Научная статья на тему 'Формирование зооморфных представлений и специфика их развития в древнеегипетской культуре'

Формирование зооморфных представлений и специфика их развития в древнеегипетской культуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
2447
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗООМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ / ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА / ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / РИМСКИЙ ЕГИПЕТ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / ZOOMORPHIC IMAGES / PRIMITIVE CULTURE / ANCIENT EGYPT / GRECO-ROMAN EGYPT / EARLY CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафонова Наталия Вячеславовна

Зооморфные образы играли огромную роль в культуре древних, архаичных обществ. По мере изменения сознания человека менялись и представления о животных, их значение и место в культуре. На сегодняшний день существует множество разнообразных теорий об истоках формирования и последующем развитии образов животных, а также их восприятия в сознании людей в разные периоды истории. Нас главным образом интересуют периоды древней и античной истории в Египте, где, как известно, зооморфные образы были прочно вплетены в культурный контекст и сохраняли свое значение до конца существования древнеегипетской цивилизации. В данной статье автор ставит целью показать, до какой степени первобытные представления о животном мире отразились на их последующем развитии и продолжали сохраняться в поздней истории Древнего Египта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of Zoomorphic Images and Specifics of its Developments in Ancient Egyptian Culture

Zoomorphic images played a crucial role in the archaic tradition. With a time as a human worldview changed, the animals’ perception, their significance and cultural place was constantly evolving. Today many theories about origins and subsequent development of animal images exist. Different speculations on how people perceive and approach animals in different historical periods circulate among cultorologists. The author’s main interest lies in the ancient and late periods of Egyptian history, where zoomorphic characters were firmly entwined with a cultural context and remained important until the end of this civilization. The main purpose of the article is to demonstrate how primitive ideas about animal world affected its further evolution and preserved in the late history of Egypt.

Текст научной работы на тему «Формирование зооморфных представлений и специфика их развития в древнеегипетской культуре»

Культурно-исторические исследования

Н.В. Сафонова

Формирование зооморфных представлений и специфика их развития в древнеегипетской культуре

Зооморфные образы играли огромную роль в культуре древних, архаичных обществ. По мере изменения сознания человека менялись и представления о животных, их значение и место в культуре. На сегодняшний день существует множество разнообразных теорий об истоках формирования и последующем развитии образов животных, а также их восприятия в сознании людей в разные периоды истории. Нас главным образом интересуют периоды древней и античной истории в Египте, где, как известно, зооморфные образы были прочно вплетены в культурный контекст и сохраняли свое значение до конца существования древнеегипетской цивилизации. В данной статье автор ставит целью показать, до какой степени первобытные представления о животном мире отразились на их последующем развитии и продолжали сохраняться в поздней истории Древнего Египта.

Ключевые слова: зооморфные образы, первобытная культура, Древний Египет, Римский Египет, раннее христианство.

Зооморфные образы использовались людьми в разных культурах в различных целях: как объекты культа, поклонения, магических ритуалов, метафорического выражения божественных и демонических сил, как персонажи сказок, басен и т. д. Прочное укоренение в коллективных представлениях категорий животного мира вызвано, во-первых, постоянным физическим присутствием животных в жизни человека с самой глубокой древности, а во-вторых - их определенным поведенческим сходством с людьми, благодаря чему животные очень рано стали использоваться человеком

© Сафонова Н.В., 2017

в метафорическом и описательном, а позже и в иносказательном языках.

На основании анализа древних изображений и мифологических конструкций ученые реконструируют процесс наделения животных символическим значением. Полученные данные демонстрируют, что с самых ранних этапов истории животные являлись частью различных культовых практик: ритуальных охотничьих действ, погребальных обрядов, защиты и покровительства племени в качестве его тотемных прародителей1. Изображение человека с животными чертами или в масках животных было также распространено и подчеркивало тесную связь человека с природным миром. Культ животных играл значительную роль и в представлениях о богине-матери в разных культурах. Так, например, существовали представления о ней в образе коровы, а главного божества - в образе быка или льва. Процесс перехода от изображения зооморфных божеств к антропоморфным некоторыми исследователями объясняется процессом одомашнивания и, таким образом, победой человека над природой2. Причем в результате этой победы человек становился Пастырем как для животных, которые входили в состав домашнего скота, так и для своих домочадцев, т. е. своего рода. Этим же явлением объясняется и обратный процесс изображения царя звероподобным, как «главного» животного в стаде. Таким образом, царь-пастух ассоциировал себя с тотемным животным - покровителем рода.

Распространенные с первобытной эпохи, сцены охоты и убийства животных также могут интерпретироваться как манифестация победы человека в его противостоянии с сильнейшим физически зверем. Этим можно объяснить причину наличия у правителя Египта собственного ритуального стада, предназначенного исключительно для жертвоприношений. Как, например, у одного из додинастических царей в Иераконполе, в погребальном комплексе которого, в могильных ямах вокруг открытого двора для жертвоприношений, было найдено около 37 тыс. останков разного вида животных, большинство из которых относилось к речным обитателям или диким млекопитающим пу-стыни3. По мнению археолога Рене Фридмана данная находка говорит о том, что египтяне путем подобных захоронений хотели продемонстрировать силу и власть над неразумным хаотичным миром и, следовательно, победу человека над природой и стихией4.

Формирование и развитие зооморфных представлений, как правило, является схожим для первобытных культур различных

народов. Однако на определенном этапе возникают существенные отличия в восприятии животного мира. В ходе исторического развития изображение сцен охоты и убийства животных приобретает новую смысловую коннотацию. У египтян это становится символом власти и победы царя или крупного чиновника над врагами, а у соседних греческих народов означает победу над кровожадной природой и усмирение дикого зверя в себе5.

При этом древнегреческие философы могли признавать тождество человеческой и звериной сущности, но последним отказывали в разумности6. Животные выступали уже символами неумеренной и неразумной природы, которая подлежит усмирению путем воспитания и обучения. Древние греки населяли мир и гибридными существами: сатирами, кентаврами, при этом добавление животных черт человеческим фигурам символизировало их низшую природу, необузданный нрав и нехватку самоконтроля. Внутреннее противостояние низкого, дикого и высокого, умеренного начал являлось отражением космической борьбы хаоса, мрака и разумного космоса. Именно поэтому знаменитое изображение Орфея с окружающими его животными, которых он очаровывал звуками музыки, быстро стало аллегорией мира и спокойствия, когда дикая природа усмирялась и приходила в равновесие под влиянием музыкальной гармонии.

Древние люди очень рано начали воспринимать животных в контексте присущих им определенных качеств, чем объясняется такое распространение анималистических метафор в последующей традиции7. Изображения животных часто использовались при описании эмоционального состояния человека, черт его характера, физических характеристик. И если у греков прослеживалась устойчивая связь животного и неразумного, то у египтян, напротив, изображения анималистических черт свидетельствует о присутствии позитивных и, более того, божественных качеств.

Изначально божественность определенных животных в Египте была связана с традицией локальных, еще «додинастических» номовых божеств, часто имеющих тотемное происхождение. На протяжении египетской истории дифференциация номов сохранялась, что обеспечило и сохранение их культа. По справедливому замечанию Д. Меекса, с этим связано и присутствие в пантеоне богов только «местных» животных, т. е. тех, которые жили в Египте еще с додинастического времени. В эпоху Нового царства, несмотря на появление и распространение в изобразительных мотивах и пластике таких животных, как лошадь и петух, эти животные не становятся частью зооморфного пантеона. На протяжении

всей египетской истории боги могли принимать формы только тех животных, которые были связаны с изначальной тотемиче-ской традицией8.

Устойчивость религиозных воззрений, постоянство культовых практик отражали мировосприятие египтян, сформированное многообразными факторами, в первую очередь - благоприятными климатическими условиями и относительно безопасным территориальным расположением Египта. В отличие от других цивилизаций, которым повезло значительно меньше в этом отношении, египтяне стали воспринимать безопасные и стабильные условия своего существования как данность самой Природы, того миропорядка, который обеспечивал обожествленный царь, выполняющий необходимые ритуалы для его поддержания. Так, и зооморфные представления о богах также являлись частью архаичного концепта о мироздании, где вера в тотемических предков олицетворяла собой связь родовой общины с территорией9.

В централизованном Египте благодаря сильно развитому почитанию верховного божества при сохранении значения местных культов создались условия для развития синкретичных представлений о том, что боги могли принимать различные формы, одной их которых являлись представители животного мира. Боги могли вселяться в животных, их душа - Ба - имела зооморфный облик, и, наконец, конкретные животные с определенными физическими характеристиками могли быть живым воплощением бога на земле. Истоки подобного отношения к животным и почитание зооморфных божеств, не утратившее своей силы на протяжении длительной истории государства, восходили к представлениям о специфической связи животных с богом и миром божественного. Из мифа об истреблении людей в начале времен, когда люди и боги жили вместе, мы узнаем, что люди совершили страшный грех, устроив бунт против верховного правителя - бога Ра10. В результате боги покинули земной мир. Причина, по которой они более охотно выбирали форму животного, чтобы явить себя миру, кроется в том, что в отличие от людей животные неповинны в совершенном грехе против бога и, следовательно, более достойны того, чтобы выступать живым его символом.

Как отмечает Д. Меекс, доказательством того, что животные имели особую связь с миром божественного, служат ритуальные тексты, где специально оговаривалось, что сверхъестественная сила могла принимать форму «змея, собаки, человека или крокодила», где человек - это лишь одна из форм, причем не самая главная. Важно отметить, что зооморфные изображения были прерогативой

богов, и только изредка царей во время ритуала. Причем аспект божественной природы в смешанных антропо-, зооморфных образах передавался именно через животные черты11. Более того, в позднее время начинали причудливо сочетаться и черты различных животных в одном боге: так, Себек, имея тело крокодила, мог быть изображен, например, с головой сокола, выступая в этой ипостаси как повелитель времени. Таким образом, избранный тип животного в передаче образа богов делал видимым один из аспектов его великой божественной силы, а сакрализация самих животных имела целью приблизить богов к людям.

Высокая роль зооморфных изображений прослеживается на протяжении всей истории древнеегипетской цивилизации. Особое отношение к животным продолжало сохраняться и в христианскую эпоху. В историях святых и мучеников божья воля часто являла себя через животных, как правило диких, которые могли пощадить мученика на арене, начать ластиться к ногам святого и т. д. При этом стоит отметить неискореняемое позитивное отношение к зооморфным изображениям и представления о пригодной природе животных для передачи божественных образов, что способствовало появлению иконографии святых и ангелов с головами животных, а также развернутой символики, где анималистические персонажи превратились в знаки, связанные не с реальным миром, но с миром духовным.

Примечания

1 См., например: Antanaitis I.R. Interpreting the Meaning of East Baltic Neolithic Symbols // Cambridge Archeological Journal. 1997. Vol. 7 (1); Kalof L. The Cultural history of Animals: Antiquity to the Dark Age. Bloomsbury Academic, 2007; Токарев С.А. Мифы народов мира. М.: Советская Энциклопедия, 1991.

2 Kalof L. Op. cit. P. 33.

3 Before the pyramids. The origins of Egyptian civilization / Ed. by E. Teeter. Chicago: The Oriental Institute, 2011. P. 79.

4 Ibid.

5 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа [Электронный ресурс] // Большая онлайн библиотека e-Reading. URL: http://www.e-reading.club/book.php7book-38411 (дата обращения: 20.12.2016).

6 Спор о разумности животных на протяжении нескольких веков проходил между платониками и стоиками. Стоики доказывали, что животные не имеют разума и их природа не тождественна человеку. Тогда как последователи Платона

считали, что животная и человеческая природа одинаковы, но человек имеет способности к воспитанию и обучению, благодаря чему может «победить» в себе животную природу.

7 Муратова К.М. Средневековый бестиарий. М.: Искусство, 1982. С. 8.

8 Meeks D. Corps des Dieux // Le temps de la Reflection. 1986. Vol. 7. P. 173.

9 Токарев С.А. Мифы народов мира [Электронный ресурс] // URL: http:// www.bwbooks.net/index.php?id1=4&category=obrazovanie&author=tokarev-sa&book=1991&page=6 (дата обращения: 04.01.2017).

10 Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб.: «Петро-РИФ», 1993. С. 76.

11 Meeks D. Op. cit. P. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.