Научная статья на тему 'Формы брендоориентированного развития отраслевой инфраструктуры региона'

Формы брендоориентированного развития отраслевой инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД / РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматько Лариса Петровна

Для повышения межрегиональной конкурентоспособности конкретного региона целесообразно не только выделять отдельные отрасли как локомотивы развития, но и формировать отраслевые бренды, когда группа продуктов, произведенных в данном регионе, ассоциируется у потенциального потребителя с качеством и высоким уровнем организации производства. Именно поэтому важно использовать различные формы брендоориентированного развития отраслевой инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы брендоориентированного развития отраслевой инфраструктуры региона»

Шматько Лариса Петровна

доцент кафедры «Социальные технологии» в ФГБОУ ВПО «Ростовский

государственный университет путей сообщения»

Формы брендоориентированного развития отраслевой инфраструктуры региона

Для повышения межрегиональной конкурентоспособности конкретного региона целесообразно не только выделять отдельные отрасли как локомотивы развития, но и формировать отраслевые бренды, когда группа продуктов, произведенных в данном регионе, ассоциируется у потенциального потребителя с качеством и высоким уровнем организации производства. Именно поэтому важно использовать различные формы брендоориентированного развития отраслевой инфраструктуры региона.

Ключевые слова: отраслевая инфраструктура, региональный бренд, развитие региональной экономики.

Shmat'ko Larisa Petrovna

associate professor of Department «Social technologies» in Rostov State

University of Railway Transport

Forms of brandoriented development of industry infrastructure

in region

To improve inter-regional competitiveness concrete region it is necessary not only to allocate individual industries as the engines of development, but also to develop industry brands, when potential customer is associating a group of products produced in the region with the quality and high level of production organization. That is why it is important to use various forms of brandoriented industry infrastructure in the region.

Keywords: industrial infrastructure, regional brand, the development of regional economy.

Отраслевая инфраструктура обеспечивает возможности и потенциал развития экономики региона по производству конкретной группы продуктов. В индустрии туризма и гостеприимства отраслевая инфраструктура формирует пассивный туристский баланс и показывает степень социально-экономического развития региона, определяет отраслевую специализацию и профиль региона, так как благодаря имеющейся инфраструктуре и развитию связей между ее отдельными элементами формируется качество брендируемой отрасли в регионе. Туристскую инфраструктуру территориально-рекреационного комплекса можно представить в виде следующей структуры (таблица 1).

Таблица 1 - Состав туристской инфраструктуры ТРК

Объекты туристской инфраструктуры Элементы

1. Транспорт (предприятия, ведомства, департаменты) ■ Автомобильный; ■ Железнодорожный; ■ Воздушный; ■ Водный: речной, морской; ■ Канатный; ■ Подземный и т.п.

2. Средства размещения ■ Гостиницы, мотели, кемпинги; ■ Пансионаты, апартаменты, дома, квартиры; ■ Туристические базы, дома отдыха, приюты и т.п.

3. Объекты питания ■ Рестораны, бары: ■ Кафе; ■ Столовые; ■ Пункты быстрого питания и т.п.

4. Организации, предоставляющие туристские и экскурсионные услуги ■ Туроператоры; ■ Экскурсионные бюро; ■ Туристские агентства; ■ Переводчики, сопровождение и т.п.

5. Рекламно-информационные туристские учреждения ■ Рекламные агентства и бюро; ■ Информационные агентства; ■ Компьютерные, программно-информационные организации; ■ Издательства.

6. Производственные туристские предприятия ■ Фабрики по производству гостиничной, туристской и пр. мебели; ■ Предприятия по производству туристского снаряжения и экипировки; ■ Предприятия по изготовлению сувенирной продукции и т.п.

7. Предприятия торговли ■ Магазины по реализации туристского снаряжения и экипировки; ■ Магазины по реализации сувенирной продукции; ■ Пункты проката; ■ Киоски, ларьки.

8. Предприятия сферы досуга в туризме ■ Киноконцертные залы; ■ Ночные клубы, казино; ■ Театры, музеи; ■ Выставочные центры; ■ Торгово-развлекательные центры; ■ Парки, водоемы и т.п.

9. Учреждения самобытного туризма ■ Туристские и альпийские клубы; ■ Туристские велосипедные, водные, аэроклубы; ■ Горные привалы, приюты и т.п.

10. Научно-проектные заведения ■ Научно-исследовательские институты, лаборатории.

11. Учебные туристские заведения ■ Высшие и средние специальные туристские заведения; ■ Институты повышения классификации и переподготовки; ■ Учебные центры.

12. Кредитно-финансовые и страховые заведения ■ Банки, кредитные агентства; ■ Банкоматы; ■ Страховые агентства.

13. Консультативные учреждения ■ Юридические фирмы; ■ Организации по бронированию и продажам проездных билетов; ■ Организации по бронированию мест отдыха, развлечения и т.п.

14. Органы управления туризмом ■ Комитеты и департаменты туризма; ■ Общественные туристические организации и объединения.

Уровень развития туристской инфраструктуры региона оказывает влияние на туристскую привлекательность этого региона. Поэтому, при брендинге региона, необходимо учитывать как имеющиеся объекты туристской инфраструктуры, так и вводимые новые объекты.

Состав объектов и элементов туристской инфраструктуры региона зависит, прежде всего, от туристской активности, на которую влияют две группы факторов - факторы прямо связанные с туризмом и факторы не связанные с туризмом, но которые оказывают влияние на спрос туристского продукта (рисунок 1) [1]. В группу первых факторов входит:

■ структура и состав туристских ресурсов;

■ мотив и цель поездок;

■ уровень жизни населения и структура его доходов;

■ потребность в воспроизводстве трудовых ресурсов.

Рисунок 1 - Характеристика факторов туристской активности, влияющих на

развитие туристской инфраструктуры

Во вторую группу косвенных факторов входят:

■ демографические и социальные изменения;

■ экономические и финансовые изменения;

■ развитие транспорта;

■ развитие сферы информационного обеспечения и связи;

■ изменения в политике, законодательной и регулятивной сферах;

■ развитие торговли;

■ безопасность путешествия.

Исходя из рассмотренных факторов туристской активности, определяется состав туристкой инфраструктуры региона. Данная инфраструктура является его обеспечивающей подсистемой, включающей второстепенные элементы территориально-рекреационного комплекса региона и образующей во взаимодействии с основными рыночную стоимость. При этом инфраструктура туристского комплекса способствует удовлетворению потребностей, возникающих при выборе объекта туризма, и дополняет их соответствующим набором услуг.

Таким образом, инфраструктура туристского комплекса - это подсистема, обеспечивающая оказание услуг, способствующих возможности использования и реализации туристских мотивов, достижению цели поездки потребителем с учетом требований последнего к составу и качеству этих услуг.Наличие развитой туристской инфраструктуры в основном и определяет выбор туриста куда поехать. Здесь важно рассмотреть одно из противоречий существования территориально-рекреационных комплексов.

Чтобы привлечь туристов, необходимо иметь развитую туристскую инфраструктуру, но развитие инфраструктуры требует привлечение инвестиций, а инвестиции, в свою очередь, требуют скорости, обеспечения и гарантии их возврата. А вложения в отрасль туризма не приносят прямого дохода и краткосрочности возврата вложенных финансов.

Развитие туристской инфраструктуры ТРК напрямую зависит от имеющихся в регионе туристских ресурсов, которые определяют обеспечение наличия первоочередных элементов, затем ее планомерное и поэтапное формирование на основе ранжирования составных частей туристской инфраструктуры (рисунок 2).

Уровень сложности туристской инфраструктуры зависит от профиля места туристского назначения и его важности. Например, в определенных ситуациях может пострадать строительство подъездных дорог, систем водоснабжения и канализации, линий электропередач. Следовательно, туристская инфраструктура должна обеспечить быстрый доступ к пунктам междугородных сообщений (обычно - аэропорты), системе магистралей и зонам, где созданы новые места туристского назначения.

На побережье должны быть созданы стоянки для яхт в количестве, соответствующем емкости мест назначения. В зонах со сложными, многофункциональными средствами необходимо создать современные системы коммуникаций (например, телекс, компьютерную сеть для бронирования мест в гостиницах, на транспорте и т.д.), средства синхронного перевода и прочие. В целом можно сделать вывод, что туристская инфраструктура туристского комплекса, являясь его вспомогательной (обеспечивающей) подсистемой, одновременно выполняет роль катализатора, активатора туризма [2].

Источник продукта

Информационный потенциал м- ^формационная инфраструктура

Транспортный потенциал Транспортная инфраструктура

Бытовой потенциал Бытовая инфраструктура

Обеспечивающий потенциал т эеспечивающая инфраструктура

Кадровый потенциал Кадровая инфраструктура

Административный потенциал М£ министративная инфраструктура

Нормативный потенциал Нормативная инфраструктура

Инновационный потенциал [нновационная инфраструктура

Блок формирования потенциал Бл ок обеспечения инфраструктуры

— Инфраструктура отраслевого комплекса, поддерживающая бренд

Рисунок 2 - Влияние отраслевс

в регионе, поэтому отраслевой бренд

й инфраструктуры на потребителя

В индустрии туризма ситуация определяется состоянием инфраструктуры

в индустрии туризма обеспечивается, в

р^п^! о пп^ихргш х^ргиши иии^ниппоии 1 о

том числе, качеством самого потребителя. ^оэ^ому туристская

инфраструктура региона, ее наличие и перспективы развития, должны быть учтены при формировании бренда региона. Возникает потребность в брендоориентированном развитии отраслевой инфраструктуры, которое для туризма может включать следующие формы:

■ развитие основных производственных объектов (средства размещения, объекты питания, транспорт, бытовые объекты);

■ развитие вспомогательной среды пребывания (объекты показа, пешеходные зоны, зоны торговли, рекреационные и исторические объекты);

■ развитие системы массовых мероприятий (спортивные соревнования, фестивали, исторические реконструкции, шествия);

■ развитие брендоориентированного маркетинга (позиционирование региона как среды приятного пребывания для конкретных групп туристов, базовая рекламная кампания, создание программы транспортных транзитов и коридоров, проведение специализированных мероприятий, расширение каналов коммуникаций и проведение репутационных событий, создание комплексного туристского продукта).

Источниками возврата инвестиций являются:

■ для частного инвестора предоставление потребителям платных услуг (плата за вход, оказание услуг проживания и питания, экскурсионных услуг, организация массовых мероприятий, предоставление в аренду торговых павильонов, и т.д.), платежи из средств федерального и регионального бюджетов за доступность или использование построенных (реконструированных) объектов общественной инфраструктуры,

■ для субъектов Российской Федерации и муниципалитетов -увеличение поступлений в бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы.

При этом, частные инвесторы берут на себя обязательства по подготовке и реализации их проектов в определенные сроки с определенными целевыми параметрами, а также участвуют в реализации проектов по развитию регионального бренда, а Администрации принимают на себя обязательства в определенные сроки реализовать проекты по развитию региональной и муниципальной туристической инфраструктуры, якорных массовых мероприятий, и развитию регионального бренда. Развитие туристской инфраструктуры производится в результате выполнения следующих этапов работы:

1. Анализ туристического рынка. Разработка позиционирования региона для привлечения туристов, разработка плана и оценка затрат для реализации проекта по развитию регионального бренда.

2. Анализ директивных документов региона, муниципалитетов по развитию туризма с целью выделения необходимых проектов по развитию коммерческой и общественной инфраструктуры туризма, мероприятий-аттракторов. Анализ схем территориального планирования и градостроительной документации с целью выделения объектов для развития общественной инфраструктуры. Определение площадок. Техническая оценка условий присоединения.

3. Разработка проекта развития туристской инфраструктуры с определением ключевых проектов, графиком совместной реализации и предварительным расчетом экономики коммерческих проектов. Моделирование сценариев проекта развития туристской инфраструктуры с целью оптимизации условий реализации развития туристской инфраструктуры, исходя из критериев бюджетной эффективности, сбалансированности роста расходов бюджета и доходов бюджета, инвестиционной привлекательности для участия частных инвесторов.

4. Проведение non deal road show и консультаций с инвесторами на предмет заинтересованности в участии в проекте развития туристской инфраструктуры. Согласование условий участия администраций и заинтересованных частных инвесторов в формировании проекта развития туристской инфраструктуры, разделения рисков. Подписание инвестиционного соглашения в формате совместного формирования проекта развития туристской инфраструктуры. Возможная организация юридического лица для формирования проекта развития туристской инфраструктуры и привлечения средств в подготовку его составляющих.

5. Организация межмуниципального сотрудничества для решения вопросов о необходимом выделении земельных участков для реализации проекта развития туристской инфраструктуры. Подготовка конкурсной документации по реализации проектов администраций.

6. Выполнение работ сторонами инвестиционного соглашения по формированию своих проектов развития туристской инфраструктуры.

7. Подготовка и подписание дополнительного инвестиционного соглашения о реализации сформированного проекта развития туристской инфраструктуры. Проведение конкурсов на реализацию проектов администраций. Привлечение финансирования инвесторами.

8. Реализация самого проекта развития туристской инфраструктуры.

Макроуровень (уровень страны)

Утверждение бюджета расходов на реализацию проекта

Федеральный орган власти, регулирующий отношения в отрасли

Целевое финансирование

Проект

Объекты Объекты Сопутствующие

инфраструктуры производства объекты

Обеспечение Производство Дополнительные

производства продукта продукты

продукта

Регион

Частный инвестор

Финансовый институт

-► - финансовые потоки (налоги, инвестиции, кредиты)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

----► - административно-правовые потоки (законы, разрешения)

Рисунок 3 - Схема взаимодействия при реализации проекта развития туристской инфраструктуры в регионе

Таким образом, развитие и адаптация туристской инфраструктуры на этапе формирования регионального бренда играет одну из важнейших ролей в туристской привлекательности региона. В данном случае, это способствует позиционированию и продвижению региона на российском и международном рынках туризма.

Источники:

1. Виноградова М. В., Солдатов П. И. Инфраструктура туристского комплекса. УДК 658:796.5 (076.5)

2. Аристова О. В. Стратегия управления организациями индустрии туризма в условиях нестабильности среды: Дис. ... канд. экон. наук, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.