Научная статья на тему 'ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ КЛАСТЕРЕ'

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ КЛАСТЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров Виктор Владимирович

В статье исследуются проблемы в сфере экологии страны. Рассматриваются элементы экологического зарубежного и национального законодательства. Проводится анализ влияния экологических регулятивных мер Европейского Союза на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе. Рассматривается возможность реагирования со стороны Российской Федерации на возможное введение Европейским Союзом трансграничного налога на импортируемую им продукцию, имеющую так называемый углеродный след. Анализируется возможность использования возможности лесов по поглощению диоксида углерода как фактора, позволяющего нивелировать последствия возможного введения трансграничного налога со стороны Европейского Союза. Предлагается рассматривать отходы лесного комплекса как перспективное сырье для лесохимической промышленности российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REGIONAL INDUSTRIAL CLUSTER

The article explores the problems in the field of ecology of the country. The elements of ecological foreign and national legislation are considered. An analysis is made of the impact of environmental regulatory measures of the European Union on the development of the Russian economy in the long term. The possibility of a reaction on the part of the Russian Federation to the possible introduction by the European Union of a cross-border tax on imported products with a so-called carbon footprint is being considered. The possibility of using the ability of forests to absorb carbon dioxide as a factor to offset the consequences of a possible introduction of a cross-border tax by the European Union is analyzed. It is proposed to consider the waste of the forest complex as a promising raw material for the wood chemical industry of the Russian state.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ КЛАСТЕРЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_1_39 УДК 332.132

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ КЛАСТЕРЕ

Прохоров Виктор Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления наукоемкими производствами, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия, е-mail: prohorov.victor@yandex.ru

В статье исследуются проблемы в сфере экологии страны. Рассматриваются элементы экологического зарубежного и национального законодательства. Проводится анализ влияния экологических регулятивных мер Европейского Союза на развитие российской экономики в долгосрочной перспективе. Рассматривается возможность реагирования со стороны Российской Федерации на возможное введение Европейским Союзом трансграничного налога на импортируемую им продукцию, имеющую так называемый углеродный след. Анализируется возможность использования возможности лесов по поглощению диоксида углерода как фактора, позволяющего нивелировать последствия возможного введения трансграничного налога со стороны Европейского Союза. Предлагается рассматривать отходы лесного комплекса как перспективное сырье для лесохимической промышленности российского государства.

Ключевые слова: лесной комплекс; промышленный кластер; формы государственно-частного партнерства.

UDC 332.132

FORMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REGIONAL

INDUSTRIAL CLUSTER

Prokhorov Victor Vladimirovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Organization and Management of Science-Intensive Industries, Siberian State University of Science and Technology Named after Academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: prohorov.victor@yandex.ru

The article explores the problems in the field of ecology of the country. The elements of ecological foreign and national legislation are considered. An analysis is made of the impact of environmental regulatory measures of the European Union on the development of the Russian economy in the long term. The possibility of a reaction on the part of the Russian Federation to the possible introduction by the European Union of a cross-border tax on imported products with a so-called carbon footprint is being considered. The possibility of using the ability of forests to absorb carbon dioxide as a factor to offset the consequences of a possible introduction of a cross-border tax by the European Union is analyzed. It is proposed to consider the waste of the forest complex as a promising raw material for the wood chemical industry of the Russian state.

Keywords: forest complex; industrial cluster; forms of public-private partnership.

В последние десятилетия все большую силу набирают процессы, связанные с декарбонизацией мировой экономики. Их инициатором выступает Европейский Союз, который еще с момента своего создания при -ступил к решению экологических проблем на

своей территории через реализацию ряда проектов, связанных с водными ресурсами, атмосферными загрязнениями и т. д.

Именно эти проекты в дальнейшем и переросли в такие знаковые программы по решению экологических проблем, как «The

European Green Deal» (Европейское зеленое соглашение), «A Hydrogen Strategy for a Climate-Neutral Europe» (Водородная стратегия для климатически-нейтральной Европы), «An EU Strategy for Energy System Integration» (Стратегия комплексного развития энергетической системы) и ряд других [1; 2].

Но одна из последних инициатив ЕС стала наиболее радикальной. Европейский Союз заявил о необходимости введения на своей территории трансграничного углеродного регулирования с 2023 г. Именно оно и представ -ляет серьезную опасность для государств, находящихся на стадиях первичной и последующей индустриализации. Данная инициатива фактически предполагает ввести налог на импортируемую продукцию, содержащую так называемый углеродный след. Все это может стать своего рода заградительным барьером для продукции добывающих и перерабатывающих отраслей ряда стран, которые ее производят, как правило, с нарушением экологических требований ЕС [3; 4].

Это будущее трансграничное регулирование напрямую может коснуться экономики Российской Федерации. Экспертами Европейского Союза было подсчитано, что в российской продукции, экспортируемой в ЕС, углеродный след превышает 1 млрд тонн углекислого газа. Это позволяет сделать вывод о том, что налоговая база для продукции из России уже подсчитана. И поэтому трансграничный налог можно уже применять [5].

Наличие реальной угрозы введения трансграничного налогового регулирования заставляет российское правительство разрабатывать собственные программы по декарбонизации отечественной экономики. По заявлению представителей правительства, для этого необходимо провести до 2050 г. затраты в размере свыше 90 трлн рублей. Это в среднем составит 3,2 трлн рублей в год и представляет для страны достаточно неподъемную сумму. В частности, ежегодно необходимо выделять на эти цели не менее 3 % валового внутреннего продукта российского государства [3; 6].

В то же время Российская Федерация при введении трансграничного налога имеет значимый ресурс, который и ЕС, и нашей стране необходимо учитывать. Этим ресурсом является сама природа страны, в том числе лес,

тундра, болота. Они могут в совокупности поглощать диоксид углерода (углекислый газ) в год размере свыше 1 млрд тонн [7].

И этим ресурсом необходимо постоянно заниматься. В частности, научно доказывать тому же Европейскому Союзу на основе постоянных опытных замеров, что практическая способность к поглощению диоксида углерода отечественным лесом значительно выше заявленного. Например, в Финляндии на основе различных опытных замеров было доказано, что в данной стране в среднем с одного гектара леса поглощается до 7 тонн диоксида углерода. В России данный доказанный показатель составляет около 400 килограмм [8].

Здесь необходимо отметить и то, что одновременно с наличием значимых возможностей, связанных с поглощением лесом углекислого газа, имеется и не менее важный экономический фактор, который позволяет решать экологические проблемы. Это связано с тем, что лес является универсальным сырьем для широкого спектра отраслей экономики и в первую очередь для лесохимической промышленности.

Наличие отходов лесного комплекса может являться основой сырьевой базы по формированию и развитию региональной лесохимической промышленности на основе промышленного кластера. Промышленный кластер позволит сформировать технологические цепочки по производству конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе искусственных нитей и тканей, картонно-бумажной продукции, биотоплива, древесных плит, кормовых дрожжей и т. д. [9; 10].

В то же время следует отметить, что лесохимическая промышленность является с экологической точки зрения достаточно вредной для человека и природы. Но уже сегодня в наличии имеются новейшие эколо -гические технологии, которые можно применять в промышленности, в том числе и в лесохимической. Они не позволяют допускать нанесения такого вреда человеку и природе. Их внедрению, в частности, должен служить федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» (один из проектов НП «Экология»).

По опыту применения ФП «Внедрение наи -лучших доступных технологий» уже можно

сейчас сделать вывод о том, что он не стал эффективным инструментом по внедрению экологически чистых технологий в промышленности страны, в том числе и по переработке отходов лесного комплекса. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, в ФП «Внедрение наилучших доступных технологий» допускается использование только тех технологий, которые имеются в «Информационно-технических справочниках «Наилучших доступных технологий», утвержденных Росстандартом. Их перечень строго ограничен. И там для переработки лесных отходов представлены только технологии для изготовления целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона [10].

Во-вторых, основным источником финансирования по внедрению новых технологий в данном федеральном проекте выступают негосударственные инвестиции (их доля составляет 87,7 % от общего объема), то есть предлагается применять государственно-частное партнерство (ГЧП). Но в федеральном проекте предлагается применять только одну форму ГЧП. В ее основе лежит субсидирование ставки процента по облигациям, выпущенным предприятием для финансирования внедрения новой технологии. Субсидирование составляет в зависимости от места ее разработки от 70 до 90 % от ставки Банка России [11; 12].

Все это в целом и снижает эффективность ФП «Внедрение наилучших доступных техно -логий». И для ее повышения необходимо, с одной стороны, пересмотреть «Информационно-технические справочники «Наилучших доступных технологий» и дополнить их новыми перспективными экологическими технологиями, в том числе и в области переработки лесных отходов.

С другой стороны, необходимо расширить список форм ГЧП, которые могут применяться в ФП «Внедрение наилучших доступных технологий». И для этого необходимо изучить зарубежный опыт по их применению в экологической сфере. И они широко представлены в секторе экономике, получившей условное название «зеленой».

Именно там используются разнообразные формы ГЧП для производства электроэнергии на основе возобновляемых источников, при рециклинге, ресурсосбережении и т. д. Именно применение различных форм ГЧП и

стимулирует развитие и возникновение новых перспективных «зеленых» технологий (не на основе углерода).

Рассматривая зарубежный опыт применения форм ГЧП, можно выделить среди них несколько групп.

В первую можно отнести формы ГЧП, основанные на налоговых механизмах, использующих льготы и ужесточения. В качестве льгот применяется снижение или вообще освобождение от НДС, а также предоставление возможности ускоренной амортизации оборудования на основе возобновляемых источников электроэнергии (ВИЭ). В ЕС физическим лицам возмещается некоторая доля подоходного налога, полученного по проектам, связанным с ВИЭ. Одновременно с этим вводятся дополнительные налоги. Так в Великобритании в 2013 г. на использование угля при генерации электроэнергии был введен дополнительный налог [13; 14].

Основу второй группы составляют формы ГЧП, использующие государственное субсидирование. Оно включает в себя субсидирование части затрат, связанных с выработкой электрической энергии на возобновляемых источниках энергии. Часто встречается различные варианты субсидирования ставок процентов по облигационным займам и банковским кредитам. Применяется субсидирование для возмещения затрат, связанных с разработкой проектов в экологической сфере и т. д. [13; 14].

Формы ГЧП третьей группы основаны на использовании механизмов регулирования тарифов. В странах Европы и Америки тарифное регулирование применяется в различных сферах экономики, в том числе в транспортной, энергетической и ряде других. За счет повышения или снижения транспортных тарифов в ЕС планомерно происходит перераспределение грузов от авиационного и автомобильного к железнодорожному и водному транспорту, что снижает выбросы углекислого газа в атмосферу [13; 14].

Интересной является четвертая группа форм государственно-частного партнерства. Она представлена рыночными механизмами торговли квотами и «зелеными» сертификатами. Ее применяют к энергетическим компаниям и промышленным предприятиям в Европейском Союзе.

Для энергетических компаний квоты вводятся на обязательную выработку опре-

деленной доли электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии. В 2025 г. их доля для европейских энергетических компаний должна быть свыше 12,1 %. И если квота не выполняется, то энергетическая компания обязана платить штраф или приобретать так называемый «зеленый» сертификат, который и погашает отрицательную разницу.

«Зеленые» сертификаты выпускаются государственными структурами. И в качестве бонуса они предоставляются компаниям, использующим ВИЭ при производстве электрической энергии за избежание выброса определенного объема углекислого газа. Несколько сотен килограмм углекислого газа соответствуют одному «зеленому» сертификату.

В результате этого происходит обмен «зелеными» сертификатами между двумя группами производителей электроэнергии на основе их купли-продажи. При этом у компаний, применяющих углеродные виды сырья, стоимость производства энергии постоянно растет за счет повышение квот на обязательную выработку определенной доли электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии. Все это стимулирует энергетические компании повышать долю ВИЭ при производстве электроэнергии [13; 14].

Для промышленных предприятий, как уже было сказано выше, также используется механизм квотирования. В странах ЕС уже несколь -ко десятилетий для промышленных предприятий устанавливаются предельные нормы на выброс парниковых газов. В случае их превышения предприятию необходимо или купить у государства квоту на дополнительный выброс определенного объема парникового газа или заплатить штраф. При этом у части промышленных предприятий за счет внедрения различного рода технологий по улавливанию выделяемых ими парниковых газов остаются неиспользованные квоты, которые затем реализуются в Европейской системе торговли выбросами (действует с 2005 г.).

В системе квотирования имеются определенные особенности. Так количество квот, которые можно предоставлять промышленным предприятиям на выбросы парниковых газов, строго ограничено. Это в свою очередь приводит к рыночному ценообразованию стоимости квоты как любого материального продукта

или финансового инструмента. В то же время их можно получить от государства и бесплатно как меру поддержки своему развитию, что позволяет стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики [13; 14].

Пятая группа форм государственно-частного партнерства основана на механизме «зеленого» финансирования проектов, направленных на сохранение окружающей среды, снижение негативного воздействия изменения климата и т. д. В качестве источника такого финансирования выступают денежные средства, полученные за счет выпуска так называемых «зеленых» облигаций. Их эмитентами могут выступать как сами предприятия, так и государства и муниципальные образования. Они выпускаются на принципах Международной ассоциации рынков капитала (1СМА) и должны соответствовать определенным требованиям [13; 14].

Необходимо сказать, что в данном исследовании представлены не все формы государственно-частного партнерства, а только те, которые возможно с некоторой адаптацией применять в Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что некоторые формы приведенных ГЧП уже применяются в нашей стране («зеленые» облигации и т. д.), другие, по всей видимости, будут использованы в самое ближайшее время (квотирование, «зеленые» сертификаты и т. д.).

И в этой связи Красноярский край потенциально является одним из регионов страны, где в лесном комплексе можно применять вышеприведенные формы ГЧП при решении экологических проблем, в первую очередь связанных с переработкой имеющихся и будущих отходов лесного комплекса края.

Переработку данных отходов следует осуществлять в Красноярском крае в рамках сформированного промышленного кластера, использующего различные формы государственно-частного партнерства. Среди них можно предложить следующие формы.

Первая группа форм ГЧП может быть представлена формами, основанными на налоговых механизмах. К ним следует отнести формы, позволяющие снизить налоговые ставки, их субсидировать как из федерального, так и регионального бюджета и т. д. Отдельно можно рассматривать формы, позволяющие отменить некоторые налоги для

предприятий, входящих в промышленный кластер по переработке лесных отходов, а также формы, связанные с использованием налоговых инвестиционных кредитов.

В основе следующей группы форм ГЧП в рамках промышленного кластера следует рассматривать механизмы субсидирования, софинансирования, гарантирования и грантовой поддержки. Эти механизмы в Российской Федерации уже используются в экологической сфере. Субсидируются ставки процентов по банковским кредитам и корпоративным облигациям, прединвести-ционные затраты и т. д. Софинансируется и оказывается грантовая поддержка по НИ-ОКР (научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам) проектов в сфере экологии. Предоставляются гарантии по целевым кредитам, используемым для финансирования проектной экологической деятельности, и т. д.

Третью группу форм ГЧП следует представить инвестиционными механизмами. Одной из таких форм являются эмиссии «зеленых» облигаций. Использование «зеленых» облигаций в рамках рассматриваемого промышленного кластера позволит получить более дешевое рыночное финансирование инвестиционной деятельности предприятий, а также позволит выйти на зарубежные финансовые рынки.

Четвертая группа форм может быть пред-

ставлена механизмами тарифной политики. За счет использования сбалансированной политики по регулированию тарифов на электроэнергию и другие важные ресурсы при переработке лесных отходов возможно, с одной стороны, стимулировать деятельность предприятий в промышленном кластере, а с другой - не допустить потери доходности предприятий, предоставляющих эти ресурсы. К важнейшему элементу тарифной политики можно отнести регулирование транспортных тарифов на вывоз продукции, изготовленной из отходов лесного комплекса до потребителей.

Основу пятой группы форм ГЧП могут составить механизмы государственных и муниципальных закупок готовой продукции, произведенной из отходов лесного комплекса региона. Гарантированный сбыт продукции кластера даст серьезный стимул по дальнейшему развитию промышленного кластера.

Использование промышленного кластера для переработки отходов лесного комплекса региона позволит эффективно решить имеющиеся проблемы экологии не только конкретной отрасли, но и края в целом. Применение же различных форм ГЧП в данном промышленном кластере дает возможность решать экологические проблемы при незначительных затратах государственных средств и значительном вовлечении в этот процесс частного капитала.

Список литературы_

1. Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями Высшей Школы Экономики // Официальный портал. Финансирование зеленого перехода: инвестиционный план «Зеленый пакт для Европы» и механизм справедливого перехода. - URL: https://globalcentre.hse.ru/news/333142452.html (дата обращения: 26.11.2021).

2. Прохоров, В. В. Риски российского государства в условиях декарбонизации мировой экономики / В. В. Про -хоров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук : сборник научных трудов V Международной конференции профессорско-преподавательского состава. - Казань : Печать-сервис XXI век, 2021. С. 236-239.

3. Другого ответа на изменение климата человечество пока не придумало. Андрей Белоусов об общих подходах РФ к процессу декарбонизации экономики // Коммерсантъ от 18.10.2021. URL: https:// www.kommersant.ru/ doc/5038967 (дата обращения: 29.11.2021).

4. ЕС вводит углеродный налог. В чем его суть и как он работает: Новости экологии +1II URL: https:// www. finance. rambler.ru/economics/46827367/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 30.11.2021).

5. Георгий Сафонов. Декарбонизация мировой экономики и Россия // Аналитический журнал «Нефтегазовая Вертикаль». URL: https:// www.ngv.ru/magazines/article/dekarbonizatsiya-mirovoy-ekonomiki-i-rossiya/ (дата обращения: 30.11.2021).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 № 2052-р «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. В Минприроды подсчитали, что леса России поглощают более 1 млрд тонн углекислого газа. Информационное агентство ТАСС. - URL: https:// www.tass.ru/ekonomika/11337647 (дата обращения: 05.12.2021).

B. Алексей Дуэль. Углеродный след идет лесом. Во сколько обходится поглощение одной тонны СО2 деревьями // Российская газета от 24.04.2921. - URL: https:// www.rg.ru/2021/04/27/eksperty-podschitali-sebestoimost-pogloshcheniia-lesom-ugleroda.html (дата обращения: 02.12.2021).

9. Прохоров В. В. Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации эколо -гических проектов / В. В. Прохоров // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. -2020. - № 4. - С. 3-14.

10. Прохоров, В. В. Формирование отраслевого кластера на основе механизмов государственно-частного партнерства : монография / В. В. Прохоров, Т. В. Зеленская ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2020. - 192 с.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 145B «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям». Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. URL: http://www.standard.gost.ru/wps/wcm/connect/1Bb7d4B04B45 d0d4ae32fe56779c92ad/Post_Prav_23.12.2014_145B.pdf?M0D=AJPERES (дата обращения: 20.11.2021).

11. Паспорт национального проекта «Экология». Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2016 № 702 «О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по кредитам, облигационным займам и (или) договорам лизинга в зависимости от сроков кредитования, а также определении предельного уровня конечной ставки кредитования, при превышении которого субсидирование процентной ставки не осуществляется». Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://government. ru/docs/all/107763/ (дата обращения: 03.12.2021).

14. Рабочий доклад «Становление рынка зеленых облигаций в России с учетом лучшей международной практики. Итоги опроса членов российского совета по первичному рынку капитала». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

References_

1. Centr kompetencij po vzaimodejstviju s mezhdunarodnymi organizacijami Vysshej Shkoly Jekonomiki Oflcial'nyj portal. Finansirovanie zelenogo perehoda: investicionnyj plan «Zelenyj pakt dlja Evropy» i mehanizm spravedlivogo perehoda. URL: https://globalcentre.hse.ru/news/333142452.html (data obrashhenija: 26.11.2021).

2. Prohorov V.V. Riski rossijskogo gosudarstva v uslovijah dekarbonizacii mirovoj jekonomiki. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk: sbornik nauchnyh trudov V Mezhdunarodnoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava. Kazan': Pechat'-servis XXI vek, 2021. S. 236-239.

3. Drugogo otveta na izmenenie klimata chelovechestvo poka ne pridumalo. Andrej Belousov ob obshhih podhodah RF k processu dekarbonizacii jekonomiki. Kommersant# ot 1B.10.2021. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/503B967 (Data obrashhenija: 29.11.2021).

4. ES vvodit uglerodnyj nalog. V chem ego sut' i kak on rabotaet: Novosti jekologii +1. Rambler ot 15.07.2021. URL: https://www.flnance.rambler.ru/economics/46B27367/?utm_content=flnance_media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (Data obrashhenija: 30.11.2021).

5. Georgij Safonov. Dekarbonizacija mirovoj jekonomiki i Rossija. Analiticheskijzhurnal «Neftegazovaja Vertikal'». URL: https:// www.ngv.ru/magazines/article/dekarbonizatsiya-mirovoy-ekonomiki-i-rossiya/ (Data obrashhenija: 30.11.2021).

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 oktjabrja 2021 g. N 2052-r «Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii s nizkim urovnem vybrosov parnikovyh gazov do 2050 goda». Konsul'tant Pljus. URL: https:// www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399657/ (Data obrashhenija: 02.12.2021).

7. V Minprirody podschitali, chto lesa Rossii pogloshhajut bolee 1 mlrd tonn uglekislogo gaza. Informacionnoe agentstvo TASS. URL: https:// www.tass.ru/ekonomika/11337647 (Data obrashhenija: 05.12.2021).

B. Aleksej Dujel'. Uglerodnyj sled idet lesom. Vo skol'ko obhoditsja pogloshhenie odnoj tonny SO2 derev'jami. Rossijskaja gazeta ot 24.04.2921. URL: https:// www.rg.ru/2021/04/27/eksperty-podschitali-sebestoimost-pogloshcheniia-lesom-ugleroda.html (Data obrashhenija: 02.12.2021).

9. Prohorov V.V. Ispol'zovanie mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizacii jekologicheskih proektov. «Social'no-jekonomicheskiji gumanitarnyjzhurnal Krasnojarskogo GAU», 2020. №4, Krasnojarsk 2020, str. 3-14.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 dekabrja 2014 g. N 145B «O porjadke opredelenija tehnologii v kachestve nailuchshej dostupnoj tehnologii, a takzhe razrabotki, aktualizacii i opublikovanija informacionno-tehnicheskih spravochnikov po nailuchshim dostupnym tehnologijam». Federal'noe agentstvo po tehnicheskomu regulirovaniju i metrologii. URL: http://www.standard.gost.ru/wps/wcm/connect/1Bb7d4B04B45d0d4ae32fe56779c92ad/Post_ Prav_23.12.2014_145B.pdf?M0D=AJPERES (Data obrashhenija: 20.11.2021).

11. Pasport nacional'nogo proekta «Jekologija». URL: http://static.government.ru (Data obrashhenija: 2B.11. 2021).

12. Postanovlenie Rossijskoj Federacii ot 20 ijulja 2016 д. № 702 «О рптепепП bazovyh indikatorov pri raschete рагат^поу subsidirovanija procentnoj stavki za schet sredstv federal'nogo bjudzheta ро kreditam, obligacionnym zajmam i (ili) dogovoram lizinga V zavisimosti ot srokov kreditovanija, а takzhe opredelenii р^еГподо urovnja konechnoj stavki kreditovanija, рп prevyshenii kotorogo subsidirovanie procentnoj stavki пе osushhestvljaetsja». Informacionno-pravovojportal Garant.ru. URL: http://government.ru/docs/all/107763/ (Data оЬ^Ь^епуа: 03.12.2021).

13. Prohorov М., Zelenskaja XV. Formirovanie otraslevogo klastera na osnove mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva : monografija / V. V. РгоЬюгоу Т. V. Zelenskaja ; SibGU т. М. Р Reshetneva. Krasnojarsk, 2020. 192 s.

14. Rabochij doklad «Stanovlenie гупка zelenyh obligacij V Rossii s uchetom luchshej mezhdunarodnoj ртк^Ш. oprosa chlenov rossijskogo soveta po pervichnomu гуп^ кар^а1а». URL: https://new.nfa.ru. (Data оЬ^Ь^епуа:

25.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.