Научная статья на тему 'Формирования этики общения подростков в Интернете'

Формирования этики общения подростков в Интернете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ / ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ / БЕСЕДА / ПОДРОСТКИ / ONLINE COMMUNICATION / ETHICS OF COMMUNICATION ON THE INTERNET / CHATTING / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник О.А.

В статье рассмотрено важность этического общения в сети Интернет для подростков. Ученики подросткового возраста являются наиболее активными пользователями Интернет. Это предопределяет необходимость формирование школьной молодежи морально-этических норм общения в глобальной сети, сегодня становится одной из важнейших задач учителя информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHICS COMMUNICATION TEENS ONLINE

The article highlights the importance of ethical communication on the Internet for teens. Among Internet users a significant proportion of teenagers. Under these conditions, especially the urgent need of forming moral values in the younger generation, the main tasks of the modern school, which require implementation issues of communication ethics education of adolescents on the Internet plays an important role.

Текст научной работы на тему «Формирования этики общения подростков в Интернете»

Колесник О.А.

Аспирант, Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды

ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Аннотация

В статье рассмотрено важность этического общения в сети Интернет для подростков. Ученики подросткового возраста являются наиболее активными пользователями Интернет. Это предопределяет необходимость формирование школьной молодежи морально-этических норм общения в глобальной сети, сегодня становится одной из важнейших задач учителя информатики.

Ключевые слова: общения в Интернете, этика общения в Интернете, беседа, подростки.

Kolesnuk O.O.

Postgraduate, Kharkiv-State Teachers Training University FORMATION OF ETHICS COMMUNICATION TEENS ONLINE

Abstract

The article highlights the importance of ethical communication on the Internet for teens. Among Internet users a significant proportion of teenagers. Under these conditions, especially the urgent need offorming moral values in the younger generation, the main tasks of the modern school , which require implementation issues of communication ethics education of adolescents on the Internet plays an important role.

Keywords: online communication, ethics of communication on the Internet, chatting, teenagers.

Интернет предоставляет человеку безграничные возможности для поиска нужной информации. Однако, проникая все глубже и охватывая практически все сферы нашего бытия, Интернет постепенно порождает целый ряд проблем морального, юридического, этического, физиологического характера, которые вызывают необходимость выработки адекватной педагогической реакции. Среди пользователей Интернета весомую долю составляют подростки. Учитывая, что подростковый возраст является важным периодом с точки зрения формирования ценностных ориентаций личности, важно уделить внимание привлечению школьников к обсуждению, выяснение и осознание нравственных устоев общения в сети Интернете. Именно поэтому нами определены дидактические подходы к формированию этики общения подростков в сети Интернет.

Первый подход к формированию этики общения подростков в сети Интернет - ориентация на выработку у подростков устойчивых мотивов, установок на этические нормы общения в Интернете и способности к рефлексии как основы дальнейшей саморегуляции их деятельности в глобальной сети Интернет. Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что общение подростков поддается наблюдению в реальном мире, что делает контроль над общением со стороны родителей, учителей, окружение и своевременное корректировки его отклонений от нормы. Это приводит к необходимости использования учителями таких методов формирования этики общения в сети Интернет, ориентированы которые на мотивацию ребенка к этичному общению в сети и приведет к сознательной саморегуляции подростка общения в сети.

К сожалению, Интернет наполнен большим количеством примеров неэтичного общения, и ученики их воспринимают как образцы поведения. Желание не выделяться среди сверстников или быть «крутым», получить их признание приводит к тому, что подросток копирует такие «образцы», иногда даже превышая их по степени выхода за рамки этики. Безнаказанность в Интернете побуждает подростка к испытанию различных стилей общения далеких от нравственных [l].

Однако современный Интернет - это не только общение в социальных сетях, но и обучение, работа, досуг. Стремительное развитие возможностей Интернета открывает пользователям новые способы ведения дел, создает беспрецедентные возможности поддержания деловых отношений в виртуальном пространстве.

Учителю нужно апеллировать к опыту ученика в общении в сети и создать условия для того, чтобы он критически переосмыслил этот опыт. Ученики должны понять, что-то, как они общаются в сети Интернет, создает их образ, который изменить крайне трудно. Привлечение опыта ученика способствует лучшему пониманию практического значения этики общения в сети Интернет.

Для эффективности формирования этичного общения подростков в сети Интернет целесообразно предоставить им возможность критически проанализировать и объективно оценить реальные ситуации общения в сети Интернет. С этой целью целесообразно воспользоваться демонстрацией фрагментов, взятых непосредственно из сети. Такой анализ позволяет ученикам осознать, как выглядит со стороны тот или иной вариант само презентации пользователя в сети, какое впечатление производит оформление письма, какой смысл может быть вложен в ту или иную фразу и тому подобное. Кроме того, важно, что таким образом можно побудить ученика к переосмыслению собственного опыта общения в сети Интернет [2].

Для формирования этики общения в сети Интернет целесообразно учесть следующий подход - создание условий для коллективного обсуждения вопросов этики общения в Интернете. В условиях такой работы все ученики класса получают редкую в традиционном обучении возможность высказываться, обмениваться идеями и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Групповая работа способствует развитию навыков общения, умения высказываться, умений убеждать и вести дискуссию. Навыки электронного общения можно отрабатывать в локальной сети с использованием чатов.

Формирование основ этики общения в Интернете является актуальной педагогической проблемой, и требует системности, последовательности, нацеленности на выработку в учащихся устойчивых навыков этичного поведения в сети и неприятие отклонений от такого поведения, вместе с приемами и методами формирования помогут достичь успехов в столь актуальной и сложной проблеме.

Литература

1. Колесник О.О., 1нтернет-спшкування тдлптав. Cy4acHi тенденци розвитку iнформацiйних технологiй в наущ, освт та економiцi: мaтерiaл VI всеукрансько! науково-практично! конференцп (Луганськ, 31 травня - 1 червня 2012р.) - Луганськ: Phoenix,2012.-280c.

2. Колесник О.А., Особенности формирования этики общения подростков в Интернете/Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://fit-herzen-conf.ru/statii/230_kolesnuk.php

3. Зеленецкий В.С. Компьютерная этика. Морально-этические и правовые нормы для пользователей компьютерных сетей: учеб. пособие / В.С. Зеленецкий, Л.Я Филиппова. — Харьков: Кроссроуд, 2006. — 212 с.

References

1. Kolesnik O.O., Internet-spilkuvannja pidlitkiv. Suchasni tendencii rozvitku informacijnih tehnologij v nauci, osviti ta ekonomici: material VI vseukrains'koi naukovo-praktichnoi konferencii (Lugans'k, 31 travnja - 1 chervnja 2012r.) - Lugans'k: Phoenix,2012.-280c.

2. Kolesnik O.A., Osobennosti formirovanija jetiki obshhenija podrostkov v Internete/Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve [Elektronnij resurs]. - Rezhim dostupu: http://fit-herzen-conf.ru/statii/230_kolesnuk.php

3. Zeleneckij V.S. Komp'juternaja jetika. Moral'no-jeticheskie i pravovye normy dlja pol'zovatelej komp'juternyh setej: ucheb. posobie / V.S. Zeleneckij, L.Ja Filippova. — Har'kov: Krossroud, 2006. — 212 s.

Коноплева А.Н.1, Кишев АЗ.2, Ачиева Н.Е.3

1Кандидат педагогических наук, 2преподаватель, 3Аспирантка Кабардино-Балкарский государственный университет ПЛАВАНИЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Аннотация

Представленная работа посвящена проблеме развития общей моторики детей старшего дошкольного возраста. В статье дана оценка степени влияния подвижных игр различной направленности, а также плавания как эффективных средств развития общей моторики детей 6-7 лет.

Ключевые слова: здоровье, общая моторика, физические упражнения, младший школьный возраст.

Konopleva A.N.1, Kishev A.Z.2, Achieva N.E.3 1PhD in Pedagogy, 2university lecturer,

3postgraduate student, Kabardino-Balkarian state University SWIMMING AND DIFFERENT ACTIVE GAMES AS A WAY OF DEVELOPMENT GENERAL MOTOR

SKILLS OF CHILDREN6-7 YEARS

Abstract

This work is devoted to problem of development of general motor skills of children the senior preschool age. An article evaluate the degree of influence different active games and swimming, as well as an effective ways to development of general motor skills of children 6-7 years.

Keywords: health, general motor skills, exercise, primary school age.

Введение. По данным многочисленных научных исследований двигательная активность детей 6-7 лет в период нахождения в дошкольном образовательном учреждении составляет менее 50% времени бодрствования [3]. Ограниченный двигательный режим дошкольника способствует ухудшению показателей физического развития, здоровья, а значит снижению уровня знаний.

Исследователями доказано, что при выполнении автоматизированных движений ребенком с момента рождения доминирует подкорковый уровень, но для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового слоя. Для запуска коркового уровня, востребовано развитие более сложных и дифференцированных движений [1].

В современную эпоху технического прогресса у многих детей наблюдается общее моторное отставание. Привязанность к компьютеризированным играм, телевизору, телефонам обуславливает недостаточную двигательную активность, которая ведет ребенка к мышечной пассивности, а также снижению работоспособности.

Под термином «моторика» подразумевается двигательная активность организма, его органов, систем [2]. Моторика ребенка подразделяется на мелкую и крупную. При развитии крупной моторики улучшается работа всех систем организма, повышаются показатели роста, веса, жизненной емкости легких, окружности грудной клетки, кистевой и становой динамометрии и физической подготовленности ребенка.

У детей 6-7 лет развитие речи, навыков чтения, письма, способности производить вычисления обеспечивается взаимодействием разнообразных движений. В этом возрасте дети посредством бега, прыжков, метаний совершенствуют двигательные навыки. На занятиях, направленных на развитие общей моторики, необходимо использовать упражнения на координированность действий; на развитие пространственных ощущений; движения, активизирующие все группы мышц.

Цель исследования - развитие общей моторики детей 6-7 лет средствами плавания и подвижными играми различной направленности.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста. Участники исследования были распределены на две группы: контрольную - 20 человек и

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.