Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО КОСТЮМА'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО КОСТЮМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народный костюм / художественная культура / школьники / педагогический процесс / художественный объект / художественный вкус / формы и методы / folk costume / art culture / schoolchildren / pedagogical process / art object / artistic taste / forms and methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З З. Сулейманова, Э М. Магомедгаджиева

В настоящей статье освещаются наиболее значимые формы и методы повышения эффективности процесса формирования художественной культуры у учащихся 5 – 7 классов посредством изучения народного костюма. Непосредственно перед разговором об основном предмете рассмотрения данной статьи характеризуются существенные особенности процесса развития художественной культуры школьников, которые необходимо учитывать при внедрении изучения национального костюма в курс изобразительного искусства. В том числе рассмотрению подвергаются уровни художественного восприятия, их структурные составляющие, а также важнейшие особенности системы формирования художественной культуры учеников, существующей в современных школах. Далее рассматриваются наиболее эффективные формы занятий по изобразительному искусству с элементами изучения национального костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З З. Сулейманова, Э М. Магомедгаджиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF HANGING THE EFFECTIVENESS OF DEVELOPING ARTISTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FOLK COSTUME

The article deals with the increasing effectiveness of forming the artistic culture among students of 5–7 grades through the study of folk costume. Before talking about this theme, which is elected as the articles’ main theme, the researchers discuss the key features of the schoolchildrens’ artistic culture developing process. Because of the importance, they must be taken into account when introducing the study of national costume in the 5–7 grade arts courses. The following subjects are considered: levels of students’ artistic perception (low, medium and high), its structural components, as well as the system of students’ artistic culture forming that exists in modern schools. The work also considers the most effective forms of arts classes with studying elements of the national costume.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО КОСТЮМА»

- задачи метапредметного содержания, которые могут быть решены при использовании предметных ЗУНов (информационные, поисково-исследовательские, творческие).

При этом задания должны соответствовать следующим критериям:

- контекст заданий предполагает решение проблемных ситуаций, связанных с повседневной жизнью;

- разнообразие заданий по типу (стандартные или интерактивные) и форме (с открытым ответом, с закрытым ответом, с развернутым ответом);

- представление заданий в различных информационных форматах (текст, таблица, график, схема, диаграмма и т.д.).

Можно выделить две основные цели использования специально сконструированной системы заданий: диагностическая (включая текущую оценку) - оценка достижения планируемых результатов и выявление реальных возможностей обучающихся, их индивидуальных затруднений; формирующая - достижение планируемых результатов на каждом этапе урока.

Формированию математической грамотности младших школьников способствует решение нестандартных задач, погружение обучающихся в ситуации, близкие к реальным. В качестве приоритетных стратегий и приемов работы с текстом можно выделить следующие: мозговой штурм, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с остановками, чтение про себя с пометками, фишбон, дерево предсказаний, вопросы после текста, синквейн, кубик Блума, инсерт, двойной дневник, сюжетная таблица, кластер, интеллект-карта.

Одним из направлений повышения эффективности процесса образования, в частности формирования функциональной грамотности, мы определяем обновление учебно-методического обеспечения. Как показывает практика, несмотря на достаточно широкий выбор вариативных программ для начального образования, предлагаемое содержание не дает возможности в полной мере формировать функциональную грамотность младших школьников. Актуальным сегодня становится обновление учебных и методических материалов.

Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является решение вопроса по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами. Сегодня необходимы механизмы, мотивирующие учителей к совершенствованию профессиональных компетенций с учетом требований профессионального стандарта педагога, позволяющие осознать необходимость непрерывного профессионального развития. С целью совершенствования профессиональных компетенций учителей начальных классов

Библиографический список

в вопросах формирования функциональной грамотности младших школьников сотрудниками кафедры начального образования СКИРО ПК и ПРО разработана и реализуется программа КПК «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы» трудоемкостью 72 часа. Содержание программы спроектировано с учетом профессиональных затруднений и дефицитов педагогов Ставропольского края. Также кафедрой начального образования проводятся методические мероприятия по вопросам формирования как функциональной грамотности в целом, так и отдельных ее компонентов.

Особую актуальность в процессе формирования функциональной грамотности имеет контроль динамики развития отдельных ее компонентов, как предметных, так и интегративных. Этим обусловлено выделение в модели рефлексивно-оценочного блока. Проектируя содержание данного компонента модели, мы опирались на основные виды контрольно-оценочной деятельности педагога и младших школьников, определенные М.И. Кузнецовой [5]. Ключевым видом контрольно-оценочной деятельности современного педагога автор определяет педагогическую диагностику. Данный вид диагностики дает возможность учителю получить полную объективную оценку учебных возможностей ребенка.

Одним из условий совершенствования качества образования является мониторинг образовательных достижений обучающихся. Уровень сформирован-ности функциональной грамотности младших школьников оценивается в рамках международных (TIMSS, PIRLS) и национальных исследований (НИКО).

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности младших школьников будет эффективным, если:

- определены компоненты функциональной грамотности и их основные характеристики;

- спроектирована и реализуется специальная система задач и заданий, соответствующая критериям, описанным выше;

- организована поисково-исследовательская деятельность обучающихся;

- осуществляется контроль динамики отдельных компонентов функциональной грамотности.

В рамках данной статьи рассмотрена разработанная нами модель формирования функциональной грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер. В процессе ее применения содержание отдельных блоков может быть конкретизировано или дополнено. Мы предполагаем, что результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сфор-мированности функциональной грамотности младших школьников.

1. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009.

2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва, 2018.

3. Ковалева Г.С. На пути решения стратегических задач. Вестник образования России. 2019; № 14: 49 - 52.

4. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности. Вестник образования России. 2019; №16: 32 - 36.

5. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя. Москва, 2014.

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Available at: https://base.garant.ru/71937200

7. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Москва, 2003.

References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya iprakíika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.

2. Vinogradova N.F., Kochurova E.'E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional'naya gramotnost'mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Moskva, 2018.

3. Kovaleva G.S. Na puti resheniya strategicheskih zadach. Vestnikobrazovaniya Rossii. 2019; № 14: 49 - 52.

4. Kovaleva G.S. Chto neobhodimo znat' kazhdomu uchitelyu o funkcional'noj gramotnosti. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2019; №16: 32 - 36.

5. Kuznecova M.I. Sovremennaya sistema kontrolya i ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij mladshih shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2014.

6. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018). Available at: https://base.garant.ru/71937200

7. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla. Pod nauchnoj redakciej A.A. Leont'eva. Moskva, 2003.

Статья поступила в реакцию 28.02.21

УДК 371

Suleimanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Director of Museum-Reserve - Ethnographic Complex "Dagestan Au" (Makhachkala, Russia) Magomedgadzhieva E.M., senior teacher, Department of Decorative Arts and Teaching Techniques, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FORMS AND METHODS OF HANGING THE EFFECTIVENESS OF DEVELOPING ARTISTIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FOLK COSTUME. The article deals with the increasing effectiveness of forming the artistic culture among students of 5-7 grades through the study of folk costume. Before talking about this theme, which is elected as the articles' main theme, the researchers discuss the key features of the schoolchildrens' artistic culture developing process. Because of the importance, they must be taken into account when introducing the study of national costume in the 5-7 grade arts courses. The following subjects are considered: levels of students' artistic perception (low, medium and high), its structural components, as well as the system of students' artistic culture forming that exists in modern schools. The work also considers the most effective forms of arts classes with studying elements of the national costume.

Key words: folk costume, art culture, schoolchildren, pedagogical process, art object, artistic taste, forms and methods.

3.3. Сулейманова, д-р пед. наук, директор Музея-заповедника - этнографический комплекс «Дагестанский аул», г. Махачкала Э.М. Магомедгаджиева, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО КОСТЮМА

В настоящей статье освещаются наиболее значимые формы и методы повышения эффективности процесса формирования художественной культуры у учащихся 5 - 7 классов посредством изучения народного костюма. Непосредственно перед разговором об основном предмете рассмотрения данной статьи характеризуются существенные особенности процесса развития художественной культуры школьников, которые необходимо учитывать при внедрении изучения национального костюма в курс изобразительного искусства. В том числе рассмотрению подвергаются уровни художественного восприятия, их структурные составляющие, а также важнейшие особенности системы формирования художественной культуры учеников, существующей в современных школах. Далее рассматриваются наиболее эффективные формы занятий по изобразительному искусству с элементами изучения национального костюма.

Ключевые слова: народный костюм, художественная культура, школьники, педагогический процесс, художественный объект, художественный вкус, формы и методы.

Формирование художественной культуры школьников средствами народного костюма является актуальной проблемой в отечественной педагогике.

Данная проблема нашла своё освещение в педагогической литературе, однако практические методы её реализации отработаны ещё недостаточно хорошо [1 - 5].

На базе Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) было спроектировано исследование, направленное на изучение процесса формирования художественной культуры школьников средствами народного костюма, которое в дальнейшем было проведено в ряде образовательных учреждений Республики Дагестан.

В качестве основного метода изучения процесса формирования художественной культуры школьников средствами народного костюма нами был избран эксперимент. При его проведении мы учитывали следующие критерии:

1. Наличие у школьников интереса к культурным ценностям своего народа.

2. Умение обучающихся распознавать характерные особенности различных образцов народного костюма.

3. Понимание учащимися значения народного костюма в процессе формирования художественного и декоративного образа.

4. Общий уровень эстетической воспитанности обучающихся.

Результаты проведённого эксперимента свидетельствуют о важности привития современному поколению молодых людей представлений об исторической значимости народных костюмов, сохранения и приумножения национальных традиций для будущих поколений [1, с. 57].

При анализе результатов проведённого эксперимента по развитию художественной культуры учащихся 5 - 7 классов посредством изучения народного костюма следует учитывать уровни художественного восприятия школьников. В их числе могут быть выделены следующие:

• высокий - умение адекватно и целостно воспринимать эстетический объект в единстве формы и содержания, подразумевает гармоничное сочетание интеллектуального и эмоционального;

• средний - высокая степень развития интеллектуального восприятия художественного объекта при низкой - эмоционального либо ограниченные показатели интеллектуального восприятия объекта при его ярком эмоциональном восприятии;

• низкий - недостаточное развитие эмоционального и интеллектуального восприятия объекта.

При этом если эмоциональный художественный опыт индивида недостаточен, то у него, как правило, наблюдается несоответствие эмоциональных откликов качествам художественного объекта [5, с. 16].

Важной частью художественного сознания как сложного социально-психического образования является художественный вкус. На настоящем этапе изучения данной проблематики можно выделить следующие его составляющие:

• психофизиологическая - движущие психические мотивационные качества личности;

• социальная - диалектическое единство общего и особенного, коллективного и индивидуального, общественного и личного;

• гносеологическая - индивидуальное проявление вкуса, базирующееся на представлениях о различных проявлениях эстетического.

Процесс функционирования интересов, эмоций и вкусовых предпочтений личности катализируют её эстетические потребности. Последние представляют собой комплекс внутренних требований сознания к эмоционально-интеллектуальным оценкам явлений реальности и искусства, проявляющихся в разнообразных видах деятельности (игровая, учебно-познавательная, учебная, трудовая, общественная).

Таким образом, модель художественной культуры в ее педагогическом аспекте включает ряд структурных составляющих:

• мотивационно-потребностная точка зрения, развитие которой требует от учителя стимулирования социально-эстетических мотивов с потребностями;

• эмоционально-ценностный аспект, направленный на развитие отношений к эстетическим реалиям народного костюма как к духовной ценности;

• деятельностный аспект - влияние на процесс художественного формирования учащихся окружающей среды, природы, учебной и трудовой деятельности, образцов народного костюма.

Если говорить о системе формирования художественной культуры, выступающей составной частью в общей школьной воспитательной системе, то ее можно представить в виде сочетания взаимосвязанных и взаимодействующих элементов эстетического сотрудничества. Она включает ряд структурных компонентов:

• педагогические и методологические принципы как основа построения и действия системы;

• цели и задачи художественной подготовленности школьника;

• программа художественной подготовленности школьника;

• педагогические условия деятельности.

В условиях современной школы формирование художественной культуры учащихся должно быть насыщено ценностями культуры и искусства своего народа, формированием национального самосознания, национальной гордостью. Таким образом, оптимальным средством формирования художественной культуры представляется народный костюм. Его изучение с высокой вероятностью будет способствовать формированию у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому прошлому народов России и мира. Оно сможет интенсифицировать процесс освоения школьниками общечеловеческих и этнокультурных ценностей [4, с. 4]. Результаты нашего эксперимента показывают, что знакомство школьников с образцами народного костюма Дагестана содействует также более глубокому освоению ими исторического, краеведческого материала, географии, литературы.

В ходе изучения дисциплин эстетического цикла учителям следует уделять повышенное внимание процессу формирования художественной культуры школьников посредством знакомства их с различными образцами народного костюма. При этом, как отмечает С.Р. Дамаданова, «изучение народных художественных промыслов Дагестана позволяет проследить взаимодействие национальных и иноэтнических традиций в художественном оформлении традиционной одежды с выявлением специфики художественно-образного решения костюмного ансамбля повседневного и ритуально-праздничного назначения, изучение самобытности и эстетической значимости орнаментальных композиций, органически связанных с представлениями о прекрасном, мировосприятии горцев» [3, с. 243].

Внимание учащихся народный костюм привлекает, прежде всего, силой своего воздействия на их чувственно-эмоциональную область, способствуя тем самым формированию у них художественных чувств. По мнению Т. В. Волковой, для наиболее эффективного использования народного костюма в соответствующих целях следует осуществить верную подборку его образцов «в соответствии с общим методическим замыслом и конкретной учебной задачей» [2, с. 161]. При подготовке планирующегося к изучению образца народного костюма следует учитывать его художественную и образную эстетическую выразительность. При этом он должен быть доступным для восприятия учащихся, годным для широкого использования в обучающей и воспитательной работе.

Приступая к занятию, на котором планируется познакомить учащихся с образцами народного костюма, следует, прежде всего, выбрать методы работы. В качестве последних могут быть:

• беседа о народном костюме;

• показ его образцов либо отдельных деталей;

• экскурсия в музей, посещение выставки;

• беседа с искусствоведом, мастером, художником, историком.

В ходе развития художественной культуры школьников посредством приобщения к особенностям народного костюма необходим учет художественно-технологической доступности и методической целесообразности его использования. Кроме того, следует учитывать познавательные возможности учащихся. Изучение школьниками народного костюма должно быть последовательным, его методика - научно обоснованной, подкрепленной исторически выработанными творческими эстетическими принципами народного искусства.

В связи с вышеизложенным нами была разработана система занятий. Последняя включает ознакомление и изучение различных образцов народного костюма. По нашему мнению, она с высокой степенью вероятности будет способствовать формированию художественной культуры учащихся. При этом основную цель занятий мы видим в формировании у них художественной культуры в процессе приобщения к народному костюму. Основные результаты

проведённого эксперимента были внедрены в практику общеобразовательных школ.

При подготовке эксперимента мы не обошлись без традиционных и современных апробированных форм, методов, педагогических условий, различных разработок уроков, тестов самопроверки системы занятий, которые содействовали бы развитию художественной культуры школьников. В методику обучения также входит историческая преемственность, нравственное наследие мастеров, накопленное и выработанное народом в развитии художественной культуры, в процессе творческой эволюции.

На уроках изобразительного искусства внимание уделялось произведениям мастеров народов Дагестана, представлявшимися учащимися. Каждому из них давалась эстетическая оценка. В беседе о составных частях народного искусства внимание учащихся акцентировалось не только на содержательном анализе художественных произведений, но и на правильном понимании школьниками значимости произведений декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры, развитию у обучающихся знаний, умений и навыков из области декоративно-прикладного искусства. В беседах о народном костюме в целях развития интереса к национальной художественной культуре учащимся демонстрировались репродукции, иллюстрации и наглядные пособия вместе с изделиями народных мастеров народов Дагестана, входящих в состав народного костюма.

Занятия в экспериментальной части исследования включали изучение:

• сведений по предмету, обязательных к усвоению учащимися с точки зрения действующих сегодня программ по изобразительному искусству;

• современных тенденций в области развития изобразительного искусства;

• особенностей произведений декоративно-прикладного искусства, наиболее важных с точки зрения формирования художественной культуры обучающихся.

Проведённый эксперимент был направлен на решение следующих задач:

• подготовка необходимых педагогических условий, форм и методов развития художественной культуры школьников с помощью народного костюма;

• рост общего уровня художественного восприятия учащихся;

Библиографический список

• качественное приращение учебно-творческих работ учащихся;

• повышение у школьников уровня знаний по различным вопросам, касающимся народного костюма;

• оптимизация и интенсификация процесса формирования художественной культуры школьников.

Экспериментальные занятия проводились, в том числе, и в следующих формах:

• уроки-беседы, посвящённые истории народного костюма;

• ознакомление учащихся с работами народных мастеров.

Проведённый эксперимент показал, что именно эти формы учебных занятий с наиболее высокой вероятностью способствуют формированию у школьников интереса к народному костюму и повышению уровня их художественного восприятия. Темы экспериментальных уроков раскрывались с учётом уровня знаний каждого учащегося по соответствующей проблематике. В ходе данных занятий нашёл свой применение ряд наглядных пособий, учитывающих основные направления и стилистические особенности народного костюма.

Будучи рассчитанными на учащихся 5 - 7 классов, разработанные планы-конспекты экспериментальных уроков прошли внедрение в практическую деятельность школ при непосредственном участии автора исследования, учителей изобразительного искусства, и студентов художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета при прохождении педагогической практики в школах Республики Дагестан.

Таким образом, представленные нами планы-конспекты уроков, внедрение их в учебный процесс для использования в экспериментальном обучении представляются эффективным условием формирования художественной культуры школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Через осмысление образцов народного костюма учащиеся с высокой вероятностью смогут раскрыть законы взаимности красоты и эстетики труда. Для достижения соответствующих целей их учебная и внеучебная деятельность должна быть приближена к искусству, направлена на развитие творческого начала.

Большое значение при этом имеет также развитие у школьников способностей к интеллектуальному и эмоциональному восприятию художественно-эстетического содержания народного костюма.

1. Алибекова М.И. Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана (в аспекте проектирования современной одежды). Москва, 2006.

2. Волкова Т.В. Формирование художественной культуры у учащихся на уроках изобразительного искусства. Человек и образование. 2013; № 1: 161 - 165.

3. Дамаданова С.Р Художественное оформление традиционного костюмного ансамбля горцев Дагестана. Вестник МГУКИ. 2011; № 6 (44): 239 - 244.

4. Кузин В.С. Психология. Москва, 1988.

5. Кушаев Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. Москва, 2001. References

1. Alibekova M.I. Razrabotka metodov analiza i klassifikacii tradicionnogo kostyuma narodov Dagestana (v aspekte proekiirovaniya sovremennojodezhdy). Moskva, 2006.

2. Volkova T.V. Formirovanie hudozhestvennoj kul'tury u uchaschihsya na urokah izobrazitel'nogo iskusstva. Chelovek i obrazovanie. 2013; № 1: 161 - 165.

3. Damadanova S.R. Hudozhestvennoe oformlenie tradicionnogo kostyumnogo ansamblya gorcev Dagestana. VestnikMGUKI. 2011; № 6 (44): 239 - 244.

4. Kuzin V.S. Psihologiya. Moskva, 1988.

5. Kushaev N.A. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami iskusstva. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 15.02.21

УДК 378

Tretyachenko D.S., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING OF MILITARY UNIVERSITY TEACHERS FOR THE SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS. The growing interest of foreign countries in Russian military universities determines the active research of an actual scientific problem - the theoretical and methodological justification of the structure of training of military university teachers for the socio-cultural adaptation of foreign cadets. The work is based on the analysis of the scientific literature, the author considers the characteristic features of the socio-cultural adaptation of foreign students, due to the specifics of military educational organizations. Special attention is paid to the integration of competence, system-activity, and andragogical approaches to the development of professional and pedagogical competencies of teachers in the theory and practice of socio-cultural adaptation of foreign cadets. The novelty of the obtained results lies in the identification and characterization of diagnostic-target, content-activity and analytical-prognostic modules for training military university teachers for the socio-cultural adaptation of cadets from foreign countries. The author presents the expected results of the implementation of such a program and formulates conclusions about its importance in strengthening the authority of the Russian military education in the world.

Key words: military education, military-technical cooperation, foreign cadets, socio-cultural adaptation, teacher training.

Д.С. Третьяченко, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Возрастающий интерес зарубежных стран к российским военным вузам детерминирует активные исследования актуальной научной проблемы - теоретико-методологического обоснования структуры подготовки преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных курсантов. На основе анализа научной литературы автор рассматривает характерные особенности социокультурной адаптации иностранных обучающихся, обусловленные спецификой военных образовательных организаций. Особое внимание в статье уделено интеграции компетентностного, системно-деятельностного, андрагогического подходов к развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей в теории и практике социокультурной адаптации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.