Практика
469
плиткой (что, пожалуй, является единственным примером в истории архитектуры, когда древесина являлась несущим материалом по отношению к кирпичу). Но когда слои кладки наклонены в соответствии с действующей нагрузкой, рисунок швов становится чем-то вроде эпюры, демонстрирующей работу конструкции. Тектоническая выразительность кирпичной арки и ее производного - свода не вызывает сомнений - работа материала наглядно выражена разворотом плашковых швов, ориентированных перпендикулярно равнодействующей распора. Аналогично построена тектоника аркбутанов, наклонных контрфорсов, а иногда фронтонов. Антонио Гауди - беспримерный мастер тектонической выразительности материала - сумел прекрасно показать анизотропные свойства кладки, ориентируя ее слоистую структуру на вектор нагрузки. В его постройках кирпичная колонна могла быть с наклоном в 450, не
вызывая сомнений в ее устойчивости. То же можно отметить и в отношении элементов деревянных клееных конструкций, где видимые слои на поверхности показывают, как работает материал. В данном случае уместно высказывание А. Бурова: «Штабель дров отличается от деревянного самолета "Москито" в основном тем, что слои дерева для самолета сознательно ориентированы».
Представляется, что изучение композиционных возможностей всех известных материалов имеет большое значение для творчества современного зодчего.
Список цитируемой литературы:
1. Айрапетов Д.П. Материал и архитектура / Д.П. Айрапе-тов. - Москва: Стройиздат, 1978. - 270 с.: ил. - (Материал в архитектуре).
2. Байер В.Е. Архитектурное материаловедение / В.Е. Байер. -Москва: Архитектура-С, 2019. - 265 с. - (Специальность «Архитектура»). - ISBN 978-5-9647-0043-2.
В.Е. Байер DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10127
V.E. Bayer
Формообразующие и пластические возможности материала Forming and plastic capabilities of the material
Ключевые слова: материал, форма, пластика, архитектура. Keywords: material, form, plastic, architecture.
Аннотация: В статье рассматривается связь формы и пластики материала с архитектурой. Abstract: The connection of the form and plastic of the material with architecture is considered in the article.
Формообразующие и пластические возможности материала предопределяют архитектурную форму, характерную для данного материала. Если представить металлическую ферму высеченной из мрамора или древесины, то станет ясно, что и то, и другое смешно или безобразно, несмотря на точное соблюдение пропорций. Каждый материал обладает определенным спектром пластических особенностей. Некоторые из них могут быть весьма схожими у разных материалов, и тогда один материал может изображать другой (например, итальянское стукко - виртуозные подделки из штукатурки под мрамор). Но важной задачей архитектора является поиск и определение именно тех пределов формы и того спектра пластики, которые, как минимум, зрительно отличают один материал от другого, и характерны только для данного материала [1]. Есть формы, которые могут быть выполнены из чего угодно, но есть такие, которые присущи лишь определенному виду материала.
К сожалению, некоторые, в т.ч. многие из т.н. «бумажных» архитекторов, переходя к практическому проектированию, порой, в буквальном смысле создают «вне-материальную» архитектуру. При неоспоримости того факта, что «бумажники» - это элита архитектурного цеха, надо признать, что не без их влияния в последние десятилетия возникло много различных сооружений, глядя на которые невозможно понять, из чего они сде-
ланы. Возникает ощущение, что это формы какого-то единого для всей архитектуры «архедукта». Возникает и другое ощущение: будто архитектору безразлична уникальность тех возможностей, которые есть у любого вида материала. В результате дом из керамического кирпича и дом из железобетонных панелей не отличаются - те же пластика, пропорции, лоджии и козырьки.
Студенты МАРХИ начинают изучение законов архитектурной композиции с упражнений по ритмике, тектонике и пластике на бумажных макетах, т.е. оперируя абстрактными, «никакими» материалами без закономерностей взаимодействия формы и материала [2]. Показательно, что когда в рамках самостоятельной работы по архитектурному материаловедению предлагается создать композицию в определенных материалах, то студенты приносят те же макеты, только наивно раскрашенные под конкретный материал; если кирпич -изображают кладочные швы, если из древесины - соответствующую текстуру. Пластической корректировки объема не происходит, изменяется не форма, а лишь рисунок и цвет поверхности. Но она играет второстепенную роль во взаимодействиях формы и материала, более того, можно утверждать, что характер поверхности практически независим от характера формы конкретного материала. Если возможно угадать материал только по пластике формы при различных характеристи-
470
Практика
ках его лицевой поверхности - это значит, что найдена форма данного материала. Важным критерием оценки творчества архитектора является его умение добиться в композиции зрительной узнаваемости материала по характеру формы, пластики и пропорций объема из него. Овладев азбукой этого искусства, можно выйти на следующий уровень профессиональной работы: сознательно нарушать выявленные пластические закономерности для достижения оригинальных архитектурно-художественных эффектов.
Серия аналитических упражнений, позволяющих подробно разобраться в пластике и пропорциях различных элементов и частей сооружений из различных материалов, понять их особенности вплоть до характера разрушений каждого вида (рисунок трещин, характер сколов и обломов т.п), целесообразна при абстрактной, не утилитарной композиции. Любая узнаваемая деталь часто «подсказывает», из чего она сделана (если изображаются «кудри» вверху цилиндра, он тут же становится ионической колонной из природного камня). Только абстрактная форма способна демонстрировать пластику материала. При этом необходимо учитывать величину, объем, габарит, сопоставлять максимально возможные размеры форм из различных материалов. Пластические приемы (иногда весьма остроумные) позволяют представить определенный материал куба или шара. Один из студентов изобразил расколотый шар, и по характеру трещин стало ясно, из какого материала он сделан.
Форма самого материала может заметно расширить свободу формообразования. Керамический кирпич со скошенными тычковыми и чуть выпуклыми ложковы-ми гранями, который изобрел А. Аалто, позволяет выкладывать как прямые, так и закругленные участки стен зданий. Р. Бофилл показал формообразующие возможности сборного железобетона, которые труднодоступны при работе с крупноформатными материалами.
Главная роль структуры материала при определении характера пластики не вызывает сомнений. Но и поверхность его формы обладает достаточным потенциалом, чтобы зрительно ее выявить, подчеркнуть или, наоборот, разрушить. Если структура материала обладает формообразующими возможностями, то его поверхность - фор-мовыявляющими. Понятно, что наиболее ценны материалы, участвующие в создании и формы, и поверхности, которые не требуют дополнительной отделки.
Уместно подчеркнуть, что пластика поверхности опосредованно, но существенно (в гораздо большей степени, чем пластические возможности структуры материала) зависит от характера освещения. В условиях направленного света (например, яркий солнечный свет) поверхность получает четкие полутона, линии границ собственных и падающих теней, делающие пластику ясно читаемой. Наибольшего эффекта можно достичь, используя материалы с лицевой поверхностью белого цвета с шероховатой и матовой фактурой. Именно такова поверхность материалов архитектурных объемов в беспощадно солнечных странах, как например Арабские Эмираты. Пасмурное небо, характерное для северных широт России, дающее рассеянный равнояр-кий свет, определяет применение материалов, поверхность которых имеет формовыявляющие способности без помощи классической светотени.
Как уже указывалось ранее, рассматриваемая тематика исследований неисчерпаема, но именно она позволяет в полной мере использовать возможности материальной палитры в архитектуре.
Список цитируемой литературы:
1. Айрапетов Д.П. Материал и архитектура / Д.П. Айрапе-тов. - Москва: Стройиздат, 1978. - 270 с.: ил. - (Материал в архитектуре).
2. Байер В.Е. Архитектурное материаловедение / В.Е. Байер. -Москва: Архитектура-С, 2019. - 265 с. - (Специальность «Архитектура»). - ISBN 978-5-9647-0043-2.
П.М. Жук DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10128
P.M. Zhuk
Материаловедческий аспект гомеостата объектов архитектуры The material science aspect of the homeostat of architectural objects
Ключевые слова: интеллектуальные строительные материалы, гомеостат, отрицательная обратная связь. Keywords: intellectual building materials, homeostat, negative feedback.
Аннотация: Статья посвящена основным принципам использования интеллектуальных строительных материалов. Их функционирование в объектах архитектуры связано с самоподдержанием и саморегулированием в рамках строительной системы.
Abstract: The basic principles of use of intellectual construction materials are considered in the article. Their functioning in objects of architecture is connected with self-maintenance and self-regulation within a construction system
Развитие технологий умного дома и умного города связано с внедрением в архитектурно-строительную практику неотъемлемых инженерных составляющих этих объектов - систем инженерного оборудования, кон-
струкций, строительных материалов, обладающих признаками интеллектуальных реакций на средовые воздействия. Современная методология проектирования умных зданий базируется на принципах функциониро-