Волох О.В.
Д-р полит. наук, канд. юрид. наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Омск
e-mail: [email protected]
Геращенко И.П.
Д-р экон. наук, канд. физ.-мат. наук, доцент, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Омск e-mail: [email protected]
Volokh O.V.
Doctor of Political Science, Ph.D. of Juridical Science, Professor, Rector, Omsk State Pedagogical University, Omsk e-mail: [email protected]
Geraschenko I.P.
Doctor of Economics, Ph.D. of Physics and Mathematics, Associate Professor, Provost for Research, Omsk State Pedagogical University, Omsk e-mail: [email protected]
Эффективное взаимодействие образовательных организаций высшего образования и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и рынка труда в России. Стимулирование данного взаимодействия подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, наличие взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации [1]. Актуальность поставленной задачи возрастает в связи с кризисными явлениями в отечественной экономике, которые не только предъявляют новые требования и ставят задачи перед системой образования, но и в корне меняют приоритеты кадровой политики работодателей [2].
Для эффективного участия образовательных организаций высшего образования в решении задач, связанных с вопросами кадровой политики предприятий и организаций, необходимо решить, на наш взгляд, следующие задачи: • построение системы практикоориентированно-сти высшего образования;
УДК 378.1 DOI 10.12737/16702
Получено 02.10.2015 Одобрено 10.10.2015 Опубликовано 18.12.2015
• адаптация актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения к требованиям рынка труда;
• совершенствование форм и методов эффективного взаимодействия образовательных организаций высшего образования и предприятий.
В процессе адаптации актуализированных стандартов и решения практикоориентированности высшего образования возрастает роль работодателей и предприятий реального сектора экономики, представителей хозяйствующих субъектов. Основным показателем качества и результативности высшего образования сегодня становятся образовательные программы, понятные работодателю, ориентированные на его потребности, поэтому особо остро встает вопрос о включении работодателей в систему подготовки кадров в высшей школе.
В актуализированных федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС 3+) образовательным организациям
Формы эффективного взаимодействия между работодателями и образовательными организациями системы высшего образования
Аннотация
Обсуждаются традиционные и инновационные формы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с работодателями. Рассмотрены преимущества и сложности создания базовых кафедр на предприятиях и организациях региона. Представлены решения возникающих проблем при создании базовых кафедр в Омском государственном педагогическом университете.
Ключевые слова:
высшее образование, работодатель, базовые кафедры.
Forms of Effective Cooperation Between Employers and Higher Education Institutions
Abstract
Traditional and innovative forms of cooperation between higher education institutions and employers are discussed. Advantages and difficulties related to creation of fundamental chairs at region's enterprises and organizations have been considered. Solutions of problems appearing while creating fundamental chairs at Omsk State Pedagogical University have been presented.
Keywords:
higher education, employer, fundamental chairs.
высшего образования предоставлена возможность инициативно разрабатывать содержание и структуру образовательной программы, в том числе учитывая потребности работодателей, тем самым повышая конкурентоспособность выпускников, развивая инновационную составляющую образовательного процесса [3].
Для повышения качества высшего образования необходимо обеспечить прямую связь между необходимыми компетенциями рынка труда и подготовкой кадров [4, 5].
Это можно достичь, применяя различные формы взаимодействия с работодателями, в том числе традиционные:
• целевая подготовка по заявкам от работодателей;
• включение работодателей в составы ГЭК;
• прохождение студентами в период обучения стажировок и практик;
• написание выпускных квалификационных работ по заявкам от предприятий;
• посещение предприятий с экскурсиями — и новые:
• привлечение специалистов-практиков к преподавательской деятельности, что прямо предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами;
• проведение мастер-классов и лекций на базе образовательных организаций высшего образования ведущих специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по профилю подготовки студентов;
• проведение совместных с работодателями мероприятий — ярмарки вакансий, дни профессиональной карьеры, профессиональные форумы, в рамках которых студенты знакомятся с требованиями работодателей и перспективными рабочими местами;
• создание на базе образовательных организаций высшего образования инновационных предприятий, центров совместно с работодателями. Кроме этого, одним из новых методов взаимодействия с работодателями являются профессиональные стандарты. Сегодня требования работодателей к своим работникам формализуются в профессиональных стандартах, которые формируют компетенции работников без привязки к региональным особенностям бизнеса [6]. Учет требований профессиональных стандартов при разработке новых образовательных программ высшего образования является главной целью их актуализации. Тесная связь практики и теоретического познания, формирование профессиональных компетенций, согласованных с профессиональным стандартом, позволит сфор-
мировать выпускника, востребованного рынком труда, который осознает необходимость обучения, понимает цели и задачи получения знаний.
Сегодня также актуальна практика создания Советов совместно с работодателями (попечительских, наблюдательных), одной из целей которых является включение работодателей в планирование образовательных программ и осуществление контроля качества подготовки по курируемым образовательным направлениям.
Новой и действенной формой взаимодействия с работодателями является также создание базовых кафедр, цели и задачи которых — совершенствование образовательного процесса на основе усиления связей образовательных организаций высшего образования с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, привлечение высококвалифицированных преподавателей-практиков из сфер науки и бизнеса в образовательный процесс.
Базовая кафедра должна стать центром эффективного взаимодействия образовательных организаций высшего образования и работодателей. Она призвана соединить в себе традиционные и новые формы взаимодействия.
В качестве основных направлений деятельности базовой кафедры можно выделить следующие:
• разработка основных образовательных программ, учебных планов подготовки бакалавров и магистров, рабочих программ дисциплин, программ государственной аттестации;
• разработка и внедрение новых технологий обучения, организация и проведение занятий в инновационных формах по актуальным проблемам науки, менеджмента и экономики ведущими специалистами-практиками в соответствующих областях;
• организация и проведение практик в профильных организациях, мастер-классов и групповых консультаций, научных семинаров, круглых столов и конференций, индивидуальных консультаций, авторских учебных курсов с использованием технологического оборудования предприятий в целях профессиональной ориентации студентов;
• поддержка и развитие научных школ по профилю кафедры, содействие научно-исследовательской деятельности образовательной организации высшего образования путем привлечения экспериментальной и производственной базы предприятия для выполнения экспериментальной части научно-исследовательских работ;
• проведение мероприятий по профессиональной ориентации студентов, трудоустройство выпуск-
ников образовательных организаций высшего образования.
Использование дополнительных ресурсов предприятий, организаций, на базе которых организованы базовые кафедры, позволяет образовательной организации высшего образования использовать интеллектуальный потенциал и опыт специалистов-практиков, материально-технический потенциал предприятия базовой кафедры. Наиболее ценным является опыт, практические навыки, которые получают студенты, обучаясь на базовых кафедрах, имея доступ к реальным проблемам и практике своей будущей профессиональной деятельности. Проходя обучение на базовых кафедрах, студенты формируют компетенции, необходимые на современном рынке труда, участвуют в научно-исследовательских программах, имеют возможность быть зачисленными во внешний кадровый резерв предприятия, а также могут быть приглашены на работу по окончании обучения в образовательной организации высшего образования.
Имея формализованные связи с работодателями, образовательная организация высшего образования повышает свой престиж на рынке образовательных услуг и качество образовательного процесса.
Омский государственный педагогический университет в рамках реализации своей концепции стратегического развития целенаправленно развивает традиционные и внедряет новые формы сотрудничества с работодателями [7, 8].
В рамках традиционных форм взаимодействия мы:
• тесно работаем с работодателями в рамках целевого набора и подготовки кадров по заказу предприятий и организаций, формируя необходимые компетенции в рамках вариативной части образовательной программы;
• совместно с работодателями определяем темы выпускных квалификационных работ, работодатели являются постоянными членами государственных экзаменационных комиссий;
• реализуем непрерывную профессиональную практику как для педагогических, так и для непедагогических направлений подготовки.
Кроме этого, университет много внимания уделяет внедрению и развитию новых форм сотрудничества с работодателями. В университете:
• в учебный процесс вовлечено большое число специалистов-практиков, особенно высока их роль при подготовке магистров;
• работает программа профессиональной адаптации студентов и выпускников, которая включает проведение мастер-классов и лекций ведущих спе-
циалистов-практиков региона, ярмарок-вакансий, дней профессиональной карьеры, профессиональных форумов. В рамках программы студенты узнают приоритеты кадровой политики работодателей, определяют место своего будущего трудоустройства и могут сформировать дополнительные профессиональные компетенции в рамках образовательных программ дополнительного образования;
• ведется непрерывная работа по формированию матриц профессиональных компетенций образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами. В этом году в рамках госзадания по выполнению научно-исследовательских работ был поддержан научно-исследовательский проект Омского государственного педагогического университета по адаптации ФГОС и профессионального стандарта педагога. Аналогичная работа ведется в университете и по непедагогическим направлениям подготовки;
• в 2013 г. создан и успешно функционирует Попечительский совет Университета, в который вошли представители государственной власти и бизнеса. Кроме этого, в рамках педагогического направления Омский государственный педагогический университет стал инициатором создания и учредителем профессионально-педагогического кластера Омской области — совершенно новой для нашего региона формы взаимодействия образовательных организаций и работодателей [9, 10]. В Кластер вошли все образовательные учреждения области, ведущие подготовку педагогических кадров, Министерство образования и работодатели — образовательные организации области: школы, лицеи, гимназии. Это интересный и сложный проект, в дискуссиях на площадках которого формируется сегодня политика педагогического образования региона. Надо отметить, что наш подход к решению проблемы взаимодействия с работодателями в форме профессионально-образовательного кластера, высоко оценен в регионе. Сегодня на нашем примере создаются профессионально-технологический и профессионально-аграрный кластеры с центрами в техническом и аграрном университетах.
В рамках непедагогического направления кластерный подход — это реалии завтрашнего дня. Сегодня мы создаем Попечительские советы непедагогических факультетов и формируем базовые кафедры совместно с предприятиями и организациями региона, стараясь задействовать как можно больше работодателей.
Так, на факультете Омского государственного педагогического университета, который ведет под-
готовку кадров в области управления, Попечительский совет действует с 2010 г. Состав Совета постоянно расширяется, сегодня в него входят руководители предприятий и организаций Омской, Тюменской областей, Дальневосточного федерального округа, а также представители государственной и муниципальной власти. Председателем Попечительского совета является В.И. Белов — министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области. На заседаниях Попечительского совета рассматриваются основные вопросы деятельности факультета.
Основными задачами, стоящими перед Попечительским советом, являются:
• определение перспективных направлений подготовки специалистов и научно-педагогических кадров по направлению подготовки «Менеджмент» с учетом развития промышленности РФ и региона;
• совершенствование организации и содержания образовательного процесса;
• содействие реализации стратегии развития факультета как научно-образовательного и научно-инновационного центра.
В результате работы Попечительского совета в 2011 г. открыта магистерская программа подготовки управленческих кадров «Управление развитием бизнеса», обусловленная острой потребностью предприятий Омской области в квалифицированных управленческих кадрах. В учебный план, согласно решению членов Совета, внесен ряд учебных дисциплин, учитывающих региональную специфику и потребности региональных предприятий: «Региональная экономика и управление», «Стратегическое управление человеческими ресурсами», «Стратегические инструменты управления изменениями», «Методика и техника системы проектирования бизнеса», «Аналитическая поддержка управления финансовой и инвестиционной деятельностью».
Ежегодно на заседаниях Попечительского совета рассматривается содержание образовательных программ, включая наполнение учебных дисциплин и компетенций, утверждаются изменения и обновления. Согласно рекомендациям Совета в учебные планы бакалавриата включена дисциплина «Управление инновационными проектами и программами», что продиктовано необходимостью подготовки проектных менеджеров для работы в органах власти и управления и на предприятиях региона. Члены Попечительского совета принимают активное участие в чтении лекций по дисциплинам и являются председателями ГЭК.
Под патронатом Попечительского совета на факультете проводятся мероприятия «День профессии», «День HR-менеджера», «День генерального дирек-
тора», «День менеджера по маркетингу», где студенты знакомятся с практическим содержанием будущей профессии, представители работодателей — профессионалы в своей области — рассказывают о профессиональных компетенциях, необходимых для овладения профессией, и профессиональных секретах, о том, какие требования работодатели предъявляют к менеджерам по HR, что входит в должностные обязанности менеджера по персоналу на конкретном предприятии, кадровые технологии и кадровые практики, этапы профессионального развития менеджера на конкретном предприятии.
Под руководством Попечительского совета проводятся посещения предприятий, где студенты знакомятся с системой управления и управленческими технологиями, применяемыми на предприятии, встречаются с руководителем предприятия, знакомятся с социальной политикой предприятия, льготами для молодых специалистов, возможностями самореализации на предприятии, возможностями прохождения практики и стажировки на предприятии, этапами построения карьеры и вакансиями предприятия. Такая форма сотрудничества реализована с ОАО «Омскшина», ОАО «Омский ЭМЗ», ОАО НП «Иртыш», ООО «Фаворит» и др.
Наряду с развитием работы Попечительского совета сегодня стоит задача расширения пространства взаимодействия с работодателями и выведения работы с предприятиями и организациями на новый уровень. Для этих целей в университете и на факультете «Высшая бизнес-школа» создаются базовые кафедры. Сегодня на факультете создана и эффективно работает базовая кафедра на Омском филиале ОАО «НПО «Завод «Волна». В рамках базовой кафедры реализовано сотрудничество по всем традиционным и новым формам взаимодействия.
Сотрудники предприятия, являющиеся членами базовой кафедры, участвуют в образовательном процессе, семинарах, профессиональных форумах и мастер-классах. Можно выделить целую серию лекций и мастер-классов, проведенных сотрудниками базовой кафедры: «Правовые аспекты управления развитием бизнеса: современные тенденции», «Государственно-частное партнерство в РФ: проблемы и перспективы финансового управления на современном этапе», «Конфронтация в системе организационного поведения на промышленном предприятии: методики, технологии, программы», «Бизнес-процессы предприятий в РФ: современные реалии, инвестиционный климат, инновационный потенциал», «Перспективы и технологии делового взаимодействия между промышленными предприятиями Турции и России», «Кризис системы операционной деятельности предприятия промышлен-
ности РФ и пути его преодоления на современном этапе», «Проектное моделирование и проектное финансирование высокотехнологичных отраслей РФ», «Оценка стоимости активов холдинговых структур предприятия промышленности РФ: методика, методология, оценочная система» и др. Авторские учебные курсы — еще одно направление, реализованное базовой кафедрой. Разработаны учебные курсы «Моделирование бизнес-процессов», «Правовое обеспечение управленческой деятельности». По курсу «Правовое обеспечение управленческой деятельности» издано учебное пособие.
Сотрудники базовой кафедры, работники Омского филиала ОАО «НПО «Завод «Волна» предлагают тематику и являются руководителями выпускных квалификационных работ. Генеральный директор Омского филиала ОАО «НПО «Завод «Волна» А.М. Аршинин, кандидат технических наук, является председателем ГЭК направления подготовки «Менеджмент».
Кроме этого, сотрудники базовой кафедры выполняют исследование по разработке перспективных видов продукции промышленного назначения и перспективам развития производства на Омской площадке. Под руководством преподавателя Ю.В. Куприянова создана проектная группа из студентов для проработки данного задания. Презентация проекта запланирована на май 2015 г. Подобная практика получила свое распространение в рамках учебных дисциплин «Инновационный менеджмент», «Управление изменениями», «Бизнес-планирование», «Стратегическое управление», «Стратегическое управление персоналом предприятия», где на примере предприятия студенты разрабатывают собственные проекты и презентуют на итоговой конференции в рамках промежуточной аттестации по указанным дисциплинам. Разработки студентов оцениваются совместно преподавателями кафедры стратегического и операционного менеджмента и базовой кафедры Омского государственного педагогического университета.
Работа в рамках базовой кафедры позволяет дать объективную оценку качества подготовки выпускников, получить сторонний взгляд на соответствие полученных студентами компетенций реалиям экономики региона. Выполнение работ в рамках базовой кафедры формирует у студентов профессиональные компетенции, востребованные на реальном предприятии, что помогает бакалаврам успешно найти работу, а магистрам — получить повышение по карьерной лестнице или новое развитие своей профессиональной карьеры.
Базовая кафедра в Омском филиале ОАО «НПО «Завод «Волна» — первая для «Высшей бизнес-школы», но не последняя. Сегодня обсуждается создание еще двух базовых кафедр на предприятиях Омской области.
Следует отметить, что работа в рамках базовой кафедры продемонстрировала как положительные аспекты, которые обогатили образовательный процесс и повысили качество подготовки студентов, так и сложности, которые возникли при общении с практиками.
Первая проблема. Практические работники, даже закончившие недавно высшие учебные заведения, мало имеют представления о современной организации образовательного процесса и об учебно-методическом обеспечении образовательной программы. Отсутствие педагогических, методических навыков, опыта работы с интерактивными формами обучения, информационно-коммуникационными технологиями обеспечения учебного процесса может помешать эффективному сотрудничеству в рамках базовой кафедры.
В связи с этим для сотрудников базовой кафедры реализован курс повышения квалификации «Программа педагогической поддержки», в рамках которого преподаватели Омского государственного педагогического университета рассказывали о технологиях организации учебного процесса, формах и методах проведения учебных занятий в высшей школе, проводили практические занятия по созданию образовательных презентаций и работе на Образовательном портале Омского государственного педагогического университета.
Вторая проблема. Поиск общего языка теоретиков от науки и образования и практиков от реалий отечественной экономики.
Сложности соединения теории и практики современного менеджмента решали на совместных научно-методических семинарах и научно-практических конференциях. В программу научно-практических конференций включались, кроме традиционных форм, представления результатов научных и практических исследований, также дискуссионные площадки по обмену мнениями по заявленной научной и практической проблематике, презентации промышленного и экспортного потенциала Омской области и других регионов, проведение переговоров и заключение договоров на поставку промышленной продукции региона.
Третья проблема. Создание базовых кафедр связано с введением дополнительных штатных ставок, что в условиях оптимизации профессорско-преподавательского персонала, заложенного в «дорожной карте» [11], очень проблематично для любой образовательной организации высшего образования.
В Омском государственном педагогическом университете рассматривается вопрос о создании сетевых базовых кафедр, объединяющих кафедру университета и несколько предприятий и организаций. Объединение представителей нескольких организаций позволяет, с одной стороны, минимизировать количество ставок, занятых внешними совместителями, с другой стороны, расширить возможности для использования интеллектуального и материаль-
но-технического потенциала предприятий и организаций в образовательном процессе.
В заключение хочется отметить, что в работе современного университета необходимо использовать и развивать любые — традиционные и инновационные — формы взаимодействия с работодателями. Надо уметь заинтересовать и привлечь работодателя к образовательному процессу через целевую подготовку, совместные мероприятия, базовые кафедры,
Попечительские и Наблюдательные советы. Надо собирать вокруг себя работодателей, учить их, учиться у них, ведь только единство университетского потенциала и работодателей позволит вывести отечественное высшее образование на мировой уровень и сформировать новое поколение квалифицированных кадров, которые переведут российскую экономику на инновационные рельсы. И только университеты реально могут это сделать.
Литература
1. Peresypkin A.P. Professional personnel training: institute of higher educationenterprise interaction and development of students' professional capacities [Text] / A.P. Peresypkin, L.V. Verzunova // The advanced science journal. — 2013. — № 12. — Р. 91-94.
2. Харина О.С. Направления взаимодействия вузов и предприятий, способствующие развитию человеческого капитала [Текст] / О.С. Харина, А.А. Харин, А.А. Ха-рин // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2015. — № 6. — С. 293-297.
3. Levitskaya I.A. Future expert's competitiveness as a determinant factor of higher vocational education [Text] / I.A. Levitskaya // European journal of contemporary education. — 2012. — V 2. — № 2. — Р. 144-148.
4. Koenen A.-K. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education: Original Research Article [Text] / A.-K. Koenen, F. Dochy, I. Berghmans // Teaching and Teacher Education. — V. 50. — August 2015. — P. 1-12.
5. Kuzmina A.A. Employers and educational institutions cooperation monitoring [Text] / A.A. Kuzmina // International journal of experimental education. — 2009. — № 1. — Р. 2-5.
6. Гуськова М.В. Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра [Текст] / М.В. Гуськова, В.И. Звонников // Экономика образования. — 2012. — № 4. — С. 60-64.
7. Волох О.В. Стратегия развития высшей школы России как единого образовательного комплекса [Текст] / О.В. Волох // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 12. — С. 21-24.
8. Волох О.В. Формирование стратегии развития педагогического университета в современных условиях [Текст] / О.В. Волох, И.П. Геращенко // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 1. — С. 45-52.
9. Волох О.В. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия [Текст] / О.В. Волох, Н.В. Чекалева, Н.С. Макарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2014. — № 166. — С. 144-150.
10. Дроботенко Ю.Б. Современный педагогический вуз в условиях социокультурных изменений [Текст] / Ю.Б. Дроботенко, Н.В. Чекалева // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2014. — № 1. — С. 118-121.
11. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70191846/#ixzz3XpJq2oDU (дата обращения: 20.04.2015).
References
1. Peresypkin A. P. Professional personnel training: institute of higher education enterprise interaction and development of students' professional capacities. The Advanced Science Journal. I. 12 (2013), pp. 91-94.
2. Kharina O.S. Napravleniya vzaimodeystviya vuzov i pred-priyatiy, sposobstvuyushchie razvitiyu chelovecheskogo kapitala [Areas of interaction at the universities and enterprises promoting the human capital development]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)]. 2015, I. 6, pp. 293-297. (in Russian)
3. Levitskaya I.A. Future expert's competitiveness as a determinant factor ofhigher vocational education. Europeanjournal of contemporary education. 2012, V. 2, I. 2, pp. 144-148.
4. Koenen A.-K. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education: Original Research Article. Teaching and Teacher Education, V. 50, August 2015, pp. 1-12.
5. Kuzmina, A.A. Employers and educational institutions cooperation monitoring. International journal of experimental education. 2009, I. 1, pp. 2-5.
6. 6. Guskova M.V. Vzaimodeystvie rabotodateley i vuzov: vchera, segodnya, zavtra [The interaction of employers and higher education institutions: yesterday, today, tomorrow]. Ekonomika obrazovaniya [economics education]. 2012, I. 4, pp. 60-64. (in Russian)
7. Volokh O.V. Strategiya razvitiya vysshey shkoly Rossii kak edinogo obrazovatel'nogo kompleksa [The strategy of development in Russian higher education as a unified educational complex]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)]. 2012, I. 12, pp. 21-24. (in Russian)
8. Volokh O.V. Formirovanie strategii razvitiya pedagogicheskogo universiteta v sovremennykh usloviyakh [The strategy formation in the development ofpedagogical university in modern conditions]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2015, I. 1, pp. 45-52. (in Russian)
9. Volokh O.V. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh setevogo regional'nogo vzaimodeystviya [Pedagogical staff training in the conditions of network regional cooperation]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Proceedings ofthe State Pedagogical University of Russia named after A.I. Herzen]. 2014, I. 166, pp. 144-150. (in Russian)
10. Drobotenko J.B. Sovremennyy pedagogicheskiy vuz v usloviyakh sotsiokul'turnykh izmeneniy [The modern pedagogical institute of higher education in the conditions of sociocultural changes]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Bulletin ofthe Omsk State Pedagogical University. Studies in the Humanities]. 2014, I. 1, pp. 118-121. (in Russian)
11. Action Plan («roadmap») «Changes in the social sphere aimed at improving the efficiency of education and science». Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70191846/#ixzz3XpJq2oDU (accessed 20 April 2015).