; Д. 1107. Л. 166].

Всего за период с 1929 по 1933 г. в НК РКИ республики было подано около 6,5 тыс. жалоб и заявлений [4. Оп. 1. Д. 907. Л. 71-72]. Проанализировав поступавшие жалобы, можно говорить о том, что вместе с ростом числа обращений менялся их характер. Так, из 1932 жалоб, поступивших в 1930 г., 346 были на бюрократическое отношение к делу, 205 - на искривление классовой линии, 165 - на злоупотребления, 92 - на бесхозяйственность и т.д. [8. Оп. 1. Д. 2089. Л. 110].

Позднее к работе в бюро жалоб в качестве добровольцев стали привлекаться рабочие и крестьяне, которые должны были выяснять обоснованность жалоб и добиваться устранения недочетов. В 1931 г. благодаря увеличению числа добровольцев до 350 (т.е вдвое по сравнению с их количеством в 1930 г.) работа бюро жалоб улучшилась [4. Оп. 1. Д. 349. Л. 30].

Силами добровольцев бюро жалоб провело 15 массовых «налетов» и проверок жалоб, результаты которых находили широкое освещение в печати через созданную в газетах рубрику «Бюро жалоб Нк РКИ отвечает». В дальнейшем чисто таких проверок увеличилось, так в 1932-1933 гг. бюро жалоб организовало уже 11 «налетов» и 7 рейдов на 120 объектах, в том числе в 49 хозяйственных учреждениях, 21 магазине, 12 столовых и т.д. Такой объем проверок стал возможен, в том числе, благодаря созданию постоянного актива бюро жалоб. Кроме «налетов» добровольцы бюро жалоб получали и индивидуальные задания. За 1932-1933 г. они выполнили 186 таких индивидуальных поручений. Всего же на 1932 г., по сведениям 11 районов республики, было организовано 25 постов бюро жалоб на предприятиях, вовлечено еще 325 добровольцев и внештатных инспекторов бюро жалоб [8. Оп. 1. Д. 2829. Л. 130].

В своей деятельности бюро жалоб использовало различные формы борьбы с выявленными недостатками в госаппарате. Одной из таких форм явля-

лись совещания рабочих заседателей, на рассмотрение которых выносились жалобы рабочих. Совещания рабочих заседателей организовывались и проводились на предприятиях и в учреждениях в присутствии виновных и с участием трудящихся. Совещание могло принимать решение вплоть до снятия с работы. В 1930 и 1931 гг. было проведено 25 рабочих заседаний, на которых рассмотрены 44 жалобы. В работе бюро жалоб при НК РКИ участвовали 15 человек от Чебоксарской типографии, 12 - от лесопильного завода, 14 - от спиртзавода, 11 - от водосвета и т.д. Всего в 1931 г. в бюро жалоб при республиканской и районных РКИ участвовало 389 рабочих заседателей, в том числе 215 рабочих, 73 бывших бедняка, 78 женщин [4. Оп. 1. Д. 907. Л. 71, 74].

Еще одной формой работы контрольных органов республики стала организация секций РКИ при Советах. Секциями РКИ проводилась значительная работа по улучшению деятельности советов и подотчетных предприятий и учреждений. В 1928 г. в 2 секциях РКИ в г. Чебоксары и г. Алатырь состояло 30 депутатов городских советов и 70 привлеченных активистов, а в 1932 г. работало уже 8 секций РКИ при городских и поселковых Советах, состоявших из 261 человека [3. Оп. 2. Д. 987. Л. 52]. Задачами секций прежде всего были борьба с бюрократизмом, бесхозяйственностью, пренебрежительным отношением сотрудников аппарата к нуждам и запросам рабочих, контроль за своевременным выполнением постановлений советов. Свою работу они проводили в тесном контакте с органами КК-РКИ и планово. Секции РКИ при Советах являлись одной из важных форм массового привлечения рабочих, крестьян в работу местных органов КК-РКИ. Замысел заключался прежде всего в том, что рабочие и крестьяне, принимая участие в работе секций РКИ, знакомились с работой органов государственного управления, приобретали необходимые знания и навыки в руководстве общественными делами.

С 1929 г. на предприятиях республики организуются группы содействия РКИ, численность которых со временем возрастала. Так, в ноябре 1930 г. они были созданы на 10 предприятиях республики и в них состояло 50 членов, в конце 1932 г. на предприятиях действовало 56 групп содействия общей численностью 300 активистов, а к концу 1933 г. группы насчитывали 525 человек [4. Оп. 1. Д. 1107. Л. 170-171; Д. 349. Л. 20]. Перед группами содействия ставились следующие задачи: выявление и в дальнейшем проведение планомерной работы по сокращению непроизводительных расходов, борьба за дисциплину труда, качество продукции, внедрение рационализаторских предложений и др. Зачастую выявленные на предприятиях недостатки члены группы содействия РКИ устраняли сами и обращались в органы контроля лишь в случаях затруднений. Значимую пользу приносили группы содействия РКИ на новых предприятиях, особенно в период освоения производственных мощностей. Так, например, на строительстве Шумерлинского комбината члены группы содействия РКИ проверяли качество выполняемых работ и обнаруженные недостатки выносили на обсуждение производственных и технических совещаний.

Значительные изменения в народном хозяйстве ставили перед государственным аппаратом новые задачи, центральные власти ставили задачу обновления аппарата управления. Одним из решений XVI конференции ВКП(б), проходившей в апреле 1929 г., стала рекомендация органам РКИ о проведении коренной чистки аппарата. В ходе чистки госаппарат должен был «...освободиться от классово чуждых элементов и пополниться кадрами из числа рабочих, крестьян, стать более гибким и удовлетворять нуждам и забо-

там трудящихся». В специально разработанной НК РКИ СССР инструкции по чистке госаппарата предусматривалось три категории «вычищаемых». К первой относились лица, исправление которых признавалось невозможным, поэтому они увольнялись без права работы в советском, хозяйственном и кооперативном аппарате, без права на пенсию и т.д. Во вторую категорию входили люди, показавшие на практике непригодность к данной работе или к работе в данной местности. Они могли в дальнейшем поступать на работу в учреждения другого типа или в другой местности. Третью категорию составляли те, кому не следовало доверять ответственные должности, но можно было использовать на другой работе. Решения комиссии по чистке могли быть обжалованы лишь в РКИ, которая при тесном контакте с парторганизациями руководила работой комиссий.

В мае 1929 г. в республике была образована Центральная комиссия по чистке во главе с И.Ф. Козиным, создавались и районные комиссии по чистке. В составе всех комиссий было по два человека с производства. Обследование деятельности учреждений проводилось с привлечением рабочих бригад. Рабочие, перед которыми отчитывался аппарат наркоматов и других госорганов, выявляли факты бюрократизма, бесхозяйственности, проявления волокиты и т.д.

Уже на заседании пленума Чувашской областной контрольной комиссии в июне 1929 г., созванном в связи с началом чистки, отмечались перекосы в проведении чисток: некоторые члены комиссий занимались выявлением ненужных сведений и анкетных данных работников, не уделяя должного внимания улучшению работы аппарата [2. Оп. 1. Д. 1346. Л. 49].

Сама работа по чистке госаппарата в республике довольно быстро набрала размах и к октябрю 1931 г. в чистке в качестве членов комиссий и рабочих бригад принимало участие 1326 человек, а на собраниях, на которых обсуждались итоги проверок, присутствовало 73 516 человек [4. Оп. 1. Д. 773. Л. 198]. По результатам чистки от работы были освобождены 688 человек (8,4% от 8818 проверенных).

В ходе чисток выявлялись недостатки и недочеты в работе десятка учреждений. В финансовых, земельных, снабженческих и других хозяйственных организациях зачастую социальный состав работников признавался неудовлетворительным в части недостаточного числа рабочих, бедняков, батраков. Например, в налоговых органах Наркомфина выявлены случаи освобождения отдельных крестьянских хозяйств («кулаков») от обложения налогом и защиты их интересов, таким образом были необоснованно освобождены от налога 3122 хозяйства. Решением РКИ налоговая комиссия была распущена, виновные наказаны.

В ходе чисток изучалась деятельность всех партийных организация, неблагонадежные исключались из партии. На 1 января 1929 г. в Чувашской областной партийной организации насчитывалось 3283 коммуниста. Проверочные комиссии своими постановлениями исключили из партии 433 человек, в том числе рабочих - 91, крестьян - 235, служащих - 107 [2. Оп. 1. Д. 2516. Л. 146-176]. В документах видим, что в период чистки в отдельных организациях была проявлена поспешность в решении вопроса об исключении из партии. Например, на фабрике «Единство» почти четверть коммунистов ячейки была исключена. Такие явления имелись и в ячейках заводов г. Алатырь. Эти ошибки по предложению Чувашского ОК и ОКК ВКП(б) были исправлены, из

433 исключенных 133 были вновь восстановлены в партии. Были случаи их восстановления в партии решением ЦК ВКП(б).

Итоги чистки аппарата в республике были подведены в январе 1932 г. на XVI областной партконференции. К этому времени чистку пришли 1649 сотрудников, или 19,2 всех служащих, из них 765 человек были сняты с работы [5. С. 61]. В ходе чистки в ряде учреждений был сокращен аппарат.

Таким образом, в течение 1929-1931 гг. органы контроля республики проверили работу 2167 сотрудников аппарата. Основными нарушителями государственной дисциплины признавались «...старые буржуазные специалисты, считавшие себя незаменимыми, служащие, попавшие под влияние классово чуждых элементов, не проводящие задачи партии» [1. Оп. 13. Д. 8. Л. 286-287].

В ходе проведения чисток госаппарата пришло понимание, что улучшения работы госаппарата нельзя добиться только чрезвычайными мерами, необходимы были меры постоянного контроля. Так возникла идея шефства предприятий над госаппаратом. Уже в конце 1929 - начале 1930 гг. сформировалось шефство рабочих Чебоксарской типографии над Наркомфином республики, Козловского комбината - над райисполкомом, фабрики «Единство» - над райпо, Алатырского паравозоремонтного завода - над отделением Госбанка. Всего к сентябрю 1931 г. в шефстве над госаппаратом принимали участие 10 предприятий республики [9. С. 80-81]. В дальнейшем получили распространение договоры о шефстве между шефом-предприятием и подшефным учреждением. На собраниях рабочих выделялась шефская бригада, которая постоянно интересовалась состоянием дел в данном учреждении.

Зачастую шефы достаточно успешно осваивали технику работы в аппарате и в свободное от работы время стали выполнять функции его сотрудников в качестве совместителей. Заметно улучшилась эта форма шефства после проведения в октябре 1931 г. рабочих конференций. В работе 33 заводских и 11 цеховых конференций республики, на которых заслушивались отчеты шефских бригад и первых совместителей, приняли участие 2087 человек. Рабочими были одобрены новые формы участия в контроле над госаппаратом. Еще 24 предприятия решили взять шефство над 35 госучреждениями. Новые шефские бригады выросли до 133 рабочих, было выдвинуто 120 совместителей. Так, например, в г. Мариинский Посад на собрании 278 рабочих винзавода и верфи отмечено, что: «.улучшение работы аппарата будет способствовать и решению хозяйственных задач. Рабочие винзавода выделили 9 совместителей и взяли шефство над райсоюзом и райпо, а рабочие верфи - над горсоветом» [4. Оп. 1. Д. 773. Л. 125, 199].

Встречались и ситуации, когда предприятия распыляли свои силы, шефствуя сразу над несколькими учреждениями, например, Канашское депо взяло шефство над 7, фабрика «Единство» - над 4 учреждениями. Данный факт объясняется, на наш взгляд, недостаточным числом промышленных предприятий в республике. Были трудности и в шефской работе. Так, часть рабочих отказывалась от участия в комиссиях, ссылаясь на занятость или сезонный характер труда. Зачастую совместителей назначали сверху, а не на рабочих собраниях, поэтому они почти не отчитывались перед рабочими. Трудности встречались и в учреждениях, в которых нередко им поручали вести делопроизводство, канцелярскую работу [4. Оп. 1. Д. 947. Л. 9, 98].

Чистки и шефство во многом способствовали выдвиженчеству. До чистки выдвижение происходило в основном в низовые органы аппарата. Одним из

решений III съезда Советов ЧАССР стала задача увязать чистку с выдвижением отдельных групп населения - «рабочих, батраков, бедноты, женщин, особенно чувашей, с выдвижением тех, кто активно участвовал в чистке». Если в январе 1929 г. в центральных учреждениях республики было 17 выдвиженцев, то в течение года их число возросло до 154 человек, в том числе 86 рабочих и 13 «батраков». В районных учреждениях среди выдвиженцев было 33,8% рабочих [1. Оп. 10. Д. 6. Л. 110]. В ноябре 1929 г. решением бюро обкома партии на руководящую работу были выдвинуты 100 рабочих и представителей «бедняков», 45 комсомольцев [1. Оп. 10. Д. 16. Л. 281]. Кандидатуры выдвиженцев обсуждались на собраниях.

Создавались курсы выдвиженцев, например при Чувашсоюзе, Нарком-фине, Наркомюсте и т.д. В период чистки такую подготовку прошли более 1000 человек.

До массовой проверки аппарата республиканские органы были корени-зированы на 44%, районные - на 62,5% (по данным 13 районов), к сентябрю 1931 г. процент коренизации аппарата соответственно достиг 54 и 68,5 [2. Оп. 1. Д. 2509. Л. 51; 4. Оп. 1. Д. 881. Л. 43-47].

Задачи, формы и методы работы РКИ определялись политической и социально-экономической обстановкой, в которой находилась страна. Работа РКИ характеризовалась случайностью назначения обследований и ревизий, преобладанием мелких проверок, участием во всевозможных комиссиях, борьбой с отдельными недочетами государственных органов, была направлена на персональное наказание виновных, а не на выявление причин низкой эффективности работы государственного аппарата.

Литература

1. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее - ГАСИ ЧР). Ф. П-1. Чувашский реском КП РСФСР.

2. ГАСИ ЧР. Фонд П-3 Чувашская ОКК-ВКП(б) - РКИ.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. Р-202. Центральный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР (ЦИК Чувашской АССР).

4. ГИА ЧР. Ф. Р-354. Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции Чувашской АССР (НК РКИ Чувашской АССР).

5. Козин И.Ф. На страже революционной законности и генеральной линии партии. Чебоксары, 1932.

6. Можаров Г.Г. Роль органов контроля в совершенствовании государственного аппарата в годы первой пятилетки (на материалах деятельности Чувашской ОКК-РКИ) // Партийные организации Чувашии в борьбе за повышение политической и трудовой активности трудящихся (вопросы истории Чувашской областной организации КПСС): сб. ст. / Чуваш. ун-т. Чебоксары, 1976. С. 57-73.

7. Харитонов М.Ю., Харитонова С.Б. История создания органов государственно-партийного контроля в Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2016. № 4. С. 154-161.

8. Центральный архив Нижегородской области. Ф. Р-4569. Горьковская краевая контрольная комиссия ВКП(б)-рабоче-крестьянская инспекция Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР.

9. Шарков В.Г. Роль рабочих Чувашии в деятельности органов контроля // Социалистическая революция и социалистическое строительство в Волго-Вятском регионе: межвуз. сб. / Чуваш. ун-т. Чебоксары, 1985. С. 73-84.

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (muha21@mail.ru).

ХАРИТОНОВА СВЕТЛАНА БРОНИСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ssbron@mail.ru).

M. KHARITONOV, S. KHARITONOVA

FORMS AND METHODS OF WORKERS'AND PEASANTS' INSPECTIONS FUNCTIONING IN CHUVASHIA IN 1929-1934

Key words: state-party control, workers' and peasants' inspection, history of Chuvashia, forms and methods of functioning, surveys, raiding brigades, complaints and appeals of citizens.

The article is devoted to analyzing the main forms and methods of functioning of workers' and peasants' inspection bodies in Chuvashia at the final stage of their activity in 19291934. The work is based on unpublished archival materials of the State historical archive of the Chuvash Republic and the State archive of modern history of the Chuvash Republic, which contains a significant array of documents and materials on the history of the workers' and peasants' inspection of Chuvashia. Among the first and main directions of the supervisory bodies' functioning in the study period the article examines the activities for improving the state apparatus, at this the basic method of supervisory bodies' functioning was the method of surveys, which enabled to control such important indicators of the Republic as tax policy, construction, collectivization, elimination of illiteracy, universal education, and to develop measures to address identified deficiencies. The article studies organization of control activists' meetings and the activity of raiding brigades which carried out surveys at enterprises of the Republic with involvement of workers. The work on strengthening the permanent asset of the workers' and peasants' inspectorate (RCI) at the enterprises of the Republic, as well as the practice of attracting not on permanent staff inspectors from among active workers and employees to conduct independent surveys, is considered. The article gives insight into the work with complaints and appeals of citizens, including issues of attracting volunteers from workers and peasants to work in the Bureau of complaints. The authors analyze such form of Republican control bodies's functioning as organization of sections of workers'-peasants' inspectorate at the Councils which carried out considerable work on improving the activity of the Councils and accountable enterprises and institutions. It is concluded that workers and peasants, taking part in the work of workers'-peasants' inspectorate, learned about the work of state administration bodies, acquired necessary knowledge and skills in public affairs management. Various forms of struggle against revealed shortcomings in the state apparatus are studied. The authors analyze how the tasks in the work of the workers 'and peasants' inspectorate changed along with the changes in the socio-economic and political situation in the country and the Republic. On the basis of various sources, the process of improving the methods of the workers' and peasants' inspectorate's functioning in Chuvashia is analyzed, participation of various departments in its work at various stages of audit activity is shown. The influence of socio-political and economic situation on the change of working methods is revealed. The authors reveal general regularities and features in specialization of various systems in organizing the functioning of workers' and peasants' inspectorate bodies.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond P-1. Chuvashskii reskom KP RSFSR [State Archive of Social and Political History of the Chuvash Republic. Archives P-I.Chuvash reskom CP RSFSR].

2. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond P-3. Chuvashskaya OKK-VKP(b) - RKI[State Archive of Social and Political History of the Chuvash Republic. Archives P-3. Chuvash OKK-VKP(b) - RKI].

3. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-202. Tsentral'nyi ispol-nitel'nyi komitet Sovetov rabochikh, krest'yanskikh i krasnoarmeiskikh deputatov Chuvashskoi aSsR (TslK Chuvashskoi ASSR) [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-202.Central Executive Committee of Soviets of workers', peasants' and red army deputies of Chuvash ASSR].

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond R-354. Narodnyi komissa-riat raboche-krest'yanskoi inspektsii Chuvashskoi ASSR (NK RKI Chuvashskoi ASSR) [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-354. People's Commissariat of Workers 'and Peasants' Inspection of the Chuvash ASSR].

5. Kozin I.F. Na strazhe revolyutsionnoi zakonnosti i general'noi linii partii [On guard of revolutionary legality and the General line of the party]. Cheboksary, 1932.

6. Mozharov G.G. Rol' organov kontrolya v sovershenstvovanii gosudarstvennogo apparata v gody pervoi pyatiletki (na materialakh deyatel'nosti Chuvashskoi OKK-RKI) [The Role of control bodies in the improvement of the state apparatus during the first five-year plan (based on the materials of the Chuvash OKK-

RKI)] Partiinye organizatsii Chuvashii v bor'be za povyshenie politicheskoi i trudovoi aktivnosti trudyashchikhsya (voprosy istorii Chuvashskoi oblastnoi organizatsii KpSS): sbornik statei [Party organizations of Chuvashia in the struggle for increasing the political and labor activity of workers (questions of the history of the Chuvash regional organization of the CPSU]. Cheboksary, 1976, pp. 57-73.

7. Kharitonov M.Yu., Kharitonova S.B. Istoriya sozdaniya organov gosudarstvenno-partiinogo kontrolya v Chuvashii [History of creation of bodies of state-party control in Chuvashia]. Vestnik Chu-vashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University], 2016, no 4, pp. 154-161.

8. Tsentral'nyi arkhiv Nizhegorodskoi oblasti. Fond P-4569. Gor'kovskaya kraevaya kontrol'naya komissiya VKP(b)-raboche-krest'yanskaya inspektsiya Narodnogo komissariata raboche-krest'yanskoi inspektsii RSFSR[Central archive of Nizhny Novgorod region. Archives R-4569 Gorky regional control Commission of the CPSU(b) - workers 'and peasants' inspection of the People's Commissariat of workers 'and peasants' inspection of the RSFSR].

9. Sharkov V.G. Rol' rabochikh Chuvashii v deyatel'nosti organov kontrolya [The role of the workers of Chuvashia in the activities of control bodies] Sotsialisticheskaya revolyutsiya i sotsialisti-cheskoe stroitel'stvo v Volgo-Vyatskom regione: mezhvuzovskii sbornik [Socialist revolution and socialist construction in the Volga-Vyatka region], Cheboksary, 1985, pp. 73-84.

KHARITONOV MIKHAIL - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (muha21@mail.ru).

KHARITONOVA SVETLANA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ssbron@mail.ru).

Формат цитирования: Харитонов М.Ю., Харитонова С.Б. Формы и методы работы рабоче-крестьянских инспекций в Чувашии в 1929-1934 годах // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 4. - С. 262-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.