Научная статья на тему 'Формирование жанра рассказа в творчестве Хазрета Ашинова в 60-е годы ХХ века'

Формирование жанра рассказа в творчестве Хазрета Ашинова в 60-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССКАЗ / СТИЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / ЖАНР / ЛИРИЗМ / МАСТЕРСТВО / ОБРАЗ / STORY / STYLE / INTERNAL CONFLICT / GENRE / LYRICISM / SKILL / IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шовгенова Тамара Алиевна

Рассматривается место жанра рассказа в творчестве адыгейского писателя Х.Ашинова. Объектом исследования служат рассказы прозаика 60-х ХХ века, цель анализ произведений «малого» жанра. Сосредоточившись в начале своей литературной деятельности на жанре рассказа, а потом продолжив свою работу над ним в 60-е годы, писатель утвердил в адыгейской литературе новый тип рассказа, доведя свое мастерство рассказчика до совершенства. Исследование особенностей рассказов писателя в контексте развития всего литературного процесса делает данную работу актуальной. Применяются сопоставительно-типологический и текстологический методы исследования. Научная и практическая значимость работы заключается в показе эволюции жанра в его творчестве, определении художественно-тематических особенностей и в использовании результатов при изучении всей прозы писателя, составлении учебных курсов по адыгейской литературе. Делается вывод о главенствующем положении жанра рассказа в прозе писателя и отражении в них особенностей одного из самых ярких этапов обновления и развития отечественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a genre of the story in Khazret Ashinov’s creativity in the 1960s

The place of a genre of the story in works of the Adyghe writer Kh.Ashinov is identified. The object of research is stories of Kh. Ashinov, the prose writer of the 1960s. The goal of this research is to analyze works of a «small» genre. Having focused on a story genre at the beginning of the literary activity, and then having continued this work in the 1960s, the writer approved a new type of the story in the Adyghe literature, having brought the skill of the story-teller to perfection. Research of features of the writer’s stories in the context of development of the whole literary process makes this work relevant. Comparative typological and textual methods of research are used. The scientific and practical importance of this work lies in showing the evolution of the genre in the writer’s creativity, determination of art and thematic features and the use of these results in the study of the writer’s prose and in drawing up training courses on the Adyghe literature. The conclusion is drawn that the genre of the story occupies the dominant place in prose of Kh. Ashinov and that features of one of the prominent stages of renewal and development of national literature are reflected in these stories.

Текст научной работы на тему «Формирование жанра рассказа в творчестве Хазрета Ашинова в 60-е годы ХХ века»

УДК 821.352.3.09 «1917/1991»

ББК 83.3 (2=Ады)

Ш 78

Шовгенова Т.А.

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева, [email protected]

Формирование жанра рассказа в творчестве Хазрета Ашинова

в 60-е годы XX века

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается место жанра рассказа в творчестве адыгейского писателя X. Ашинова. Объектом исследования служат рассказы прозаика 60-х XX века, цель -анализ произведений «малого» жанра. Сосредоточившись в начале своей литературной деятельности на жанре рассказа, а потом продолжив свою работу над ним в 60-е годы, писатель утвердил в адыгейской литературе новый тип рассказа, доведя свое мастерство рассказчика до совершенства. Исследование особенностей рассказов писателя в контексте развития всего литературного процесса делает данную работу актуальной. Применяются сопоставительно-типологический и текстологический методы исследования. Научная и практическая значимость работы заключается в показе эволюции жанра в его творчестве, определении художественно-тематических особенностей и в использовании результатов при изучении всей прозы писателя, составлении учебных курсов по адыгейской литературе. Делается вывод о главенствующем положении жанра рассказа в прозе писателя и отражении в них особенностей одного из самых ярких этапов обновления и развития отечественной литературы.

Ключевые слова:

Рассказ, стиль, внутренний конфликт, жанр, лиризм, мастерство, образ

Shovgenova Т.А.

Candidate of Philology, Senior Researcher of Literature Department, Adyghe Republican Research Institute of the Humanities named after T. Kerashev, e-mail: shovgenoval974@mail. ru

Formation of a genre of the story in Khazret Ashinov's creativity in the 1960s

Abstract:

The place of a genre of the story in works of the Adyghe writer Kh. Ashinov is identified. The object of research is stories of Kh. Ashinov, the prose writer of the 1960s. The goal of this research is to analyze works of a «small» genre. Having focused on a story genre at the beginning of the literary activity, and then having continued this work in the 1960s, the writer approved a new type of the story in the Adyghe literature, having brought the skill of the storyteller to perfection. Research of features of the writer's stories in the context of development of the whole literary process makes this work relevant. Comparative typological and textual

methods of research are used. The scientific and practical importance of this work lies in showing the evolution of the genre in the writer's creativity, determination of art and thematic features and the use of these results in the study of the writer's prose and in drawing up training courses on the Adyghe literature. The conclusion is drawn that the genre of the story occupies the dominant place in prose of Kh. Ashinov and that features of one of the prominent stages of renewal and development of national literature are reflected in these stories.

Keywords:

Story, style, internal conflict, genre, lyricism, skill, image.

Творчество Хазрета Ашинова - одно из самых заметных явлений адыгейской литературы. Поэтому понятен интерес, который проявляется к его творчеству. 60-е годы XX века стали для молодого писателя особенно успешными в плане художественных и жанровых поисков. Как известно, в этот период в общественной жизни страны начал происходить объективный процесс обновления и перемен, затронувший все стороны многогранной действительности. Идейные и художественные искания писателей 60-х гг. были связаны с новой концепцией человека, с новыми принципами создания образа. На новом этапе развития общества литература все решительнее отказывается от старых представлений и схем, в ней складывается аналитическая тенденция, которая проявляется в остроте и точности социального анализа, в интересе к нравственному миру современного человека. «Создание произведений, в которых акцент переносится с события на характеры героев и в которых главенствующее значение приобретает не внешний, а внутренний конфликт, началось в адыгских литературах раньше - в конце 30-х гг. Эта благотворная и жизнеспособная линия, «забытая» и не получившая достаточно широкого развития в литературе последующих 15-20 лет, заметно активизируется в 60-70-е гг.», - пишет У.М. Панеш [1: 156].

Жанровые и структурно-стилевые поиски адыгейской прозы, отразившие общие типологические особенности нового этапа развития отечественной литературы, нашли яркое выражение в творчестве Хазрета Ашинова. В 60-е годы доми-

нирующим в его творчестве становится жанр рассказа. И сам он часто признавался в привязанности к этому жанру: «Некоторые считают, что у меня повести получаются лучше, чем рассказы. Эти жанры не далеки друг от друга, и не стоит их сопоставлять. Сам я очень люблю писать рассказы. Произведение небольшое, налицо все, что удалось и не удалось. Легко можно донести до читателя все, что тебя волнует» (перевод наш - Ш.Т.) [2: 246].

Адыгейский рассказ - один из интересных, но пока не получивших глубокого исследования тем в национальном литературоведении. Правда, многие ученые касались этого вопроса с разных ракурсов (в основном в сравнении с новеллой), «жанры «малой» адыгейской прозы стали самостоятельным явлением и в то же время - разработкой проблем, сначала намеченных в очерках, потом нашедших развитие в повестях и романе» [3: 29]. Имеются исследования, посвященные произведениям отдельных писателей, но еще очень мало трудов по типологии рассказа, дающих целостный анализ малой прозы определенных периодов, направлений. Проблемы и время требуют дальнейшего исследования развития жанра. В разные периоды рассказ, как и другие жанры, имел свои особенности и его «внутрижан-ровая типология усложнялась и обогащалась по мере углубления художественности и проникновения в неизведанные многослойные пласты человеческой психологии, действительных связей человека и общества» [4: 56].

Рассказ - один из наиболее распространенных жанров литературы в 60-е

годы. Его «взлет», по мнению З.Шубина, был связан «с периодами глубоких духовных сдвигов в общественном сознании, с периодами идейных метаний и мучительных поисков ответа на острейшие социальные вопросы» [5: 39]. Ведущим и наиболее перспективным типом рассказа в 60-е годы становится рассказ с глубоким проникновением во внутренний мир человека. Характерная для всей отечественной литературы жанровая и структурно-стилевая эволюция рассказа ярко проявилась в творчестве Э.Казакевича, В.Солоухина, Г.Семенова,

B.Шукшина, Х.Хапачева, С.Кушхова,

C.Панеша, П.Кошубаева. В плане показательны и рассказы Х.Ашинова. По словам У.Панеша [1: 220], влияние типологических общих тенденции на писателя было видно в том, что рамки лирических жанров, используемых им с конца 50-х годов со временем перестали его удовлетворять, постепенно в его прозе происходит слияние эпической многоплановости повествования и лирико-психологической основательности характеров героев.

Исследователи творчества

Х.Ашинова отмечают, что его очерки являются основой первых рассказов. Вообще, по словам Е.Шабановой, очерк помогает молодым писателям «осмыслить особенно примечательные явления действительности, помогает не только зафиксировать их, но и дать им оценку, установить связь этих явлений с предшествующим периодом общественной жизни» [6: 125]. В конце 50-х годов в периодической печати появились очерки Ашинова «На-сыпым ылъапс» (Корень счастья»), «Гу-хэлъыш1у» («Добрые намерения») и др. Эти произведения имели большое значение для становления рассказа в его творчестве. В них представлен большой и богатый жизненный материал, интересные наблюдения автора за жизнью и делами аульчан, о которых он рассказывал то в коротких зарисовках, то в довольно простых и лаконичных описаниях. В них об-

наруживаются и небольшие, весьма «замкнутые» сюжеты. Эти очерки впоследствии легли в основу рассказов «Кузнецы» и «Коса Сафербия».

Постоянная работа Х.Ашинова над совершенствованием своего мастерства в жанре рассказа принесла достаточно весомые результаты. Молодой писатель создал собственный прозаический стиль, отличающийся мягким и тонким лиризмом, юмором, характеризующийся многотонально-стью и мягким переливом. Рассказ от первого лица становится излюбленным приемом писателя. В рассказах, вошедших в сборники «Спутники» (1956), «Деревья на ветру» (1960), «Весенние вечера» (1962), «Две полосы» (1963), «Калина» (1966) в центре внимания писателя оказывается герой социально конкретный, но непростой, многосторонний, показанный правдиво в психологическом отношении. В них «в одном факте, как в зеркале, отражается жизнь героя, сюжетная линия всегда динамична, но без лишних ответвлений, не бывает длинных описаний, фраза всегда емкая и точная, стиль чистый, прозрачный с задушевной, нередко и лукавой лирической интонацией» [4: 55]. Герои рассказов Ашинова - молодые люди, предпринимающие первые шаги в самостоятельной жизни. В рассказе «Письмо, оставленное на столе», к примеру, изображается человек, сомневающийся, идущий от наивной доверчивости к трезвому анализу и нравственному выбору.

Тенденция изображения героя сложного, противоречивого, ищущего и находящего дорогу к людям, к народу, проявляется и в рассказах «Оглянулся-увидел», «Лишний», «Старики и молодые», «Ха-риет» и др. Особенно показательным стал конфликт рассказа «Хариет». Героиня произведения с материнским молоком впитала дух практицизма и меркантильности. «Рука сгибается к себе» - вот главная заповедь отца. Это, казалось бы, сформировало ее характер, стало основным мотивом всех ее поступков и отно-

шений. Но в ситуации, когда все подруги отворачиваются, когда даже «робкий Пуш» отказывается от нее, героиня начинает понимать, что в жизни потеряно многое. И здесь начинается настоящее нравственное возрождение центрального персонажа. Во многих своих рассказах автор показывает разные отношения героев к жизни, раскрывает конфликт между старым и новым восприятием мира. Анализ этих рассказов и многих других убеждает в том, что X. Ашинов в первых своих произведениях отводит лирическому герою небольшое жизненное пространство. Мир чувств героя оказывается зачастую ограниченным. Нередко персонажи с их переживаниями и интересами повторяют друг друга, как бы дублируя уже известные мотивы и коллизии. Со временем писатель преодолевает эту ограниченность. Внутренний мир героя от рассказа к рассказу углубляется и усложняется, герой заметно меняется, приобретает индивидуальные черты и вырастает в самостоятельный художественный образ.

Все приведенные выше произведения ориентированы на современную для автора реальность. Перед читателем разворачиваются знакомые контуры адыгейского аула с его обрядами, специфическим бытом, особым складом национальных отношений. Взгляды писателя в то же время были отчасти идеологизированы. Это было следствием тех закономерностей, которые сложились в жизни и в литературе, в частности. Так, Х.Ашинов не скрывает своих симпатий к представителям народа, к героям, носителям идеалов коллективизма, благородства и бескорыстия, он тонко чувствует и мастерски изображает обыденную жизнь. Автор демонстрирует свои симпатии в этом отношении. Здесь, как видно, чувствуется влияние догматизированной эстетики социалистического реализма. Писатель в то же время не идет по пути создания внешне правдивого, «похожего на жизнь», событийно-описательного рассказа. X. Ашинов пы-

тается усложнить конфликт за счет введения в действие неоднозначного, во многом сомневающегося и, как говорилось выше, делающего трудный выбор персонажа. Пути изображения такого героя также оказываются самобытными. В центр действия ставятся не сами события, а реакция на них лирического персонажа. Развитие сюжета и ход событий подчиняются именно логике движения лирического чувства, потому нарушается обычная хронология, привычное последовательное событийное движение. Используя традиционные принципы реалистического детерминизма, X. Ашинов идет в то же время к более синтезированному использованию разнообразных художественных средств. Он обращается к возможностям исповеди, лирического монолога.

«Старые раны» - один из самых глубоко психологических рассказов писателя. Драматическое напряжение, психологизм, усложненная сюжетная основа, убедительная мотивировка действий героев - черты, характерные для этого рассказа. Война для героя рассказа давно закончилась, однако она оставила глубокий след в его душе, в его жизни. В соответствии с замыслом, X. Ашинов в этом произведении использовал самые различные художественные приемы - воспоминание, противопоставление, разные планы изложения. Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Чередование прямого рассказа от третьего лица и лирического комментария помогает автору преодолеть традиции и создать емкий художественный рисунок.

Развитие прозы 60-х годов характеризуется «стилевым многообразием, стремлением писателей найти свой неповторимый почерк, свою манеру» [7: 117]. Во всей отечественной литературе проявляется тенденция, стремившаяся связать индивидуальные ощущения с правдой века. Все эти общие черты отразились в творчестве X. Ашинова, они и определили его

художественно-эстетические и жанрово- торый впредь становится доминирующим

композиционные поиски. В 60-е годы пи- в его творчестве. Об этом свидетельствуют

сатель «находит себя» в жанре рассказа, ко- названные рассказы 60-х годов.

Примечания:

1. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. 277 с.

2. Ашинов Х.А. История моей жизни, написанная в один присест // Ашинов X. Искренность. Майкоп, 1975 (наадыг. яз). С. 235-248.

3. Матыжева А.К. Адыгейская малая проза: жанровые предпочтения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 2 (99). С. 27-30.

4. Мамий Р.Г. Типология и эстетика адыгейской новеллистики (к вопросу о жанрах малой прозы) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. 1 (96). С. 53-59.

5. Шубин 3. Жанр рассказа в литературном процессе // Русская литература. 1965. № 3. С. 36-49.

6. Шабанова Е.М. Современный адыгейский очерк // Адыгейская филология. Краснодар, 1965. С. 125-140.

7. Панеш У.М. Характеры и конфликты // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988. С. 117-131.

References:

1. Panesh U.M. Typological relations and the formation of artistic and aesthetic unity of Adyghe literatures. Maikop, 1990. 277 pp.

2. Ashinov Kh.A. Story of my life, written in one sitting // Ashinov Kh. Sincerity. Maikop, 1975 (in the Adyghe language). P. 235-248.

3. Matyzheva A.K. The Adyghe small prose: genre preferences // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2012. Issue 2 (99). P. 27-30.

4. Mamiy R.G. Typology and aesthetics of the Adyghe novelistics (genres of short prose) // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2012. Issue 1 (96). P. 53-59.

5. Shubin Z. A story genre in the literary process // Russian literature. 1965. No. 3. P. 36-49.

6. Shabanova E.M. Amodern Adyghe essay //Adyghe philology. Krasnodar, 1965. P. 125-140.

7. Panesh U.M. Characters and conflicts // Problems of the Adyghe literature and folklore. Maikop, 1988. P. 117-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.