ИССЛЕДОВАНИЕ
Матаев Т.М.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов
АННОТАЦИЯ:
Реализация инфраструктурных проектов в форме государственно-частного партнерства имеет долгую историю, однако до настоящего времени отсутствовала однозначная трактовка этого понятия и классификация его видов.
Проведенное исследование заключалось в анализе определений государственно-частного партнерства в российских и зарубежных источниках, а также в рассмотрении основных направлений проектов, реализуемых по этой схеме.
Результатом исследования стала классификация форм государственно-частного партнерства, которая может быть полезной при выполнении исследований, направленных на повышение эффективности государственных вложений.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, инфраструктурные проекты
Ж: 023, Н54, 1.33
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Матаев Т.М. Формы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов // Государственно-частное партнерство. - 2014. - Том 1. № 1 - С. 9-20. - http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ppp/article/view/22/
Матаев Талгат Мустафаевич, советник Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии, соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, кандидат экономических наук (matayev [email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 10.10.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.11.2014 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ppp/article/view/22/ (с) Матаев Т.М. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available at
http://en.creativeconomy.ru/joumals/index.php/ppp/article/view/22/
Численность стран, где в разных формах развивается партнерство государства и частного сектора, постоянно возрастает. Во многих государствах Европы, Азии, Латинской Америки был осуществлен ряд мероприятий по поддержке механизмов такого партнерства. Это было вызвано, с одной стороны, ростом требований к общественным услугам и инфраструктуре, а с другой - ограниченностью государственных бюджетов.
Подходы к определению государственно-частного партнерства
«Законодателем мод» в государственно-частном
партнерстве (ГЧП) является Великобритания, где в 1992 г. была создана Частная финансовая инициатива, основанная на договорах концессии и которая значительно повлияла на региональное развитие. По ее общей схеме частный сектор проектирует, строит, финансирует и эксплуатирует активы в соответствии со спецификациями представителей государственного сектора.
Механизм государственно-частного партнерства
предусматривает, что государство является заказчиком услуг. Именно оно определяет условия такого сотрудничества, создает возможности принятия управленческих решений для частного сектора, а также осуществляет постоянный мониторинг, при этом объект инвестирования остается в государственной собственности. Совместно начатый проект реализуется в конкурентной среде, которая создает стимул к внедрению инноваций в проект и приводит к эффективному и качественному предоставлению конечных услуг.
Однозначное толкование понятия «государственно-частное партнерство» в рамках современных подходов, равно как и общепризнанная классификация его форм, отсутствует в зарубежном и российском законодательстве, в литературе, посвященной вопросам государственно-частного партнерства [4, 6, 7, 9, 11].
Развитые зарубежные страны в понятие государственно-частного партнерства вкладывают различные варианты осуществления проектов, широкий спектр бизнес-моделей и отношений использования ресурсов частного сектора (капитал, ноу-хау, опыт менеджеров) для удовлетворения общественных нужд (дороги, парки, связь, недвижимость и т.п.) [5].
В настоящее время существует несколько научно-методических подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство». Так, Всемирный банк рассматривает ГЧП как договоренность между государственным и частным сектором в вопросе производства, а также предоставления инфраструктурных услуг, которые необходимы для цели притяжения дополнительного финансирования и, самое главное, как возможность увеличения результативности государственных вложений.
В российской литературе термин «государственно-частное партнерство» применяется, исходя из четкого определения ведущей роли государства, учитывая менталитет и главенствующую роль органов государственной власти. Вместе с тем надо подчеркнуть, что именно государство является инициатором многих проектов ГЧП.
По мнению автора, ГЧП - это форма взаимоотношений между государством или органами местного самоуправления и частными партнерами, которые оформляются в виде договора, предусматривают реализацию и совместное финансирование общественно значимых проектов на долгосрочной основе и распределение рисков, ответственности и вознаграждений.
Основные направления проектов ГЧП
Во многих странах мира институту государственно-частного партнерства, который внедряет общественно значимые проекты,
отводятся следующие роли в системе экономических взаимоотношений государства [13]:
- формирование общих инвестиционных ресурсов государственного и частного секторов для достижения общественно значимых результатов;
- повышение эффективности использования объектов государственной собственности на основе предпринимательской мотивации;
- создание новых методов управления;
- создание добавленной стоимости для потребителей и общества в целом;
- объективное определение нужд рынка;
- оптимальное использование ресурсов.
Большинство проектов ГЧП направлены на развитие инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг. На рисунке 1 представлены основные направления проектов, которые реализуются через механизмы государственно-частного партнерства.
Рисунок 1. Основные направления проектов, которые реализуются через ГЧП (источник - составлен автором)
На рисунке 2 изображена принципиальная схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
Рисунок 2. Схема государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов (источник - составлен автором)
Классификация типов проектов
В зависимости от характера задач, которые решаются с помощью механизмов государственно-частного партнерства, выделяют несколько типов таких проектов, признанных в мировой практике:
- Строй-обладай-эксплуатируй (Build-Own-Operate) - частный партнер строит и эксплуатирует объемы или оказывает услуги без передачи права собственности государственному сектору;
- Строй-эксплуатируй-передавай (Build-Operate-Transfer) -частный партнер строит объекты в соответствии со спецификацией, согласованной с государственным агентством, эксплуатирует их на протяжении определенного периода времени и затем передает государству;
- Покупай-строй-эксплуатируй (Buy-Build-Operate) -правительство продает существующий объект предприятию частного сектора, которое затем производит обновление или расширение, необходимые для его эффективной эксплуатации с точки зрения затрат;
- Проектируй-строй-эксплуатируй (Design-Build-Operate) -приватный партнер проектирует, строит и эксплуатирует государственные объекты с правом собственности в государственном секторе;
- Строй-развивай-эксплуатируй (Build-Develop-Operate) -приватный партнер берет в лизинг или покупает существующий объект у государственного агентства, инвестирует собственный капитал для обновления, модернизации, затем эксплуатирует по договоренности с правительством.
Таким образом, существуют государственно-частные партнерства, в которых, во-первых, сотрудничество между государственным и частным сектором базируется исключительно на контрактных связях, а во-вторых - сотрудничество между государственным и частным секторами предусматривается в рамках определенного владения.
Формы и инструменты ГЧП
Вопрос классификации форм государственно-частного партнерства в научной литературе является спорным. В зарубежной и отечественной литературе существует множество классификаций форм, типов и видов партнерств государства и бизнеса в хозяйственной сфере.
В мировой практике классификации моделей государственно-частного партнерства принято выделять следующие его формы [12]:
- контракты как административный договор между органом местного самоуправления и частным партнером на осуществление общественно необходимых видов деятельности;
- аренда, которая в зависимости от определенных договором условий может предусматривать выкуп государственного или муниципального имущества;
- концессия, которая предусматривает предоставление государством права частному партнеру на протяжении определенного
времени выполнять обусловленные договором функции и наделяет его соответствующими полномочиями для обеспечения эффективного функционирования объекта концессии; концессия всегда предусматривает возвращение предмета договора государственному партнеру, а право собственности на произведенную продукцию остается за частным партнером;
- соглашения о распределении продукции являются подобными концессионным договорам, но в отличие от них предусматривают распределение произведенной концессионером продукции между государственным и частным партнером;
- договоры об общей деятельности, в рамках которых государство принимает постоянное участие в административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности созданного общего предприятия в зависимости от доли в уставном или акционерном капитале.
Российским законодательством предусмотрены следующие формы государственно-частного партнерства:
- контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставки продукции для государственных нужд;
- аренда;
- лизинг;
- соглашения о разделе продукции;
- использование средств Инвестиционного фонда РФ;
- создание особых экономических зон;
- создание совместных государственно-частных предприятий;
- концессия;
- технопарки.
Сущность форм государственно-частного партнерства и инструменты его реализации в Российской Федерации представлены в таблице.
Таблица. Сущность форм ГЧП и инструменты его реализации: опыт России
Инструменты Сущность
1. Особые экономические зоны: промышленно-производственные, технические, туристско-рекреационные, портовые Создание полюсов роста на определенных обозначенных территориях за счет притяжения финансирования на выгодных условиях.
2. Инвестиционный фонд Российской Федерации Содействие в реализации инвестиционных проектов, которые имеют общегосударственное значение и осуществляются на условиях государственно-частного партнерства на конкурсной основе.
3. Концессия Передача объекту государственной или коммунальной собственности для строительства, модернизации, реконструкции и эксплуатации управление, обслуживание коммерческой организации на закрепленных в договоре условиях.
4. Национальные проекты Целевая и адресная поддержка развития ключевых направлений: обеспечение жильем, здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс.
5. Формирование интегрированных структур Создание или расширение холдингов и других интегрированных структур, которые включают несколько предприятий в одной или сопредельных областях.
(источник - составлена автором)
Выводы
Таким образом, развитие таких видов деятельности ГЧП, как создание экономических зон со специальным статусом, формирование инвестиционных фондов, применение инструментов концессии, осуществление целевой и адресной поддержки приоритетных направлений развития и создание интегрированных структур в виде холдингов даст возможность осуществлять взаимоотношения между
государством и частным сектором на долгосрочной основе. Это будет способствовать привлечению инвестиций в страну, даст возможность дополнительного финансирования, повысит эффективность государственных вложений.
ИСТОЧНИКИ:
1. Исаева С.А. Роль государственно-частного партнерства в развитии современной
экономики // Вестник экономической интеграции. 2009. № 7. С. 29-33.
2. Камышанченко Е.Н., Масленникова М.А. Особенности использования механизма
государственно-частного партнерства для создания и обновления инфраструктуры за рубежом и в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. Т. 18. № 7-1 (102). С. 55-63.
3. Кирченко К.Г. Становление государственно-частного партнерства: общемировой опыт //
Вестник экономической интеграции. 2013. № 5-6 (62-63). С. 64-70.
4. Корчагина А.С. Развитие форм государственно-частного партнерства в экономике
России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2010. Т. 10. № 1. С. 14-22.
5. Лихачев В., Азанов М. Практический анализ современных механизмов государственно-
частного партнерства в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России // Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России: издание Совета Федерации. - М., 2009.
6. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство сегодня современная экономика:
регулирование и партнерство // Российское предпринимательство. 2009. № 8-2. С. 22-28.
7. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса
и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. — 2013. — № 24 (246). — с 18-29.
8. Мерзлов И.Ю. Институциональный аспект совершенствования механизмов развития
инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 4 (52). С. 37.
9. Нурмухаметов Р.С. Финансирование инвестиционных проектов, реализуемых на
основе государственно-частного партнерства // Вестник Финансового университета. 2009. № 3. С. 63-65.
10. ОлисаеваЛ.Г. Концепция механизма государственно-частного партнерства в развитии
предпринимательства // Вестник экономической интеграции. 2011. № 7. С. 15-18.
11. Степанова Е.С. Способы классификации государственно-частных партнерств //
Вестник Финансового университета. 2008. № 3. С. 170-179.
12. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного
сектора // Мир перемен. - 2004. - № 2. - С. 13.
13. Guidelines for Successful Public - Private Partnership.