Научная статья на тему 'Формирование жизненного пространства личности в обществе риска'

Формирование жизненного пространства личности в обществе риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО РИСКА / МЕТОДЫ САМОПОЗНАНИЯ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / RISK SOCIETY / SELF-KNOWLEDGE METHODS / DECONSTRUCTION / LIFE SPACE / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ерохин В. С.

В статье представлен философский анализ формирования жизненного пространства личности в условиях общества риска. Выделены особенности современного социума, возможности формирования жизненного пространства личности на основании ее самопознания и сознавания себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONS LIFE SPACE IN A RISK SOCIETY

The author gives the philosophical analysis of a persons life space formation in a risk society. The article defines the features of a modern society, the possibility of the persons life space formation on the basis of its self-knowledge and self-realization.

Текст научной работы на тему «Формирование жизненного пространства личности в обществе риска»

© Ерохин В.С., 2011

УДК 1:316.61 ББК 87+60.55

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА

В.С. Ерохин

В статье представлен философский анализ формирования жизненного пространства личности в условиях общества риска. Выделены особенности современного социума, возможности формирования жизненного пространства личности на основании ее самопознания и сознавания себя.

Ключевые слова: общество риска, методы самопознания, деконструкция, жизненное пространство, самореализация.

Развитие техники и технологии привело к значительным изменениям в социуме, а также в формах и принципах бытия риска в социальном измерении и, как следствие, в принципах социального существования личности. Формируется так называемое общество риска, идеологом которого считается У. Бек [4, с. 16].

Устойчивые социальные институты в условиях рефлексивного развития перестают быть надежными ориентирами. Их нестабильность становится «причиной разрыва» социальной ткани [там же]. Фундаментом перехода от общества индустриального модерна к обществу риска является логика распределения риска в развитых странах модерна. Современные риски отличаются универсальным характером, выходят на общепланетарный уровень, становятся глобальными [6, с. 119]. Глобализация порождает общество риска как состояние всеобщей озабоченности, неуверенности и страха. Социальные институты глобального общества создают «среды риска», заложенного в их природе.

Разрушение в обществе риска традиционных институциональных связей, выполняющих функции социального порядка, освобождает индивида от привычных ограничений, лишает его надежности и уверенности, повышает чувство тревожности и страха перед необходимостью выбирать. Вместе с экспансией рис-

ков во все сферы общества социальные различия и границы становятся относительными. Перед риском все равны, поскольку становится невозможным превратить некие территории в «оазисы безопасности» среди океана рисков.

Наиболее заметными процессами, характеризующими современное общество, являются процессы информатизации, смена мировоззренческих установок, изменение подходов в научном познании, пересмотр ориентиров в социально-политической практике. Здесь большое значение придается информации и коммуникации, позволяющим трактовать общество риска как постиндустриальное или информационное.

Индивидуализация личности, как показывает З. Бауман, состоит в преобразовании человеческой идентичности из «дано» в «найти» и возложении на отдельных людей ответственности за выполнение этой «миссии» [2]. Это означает, что личностная идентичность становится своего рода продуктом потребления в обществе текучей современности. Формируется так называемый модульный человек, личность со «съемными деталями» [13].

Общество риска требует от личности определенного знания, понимания. Это относится и к социокультурным условиям бытия личности, и к самой личности как субъекту. Способность колонизировать будущее становится условием возможности состояться личности в тотальности современного пространства риска. Знание себя становится условием са-

мореализации личности в обществе риска через формирование ею уникального жизненного пространства. Риск становится потребностью в знании будущего.

Философский постмодернизм и деконструкция были ориентированы на представление об отсутствии собственного смысла, значения литературного или социокультурного текста. Представителями этих направлений мыслилась неочевидность, амбивалентность или даже рассогласованность текста на разных уровнях его организации, его вовлеченность в систему интертекстуальных отсылок и зависимость от процедур прочтения [8, с. 116]. Жизнь текста представляет собой становление посредством номинации, непрерывной аппроксимации, метонимической работы [1, с. 54]. Происходит разрывание устоявшихся традиционных смыслов. В рамках прочтения личности как текста осуществляется разрыв временной характеристики, придававшей ей целостность и значимость. Такому же анализу подвергается и всякий социокультурный контекст, и жизненное пространство личности как его части. В этом отношении важным представляется требование необходимости внутреннего, временного, единства личности при допущении максимальной вариативности проявления ее внешней, телесной характеристики.

Именно поэтому бытие личности в обществе риска требует в рамках самопости-жения ориентироваться на внутреннюю духовную длительность, пронизывающую человека и связывающую мозаичность его телесного, фактологического проявления. В современных исследованиях утверждается важность исследований философии А. Тойнби и А. Бергсона, для которых историчность человека становится процессом, исполненным смыслом человеческой жизни, или иначе - перманентной работой человека над осмыслением мира, времени и самого себя [12, с. 156]. Историчность становится основанием творчества, поскольку позволяет сравнивать множество феноменов, выбирать и, соответственно, творить, в том числе и себя самого. Здесь выражается активность восприятия того, чья роль состоит в формировании картины воспринимаемой реальности и защиты от шквала внешних воздействий [5]. Таким образом, с одной сто-

роны, указывается возможность существования и самореализации личности в любых проявлениях и формах, а с другой - сохранение самотождественности через единство культурно-духовных и исторических (временных) характеристик.

Самопознание личности в обществе риска экзистенциально ориентировано. Оно означает постижение своего внутреннего мира, осознание гармонии внутренних сил и внешнего действия субъекта, которые составляют высшее благо, высшую ценность. Это забота о своем назначении [9, с. 101-108]. Представляется, что наиболее удачным способом самопознания личности в рамках общества риска является аналитика присутствия, выражающая единство истолкования, понимания и применения познаваемого. Истолкование позволяет выделить основные элементы интен-ционально воспринимаемой экзистенции присутствия, понимание находит свое выражение в формировании связей между элементами системы, а применение трактуется в качестве техники использования полученной системы представлений о самом себе. Возникают несколько взаимодополняющих способов или методов самопознания: разум, соответствующий моменту истолкования; интуитивность и исповедальность, реализующиеся в понимании; и деконструкция, трактуемая нами как способ применения результатов самопознания.

Рациональность в процессе самопознания позволяет выделить устойчивые элементы в структуре личности, не осваивая при этом внутренние связи между познанными элементами. Интуиция стремится к постижению связей между ними, позволяя сознавать себя в качестве целостного конструкта. Вместе с тем в личности существует нечто, что не поддается ни рациональному, ни интуитивному постижению. Средством познания того, что так глубоко скрыто, является исповедь. В первую очередь, исповедь - это ретенция, или иначе - прошлое, которое через припоминание актуализируется в настоящем. Отличительной чертой исповедального способа познания самого себя является покаянное осмысление собственной самости. Личность ставит себя на границу пропасти и, находясь там, постигает себя. Самые сокровенные тайны жизни выносятся на суд самого строгого

судьи - себя самого. По-настоящему полный смысл собственного существования возможен только при рассмотрении личностью самой себя именно в таком ракурсе.

Деконструкция, с учетом множества оговорок [10, с. 5], может быть понята в качестве метода самопознания в обществе риска. Лингвокомпаративистский анализ трансформируется в нашем понимании в анализ социокультурной ситуации, представляющей собой среду существования личности. Суть ан-тиметафизической стратегии самостирания («вычеркивания») требует от личности интен-ционально направленного сознавания себя в рамках самовписанности в последовательность или систему социальных и культурных элементов общества риска, в рамках которой она, личность, соотнесена со многими его элементами [7, с. 203]. Здесь происходит, с одной стороны, разрушение личностью себя как системы до простых элементов, но в то же время и восстановление до исходного варианта. Требуется внимательный анализ всех, в том числе и мельчайших, деталей, гетерогенных связей, аналоговых и сопутствующих ситуаций. Все это позволяет прийти к полноценному пониманию личностью самой себя и своего места в пространстве риска, выражающего сущность общества риска.

В современном обществе, в котором человек превращается в модульное существо, именно деконструкция и исповедальность становятся наиболее адекватными методами постижения себя и своего места в обществе риска. Деконструкция позволяет, с одной стороны, описать внутреннее единство самого себя, а с другой - осуществить интеграцию личности в систему современного социума. Исповедальный метод самопознания ориентирован на достижение сознавания единства личности с социокультурным пластом, позволяющим говорить об укорененности каждого из нас в системе духовных доминант, формировании в нас этнической принадлежности [11].

Глобализация и возникшее на ее основе общество риска выявляют подвижный характер личностной идентичности, формирование которой тесно связано с сознаванием и пониманием индивидом самого себя [3]. Современное общество дает огромные возможности для формирования уникального жизненно-

го пространства, полностью выражающего сущность и место человека в мире. Сознава-ние себя становится основанием для формирования такого рода границы между индивидуальным и коллективным - личностным жизненным пространством и жизненным миром, пространством социального. Сохраняется неповторимость ценностных предпочтений субъекта, при этом происходит его включение в систему социальных отношений. Пространство риска, с одной стороны, дает возможность достигнуть успеха в виде полноценного самовыражения, а с другой - среди огромных потенций a priori заложена возможность фундаментальной неудачи - утраты внутренней уникальности, а также принадлежности к этносоциальной общности.

Подводя итоги, следует отметить несколько моментов. Современные подходы к постижению общества характеризуют его как общество риска. Основными его характеристиками становятся текучесть, информационность и глобальность. Личностное бытие в обществе риска требует от человека умения сформировать собственное жизненное пространство на основании сознавания себя и собственного места в мире и социуме. Поэтому в постиндустриальном обществе глобального риска крайне важной характеристикой личности становится ее способность к саморефлексии.

Проведенный нами анализ методов самопознания показал, что наиболее эффективными представляются деконструктивный и исповедальный методы. Первый включает в себя элемент рационального и интуитивного постижения себя. Рационально мы имеем возможность выделить основные элементы себя самого и своего жизненного пространства, интуитивное схватывание позволяет постигнуть связи между выделенными разумом элементами. Самый глубокий пласт человеческой реальности может быть познан только в форме исповедания. Здесь личность ставит себя в пограничную ситуацию, где решаются фундаментальные личностные вопросы и проблемы.

Проведенный анализ показал, что современное общество дает огромные возможности для формирования уникального жизненного пространства на основании познания и

138

В. С. Ерохин. Формирование жизненного пространства личности в обществе риска

сознавания себя. Вместе с этим в современном обществе формируется риск утраты личностью собственной неповторимости, а также связей с собственными корнями. Поэтому методы самопознания становятся также и методами самореализации личности в социуме. Правильное их функционирование позволяет достигнуть полноценного понимания себя, своего места в современном обществе и, как следствие, быть успешным в деле самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барт, Р. S/Z / Р. Барт. - М. : Академический проект, 2009. - 373 с.

2. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

3. Бедаш, Ю. Пространственная идентичность в эпоху глобализации // Топос. -2006. - N° 1. - С. 169-174.

4. Бек, У Общество риска. На пути к другому модерну / У Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. -384 с.

5. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. - Минск : Харвест, 1999. -412 с.

6. Гидденс, Э. Судьба, риск и безопасность / Э. Гидденс // THESIS. - 1994. - Вып. 5. -

С. 107-134.

7. Деррида, Ж. Различие / Ж. Деррида // Деррида Ж. Голос и феномен. - СПб. : Алетейя, 1999. -208 с.

8. Дронов, А. Прагматика и деконструкция // Топос. - 2009. - №> 1 - С. 114-119.

9. Кессиди , Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. -М. : Мысль, 1988. - 220 с.

10. Малкина, С. М. Интерпретативные стратегии деконструкции / С. М. Малкина. - Саратов : Научная книга, 2004. - 36 с.

11. Монаков, А. М. Этнос и этническая идентичность / А. М. Монаков // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. - 2008. - N° 1. -

С. 72-91.

12. Рашковский, Е. Бергсон и Тойнби, или «О материи» исторического знания / Е. Рашковский // Логос. - 2009. - № 3. - С. 155-162.

13. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоф-флер. - М. : АСТ, 2004. - 672 с.

FORMATION OF PERSON’S LIFE SPACE IN A RISK SOCIETY

VS. Erokhin

The author gives the philosophical analysis of a person’s life space formation in a risk society. The article defines the features of a modern society, the possibility of the person’s life space formation on the basis of its self-knowledge and self-realization.

Key words: risk society, self-knowledge methods, deconstruction, life space, self-realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.