Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЕАЭС'

ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / ТК ЕАЭС / таможенное регулирование / мировое сообщество / регулирование таможенных правоотношений / Eurasian economic union / CC of EEU / customs regulation / global community / regulation of customs relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копий В.Е., Яковлев Г.И.

В статье описаны основные аспекты и этапы формирования механизма таможенного администрирования ЕАЭС, особое внимание уделено анализу наиболее важных изменении таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF CUSTOMS ADMINISTRATION FORMATHION OF THE EEU

The article describes the main aspects and stages of the mechanism of customs administration formation of the EEU, special attention is paid to the analysis of the most important changes in the customs legislation, which is reflected in the draft CC of EEU

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЕАЭС»

«Scientific-Researches» №5(5), 2016

69

Вывод: Россия и ЕС экономически дополняют друг друга, поэтому они не должны жестко конкурировать между собой, но нацеливаться на взаимодействие, так как фундаментальных противоречий не существует. России нужны современные технологии, а ЕС необходимы гарантированные поставки импортных сырьевых ресурсов. От объединения экономических возможностей выиграют обе стороны, и народы достигнут процветания.

Список литературы

1. Абрамов Д.В. Современные тенденции и проблемы мирового рынка еврооблигаций//Вестник Самарского государственного экономического университета, №7 (141) 2016. С.29.

2. Винокуров Е.Ю., Кулик С.А., Спартак А.Н., Юргенс И.Ю. Тупик борьбы интеграций в Европе (аналитический доклад). Вопросы экономики. 2014. № 8. С. 4-25.

3. Горегляд В.П. Мировой кризис и геополитические перспективы России и Европейского Союза. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № S5. С. 7-16.

4. Королева А. Россия дорого платит международным спекулянтам//«Ехре11 Online» 2016. http://expert.ru/2016/10/12/rossiya-dorogo-

platit-mezhdunarodnyim-spekulyantam/Дата обращения: 13.10.2016.

5. Королева А. Россия дорого платит международным спекулянтам//«Ехре11 Online» 2016. http://expert.ru/2016/10/12/rossiya-dorogo-platit-mezhdunarodnyim-spekulyantam/Дата обращения: 13.10.2016.

6. Яковлев Г.И. Проблемы развития международных производственных кооперационных связей// Вестник Самарского государственного экономического университета, №7 (141) 2016. С.27.

7. Основные торговые партнеры стран в 2013 году//Россия и страны - члены Европейского союза. 2015.: Стат.сб./ Р76 Росстат. - M., 2015. - 271 c.

8. Основные торговые партнеры стран в 2013 году//Россия и страны - члены Европейского союза. 2015.: Стат.сб./ Р76 Росстат. - M., 2015. - 271 c.

9. Власти США заблокировали финансирование РФ по линии МВФ и Всемирного банка//«Expert Online» 2016 .

http ://expert.ru/2016/10/13/vashington/_Дата

обращения: 14.10.2016.

10. Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2015 году рухнули на 92%.URL: http:www. interfax. ru/bisinnes/490758 (дата обращения: 01.06.2016).

Копий В.Е.

Магистрант Самарского государственного экономического университета

Яковлев Г.И.

д-р экон. наук, профессор кафедры мировой экономики Самарского государственного экономического университета

ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЕАЭС

MECHANISM OF CUSTOMS ADMINISTRATION FORMATHION OF THE EEU

Kopiy V.E., undergraduate of Samara state economic University

Yakovlev G.I., doctor of Economics, professor of the World Economy Department of Samara state economic University.

АННОТАЦИЯ

В статье описаны основные аспекты и этапы формирования механизма таможенного администрирования ЕАЭС, особое внимание уделено анализу наиболее важных изменении таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС.

ABSTRACT

The article describes the main aspects and stages of the mechanism of customs administration formation of the EEU, special attention is paid to the analysis of the most important changes in the customs legislation, which is reflected in the draft CC of EEU

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ТК ЕАЭС, таможенное регулирование, мировое сообщество, регулирование таможенных правоотношений.

Keywords: Eurasian economic union, CC of EEU, customs regulation, global community, regulation of customs relations.

70

«^аеп^Ас^еБеагсИеБ» № 5(5), 2016

Несмотря на мировые кризисные явления, на постсоветском пространстве продолжается последовательная и успешная трансформация евразийского пространства на рыночных экономических принципах с сохранением политической независимости и сложившегося культурного своеобразия суверенных государств.

Подписание главами России, Беларуси и Казахстана Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в мае 2014 года, который вступил в силу с 01.01.2015 (при этом международные соглашения, обеспечивающие его реализацию, - с 2025 года), обозначило дальнейший вектор развития евразийской интеграции, направленный, наряду с углублением взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества государств внутри ТС и ЕЭП и с другими странами, на полную реализацию потенциала указанных интеграционных проектов -обеспечение свободы перемещения и трудоустройства граждан на территории трех стран, свободы движения услуг и капитала, осуществление согласованной политики в энергетике, сельском хозяйстве, транспорте, промышленности.

По данным Евразийской экономической комиссии общий объем внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза с третьими странами за январь - декабрь 2015 года составил 579,5 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров - 374,1 млрд. долл., импорт - 205,4 млрд. долл. В сравнении с январем - декабрем 2014 года размер внешнеторгового оборота сократился на 33,6%, либо на 293,6 млрд. долл., экспорт - на 32,7% (на 181,5 млрд. долл.), импорт - на 35,3% (на 112,1 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 168,7 млрд. долл. против 238,1 млрд. долл. в январе - декабре 2014 года.

В товарной структуре экспорта государств -членов ЕАЭС в третьи страны превалируют минеральные продукты (65,6% общего объема экспорта государств - членов ЕАЭС в третьи страны), металлы и изделия из них (9,7%), продукция химической промышленности (6,5%). Более 80% данных товаров реализует на внешнем рынке Российская Федерация. Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и автотранспортные средства (42,9% совокупного импорта), продукция химической промышленности (18,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (14,1%). Около 80% объема закупок данных товаров за границами ЕАЭС исполняет Российская Федерация.

Первостепенным покупателем экспортируемых странами - членами ЕАЭС товаров представляется Европейский союз (53,2% общего экспорта). Из числа стран Европейского союза особенно важны поставки товаров в Нидерланды (12,6%), Италию (8,2%), Германию (7,2%), Соединенное Королевство и Польшу (по 3%). В страны АТЭС реализовано 23,6% экспортируемых товаров, из их числа в Китай - 9,4%, Японию - 4,1%, Южную Корею - 3,8%. Экспортные поставки в Турцию составили 5,6% общего объема экспорта государств -

членов ЕАЭС. Странам СНГ продано 6,1% экспортированных товаров, из них Украине - 3,5%. Импортные закупки сконцентрированы в государствах АТЭС и Европейского союза (40,5% и 40,9% общего импорта товаров пропорционально). Среди стран АТЭС значимы поставки товаров из Китая (21,3%), Соединенных Штатов (6,6%), Японии (3,7%), Южной Кореи (2,6%). Среди европейских государств крупнейшие размеры импорта приходятся на Германию (11,7%), Италию (5%), Францию (3,4%). В государствах СНГ получено 5,1% товаров, из них в Украине - 3,7%. На долю Турции приходится 2,7% общего импорта государств - членов ЕАЭС.

Первостепенная доля экспорта государств -членов ЕАЭС (88%) приходится на промежуточные товары, из каких энергетические товары занимают 64,2%, остальные промежуточные товары - 23,8%. В импорте государств - членов ЕАЭС доминируют промежуточные (41,9% общего объема импорта) и потребительские (33,3%) товары. Количество инвестиционных товаров составляет 22,3%

Объем внешней торговли товарами стран -членов Евразийского экономического союза с третьими государствами за январь - июнь 2016 года составил 228,6 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 140,5 млрд. долларов, импорт - 88,1 млрд. долларов. По соотнесению с подобным периодом 2015 года размер внешней торговли снизился на 23%, либо на 68,5 млрд. долларов. Объем экспорта товаров уменьшился на 29,3%, либо на 58,4 млрд. долларов, импорт сократился на 10,3%, либо на 10,1 млрд. долларов. Сальдо внешней торговли товарами сформировалось положительное в размере 52,4 млрд. долларов. В январе - июне 2015 года его размер составил 100,7 млрд. долларов.

Общее снижение объемов обоюдной торговли в январе - июне 2016 года по сопоставлению с соответственным периодом предыдущего года составило 3 891,4 млн. долларов, либо 17%. По минеральным продуктам коэффициент снизился на 2 095,1 млн. долларов (на 25,7%), машинам, оборудованию и транспортным средствам - на 452,8 млн. долларов (на 13,1%), металлам и изделиям из них -на 411,7 млн. долларов (на 17,1%).

В договоре о Евразийском экономическом союзе, который начал применяться с 1 января 2015 года, уже учтено, что в ЕАЭС исполняется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, частями право союза, и положениями самого договора о ЕАЭС.

Как уже было сказано, разработка проекта ТК ЕАЭС была начата в декабре 2013 года, но единовременно с договором о ЕАЭС ТК ЕАЭС не вступила в силу.

До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в союзе происходило в соответствии с договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами стран-членов, регулирующими

«БаепйИс^еБеагсИеБ» №5(5), 2016

71

таможенные правоотношения, какие были заключены в рамках создания договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, функционирующими на 1 января 2015 года. Подобная вероятность зафиксирована в переходных положениях договора о ЕАЭС (статья 101).

К осени 2013 года в государствах — членах Таможенного союза сформировалось отчетливое мнение, что создание Евразийского экономического союза требует кардинальной модернизации таможенного законодательства.

Президенты и правительства стран предъявляли к таможенному регулированию исключительно высокие требования, делая упор на том, что оно непосредственно воздействует на привлекательность инвестиционного климата государств, их экономическое развитие и позиционирование в мировом сообществе.

По аналогии с договором о Евразийском экономическом союзе было постановлено осуществлять работу по совершенствованию таможенного законодательства также на площадке Евразийской экономической комиссии. Решением совета ЕЭК от 9 октября 2013 года была сформирована рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства, в совокупность коей вошли представители государственных органов государств — членов Таможенного союза (таможенных служб, министерств и ведомств и остальных уполномоченных представителей), а еще представители бело-русско-казахстанско-российского бизнес-сообщества.

В целом при подготовке проекта ТК ЕАЭС кроме согласования его терминологии и норм с положениями договора о ЕАЭС, а также имплемента-ции в него положений 16 международных договоров, находят решение весьма актуальные для государств — членов ЕАЭС задачи, такие как улучшение, преобразование таможенного администрирования с применением передовых информационных технологий; снижение государственного сегмента таможенного регулирования; учет положений международных конвенций по таможенным проблемам и обязательств стран-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе соглашения по упрощению операций торговли от 11 декабря 2013 года; исключение имеющихся в ТК ТС недостатков и коллизий.

Удачное решение данных задач при подготовке проекта ТК ЕАЭС и станет являться плюсами для государств — членов ЕАЭС, какие приобретут новое, модернизированное, отвечающее международным стандартам таможенное законодательство.

Еще до начала работы над проектом ТК ЕАЭС в рамках работы совещательного комитета по таможенному регулированию было проведено исследование имеющихся в ТК ТС отсылочных норм на национальное законодательство. Эксперты, работая над проектом ТК ЕАЭС, применяли данную информацию и обговаривают исключение отсылочных норм, какие активизируют всевозможное правовое регулирование таможенных правоотношений

или не были востребованы и выполнены в национальных актах. Большая часть отсылочных норм сопряжено с тем, что остальные отрасли законодательства государств не унифицированы (налоговое, валютное, административное, банковское, законодательство об электронном документе), выполнение норм которых нужно и при таможенном регулировании.

За годы, прошедшие после вступления в силу ТК ТС, информационные системы и информационные технологии, применяемые таможенными службами, ушли далеко вперед, и нормы ТК ТС, предусматривающие бумажный документооборот при взаимодействии таможенных органов с лицами, совершающими операции, стали входить в противоречие с практикой работы таможенных органов.

Назовем наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС:

— приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях;

— возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, с использованием информационных систем таможенных органов;

— оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;

— возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

— использование механизма единого окна при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, убытием товаров с этой территории, таможенным декларированием и выпуском товаров;

— сокращение сроков выпуска товаров;

— четкая регламентация условий использования товаров, помещенных под таможенные процедуры, если содержание таможенной процедуры предусматривает ограничения по их использованию на таможенной территории ЕАЭС либо за его пределами.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза — это первый проект международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывается совместно всеми заинтересованными сторонами — государственными органами, представителями бизнес-сообщества трех стран и специалистами Евразийской экономической комиссии. До него складывалась практика, что проекты международных договоров разрабатывали и согласовывали в трехстороннем формате только представители государственных органов, а потом в каждой стране начиналось внутригосударственное согласование готовых проектов уже на национальном уровне с участием представителей бизнеса.

72

<^аеп^Ас^еБеагсИеБ» № 5(5), 2016

Кроме того, среди представителей бизнес-сообщества складывалось мнение, что государственные органы используют такой формат работы для того, чтобы регулировать таможенные вопросы, учитывая только свои интересы, не допуская на эту переговорную площадку представителей бизнеса. Участие в работе всех заинтересованных сторон, на наш взгляд, позволило свести воедино все интересы, обсуждать наболевшие вопросы в широком формате и находить по ним компромиссные решения при подготовке проекта ТК.

Основными вопросами, которые бизнес обозначил при подготовке проекта ТК ЕАЭС, являются:

— установление ясных и четких правоотношений, при которых каждый хозяйствующий субъект будет знать свои права и обязанности;

— исключение субъективизма при принятии решений таможенными органами, в том числе за счет применения информационных систем и информационных технологий;

— сокращение сроков совершения таможенных операций;

— максимальное использование интернет-ресурсов;

— дальнейшее развитие института+ уполномоченных экономических операторов;

— исключение коллизий в законодательстве — как непосредственно в таможенном, так и с другими отраслями законодательства.

И все эти вопросы уже нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС. Поэтому сейчас можно говорить только о выгодах и преимуществах, которые в результате нового законодательства получит бизнес, полагая, что нормы, которые могли бы принести бизнесу потери, ухудшить его положение, в этот проект не войдут, так как бизнес имеет возможность непосредственно участвовать и представлять свои интересы в работе над проектом ТК ЕАЭС.

С 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский экономический союз, странами-участницами которого в настоящее время являются Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения.

К основным стадиям реализации Евразийского интеграционного проекта, которому в 2014 году исполнилось 20 лет, следует отнести:

— 1995 г. Соглашение о Таможенном союзе (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация);

-1996 г. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Кыргызстан,);

— 1999 г. Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП) (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан);

— 2000 г. Договор об учреждении ЕврАзЭС) (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан);

- 2003 г. Соглашение о формировании ЕЭП (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина);

- 2007 г. Договор о Комиссии ТС, Договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС;

- 2010 г. Создание ТС (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация);

- 2011 г. Подписание Декларации о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация);

- 2012 г. Начало функционирования ЕЭП и Евразийской экономической комиссии (Республика Казахстан, Республика Беларусь, Российская Федерация);

- 2014 г. Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС);

- 01 января 2015 г. Начало функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Белоруссия, Казахстан, Россия, Армения).

Создание такого экономического интеграционного объединения как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) призвано обеспечить экономические интересы объединения в целом, а также всех его участников.

Евразийский экономический союз основывается на принципах международного права, среди которых наиболее значимые - суверенное равенство государств-членов, уважение особенностей политического устройства участников объединения, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, соблюдение принципов рыночной экономики и функционирования, как правило, без изъятий и ограничений.

Согласно статье 32 Договора, в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.

Договор о ЕАЭС основан на кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза по вопросам таможенного регулирования.

К новым подходам, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС, эксперты относят следующие:

- приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных случаях;

- возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, информационными системами таможенных органов;

- использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров;

- оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза;

«Scientific-Researches» №5(5), 2016

73

- определение особого порядка декларирования экспресс-грузов, перемещаемых экспресс-перевозчиком;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых она заполнена, либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;

- установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен;

- совершенствование института уполномоченных экономических операторов;

- уточнение содержания и условий отдельных таможенных процедур;

- упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров.

Следует отметить, что при проведении работы по модернизации таможенного законодательства были исследованы передовая правоприменительная практика таможенного администрирования, международный опыт, а также стандарты организации таможенного дела, разработанные Всемирной таможенной организацией, АТЭС, ЕЭС, других

К основным направлениям развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года отнесен 1. Сближение подходов по развитию национальных механизмов «единого окна».

2. Развитие национальных механизмов «единого окна».

3. Взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности.

4. Организация информационного взаимодействия.

В заключении хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные новые подходы, применяемые к таможенному регулированию в ЕАЭС, позволят

выйти ему на новый перспективный уровень, который упростит таможенные формальности, обеспечит свободу перемещения товаров, позволит внедрить современные стандарты таможенного дела в правоприменительную практику таможенных органов членов Союза.

Таким образом, обеспечение приемлемых условий деятельности участников ВЭД государств - членов ЕАЭС на мировом рынке возможно лишь при продвижении позитивного образа ЕАЭС, увеличении его потенциала на основе реализации научно обоснованных мер по совершенствованию таможенно-тарифных инструментов регулирования ВЭД, повышения эффективности таможенного контроля и конкурентоспособности таможенных услуг, снижения издержек и рисков для добросовестных участников ВЭД, реализации имеющегося транзитного потенциала Евразийского экономического союза.

Список литературы

1. Концепция сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, утвержденная Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 22.06.2005 № 220

2. Афонцев С.А. Интеграционные дилеммы Единого экономического пространства // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6.

3. Лавров С.В. Евразийский интеграционный проект: устремленность в будущее / Евразийская интеграция в XXI веке / Ред. группа: А.А. Климов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. М.: ЛЕНАНД, 2012. -29с.

4. Килин В.В. Совершенствование таможенного администрирования и регулирования внешней торговли России в условиях ЕАЭС . В сборнике: Потребительский рынок Евразии: современное состояние, теория и практика в условиях Евразийского экономического союза и ВТО Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 266-270.

5 Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С. Налогообложение доходов физических лиц в странах ЕАЭС: анализ параметров и направления гармонизации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 79-86.

Пишенин И.К.

кандидат экономических наук доцент кафедры менеджменту Международный университет « Украина»

СТРАТЕГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО

КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

STRATEGY TRANSFORMATION INNOVATION TRANSPORT COMPLEX OF UKRAINE

Pishenin I., PhD, Associate Professor, International University "Ukraine"

АННОТАЦИЯ

В статье представлены исследования стратегии трансформации инновационного развития транспортного комплекса с акцентом на систему подготовки и переподготовки кадров. Проанализировано, что в настоящее время зависимость системы экономического развития отрасли от инноваций возрастает, поэтому необходимо постоянно внедрять инновационные технологии в образовательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.