Научная статья на тему 'Формы ангажированности художника'

Формы ангажированности художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
480
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГАЖИРОВАННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / НАЕМ / СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ЗАКАЗ / КОНТРАКТЫ / STATE CUSTOM / MUNICIPAL CUSTOM / EMPLOYMENT / SOCIALLY-CREATIVE CUSTOM / CONTRACTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лычковская Ольга Александровна

Исследуются понятие «ангажированность» и различные аспекты процесса взаимодействия художника и заказчика. Рассматриваются формы, методы, виды и цели ангажированности художника в России и Америке, анализируются взаимоотношения власти и культуры в исторической ретроспективе и способы осуществления арт-проектов и деятельности американских профсоюзов в сфере классического искусства и шоу-бизнеса. Автор проводит сравнительный анализ правовой основы и условий ангажированности артиста в России и за рубежом, аргументирует необходимость совершенствования российской законодательной базы для более эффективного взаимодействия государства, бизнеса и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of engagement an artist

In the article the notion engagement and different aspects of the process of relationships between artist and consumer are explored, different forms, methods, kinds and aims of engagement an artist in Russia and America are considered, relations between authority and culture are analyzed in historic stream and ways of realization art-projects and working of American trade unions in the sphere of classical art and show business are described. The author makes a comparative analysis between the conditions of artist's work in Russia and abroad, researches the legal base and conditions of engagement an artist, gives arguments of necessity the legislative base to develop relations between the state, business and culture in the most effective way.

Текст научной работы на тему «Формы ангажированности художника»

УДК 7:008

О. А. Лычковская

ФОРМЫ АНГАЖИРОВАННОСТИ ХУДОЖНИКА

Исследуются понятие «ангажированность» и различные аспекты процесса взаимодействия художника и заказчика. Рассматриваются формы, методы, виды и цели ангажированности художника в России и Америке, анализируются взаимоотношения власти и культуры в исторической ретроспективе и способы осуществления арт-проектов и деятельности американских профсоюзов в сфере классического искусства и шоу-бизнеса. Автор проводит сравнительный анализ правовой основы и условий ангажированности артиста в России и за рубежом, аргументирует необходимость совершенствования российской законодательной базы для более эффективного взаимодействия государства, бизнеса и культуры.

Ключевые слова: ангажированность, государственный заказ, муниципальный заказ, наем, социально-творческий заказ, контракты.

Forms of engagement an artist. OLGA A. LYCHKOVSKAYA (International University in Moscow).

In the article the notion “engagement” and different aspects of the process of relationships between artist and consumer are explored, different forms, methods, kinds and aims of engagement an artist in Russia and America are considered, relations between authority and culture are analyzed in historic stream and ways of realization art-projects and working of American trade unions in the sphere of classical art and show business are described. The author makes a comparative analysis between the conditions of artist’s work in Russia and abroad, researches the legal base and conditions of engagement an artist, gives arguments of necessity the legislative base to develop relations between the state, business and culture in the most effective way.

Key words: еngagement, state custom, municipal custom, employment, socially-creative custom, contracts.

Творчество художника напрямую зависит от его таланта, нестандартности индивидуального мышления и мастерства. Разрабатывая новые техники и безупречно владея инструментом, он создает шедевры и становится признанным мастером. Но его известность и востребованность зависят от множества причин. Не так уж редки факты, когда гении оставались неизвестными для современников и вынуждены были прозябать в нищете. Одни, например Моцарт, не желали быть слугами государя и действовать по указке, ограничивая свой талант рамками заказа. Другие же служили государству и добивались известности: отец симфонии И. Гайдн, например, положил около 30 лет службе у князя Эстергази. Одним из важнейших критериев востребованности художника является его занятость, количество концертов с его участием, другими словами, ангажированность.

В данной статье попытаемся исследовать понятие «ангажированность» и выявить наиболее значимые аспекты многогранного творческого процесса взаимодействия художника и заказчика.

Ангажемент (приглашение) - слово французское. В обиходе слово получило широкое распространение в XVIII в.: кавалеры на балах интересовались, ангажирована ли девушка, или же следующий танец она может отдать приглашающему. Сегодня термин трактуется как договор, заключаемый с исполнителем, артистом на ряд концертов, спектаклей в течение определенного периода времени [9].

Ангажирование в любом контексте подразумевает наличие процесса приглашения к совместной деятельности, наем для выполнения определенных обязанностей. В свою очередь, понятие «нанимать» подразумевает под собой как минимум две составляющие: нанимающего и нанимаемого. Применительно к людям творческих профессий более корректно использовать не «наем», а «приглашение». Итак, в качестве приглашаемого может выступать любая творческая единица: музыкант, художник, композитор, танцор, драматический актер или труппа актеров, творческий коллектив и т.д. А вот относительно приглашающего могут быть варианты, но в любом случае основой ангажемента является коммуникация «артист-заказчик», которая характеризуется способами финансирования.

ЛЫЧКОВСКАЯ Ольга Александровна, студентка факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве. E-mail: olya.lichkovskaya@gmail.com

© Лычковская О.А., 2009.

Заказчиком может выступить либо государство посредством государственных организаций, либо частный предприниматель - продюсер, импресарио, художественный руководитель и т.д. Государственные организации представляют собой систему учреждений культуры и искусства. Они включают в себя различные институциональные формы: музеи, библиотеки, театры, цирки, филармонии, галереи и т.д. В структуру коммерческих (частных) концертных агентств входят продюсерские компании, студии звукозаписи и творческие объединения, культурно-развлекательные центры и т.п. [2].

Методом ангажирования как в государственных, так и в коммерческих организациях является заказ, т.е. приглашение артиста либо творческого коллектива для осуществления того или иного художественного проекта. Надпись «По заказу творческого объединения» или «При участи студии Мосфильм» является обозначением государственного заказа. Заметим, что заказы поступают не только артистам и творцам, но и спортсменам, кулинарам, модельерам. Приглашая того или иного футболиста в состав сборной или повара в ресторан, вы тоже его ангажируете.

Рассмотрим некоторые примеры российского и зарубежного ангажирования в сфере классического искусства и шоу-бизнеса. Одной из наиболее распространенных и социально апробированных форм ангажирования является социально-творческий заказ, положение о котором было утверждено еще Министерством культуры СССР в 1989 г. [7]. Этот заказ является формой прямого единовременного бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных мероприятий (выполнению работ, оказанию услуг). Классические примеры - целевые заказы на создание драматических и музыкальных произведений, постановку спектаклей, их видеозапись, проведение гастролей, участие в фестивалях и смотрах и т.п. Более ранние законы относятся к 1930-м годам, когда государственный заказ был и формой, регулирующей функционирование культуры, формирующей единое социальное пространство, и инструментом управления массовым сознанием. В целом же это была совокупность требований, методов и способов государственного управления социокультурной ситуацией в обществе: «Государственный заказ - форма организации художественного процесса, направляющая мастеров изобразительного искусства на глубокое отображение важнейших социально-экономических и культурных преобразований в социалистическом обществе, раскрытие актуальных проблем современной советской действительности, ее связи с нашей историей, утверждение гуманистических идеалов и духовного богатства советского человека <..> Государственные заказы осуществляются на основе годовых и перспективных проблемно-тематических планов Министерства культуры СССР. В целях стимулирования создания наиболее значительных произведений, поднимающих общественно-политические темы, осуществляются долгосрочные заказы, которые поручаются ведущим мастерам республики, одаренной творческой молодежи. Созданные по государственным заказам произведения, являющиеся собственностью Министерства культуры СССР, согласно приказу Министерства культуры СССР могут безвозмездно передаваться на постоянное хранение музеям, школам, культурно-просветительным учреждениям республики» [7].

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 33 «Муниципальный заказ» указано, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории [5]. Так как закон разрешает органам самоуправления оплачивать социально-творческий заказ, эта форма получила широкое распространение. Однако в современных условиях ее реализация затруднена объективными причинами, из которых наиболее существенной является дефицит финансовых средств у приглашающей стороны.

Взаимоотношения художника и государства во все времена были сложными. Это понятно: творческая личность всячески старается избежать зависимости от кого-либо. Гений по своей природе независим, свободен и открыт. Власть же стремится ограничить художника, втиснуть его творческий процесс в жесткие рамки повиновения, подчинить его замысел социальной необходимости (именно об этом пушкинское «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»). В условиях жесткого тоталитаризма таланту ничего не остается, кроме поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. 1930-е годы, с их жестко регламентированной идеологией государственного аппарата, направленной на создание управляемого массового сознания, служат ярким тому доказательством. Проблема «художник и власть» в отечественном искусстве начиная с тех лет и в последующие более чем семь десятилетий оказала влияние на творчество таких композиторов, как С. Прокофьев, Д. Шостакович, Т. Хренников, Д. Кабалевский...

Наглядной иллюстрацией из истории социально-творческого заказа является работа великого Микеланджело Буонарроти. Известно успешное взаимодействие маэстро и государства. Великий художник, скульптор, живописец и поэт, Микеланджело был признан еще при жизни. Он состоял при дворе таких первосвященников, как Юлий II, Лев X, Климент VII, Павел III и Юлий III, Павел IV и Пий IV. Венецианская Синьория и герцог Козимо Медичи всегда хотели видеть его при себе, они пользовались безграничным талантом мастера и награждали его [1, ч. 1]. Таким образом, Микеланджело имел как частные социальные заказы, где в качестве заказчика выступала династия Медичи, так и государственные - в лице Папы Римского. Монументальное произведение «Страшный Суд» было заказано папой Климентом VII. Не

будь у Микеланджело столь влиятельного заказчика, не получи он творческий заказ, это произведение искусства не могло бы появиться.

Современник Микеланджело Леонардо да Винчи, не менее великий художник, живописец, скульптор и архитектор, также создавал свои шедевры, получая заказы, т.е. будучи ангажированным. Переехав в Милан в 1482 г., он получает заказ от правителя Лодовико Сфорца и пишет знаменитую фреску «Тайная вечеря» на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария дел Грази (Милан, Италия, 1495-1498). Мастеру часто поступали заказы на оформление домов и дворцов. Так был получен заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написать портрет молодой женщины, жены банкира, Монны Лизы [1, ч. 3]. Родилась великая картина, по сей день вызывающая множество споров. Нужно отметить, что для художника такого уровня совершенно неважно, для кого работать, он щедро делится своим талантом, воплощая как заказные, так и собственные творческие замыслы.

Примером интересного и очень успешного взаимодействия государства и мастера является работа великого итальянского композитора Дж. Верди над оперой «Аида». Она создавалась специально ко дню открытия Суэцкого канала в Каире (Египет) и имела грандиозный успех. Нельзя не вспомнить и другого великого композитора, Рихарда Вагнера, чья жизнь причудливо переплелась с жизнью короля Баварии. Людвига II потрясла опера «Лоэнгрин» - он услышал ее впервые в 16 лет. Именно тогда будущий король заинтересовался музыкантом и в 1864 г. пригласил его в Мюнхен. Композитор незамедлительно принял предложение и служил главе государства вплоть до его смерти в 1886 г. Нужно отметить, что король, обладая беспредельной властью, способствовал осуществлению творческих замыслов Вагнера. Именно тогда были созданы грандиозный цикл «Кольцо Нибелунгов», опера «Тристан и Изольда», драма «Вильгельм Телль» по Шиллеру - одно из любимых произведений Людвига II - и другие шедевры музыкального искусства. Сразу же после смерти короля исполнение сочинений Р. Вагнера запретили [4].

Еще одной формой ангажирования являются контракты - приглашение артиста государством, гражданином которого он не является. Сегодня чаще всего музыкантов и танцоров приглашают в Китай, Республику Корея, Японию. Условия контрактов различны, но все-таки стандартный набор услуг практически неизменяем: приглашающая сторона оплачивает проживание, питание и транспортные расходы. При этом, в случае форс-мажорных ситуаций (т.е. в период войны, эпидемий, наводнения, землетрясения, тайфуна и т.д.), приглашающая сторона приостанавливает выплату заработной платы артисту. Многие известные артисты, например Дмитрий Хворостовский, Майя Плисецкая, Рене Флеминг, Михаил Барышников, Мария Гулегина, работают по контрактам, имея ангажемент от всемирноизвестных театров: Мариинского (Санкт-Петербург), «Ла Скала» (Милан), «Ковент-Гарден» (Лондон), «Метрополитенопера» (Нью-Йорк), «Лисео» (Барселона), Венская государственная опера (Вена) и т.д.

Это касается прославленных артистов, а каким образом получить ангажемент не столь именитым? Для многих исполнителей таким способом является участие в различных конкурсах. В современном мире существует огромное количество конкурсов самого разного уровня, от местных (городских) до международных. К сожалению, не все они позволяют исполнителю получить известность, а тем более заработать. Из фортепианных наиболее престижными считаются Международный конкурс имени П.И. Чайковского (Россия), Музыкальный конкурс Королевы Елизаветы (Брюссель), Международный конкурс пианистов в Лидсе (Англия), Конкурс имени Ван Клиберна (США), Международный конкурс пианистов в Сиднее (США). Пианисты всего мира активно участвуют в этих конкурсах, так как помимо призов и высоких стипендий они получают право на одно-двухгодичное ангажирование на гастроли по городам той страны, в которой проходил конкурс. Действительно, это участие позволяет молодому музыканту решить ряд проблем - выйти на международный уровень, расширить аудиторию почитателей своего таланта, привлечь новых слушателей. Конкурсы познакомили мир с именами, вошедшими в историю мировой музыкальной культуры: Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Дмитрий Мацуев, Николай Луганский, Виктор Кемпф и др.

На сегодняшний день зарубежное ангажирование более высоко развито, чем в Росссии. Артисты и заказчики защищены развитой законодательной базой, детально регламентирующей деятельность сторон. Выработанная годами, усовершенствованная система обеспечивает плодотворные и выгодные обеим сторонам взаимоотношения, что наглядно прослеживается в работе зарубежных студий грамзаписи.

В Америке существует два профсоюза, которые устанавливают специальную шкалу оплаты услуг артиста. Это Американская федерация артистов телевидения и радио для вокалистов и Американская федерация музыкантов для инструменталистов. Вести переговоры о справедливом и разумном соглашении подающие надежды артисты должны или сами, или при помощи профессиональных представителей -менеджеров и юристов. В типовом соглашении говорится, что артист нанят для предоставления личных услуг в качестве исполнителя грамзаписи на эксклюзивной основе, с целью производства фонографических записей. От артиста требуется появляться в нужных для этого местах в указанное компанией грамзаписи время, для производства студийной записи. Отбор музыкального материала производится компанией, хотя на практике она дает артисту значительную самостоятельность в этой области. За услуги артисту платят не менее, чем по шкале профсоюза, но обычно артист получает суммы, превышающие профсоюзную

шкалу. Компания грамзаписи оплачивает все расходы по звукозаписи, включая выплаты артисту, аранжировщику, изготовителю дублей и музыкантам. Это своеобразный аванс, который вычитается из гонорара и впоследствии выплачивается артисту. Конечный гонорар артиста в процентах зависит от его переговоров с компанией грамзаписи. В США у двух крупных компаний есть собственные клубы грамзаписи (record clubs). Один - «Коламбиа Хаус», подразделение «Си Би Эс Рекордз», другой - «Би Эм Дж’и дайрект маркетинг» (бывший «Ар Си Эй Рекорд Клаб»), дочерний от «Бертелсман А.Г.» (Bertelsmann A.G.), немецкой фирмы. «Коламбиа» и «Би Эм Джи» в рамках своих договоров на дистрибуцию с другими компаниями обычно получают лицензию на «мастера» и платят гонорар, который, в сущности, составляет определенный процент от регулярной клубной цены за диски своим членам. Эта цена по большей части равна предложенной цене для розничной торговли, за вычетом стоимости упаковки. Текущий гонорар, выплачиваемый клубом «Коламбиа», равняется приблизительно 9,5% от 85% изданных и проданных пластинок. Гонорар за музыку из кинофильмов, самодеятельную музыку и классическую музыку обычно выше.

Согласия с артистами компании грамзаписи обычно достигают путем переговоров по пунктам контракта. Различные бонусы и бесплатные пластинки для членов клубов предоставляются в соответствии с условиями контракта.

Стандартный контракт с артистом действует один год, в течение которого артист делает записи для компании на эксклюзивной основе. За компанией признается право его продления на год и более в случае успеха (на практике во многих случаях - до четырех таких «продлений»). Большинство контрактов заключается в штатах Нью-Йорк и Калифорния. В Нью-Йорке нет закона о максимальном сроке действия контракта для взрослых артистов, поэтому там только суды могут решать, насколько длительность контракта может повлиять на гражданские права артиста. Именно Нью-Йорк обеспечил установленные законом процедуры для несовершеннолетних (до 18 лет) артистов: контракты с ними могут быть одобрены судом - таким образом, компании грамзаписи могут быть уверены, что контракт не будет признан недействительным по причине несовершеннолетия артиста, как это предусматривает общее законодательство. Согласно этому закону, контракт не будет разрешен, если он превышает срок в 3 года. Некоторые контракты позволяют приостановление и соответствующее продление эксклюзивного права на услуги артиста в случае, если он отменил концерт. Теоретически это может связать артиста с фирмой грамзаписи навсегда, если он не будет выполнять свои концертные обязательства в полном объеме [10].

Найм - еще одна форма ангажирования. Представляет собой гражданско-правовой договор, по которому наймодатель обязуется обеспечить определенные условия работы и гарантирует плату за оказание услуг. Известные на весь мир музыканты приглашают в свой коллектив неизвестных гениев, которые работают для создания более качественного музыкального продукта. Без них представить существование той или иной звезды невозможно. Замечательно иллюстрирует именно такой вид ангажирования эпизод деятельности Мадонны и ее коллектива. Майк Браун больше десяти лет работает у Мадонны закулисным клавишником. Перед этим он исколесил весь мир как независимый продюсер электронной музыки [6] Он часто стоит в закутке за сценой, где играет дополнительные партии на синтезаторах или управляет дополнительным аудиооборудованием. Именно он задает пульс всему шоу, синхронизуя все сценическое оборудование -инструменты, эффекты, видео и свет. Помимо Мадонны Майк работал также с Mariah Carey, U2, Whitney Houston, Shakira, J-Lo и многими другими артистами. Он говорит: «У Мадонны огромный гастрольный опыт, никто к ней даже близко приблизиться не может. Она нанимает лучших профессионалов, и ее гастроли идут как хорошо смазанный механизм, совершенно избегая тупых накладок, каковые сплошь и рядом происходят в турне с другими артистами. Она работает очень напряженно и интенсивно, но она также ожидает этого и от своего персонала» [6, с. 8].

В российском шоу-бизнесе сегодня наблюдаются все новые тенденции развития отношений «артист-продюсер». «Сегодня продюсер - это либо посредник между артистом и лейблом, либо участник, находящийся в составе лейбла и осуществляющий художественное руководство, саунмейкинг» [3, с. 19]. Свобода артиста стала более ограниченной. Между продюсером и артистом устанавливаются отношения, строго урегулированные законами. Наше законодательство в этой сфере пока несовершенно. Существует очень размытая граница между понятиями «менеджер», «продюсер», «администратор», «импресарио», «арт-директор» и т.д. На западе продюсер - это человек, который занимается либо саунмейкингом, либо записью - клипмейкингом, т.е. непосредственно связан с производством. Продвижением «звезды», PR-ом занимается промоутер [3]. Импресарио же - это владелец шоу. В России все гораздо сложнее. Часто это люди «три (и более) в одном»: композитор, клипмейкер, продюсер, PR-менеджер. Такого рода универсальность объясняется становлением музыкального менеджмента и несовершенством законодательной базы в России.

Если говорить о высокой моде, то здесь также можно обнаружить черты ангажированности. Известные на весь мир Дома моды приглашают различных дизайнеров для продления собственной жизни, для нового витка творчества, новых форм его выражения. Например, известный на весь мир Дом моды Christian Dior после смерти хозяина возглавляли такие дизайнеры, как Ив Сен-Лоран, Марк Бохан и, наконец, молодой

британец-бунтарь Джон Гальяно (John Galliano). Благодаря им удалось раскрыть имя Диора с другой стороны - более чувственной, насыщенной и креативной.

Таким образом, ангажированность - это система привлечения интеллектуально-творческих ресурсов с целью создания, продвижения и продажи продуктов культуры в целях удовлетворения духовных потребностей социума. Виды ангажированности различаются по источнику финансирования: государственного, частного, смешанного (государственный и частный капитал могут выступать партнерами). Необходимо заметить, что ангажированность может различаться и по целям: некоммерческим и коммерческим. Социально-творческий заказ является наиболее апробированным отечественным видом ангажированности. Как форма ангажированности используются долговременный и краткосрочный контракты. Основу процесса ангажемента составляет коммуникация «заказчик - артист - социальная группа», предполагающая многовариантность взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев: в 5 т. М.: Азбука, 2004. Ч. 1. 300 с.; Ч. 3. 236 с.

2. Игнатьева Е. Современная законодательная база культуры. - URL: www.dvinaland.ru/culture 1999-1/03 .

3. Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент: М.: Юнити, 2006. 303 с.

4. Медведев А., Новиков Т. Белый Лебедь Король Людвиг II. СПб.: Новая Академия, 2002. 72 с.

5. Муниципальный заказ // Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 17.03.1997). Ст. 33. - URL: www.consultant.ru .

6. «Оборудование Roland в команде Мадонны» Грег Рул (Greg Rule) / пер. с англ. И. Сандалова // Шоу-Мастер. 2006. № 3 (46). - URL: www.show-master.ru/art/?id_article=335 .

7. Положение о государственных заказах СССР. - URL: www.lawmix.ru/docs_cccp.php?id=1756 .

8. Финансирование театров: бюджетные средства и внебюджетные источники // Финансовая газета (регион. вып.). 1999. № 36.

9. Электронный бизнес-словарь. - URL: www.allmedia.ru/customize/srchform.asp?wt=44 .

10. Krasilovsky M.W. The business of music / пер. с англ. Л. Воропаевой. Б.м.: Billboard Books, 2007. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.