Лапунова Кира Алексеевна
Lapunova Kira A.
Ассистент/ Assi stant Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering E-Mail: [email protected]
Котляр Владимир Дмитриевич
Kotlyar Vladimir D. зав. каф. "Строительные материалы" Head of the Department "Building materials" Doctor of Technical Science, associate professor Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering E-Mail: [email protected]
05.23.05
Дизайн архитектурно-строительной керамики в историческом аспекте
Design architectural and construction ceramics in historical aspect
Аннотация: Рассматриваются вопросы развития дизайна архитектурно-строительной стеновой керамики в историческом аспекте начиная от древнего Египта до современности. Приводится обоснование использования различных форм лицевого кирпича по функциональным и эстетическим признакам. Указаны основные факторы, влияющие на формообразование и применение лицевого кирпича.
The Abstract: Depicts the historical significance of wall ceramics for architecture and construction. Shows the main trends of development in modern conditions. Discusses the different forms of ceramic brick, describes their positive and negative properties, as to the functionality and aesthetics. Considered issues of development of design of architectural and construction of wall ceramics in the historical aspect, ranging from ancient Egypt to the present. The substantiation of use of various forms of bricks based on function and design. Shown are the main factors influencing the shaping and application of the brick.
Ключевые слова: Дизайн, лицевой кирпич, формообразование, форма, строительство, архитектура, профиль, история.
Keywords: Design, face brick, shape, form, construction, art architecture, profile, history.
***
Стеновая керамика на протяжении столетий и тысячелетий является основой строительства. Многие архитектурные шедевры прошлого сохранившие свою
неповторимость и исключительность до настоящего времени, были построены из керамического кирпича. Обусловлено это его уникальными свойствами. Кирпич выступает и как конструкционный материал и как облицовочный, который сохраняет свои свойства на протяжении столетий. Высокая прочность и морозостойкость, низкие плотность и теплопроводность, отличная шумоизоляция, хорошая паро- и газопроницаемость делают кирпичные здания одними из самых комфортных для проживания. Особым свойством кирпича является его декоративная привлекательность. Кирпич - это комбинаторный и
дизайнерский элемент, различной формы и цвета, структуры поверхности, способный при различных комбинациях, вариантах и видах кладки создавать неповторимый дизайн зданий. В современных условиях в связи с ростом гражданского строительства, стремлением застройщиков к индивидуальности, архитектурной выразительности, эстетическому многообразию актуальными вопросами развития для лицевой стеновой керамики являются поиск новых дизайнерских решений, выбор и разработка новых видов форм фигурного кирпича, разработка современных эстетических вариантов архитектурных решений.
При разработке современного дизайна изделий стеновой керамики, необходимо рассмотреть прототипы и дать анализ их эволюции. Рассмотрим кирпич как форму. Брусок прямоугольной формы, параллелепипед из высушенной на солнце или обожженной глины известен давно и используется поныне как модуль для возведения стен и создания построек. Можно с уверенностью сказать, что первые кирпичи использовались только как стеновой строительный материал и имели шесть плоскостей - три пары параллельных сторон (2 пастели, 2 ложка, 2 тычка) сочленяются между собой, образуя необходимый прямой угол. При возведении вертикальных стен необходимо строго придерживаться вертикального и горизонтального членения, т.е. прямого угла. А так как кирпич - это модуль, при повторении, дающий плоскость стены, следовательно, в его конструктивной схеме прямой угол -целесообразная необходимость. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и, соответственно, шар, куб, параллелепипед, пирамида - первоформы, вычлененные человеком из природы. Они широко применяются в дизайне с незапамятных времен под которым понимается любая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды по законам гармонии. Из названных первоформ, в первую очередь интересны те, которые в своей основе имеют прямой угол. Это квадрат-куб и прямоугольник-параллелепипед.
До сих пор дети играют «в кубики», возводя из них «замки» и «дворцы». Эта занимательная игра с точки зрения взрослых развивает у ребенка образное мышление, моторику рук и стремление к созиданию, что очень важно в формировании будущего «большого» человека. Кубообразный модуль быстрее «возводит» стену, чем параллелепипед. Однако он не прижился в строительстве. Существует несколько, довольно весомых аргументов в пользу прямоугольной первоформы. С точки зрения композиции, квадрат-куб статичен во всех направлениях, т. к. он имеет одновременно и центр, и плоскость и ось симметрии [1,2]. Его относят к так называемым «скучным» формам. Как не переворачивай куб, лицевая фасадная сторона стены будет иметь одинаковые квадраты «в разбежку».
Египетский и Ассиро-вавилонский кирпич 1-11 тыс. до н. э. был квадратным со сторонами от 30 до 65 см и толщиной всего от 5 до 9 см. Персидский кирпич в I тыс. до н. э. также изготовлялся в основном квадратной формы со сторонами 35 см, толщиной 9-10 см. Форма кирпича могла быть произвольной, лишь бы их можно было транспортировать. В северном Йемене столетиями велось строительство многоэтажных домов из глиносырцовых шаров по технологии «забур». Отформованные вручную шары из смеси глинистого грунта, соломы и воды с большой силой забрасывали в конструкцию друг на друга, образуя однородную массу. В средневековье в Венгрии и Словакии строили из цилиндрических и конусообразных сырцовых кирпичей [3,4 и др.]. Но обожжённый кирпич с древних времен имел плиточную форму. Раскопки на берегу Крымского полуострова обнаружили квадратные керамические плиты, так называемую плинфу 1-11 вв. н. э., с размером сторон 59 см и толщиной 7 см. При возведении стен такие плиты укладывали квадратной стороной друг на друга, а на фасаде чередовались узкие прямоугольники с большим слоем цемяночного раствора, что даёт хорошую сейсмоустойчивость зданиям [5,6].
Форма прямоугольника-параллелепипеда относится к динамичным формам. Вдоль его
горизонтальной и вертикальной осей симметрии идет зрительное восприятие движения, стремительности формы. Как комбинаторный элемент, данная форма способна создавать множество декоративных композиций. В данном случае - видов перевязок. Это достигается чередованием двух сторон - ложка и тычка. В свою очередь кладка стены из кирпича прочна, технологична и декоративна, в отличие от кладки кубообразных форм.
Из истории мы знаем достаточное количество примеров кирпича различных размеров. На это оказывал влияние ряд факторов: время, место, национальные местные особенности-традиции, качество глиняного сырья, его количество, опыт в технологии производства, функция строения и влияние извне. Первые лепные кирпичи не были одинаковыми, поэтому выравнивались в кладке с помощью толстых слоев раствора. Форма кирпича, изготовленного в пресс-формах, стала правильной, с четким прямым углом, а нужные партии кирпича были одинакового размера.
В разные времена и в разных государствах создавали кирпичи разных размеров, форм и веса. Например, уже в Древнем Египте кирпичи для общественных сооружений были больше, чем для частных домов, самые крупные из них весили 18-23 кг и их могли поднять совместно только несколько рабочих. В Каирском музее находятся два древнеегипетских блока-сырца массой около 230 кг и размером 850 х 520 х 300 мм [7]. Но в основном строили из «обычного» кирпича, размеры которых почти не отличались от размеров современного кирпича. Вес полнотелого кирпича в среднем составляет около 4 килограмм. Так как манипуляции при постройках из кирпича происходят вручную, руками каменщиков, то наибольшее количество работы за единицу времени достигается только при условии соблюдения некоторого среднего веса каждого кирпича. Отсюда рождается наивыгоднейший, а потому и самый приемлемый размер и вес кирпича. Сюда же стоит добавить то, что для более плотной связи между частями кладки необходимо класть в ней кирпичи то вдоль, то поперек друг к другу, этим объясняется появление некоторого общего преобладающего формата, который придается кирпичу. В результате длина, ширина и толщина относятся друг к другу примерно как 1:1/2:1/4, обыкновенно с некоторым избытком толщины против этой точной пропорции.
У современного кирпича «умные» размеры: 250 х 120 х 65 мм. Строителю удобно брать его одной рукой. В длину укладываются два кирпича по ширине, плюс сантиметр на шов. Но толщина может варьироваться. Д.П. Айрапетов приводит интересную таблицу с размерами кирпичей разных эпох и государств (рис. 1) [8].
Трансформировать форму параллелепипеда, превращая кирпич в профильный и фигурный человеку свойственно с древности. И это тоже было обоснованно функцией, конструкцией, архитектурным стилем данной эпохи и дизайном общего архитектурного фасада, требованием к внешнему виду сооружения. В Месопотамии, например, кроме прямоугольных, существовали плоско-выпуклые, квадратные, заоваленные и закругленные кирпичи. У плоско-выпуклого кирпича выпуклость находилась на верхней стороне, что затрудняло их кладку друг на друга, зато их применяли для внешней декоративной кладки «елочкой». Квадратные кирпичи чаще всего клались плоско, а для получения большей устойчивости стены применялись половинки кирпичей. Кирпичи для круглых столбов и декоративных рельефов - фигурные: закругленные по ложку или тычку, формовались пластически еще до обжига. В Древнем Вавилоне существовали определенные типоразмеры кирпича для облицовки домов богатых горожан, храмов и дворцов. Они применялись для строительства округлых форм, сводов, арок, т.е. выполняли конструктивные задачи и украшали здания, придавая им помпезность. В III веке до н.э. обожжённый кирпич разных форм и размеров применялся в Китае, в том числе и для строительства Великой китайской стены. О широком применении китайцами коробовых сводов из клиновидного кирпича
свидетельствует Марко Поло, посетивший Китай в XIII в. [9].
Рис. 1. Эволюция форм и размеров глиняного полнотелого кирпича по Д.П. Айрапетову
Лицевой кирпич получил широкое распространение в Древней Греции и Риме. В Греции изготовляли полые фигурные, треугольные, рельефные кирпичи, терракотовые карнизы. В римской архитектуре количество типоразмеров облицовочного кирпича увеличивается в связи с применением сложных арочных конструкций и сводов грандиозных общественных сооружений.
Широкое применение разных профилей лицевого кирпича в русской архитектуре начинается с XV в., что обусловлено в основном храмовым строительством. В постройках лицевой кирпич имел тычок с горизонтальными и вертикальными профилями, предназначенными для кладки углов, карнизов, поясов, тяг. Применение профильного и фигурного кирпича в русской архитектуре свидетельствует о глубоком понимании архитекторами природы материала и его декоративных возможностей. Форма профиля кирпича обуславливалась архитектурными решениями конкретных деталей и основывалась на ордерной системе. Так, широкое распространение получила нарядная облицовка оконных наличников и порталов. Оконные проемы обычно имели завершения в виде кокошников или еще более сложных фигур, а с боков обрамлялись полуколонками из лекального кирпича радиальной формы [10].
Профильный кирпич получали теской обычного кирпича или с помощью форм.
Мастерство русских зодчих позволяло минимальным числом типов профильного кирпича достигать большой выразительности отдельных элементов и фасадов. В Благовещенском соборе Московского Кремля (1484-1489 г.г.) применены клиновидные кирпичи для сводов, арок, оконных проемов и фигурные - для фасада.
Вторую половину XVII века можно считать периодом блестящего расцвета русской кирпичной архитектуры. Постройки того времени имеют сравнительно небольшие размеры, отличаются простотой и практичностью планировки и в тоже время необычайно богаты нарядной кирпичной кладкой и цветом. Профильные кирпичи имеют затейливые формы, присущие только русскому кирпичному зодчеству - балясины, «груши», «дыньки», подковы, чередования зубчиков, овалов, бусин и т. д. Изразцовые цветные вставки, вправленные в ступенчатые прямоугольные и квадратные углубления в кирпичной кладке - «ширинки», украшают карнизы и парапеты [8]. Можно сказать, что это стремление к декоративности, рельефности, профилированности керамических элементов свойственно, в основном, древнерусской архитектуре, где цветовое участие заимствованно на примере византийской и восточной архитектуры. В дальнейшем и в России и за рубежом фигурный лицевой облицовочный кирпич применяют скачкообразно, периодично. Подавляющее большинство архитекторов видело в кирпиче лишь удобный конструктивный материал, безжалостно загоняя его в толщу стен или внутрь колонн, скрывая всю его красоту под толстым слоем штукатурки. Были периоды, когда архитекторы вновь вспоминали о необыкновенных декоративных и функциональных качествах лицевого кирпича. В английской, американской и русской архитектуре XVIII-XIX в. в. очень широко использовался как лицевой традиционный тёмно-красный кирпич. Фигурный кирпич был своеобразным показателем социального уровня владельцев дома. Часто небольшой тираж кирпича изготавливали для определенного частного лица по чертежам архитектора. Здание при этом приобретало индивидуальность и неповторимость. Иногда с помощью профильного кирпича создавали лишь части здания, так как его применение удорожало строительство. Так в Англии дымовые трубы выполнялись из керамических кирпичей причудливой формы и служили отличительной чертой хозяина дома. В XX в. лицевой облицовочный кирпич использовали в своем творчестве ряд известных архитекторов: А. Ван де Вельде, В. Орта, Г. Гимар, А. Гауди, Л. Салливан, Ф. Л. Райт, В. Гропиус, П. Беренс, А. Аалто, В. Щуко, Ф. Шехтель, А. Щусев, Ф. Лидваль, И. Фомин, И. Жолтовский и др..
А. Аалто, широко используя кирпич в качестве материала для создания гибких архитектурных форм, утверждал: «Прямоугольный кирпич для этого не пригоден, кирпичная стена сохранит свою прямоугольную форму до тех пор, пока мы не изобретем камень, обеспечивающий свободу формообразования. Необходимо обеспечить возможность изобретения такой формы, которая может быть использована при кладке стены из кирпича, но наряду с этим, может служить для создания криволинейных вогнутых, выпуклых или прямоугольных стен...Кирпич должен обрести настолько универсальную форму, чтобы из него можно было сложить все, что угодно.» [11].
Следующим фактором, влияющим на формообразование лицевых керамических изделий, является тираж и способ промышленного производства. Современная облицовочная керамика и лицевой кирпич в частности, ведет своё происхождение от вавилонских профильных и глазурованных рельефных кирпичей, древнегреческих прислонных плит и карнизов, римских фигурных типоразмеров, майоликовых изделий Италии, профильных кирпичей и изразцов Древней Руси. Но если первоначально керамические декоративные профильные детали создавались для украшения определенного здания и носили характер художественного творчества, ибо в древности даже массовая продукция изготовлялась вручную, и каждое изделие имело свои особенности, если не в форме и в фактуре, то хотя бы в своеобразной разнотонности глазурованного покрытия. То с наступлением машинного
производства в XIX в., массовое изготовление требует от формы универсальности применения и соответствия художественной культуре своего времени [12]. Особенно это ярко проявилось и стало актуально в XX в. с становлением дизайна как искусства нового этапа развития цивилизации, основанного на научном подходе к художественному творчеству, определении человека и рыночных отношений, где приоритетны потребительские ценности в укладе жизни общества.
В Советском Союзе государственной задачей стало строительство помпезных общественных и госучреждений, формирующих новое лицо городов новой страны. Архитектура - самое главное зримое искусство, показатель силы и мощи государства, остающееся на века. Это подтверждено историей архитектуры Древнего Египта, Вавилона, Персии, Греции, Рима и т.д. Сильное государство строит качественно, показательно и надолго. В СССР в качестве облицовки зданий стали использовать керамические материалы. С этого момента началось «время» производства и использования лицевого облицовочного кирпича и блоков.
Форма профильного кирпича, выпускаемого в советский период, базировалась на опыте русской архитектуры и обоснована её ордерным характером. Ордерные мотивы 30 - 50х г.г. XX века использовались в отечественном строительстве. Применяемый фасонный кирпич имел тычок, профилированный в виде архитектурного облома. Использовали его для кладки архитектурных деталей фасада: декоративных наличников оконных и дверных проемов, карнизов, поясов, углов. В соответствии с этим Академия архитектуры СССР в 1948 г. выпустила каталог «Керамика», в котором рекомендовала 18 профилей фасонного кирпича.
Поисками новых форм лицевого кирпича без изменения технологии его изготовления занималась лаборатория индустриальной отделки зданий ЛенЗНИИЭПа. Это определило и форму предлагаемых изделий, профиль которых создавался установкой в мундштуке ленточного пресса специальных вкладышей, образующих выемки в формуемом брусе. Предложенные ими формы были изготовлены в виде опытных партий пластическим формованием на Колпинском комбинате [8].
Интересен опыт западноевропейских дизайнеров в формообразовании лицевого фигурного кирпича. В отличие от советских и русских типоразмеров, имеющих ордерную направленность и ярко выраженный профиль, зарубежный дизайн лицевого кирпича склоняется в сторону упрощения форм, их геометризации. Однако, если у нас разработки новых форм остаются на уровне опытных партий, западные изыскания проходят непосредственно на производстве, используются на практике, разрабатываются и утверждаются соответствующие ГОСТы.
В 40-50-х годах в США была разработана ромбовидная форма лицевого кирпича -Bridal. Его плюсы: быстрый отвод влаги от поверхности, лучшая заполняемость швов раствором, лучшее восприятие и распределение нагрузки и сотрясений. В Англии в это время применяется кирпич в виде косоугольного параллелепипеда - Rhom-brik (рис. 2). Форма косоугольного кирпича достигается тем, что два кирпича, помещенные рядом, вместе с толщиной шва между ними образуют в плане ромб. Перевязь кладки получается в результате простого переворачивания кирпича, причем каждый кирпич одного ряда перевязывает три кирпича предыдущего [13]. Более сложные геометрические профили лицевого кирпича были запатентованы в 1977 г. в Америке (рис. 3). Их типовой размер 222 х 111 х 66 мм, он имеет гладкую поверхность и ровные грани, которые образуют прочную связь в кладке за счет прочного стыкообразования друг с другом.
Рис. 2. Формы фигурного кирпича разработанные в Англии и США в 30-40-х годах XX в.
Рис. 3. Формы фигурного косоугольного кирпича и кирпича сложных геометрических
профилей разработанные в Америке
Не посвященному человеку на первый взгляд кажется, что лицевой фигурный кирпич выполняет только функцию красоты. Но это далеко не так. К примеру, форма фигурного кирпича разработанного японскими дизайнерами (рис. 4). Это, прежде всего,
функциональный облицовочный кирпич, в котором предусмотрены специальные сливные каналы, с помощью которых можно собирать влагу осадков. Дождевую воду можно использовать для технических целей. К примеру, для наполнения пруда, для полива сада, деревьев, в конце концов, для набора резервных резервуаров [14].
Absorption force
Waterway
Рис. 4. Форма фигурного кирпича разработанного японскими дизайнерами
И так, различные формы керамического кирпича разрабатывались на протяжении веков и зависели от многих факторов. Но базовой была и остаётся прямоугольная форма при модификации которой, получаются многочисленные разновидности лицевого кирпича. Основные факторы, влияющие на формообразование и применение лицевого кирпича это -функциональность; рациональность и целесообразность; возможность архитектурных решений; критерии моды и стиля; эргономичность; экономичность; поливалентность (широкое разнообразие сочетаний и органичное врастание в самые различные средовые контексты); комбинаторность, технологичность и экономичность кладки; возможность унификации; наличие сырьевой базы и технологические возможности. Последний фактор, учитывая основные тенденции развития стройиндустрии и промышленности страны в целом, становится все более значимым, особенно для юга России
ЛИТЕРАТУРА
1. Шорохов, Е.В. Композиция [Текст]: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов / Е.В. Шорохов. - М: Просвещение; Издание 2-е, испр., 1986. -288 с.
2. Fernandez, Jonh. Material Architecture. Emergent materials for innovative buildings and ecological construction [Text] / Jonh Fernandez. - Published by Elsevier Ltd, 2006. - 331 p.
3. Минке, Г. Глинобетон и его применение [Текст]: Монография / Г. Минке //. -Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. - 232 с.
4. Мусиенко, П.Н. Керамика в архитектуре и строительстве [Текст]: Монография / П.Н. Мусиенко. - Киев: Издательство Академии Архитектуры Украинской ССР, 1953. - 127 с.
5. Лысенко, Е.И. Технология керамических материалов и изделий [Текст]: Уч. пособие / Е.И. Лысенко, А.В. Козлов. - Ростов-на-Дону.: РГСУ, 1998. - 126 с.
6. Гинзбург, В.П. Керамика в архитектуре [Текст]: Монография / В.П. Гинзбург. -М.: Стройиздат, 1983. - 200 с.
7. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта [Текст]: Монография / М.Э. Матье. -М.: Искусство, 1961. - 591 с.
8. Айрапетов, Д. П. Архитектурное материаловедение [Текст]: Учеб. для вузов / Д.П. Айрапетов. - М.: Стройиздат, 1983. - 310 с.
9. Deplazes, А. Constructing architecture: materials, processes, structures ^ext]: Handbook / А. Deplazes. - Publishers for Architecture, 2005. - 508 p.
10. Саваренская, Т.Ф. История градостроительного искусства [Текст]: Монография / Саваренская Т.Ф. - М.: «Архитектура - С», 2004. - 375 с.
11. Гозак, А. П. Алвар Аалто [Текст]: Монография / А.П. Гозак. - М.: Изд. «Прогресс», 1978. - С. 134-135.
12. Котляр, В.Д. Перспективы производства фигурного керамического кирпича на
основе опок [Электронный ресурс] / В.Д. Котляр, К.А. Лапунова, Ю.В. Терехина // «Инженерный вестник Дона», 2012, №3. - Режим доступа:
http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250 (доступ свободный) - Загл. с экрана.
- Яз. рус.
13. Ковельман, И. Лицевой и облицовочный кирпич [Текст] // Архитектура СССР,
- 1940. - № 1. - С. 62-67.
14. [Электронный ресурс] http://future-designs.ru/publ/ (доступ свободный) (дата
обращения 16.01.2013).
15. Котляр, В.Д. Спекаемость глинистых опок при производстве керамического
кирпича [Электронный ресурс] / В.Д. Котляр, А.В. Устинов // «Инженерный вестник Дона», 2012, №3. - Режим доступа:
http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/250 (доступ свободный) - Загл. с экрана.
- Яз. рус.