Научная статья на тему 'Формы и Методы освещения туристической индустрии в России на примере интернет-СМИ'

Формы и Методы освещения туристической индустрии в России на примере интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
831
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / СЕТЕВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛ / КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / ТУРИЗМ / СЕТЕВОЙ ПОРТАЛ / ЖАНР / TYPOLOGY / ONLINE JOURNALISM / ONLINE MAGAZINE / CORPORATE MEDIA / TOURISM / WEB-PORTAL / GENRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пастухова Б.П.

В статье характеризуется специфика освещения туризма на примере сетевого корпоративного издания национального туристического портала. Проводится типологический анализ, сравнительный анализ сетевых и традиционных СМИ. На базе исследования предлагаются направления для дальнейшего совершенствования портала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF MEDIA COVERAGE OF TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF INTERNET MEDIA

The article describes specificity of media coverage of tourism on the example of online corporate media National tourism portal. The author conducts typological and comparative analysis of traditional and online media. Based on this analysis the author proposes next directions for a further improvement of portal.

Текст научной работы на тему «Формы и Методы освещения туристической индустрии в России на примере интернет-СМИ»

УДК: 070, ББК: 76.0

Пастухова Б.П.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСВЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ

Pastuhova B.P.

FORMS AND METHODS OF MEDIA COVERAGE OF TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF INTERNET MEDIA

Ключевые слова: типология, сетевая журналистика, сетевой журнал, корпоративные СМИ, туризм, сетевой портал, жанр.

Keywords: typology, online journalism, online magazine, corporate media, tourism, web-portal, genre.

Аннотация: в статье характеризуется специфика освещения туризма на примере сетевого корпоративного издания - национального туристического портала. Проводится типологический анализ, сравнительный анализ сетевых и традиционных СМИ. На базе исследования предлагаются направления для дальнейшего совершенствования портала.

Abstract: the article describes specificity of media coverage of tourism on the example of online corporate media - National tourism portal. The author conducts typological and comparative analysis of traditional and online media. Based on this analysis the author proposes next directions for a further improvement ofportal.

Актуальность темы обусловлена тем, что государством взят курс на развитие внутреннего туризма. 11 июня 2016 г. Председатель правительства РФ Д. Медведев подписал постановление о создании туристско-рекреационных кластеров. Сама федеральная программа по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации была сформирована несколько лет назад, но именно сейчас, в связи с происходящими изменениями в экономической и социальной сферах жизни граждан, внутренний туризм становится предметом интереса все более широких групп населения. Это связано с такими факторами, как ослабление национальной валюты, ограничения на путешествия в отдельные страны, общение снижение покупательской способности населения.

Учитывая первостатейную важность данного вопроса, нам необходимо понять насколько СМИ разрабатывают тему внутреннего туризма. В данной статье мы будем рассматривать это на примере портала https://russia.travel. основанного Федеральным агентством по туризму.

Помимо нарастающей популярности и доступности внутреннего туризма, актуальность исследования обусловлена тем, что с ростом количества людей, пользующихся сетью Интернет, повышается и значимость информирования о туризме и путешествиях посредством сетевых изданий. Согласно исследованию ФОМ, на зиму 2015 - 2016 года показатель проникновения ин-

тернета среди взрослого населения России составил 69%, или 80,5 млн. человек, и эта цифра постоянно растет.1

Современный туризм является интенсивно развивающимся социальным феноменом, актуальной сферой человеческой деятельности, образования, потребления, времяпрепровождения, обусловленной системой взаимодействия человека с миром. Туризм активно взаимодействует со сферами культуры, образования, досуга, масс-медиа. Естественная «влюбленность» людей в культуру, тяга к познанию глубинных оснований и ее исторических корней - одна из предпосылок возникновения и развития феномена туризма.

Другим не менее важным фактором роста значения внутреннего туризма является усиление потребности гражданина в определении своей культурно- цивилизационной идентичности. «Откуда я родом, из какого культурного племени, каково место моей национальной (или региональной) культуры в мировой системе координат?» - эти традиционно возникающие перед каждым новым поколением вопросы и проблемы приобрели особое звучание. Главной причиной их актуализации является глобализация и ее последствия, которые серьезно изменили современный культурный ландшафт. Людей всегда интересовала жизнь других народов, их культура, обычаи, традиции, достопримечатель-

1 Бюллетень «Интернет в России. Зима 2015 -2016 гг.», http://fom.ru/SMI-i-internet/12610

ности. Россия с ее разнообразием культур, традиций, народностей регионов, климатических зон может предоставить интересные возможности любопытствующему путешественнику.

Одним из важнейших средств формирования культуры туризма, в том числе внутреннего, являются печатные издания, в особенности научно- популярные, которые сегодня активно переходят в сетевой формат.

Вместе с тем процессы становления сетевых изданий и их роль в освещении туризма в научном плане изучены недостаточно. В России не существует исследований, которые отражали бы весь комплекс связанных с этим проблем и особенностей. Многие процессы, происходящие в этой области, развиваются столь стремительно, что их не успели осмыслить и современные ученые-теоретики - специалисты в области СМИ.

Туристическая индустрия, путешествия, краеведение активно освещались в рамках научно- популярных изданий традиционных СМИ. Большинство исследований в этой области посвящены либо отдельно проблемам медиаобра-зования, либо развитию туристической индустрии. Изучение роли сетевых медиа в развитии индустрии туризма могло бы внести весомый вклад как в развитие медиа, так и повлиять на совершенствование индустрии туризма.

Выделяются следующие типы изданий в рамках сетевой журналистики:

- традиционные СМИ, имеющие печатную форму, но представленные он-лайн. Например, такие издания, как: «Вокруг света», «ГЕО», «National Geographic Россия» -www. vokrugsveta. ru. www.geo.ru,http://www.nat-geo.ru/;

- сетевые издания, представленные исключительно в on-Нпе, не имеющие печатных аналогов: lenta.ru, http://www.interesmir.ru/. gaze-ta.ru

- корпоративные издания - интернет-сайт, интернет-портал. служащий интересам определенной корпорации, созданные по ее инициативе и предназначенный, как правило, для людей, имеющих определенное отношение к данной корпорации.1

Из перечисленных выше групп особый интерес представляют сетевые корпоративные издания. Это направление в настоящий момент еще только формируется, находится на этапе институ-циализации. Именно поэтому для более подробного типологического анализа мы решили взять национальный туристический портал -https://russia.travel, основанный Федеральным

1 Чемякин Ю.В. «Корпоративные СМИ: секреты эффективности», - Екатеринбург, 2006 г.

агентством по туризму. По сути, это корпоративное, информационно-аналитическое сетевое издание, посвященное туризму и культуре в России.

Проект по созданию портала был начат еще в 2013 году. Тестовая версия оказалась доступна в конце 2014 году, а в декабре 2015 года состоялась официальная презентация ресурса в рамках III Санкт-Петербургского международного туристского форума.

Определение структурно-функциональных особенностей сетевых изданий было бы затруднительно без учета наработок представителей отечественной школы изучения СМИ.

Существует несколько подходов к типологии медиа.

Изначально типологическое исследование системы СМИ как особое направление в журналистской науке сформировалось в последней трети ХХ века. В работах А.Г. Бочарова2, А.В. Западова3, Я.Н. Засурского4 было разработано понятие типа издания, определены важнейшие типологические характеристики масс -медиа. Московская школа представлена М.В Шкондиным5, который обосновывал рассмотрение совокупности СМИ как системы, изучение которой должно проходить в рамках типологического подхода. Стоит отметить также ростовскую научную школу в разработке данного подхода, представленную А.И. Акопо-вым6 и Е.Г. Корниловым.7

С развитием сетевой журналистики важным этапом осмысления типологической сущности и типологических признаков сетевых изданий стали следующие статьи А.И. Акопова: «Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета»8 и «Типоло-

2 Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. М., 1973. № 3.

3 Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестник Московского университета. 1976. № 2

4 Типология периодической печати / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1995.

5 Шкондин М.В. Типология периодической печати. М., 1995.

6 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985.

7 Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы) // Методы исследования журналистики. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1984.

8 Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. - 1999. - № 1-2.

гические признаки сетевых изданий» . В первой работе ставится проблема определения типа периодического сетевого издания, а во второй -делается попытка детализировать типологические признаки сетевых изданий и их наполнение на основе предложенной ранее методики. При этом Акопов включает электронные газеты и журналы в систему периодических изданий.

Исследователи М.М. Лукина и И.Д. Фомичева в своих работах рассматривают такую сущностную характеристику интернет-СМИ, как интерактивность., т.е. двустороннее взаимодействие с потребителем информации. Данный признак говорит о связи между редакцией сетевых масс-медиа и их потенциальной аудитори-ей.2

Другой специфической типоформирую-щей особенностью сетевых изданий является такой элемент, как гипертекстуальность. А. Калмыков и Л. Коханова исследуют эту составляющую, в том числе анализируя ее влияние на язык публикаций в сетевой журналисти-ке.3

В ходе данной статьи мы не будем заострять внимание на технических и технологических аспектах функционирования сетевых изданий, а исследуем обозначенный портал в контексте журналистики и теории массовой коммуникации.

Мы ориентируемся на модель, разработанную М.В. Шкондиным. Продолжая развивать теорию типологии СМИ с учетом последних технологических изменений, он отмечает: «Под воздействием современных технологий в структуре СМИ резко увеличивается доля электронных коммуникаций. При этом остающиеся в информационном пространстве СМИ подвергаются типологической модификации и для того, чтобы выжить, существенно меняют свое

II 4

лицо .

М.В. Шкондин выделяет следующие ведущие типоформирующие факторы: характер аудитории, целевое назначение издания, харак-

1 Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского университета. - 2000.

2 Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2005.

3 Калмыков А. А. Интернет-журналистика: учеб.пособие для студентов вузов / А.А. Калмыков, Л.А.Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4 Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М.: Изд- во Московского университета, 2000.

тер передаваемой информации.

Системная типологическая модель СМИ включает в себя следующие модели: компонентные (аудиторная, редакционная, технологическая, экономическая и др.), функциональные (в соответствии с функциями общественного сознания) и организационные (в соответствии с организационной структурой общества).

Из этих трех моделей для целей настоящей статьи мы остановимся на информационно-содержательной составляющей компонентной модели, которая, в свою очередь, подразделяется на содержательную модель.

Ключевая функция портала (целевое назначение) - популяризация внутреннего туризма для сограждан и иностранцев, информирование о достопримечательностях и возможностях для разных видов отдыха на территории России. Для реализации данной функции сформирован обширный контент, включающий новости туризма, заметки, фотографии, интерактивные карты, отзывы путешественников. Для эффективной коммуникации с иностранцами сайт доступен на 8 языках, включая русский.

В данном случае целевое назначение данного сетевого издания напрямую соотносится с интересами аудиторной группы - массовой аудитории.

Основу содержательной модели портала Russia.travel составляет тематика туризма, которая имеет две составляющие: естественнонаучную и культурно-просветительскую.

Эта тематика имеет свою жанровую традицию. Родоначальником «туристической» прессы и основоположником данного типа изданий в России стал журнал «Вокруг света», основанный в 1861 г. М.О. Вольфом. Он позиционировался как «журнал землеведения, естественных наук, изобретений и наблюдений» и имел все характерные черты научно-популярного журнала.

Основные его особенности заключались в сочетании научно-познавательного и литературно-художественного аспекта наряду с обилием научной информации, изложенной в популяризированной форме. Журнал содержал путевые заметки, рассказы об экспедициях, отчеты об экспедициях, иного рода развлекательную и познавательную информацию о путешествиях. Кроме того, «Вокруг света» публиковал фантастические рассказы, и в этом заметно продолжение традиций дореволюционного «Вокруг света», где печатались фантастические и приключенческие литературные произведения.

В исследуемом нами портале присутству-

ет та же тематика, что и на страницах аналогичных традиционных изданий: уже помянутый нами «Вокруг света», GEO, National Georgaphic, «Туризм и отдых». Вместе с тем, фокус смещен на внутренний туризм, мы не найдем упоминания о зарубежных объектах.

Свое влияние на форму и характер подачи материала, процесс освещения тематики туризма: новости добавляются значительно быстрее, в том числе с локализацией по городам, значительно (по отношению к печатным СМИ) увеличивается объем информации, добавляется интерактивный элемент - возможность пользователей добавить свои фотографии, отзывы о посещенных городах, достопримечательностях, связь со страницами в социальных сетях.

Для более глубокого анализа содержательной модели было рассмотрено более 100 статей, размещенных на портале за 2015 - 2016 гг. Всего на сайте более 14 000 текстовых элементов -справки, заметки, новости, статьи, соответствующие определенному объекту. Помимо текстового сообщения в информации об объекте добавляется фотография и интерактивная карта, с указанием места.

Контент на портале структурирован следующим образом:

1. По видам туризма:

- активный отдых;

- гастрономический туризм;

- по местам воинской славы;

- детский отдых;

- пляжный;

- рекреационный;

- паломнический / религиозный;

- событийный;

- приключенческий;

- рыбалка и охота;

- сельский;

- культурно-просветительский (театры, музеи, необычные места).

2. По географическому признаку:

- регионы, объединенные в кластеры на базе федеральных округов.

В рамках каждого региона есть отдельное деление на рубрики в зависимости от специфики конкретной местности.

Например, если мы обратимся к подразделу, посвященному Красноярскому краю, то увидим следующие рубрики:

- природа;

- развлечения;

- культура;

- религия;

- интересное о регионе;

- событийный туризм;

- города и поселения;

- активный отдых;

- гастрономический туризм;

- театры;

- музеи.

Основными жанрами публикаций на портале являются очерк, статья. Целый ряд рублик портала представлен информационными жанрами, преимущественно заметками. При этом одни материалы написаны конкретными авторами, а другие не имеют конкретного автора либо предоставлены пресс-службами отдельных регионов, туристических сайтов отдельных регионов. Плотность наполнения информацией значительно разнится от региона к региону. Во многом контент формируется для портала силами локальных организаций региона, отвечающих за туристическую деятельность.

Среди проблем с наполнением информации о ряде субъектов Алексей Конюшков - заместитель руководителя Ростуризма, называл «отсутствие представления о качественном контенте» (Дальний Восток, Северный Кавказ), небольшое количество объектов турпоказа, «отсутствие возможности приобрести качественный контент» (фотографии и тексты), а также «низкую мотивацию в дополнительном привлечении туристов у регионов, имеющих стабильный турпоток» (Горный Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия).1

Характер изложения в статьях варьируется от сухого, научного, энциклопедического до художественного.

Для примера возьмем очерк про традиции и обычаи рутульцев, размещенный в разделе «Традиции» региона Дагестан. В нем описываются законы гостеприимства, правила быта, особенности распределения семейных ролей и правила поведения. «Рутульцы строго соблюдали законы гостеприимства. Чтобы не навлечь на свой дом несчастья, хозяин должен был накормить гостя, проявить радушие. В случае необходимости он защищал гостя даже ценой своей жизни. Правом гостеприимства могли воспользоваться даже кровники, если приходили в дом искать защиты и покровительства. Спрашивать гостя о цели визита считалось неприличным. Гость, в свою очередь, должен был вести себя скромно, не доставлять беспокойства хозяевам».2 Данный очерк написан в энциклопедической форме,

«Запущен национальный туристический портал Russia.travel» http://fontanka.fi/articles/24947/

2 «Традиции и обычаи рутульцев», ://mssia.tmvel/places/303916/

литературным языком, понятным широкому кругу читателей.

Примером типичной заметки, размещаемой на страницах национального туристического портала, может послужить новость о восстановлении межевого столба в Марий Эл. «В Республике Марий Эл завершена реставрация межевого столба XIX века. Тогда он обозначал границу между территориями Казанской и Нижегородской губерний, проходившую по Сибирскому (Екатерининскому) тракту. Подобных столбов в России сохранилось всего два - второй установлен в Рязанской губернии»1. Типичным для такого рода заметок является отсутствие автора - об этой особенности мы говорили и ранее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совсем иная по стилистике статья о кухне Республики Коми. Она написана художественным литературным языком с обилием стилистических украшений. «Несметные богатства лесов, рек и озер Коми нашли свое отражение в национальной кухне. Как устоять перед наваристой ухой-юквой из хариуса или сёмги? Как не соблазниться северным деликатесом - строганиной из нежного мяса молодого оленя (айбарч)?

Сердцем любого гостеприимного дома в Коми издревле была русская печь, в которой румянились пышные квадратные шаньги с творожной или ягодной начинкой или ароматные рыбники. К праздничному столу нередко целиком запекали птицу - рябчиков, глухарей, гусей, куропаток, делали самолепные пельмени, которые подавались гостям на деревянных дощечках. Количество блюд в праздники могло исчисляться десятками!». 2

Особняком стоят текстовые материалы, размещенные в рубрике «Охота и рыбалка». Они представляют собой, скорее, рекламные объявления, снабженные описанием преимуществ места, возможностей для остановки на ночлег. В них также указываются контактные данные организаторов рыболовного или охотничьего хозяйства, базы.

«Туристическая база находится на реке Поной напротив устья реки Лебяжья. Протяженность рыбопромыслового участка составляет 110 км от устья реки Лебяжья до села Краснощелье. На этом участке находятся реки Лосинга, Ягодная, Совиная, Сухая, Лебяжья. Есть возможность установления на дополнительных палаточных лагерей. Возможны снегоходные сафари, рыбалка, охота,

отдых на природе.

Размещение гостей осуществляется в 6 щитовых домиках и 4 срубах. Одновременно база может принять 12 гостей. Домики снабжены всей необходимой мебелью и печкой. В лагере имеются бани и душевые. Удобства на территории. Гостей доставляют

3

вертолетом» .

Стоит отметить, что на страницах портала нет репортажей, интервью проблемных статей. Контент, размещаемый на сайте, носит, скорее, справочный характер либо анонсирует те или иные мероприятия.

Интернет сегодня дает уникальную возможность иметь моментальный доступ ко множеству источников данных, причем одновременно. Из всего многообразия пользователь может выбрать наиболее интересную и релевантную для него информацию, принимать на основе этого определенные решения. Благодаря этой особенности, сетевая журналистика оказывается на передних позициях в вопросах освещения и продвижения проблематики внутреннего туризма. Создание национального туристического портала является важным стратегическим шагом в этом вопросе.

Подводя итоги, мы приходим к следующим выводам: портал отвечает целям продвижения внутреннего туризма, охватывая все регионы Российской Федерации, соответствует масштабу задачи Разработанный рубрикатор соответствует самым разнообразным интересам потенциальных путешественников и охватывает широкий спектр возможностей отдыха - от рыбалки и охоты до посещения выставок и паломничества. Такая организация журнала позволяет ему рассчитывать на охват максимально широкой аудитории.

Вместе с тем, качество контента нуждается в развитии и унификации. Портал работает меньше года для массовой аудитории, и необходимо время и усилия географически распределенной команды, чтобы поднять качество представления информации на новый уровень. Кроме того, дальнейшее развитие интерактивной составляющей может повысить уровень доверия и вовлеченности аудитории.

1 «В Марий Эл установили уникальный межевой столб», https ://п^ш1гауе1/петоз/305129

2 «Коми-кухня», https ://п^ш!туе1/р1асез/282419/

3 «База на реке Поной» https://russia.travel/ р1аее8/303228/

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №3, том 1, 2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акопов, А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985.

2. Акопов, А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. - 1999. - № 1-2.

3. Акопов, А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского университета. - 2000.

4. Бочаров, А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. - М., 1973. - № 3.

5. Западов, А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестник Московского университета. - 1976. - № 2.

6. Засурский, Я.Н.Типология периодической печати / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

7. Калмыков, А.А Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8. Корнилов, Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы) // Методы исследования журналистики. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1984.

9. Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2005.

10. Ростовская, Ю.В. Интарактивное медиапространство как фактор развития туристических журналов // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 4(19). - С. 39-43.

11. Ростовская, Ю.В., Витковская Н.Г. Туристическая пресса: этапы становления // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2(18). - С. 306-316.

12. Чемякин, Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. - Екатеринбург, 2006.

13. Шкондин, М.В. Типология периодической печати. - М., 1995.

14. Шкондин, М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М.: Изд-во Московского университета, 2000.

15. Шкондин, М.В. Системная типологическая модель СМИ. — М., 2002.

16. Бюллетень «Интернет в России Зима 2015 - 2016 гг.». - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-йегле^12610

17. «Запущен национальный туристический портал Russia.travel» - Режим доступа: http://fontanka.fi/articles/24947/

18. https ://russia.travel/ Национальный туристический портал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.