Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
жизнестойкость / подростки / наркозависимость / профилактика / дополнительное образование / resilience / adolescents / drug addiction / prevention / additional education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесечко О.Н.

В статье рассматривается проблема формирования жизнестойкости у подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, в сфере дополнительного образования как эффективного инструмента профилактики наркозависимости. Анализируются особенности подросткового возраста, факторы риска употребления ПАВ. Показан потенциал дополнительного образования в развитии личностных ресурсов. Обосновывается значение повышения жизнестойкости для профилактики аддиктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лесечко О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING RESILIENCE IN ADOLESCENTS IN SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION AS TOOL FOR PREVENTING ADDICTIVE BEHAVIOUR

The article examines the problem of developing resilience in adolescents prone to drug and psychoactive substance abuse in the field of additional education as an effective tool for preventing drug addiction. The features of adolescence, risk factors for psychoactive substance use are analyzed. The potential of additional education in developing personal resources is shown. The importance of increasing resilience for the prevention of addictive behavior is substantiated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 37

Лесечко О.Н.

студентка 2 курса магистратуры, направление «Педагогическое образование» Тюменский государственный университет (г. Тюмень Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования жизнестойкости у подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, в сфере дополнительного образования как эффективного инструмента профилактики наркозависимости. Анализируются особенности подросткового возраста, факторы риска употребления ПАВ. Показан потенциал дополнительного образования в развитии личностных ресурсов. Обосновывается значение повышения жизнестойкости для профилактики аддиктивного поведения.

Ключевые слова: жизнестойкость, подростки, наркозависимость, профилактика, дополнительное образование.

Введение

Проблема распространения наркомании в подростковой среде в настоящее время стоит особенно остро. Согласно статистике, около 90% лиц, употребляющих наркотики, начали это делать в возрасте до 18 лет. Подростковый возраст является периодом повышенного риска приобщения к ПАВ в силу психологических особенностей: стремления к новым ощущениям, эмансипации от взрослых, подверженности негативному влиянию среды. В связи с этим особое значение приобретает профилактика наркомании в подростковой среде путем формирования личностных ресурсов противостояния негативному

воздействию. Одним из таких ресурсов является жизнестойкость. Цель данной статьи — обосновать значение формирования жизнестойкости у подростков группы риска в сфере дополнительного образования для профилактики употребления ПАВ и наркозависимости.

Методология исследования

Для изучения эффективности формирования жизнестойкости в целях профилактики употребления ПАВ было проведено исследование на базе центра дополнительного образования. В нем приняли участие 60 подростков в возрасте 14-17 лет. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. На констатирующем этапе с помощью методик «Тест жизнестойкости» и «Опросник склонности к зависимому поведению» были выявлены исходные показатели (см. таблица 1, рисунок 1).

Таблица 1. Исходные показатели жизнестойкости и склонности к ПАВ

Группа Жизнестойкость (баллы) Склонность к употреблению ПАВ (баллы)

Контрольная 45,2 73,1

Экспериментальная 44,7 74,2

экспериментальная группа

контрольная группа

73,1

2

0 10 20 Склонность к ПАВ (баллы)

30 40 50 60 ■ Жизнестойкость (баллы)

70

80

7

Рис.1. Исходные показатели жизнестойкости и склонности к ПАВ

На формирующем этапе в течение 3 месяцев в экспериментальной группе реализовывалась разработанная программа тренинговых занятий, направленных

на повышение жизнестойкости и профилактику аддикций. Программа включала три блока: развитие вовлеченности, контроля и принятия риска. В контрольной группе занятия велись в обычном режиме. На контрольном этапе проводилось повторное тестирование и сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп [1-10].

Результаты и обсуждение

Жизнестойкость — это интегральная характеристика личности, включающая в себя три основных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Вовлеченность проявляется в активном участии в происходящем, позитивном отношении к жизни. Контроль — убежденность человека в том, что борьба и усилия позволяют повлиять на результат. Принятие риска — готовность действовать в отсутствие надежных гарантий успеха [1].

Развитая жизнестойкость позволяет человеку легче справляться со стрессовыми ситуациями, преодолевать трудности, адаптироваться к переменам. У жизнестойких людей более выражена активная позиция, они лучше приспосабливаются к новым условиям и проявляют гибкость. Такие качества особенно важны для подростков группы риска, склонных к девиациям. Жизнестойкость снижает вероятность того, что в сложной ситуации они выберут пагубную стратегию в виде употребления ПАВ [4].

Среди факторов риска, приводящих подростков к употреблению наркотиков, можно выделить: низкую самооценку, ощущение одиночества, отчужденности, неуверенность в себе и в будущем. Употребление ПАВ рассматривается такими подростками как способ снять эмоциональное напряжение, почувствовать себя раскрепощеннее, найти смысл и удовольствие в жизни. Однако со временем пристрастие лишь усугубляет проблемы [10].

Формирование жизнестойкости может служить альтернативным способом решения личностных проблем подростков группы риска. Развитие вовлеченности дает возможность найти занятия по душе, реализовать себя в социально позитивной деятельности. Воспитание внутреннего контроля помогает обрести уверенность в способности влиять на ситуацию через личные

усилия. Принятие риска снижает боязнь перемен, позволяет гибко адаптироваться [5].

Дополнительное образование обладает большим потенциалом для целенаправленного формирования жизнестойкости благодаря неформальному характеру взаимодействия, индивидуализации подходов, широкому спектру направлений для реализации интересов и личностного развития [4].

Занятия творчеством, спортом, техническим моделированием в кружках и секциях способствуют развитию вовлеченности подростков в позитивную деятельность, увлеченности, мотивации достижений. Освоение навыков целеполагания, планирования, рефлексии, самоконтроля в процессе дополнительного образования укрепляет внутренний контроль. Упражнения на принятие решений в нестандартных ситуациях, проектирование разных стратегий поведения способствуют развитию гибкости, смелости, готовности к переменам [1].

Важное значение имеет личность педагога дополнительного образования. Наставничество, индивидуальный подход, доверительные отношения с подростком помогают ему преодолеть проблемы социализации, найти себя в творчестве, спорте, общественной деятельности. Активное вовлечение подростков в жизнь учреждений дополнительного образования снижает риск их попадания под негативное влияние асоциальных групп [6].

Также в рамках дополнительного образования целесообразно проводить тренинги личностного роста и коммуникативных навыков, направленные на повышение стрессоустойчивости, самооценки, уверенности в себе. Эффективны методы арт-терапии, танцевально-двигательной терапии, позволяющие выразить и скорректировать эмоциональное состояние [7]. Большую роль играет просвещение о вреде наркотиков, профилактические беседы с бывшими наркозависимыми.

Далее перейдём к результатам.

Результаты констатирующего этапа выявили низкие показатели жизнестойкости и высокий уровень склонности к аддиктивному поведению у

большинства подростков как в контрольной, так и в экспериментальной группах [10]. Разработанная программа включала три блока, направленных на повышение вовлеченности, контроля и готовности к риску - основных компонентов жизнестойкости [2]. Для развития вовлеченности использовались творческие задания, спортивные игры, проектная деятельность. Контроль укреплялся посредством обучения навыкам саморегуляции и рефлексии. Готовность к риску повышалась с помощью моделирования сложных ситуаций и поиска выходов [3].

Результаты контрольного этапа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Динамика показателей жизнестойкости и склонности к аддикциям

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

Средний балл по методике «Тест жизнестойкости» 46,1 68,4

Средний балл по методике «Опросник склонности к аддикциям» 72,5 62,2

контрольная группа

экспериментальная группа

72,5

,1 62,2

_ 68,4

0

10

20

30

40

50

60

70

80

■ Средний балл по методике "Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ"

■ Средний балл по методике "Тест жизнестойкости"

Рис. 2. Динамика показателей жизнестойкости и склонности к аддикциям

Как видно из данных (см. таблица 2, рисунок 2), в экспериментальной группе наблюдается достоверный прирост показателей жизнестойкости и снижение склонности к аддиктивному поведению. Это свидетельствует об эффективности разработанной программы для профилактики употребления ПАВ у подростков [8].

Заключение

Таким образом, целенаправленное формирование жизнестойкости в системе дополнительного образования может стать эффективным инструментом профилактики употребления ПАВ и наркозависимости у подростков группы риска. Развитие личностных ресурсов поможет им противостоять негативному влиянию и стрессам, найти альтернативные пути для самореализации. Дальнейшее изучение особенностей формирования жизнестойкости у подростков и апробация профилактических программ могут внести вклад в решение важной социальной проблемы распространения наркомании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балдина А.С. Стрессоустойчивость и жизнестойкость старших подростков // Страховские Чтения. — 2021. — № 29. — С. 58—63.

2. Галдина К.Н. Проблема формирования жизнестойкости у современных подростков / БИУ Горно—Алтайского государственного университета, 2021. — С. 167—169.

3. Гришина Е.В. Особенности жизнестойкости подростков / Е. В. Гришина // Молодой ученый. — 2021. — № 41(383). — С. 288—290.

4. Егорова А. В. Тревожность и жизнестойкость у подростков 14—16 лет / А. В. Егорова // Обзор педагогических исследований. — 2023. — Т. 5, № 6. — С. 15—19.

5. Катрухина Н.С. Развитие жизнестойкости современных подростков как психолого— педагогическая проблема / Н. С. Катрухина // Вестник магистратуры. — 2023. — № 7(142). — С. 89—91.

6. Мугу Д.И. формирование жизнестойкости детей группы риска / Д. И. Мугу // Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. — С. 469— 472.

7. Нагаева Т.А. Основы формирования здоровья детей и подростков : Курс лекций / Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2020. — 197 с.

8. Нанаева Д.Б. Социальная работа по формированию жизнестойкости детей группы риска / Том V. — Нальчик: Кабардино—Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2020. — С. 133—137.

9. Солнцева П.В. Особенности формирования жизнестойкости подростков / П. В. Солнцева // Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. — С. 64—66.

10. Файзуллина К.А. Педагогическое изучение проявлений жизнестойкости у подростков группы риска / К. А. Файзуллина // Сибирский педагогический журнал. — 2022. — № 3. — С. 33—44.

Lesechko O.N.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

BUILDING RESILIENCE IN ADOLESCENTS IN SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION AS TOOL FOR PREVENTING ADDICTIVE BEHAVIOUR

Abstract: the article examines the problem of developing resilience in adolescents prone to drug and psychoactive substance abuse in the field of additional education as an effective tool for preventing drug addiction. The features of adolescence, risk factors for psychoactive substance use are analyzed. The potential of additional education in developing personal resources is shown. The importance of increasing resilience for the prevention of addictive behavior is substantiated.

Keywords: resilience, adolescents, drug addiction, prevention, additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.