д.с. НОВИКОВ (Волгоград)
формирование здравотворческой культуры Будущих учителей как условие повышения качества человеческого потенциала современной России
Охарактеризована роль здравотворческой культуры педагога в обеспечении повышения качества человеческого потенциала. Предполагается, что здравотворческая деятельность должна протекать в соответствующей здравотворческой среде и носить системный характер, что станет одной из основных предпосылок формирования субъекта постиндустриальной модернизации российского общества.
Ключевые слова: человеческий потенциал, здра-
вотворческая деятельность, здравотворческая культура, здравотворческая образовательная среда, черты личности, субъект постиндустриальной модернизации.
Осуществляемая ныне политика социокультурной модернизации призвана обеспечить России достойное место в мировом сообществе, возможность поступательного инновационного развития. Понятно, что для достижения данной цели нужны серьезные системные преобразования в политической и социально-экономической областях. Однако подлинным ключом к успеху модернизацион-ной политики все же являются меры в сфере обучения и воспитания субъекта трансформации. В самом деле, именно от качества человеческого потенциала зависят как темпы постиндустриального преображения страны, так и ее перспективы в развернувшемся на планете соревновании великих держав.
Сразу оговоримся, что категорией «человеческий потенциал» мы обозначаем ту совокупность физических и духовных сил членов общества, которые могут и должны быть использованы для достижения социально одобряемых целей. Ясно, что эти силы формируются в том числе под влиянием здравотворческой деятельности - системы сознательно и целенаправленно организуемых усилий по сохранению и укреплению индивидуального и коллективного здоровья. Превращение такой
деятельности в приоритетную для отечественной системы образования обусловлено явным неблагополучием в состоянии здоровья россиян. По данным чл.-кор. РАН Н.М. Римашев-ской, только за одно десятилетие рубежа XX -XXI вв. в 2,6 раза увеличилось число детей, больных уже при рождении (40% от всех новорожденных). А значит, данное поколение растущих людей обладает гораздо меньшим потенциалом здоровья, нежели их родители. Наконец, по такому показателю, как продолжительность здоровой жизни, наша страна заняла в середине первого десятилетия XXI в. 107-е место в мире [6, с. 209 -218]. Создавшаяся ситуация сокращает возможности России для развития интеллектуального потенциала ее граждан, для поддержания уровня образования, отвечающего вызовам нарождающегося постиндустриального мира.
Для того чтобы переломить обозначившуюся негативную тенденцию, необходимо обеспечить освоение россиянами здравотворческой культуры. Последним термином мы обозначаем подсистему искусственной программы жизнедеятельности, регулирующую здравотворческую деятельность индивидов, задающую как модель здорового образа жизни, так и отношение человека к собственному здоровью и к здоровью членов социума. В этой программе выделяются следующие структурные компоненты: 1) мировоззренческие установки; 2) ценности, смыслы и идеалы; 3) стандарты, нормы и правила поведения; 4) цели и решения; 5) технологии действия; 6) модели индивидуального и коллективного поведения; 7) механизм рефлексивного контроля и самоконтроля. Все перечисленные структурные компоненты здравотворческой культуры отвечают за соответствующую подсистему здравотворческой деятельности, «обслуживают» стадии ее реализации [5, с. 248 - 258].
Полагаем, что пионерами освоения здравотворческой культуры могут и должны выступать будущие педагоги. Ведь именно на них лежит ответственность за «удержание, сохранение, развитие инновационного духа российского общества», за воспроизводство «интеллектуальных и творческих ценностей» [4]. Стать же организатором процесса формирования субъекта постиндустриального развития России способен только тот учитель, на вершине пирамиды ценностей которого оказалась ценность здоровья, тот, кто испытывает потребность в здоровом образе жизни, кто овла-
© Новиков Д.С., 2012
дел знаниями и навыками здравотворческой педагогической деятельности. Данное утверждение базируется на следующих основаниях. Во-первых, именно здоровье индивида (интегральное свойство человека, слагаемое из физического, психического и нравственного благополучия) создает ему возможность в полной мере реализовать свои способности (которые являются в постиндустриальную эпоху главным ресурсом развития). Во-вторых, именно здоровье позволяет человеку использовать свободное время, все нарастающее в постиндустриальном мире, в интересах самопревос-хождения себя природного. Понятно, что такого индивида, здорового и здравотворчески ориентированного, может сформировать лишь педагог, специально подготовленный в данном отношении.
Говоря о роли здравотворческой культуры в деле повышения качества человеческого потенциала России, мы нисколько не преувеличиваем значения образовательных практик в обеспечении процесса постиндустриальной трансформации России. В самом деле, по данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека наполовину определяется именно его образом жизни (остальные 50% распределяются так: на 10% оно зависит от здравоохранения, на 20% - от наследственности, на 20% - от качества окружающей среды). Таким образом, освоение здравотворческой культуры населением России является подлинным императивом современности.
Между тем, как показывают социологические исследования, здоровье выступает у современных россиян лишь инструментальной ценностью. так, в ходе проведенного в конце ХХ в. Институтом социологии РАН опроса выяснилось, что подростки ряда российских городов (Москвы, Оренбурга и Абакана) среди «трех заветных желаний» крайне редко называли здоровье (его выбрали лишь 8% респондентов). В то время как у молодых финнов здоровье оказалось на втором месте среди приоритетов (41,7%) [2].
Думается, в том, что здоровье так и не стало для российских подростков и юношества ценностью само по себе (в интересах саморазвития человека), значительная доля вины лежит на образовательных учреждениях. Ведь задача формирования педагога, ориентированного на систематическую и глубокую здравотворческую деятельность, так и остается сегодня в значительной мере на уровне прокламаций, пожеланий, «заявлений о намерениях».
Здравотворческая подготовка будущего учителя требует создания в образовательном
учреждении соответствующих предпосылок и условий. В качестве предпосылки мы рассматриваем организацию в вузе здравотворческой образовательной среды. Данным термином маркируется система факторов, способствующих возникновению у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, обеспечивающих сохранение и укрепление их здоровья, освоение ценностей, возвышающих индивидов над собственной природой. Понятно, что для организации подобной среды необходимо создать ряд педагогических условий (как личностных, обеспечивающих сбережение и формирование здоровья самих будущих педагогов, так и организационных, наполняющих содержание образования здравотворческой информацией). Среди этих условий разработка системы нормативных требований к здоровью обучающихся, обеспечение овладения знаниями в области психофизиологии, педагогики и психологии и пр. Благодаря формированию здравотворческой образовательной среды и соблюдению педагогических условий будет организовано соответствующее воспитательное пространство («специально сконструированный контекст развития личности», по выражению Л.И. Новиковой). На его «территории» как раз и станут осваиваться как общие здравотворческие знания, умения, навыки, так и специфические (к последним отнесем навыки по поддержанию оптимального психофизиологического состояния, по физической рекреации, двигательной реабилитации и пр.).
При формировании здравотворческой культуры будущих учителей нельзя забывать о том, что интегральной целью непрерывного педагогического процесса является воспитание личности учителя как субъекта деятельности. Воспитание, будучи специально организованным процессом «социокультурной идентификации человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение» [1, с. 11], должно носить целостный и системный характер. А значит, те черты личности будущего учителя, которые станут «материализацией» его здравотворческой культуры, не могут не оказаться в ряду других базовых черт личности становящегося учителя. По мнению Н.К. Сергеева, ими являются способность присваивать и творчески воспроизводить мир предметов и идей культуры; владение умениями, ориентировочными основами деятельностей, реализуемых в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками; способность к рефлексии; способность брать на себя ответственность за
результаты этой деятельности и вносить в нее коррективы [7, с. 179 -180].
Разумеется, формирование всех вышеперечисленных качеств, включая готовность осуществлять здравотворческую деятельность, предполагает применение соответствующих педагогических технологий. Последним термином мы обозначаем вслед за В.М. Монаховым разработанный на основе педагогического проектирования инструментарий образовательной деятельности, предполагающий качественное изменение личности и гарантирующий конечный результат [3, с. 26-31]. Все технологии (поддерживающие здоровье, обучающие здоровому образу жизни, оздоровительные и т.д.) должны включать ряд компонентов: когнитивный (знания о закономерностях развития здорового организма, причинах и факторах возникновения социальных болезней и пр.), оперативный (гигиенические умения и навыки и пр.), эмоционально-волевой (желание вести здоровый образ жизни и пр.). Иными словами, педагогические технологии будут влиять как на когнитивную, так и на эмоционально-волевую подсистемы личности, обеспечивая ее психофизиологическое и нравственное здоровье.
Подытоживая, отметим следующее. Во-первых, без формирования у будущих учителей здравотворческой культуры напрасными будут наши надежды на повышение качества человеческого потенциала отечественного общества. А значит, окажутся тщетными и наши чаяния на сохранение России среди лидеров современного глобального мира. Во-вторых, процесс формирования здравотворческой культуры должен представлять собой системную деятельность, встроенную в систему более высокого уровня - по воспитанию всесторонне развитой личности учителя как субъекта познания и развития. В-третьих, указанная деятельность должна протекать в соответствующей образовательной среде, нацеливающей будущих педагогов на здравотворческие
жизненные практики, на осознание ими здоровья как самоценности.
литература
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001.
2. Дробижева Л.М. Культура здоровья и культура нездоровья в России. URL : www.http:// spkurdyumov.narod.ru/Drobizheva3.htm.
3. Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6.
4. Неклесса А.И. Наука и высшее образование в постсовременную эпоху // Русский Архипелаг: сетевой проект «Русского мира». URL: www.http:// www.archipelag.ru/authors/neklessa/?library=1185.
5. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: социальная системология / Ин-т человека. М. : Наука, 2003.
6. Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестн. Рос. акад. наук. 2004. Т. 74. № 3.
7. Сергеев Н.К. Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования // Избранные труды по педагогике. Волгоград : Перемена, 2011.
Formation of health improving culture of future teachers as a condition of improvement of the quality of human potential in modern Russia
There is characterized the role of health improving culture of a teacher in improvement of the quality of human potential. There is supposed that health improving activity should take place in appropriate environment and be of systemic character; it becomes one of the prerequisites offormation of a subject ofpost-industrial modernization of the Russian society.
Key words: human resource, health improving activity, health improving culture, health improving educational environment, personal traits, subject of post-industrial modernization.