Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни в процессе социализации индивида'

Формирование здорового образа жизни в процессе социализации индивида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
415
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни в процессе социализации индивида»

Aurah, what sort of a thing is that? (D. Hyde. The Twisting of the Rope)

Begog, the following week came and I didn't go nowhere. (Puck of the Droms)

Begor, sir. (J. Todhunter. How Thomas Connolly Met the Banshee)

If we ourselves, begorra she'll take care we'll have the fastin' at first cost; so that you see, ma'am, we hould a devout situation undher her. (W. Carleton. Rose Moan, The Irish Midwife)

Итак, на лексику ирландского варианта повлияли как внешний, так и внутренний факторы. К внутреннему фактору следует отнести использование английских лексем в архаичном значении, изменение значения

английских лексем. Ирландский язык оказал большое влияние на лексический состав ирландского варианта английского языка, что можно считать внешним фактором. При этом следует отличать ирландские заимствования от использования ирландских слов и выражений для создания особого колорита. Можно также отметить гибридные заимствования и использование так называемых англо-ирландских междометий.

1 См.: Хауген Э. Языковой контакт / Пер. с англ. А.К. Жолковского // Новое в лингвистике. Вып. VI. Языковые контакты / Под ред. В.Ю. Розенцвейга. М., 1972. С. 79.

2Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие / Пер. с англ.

А. К. Жолковского // Там же. С. 47.

УДК 316.6:61

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА

Сегодня перед человечеством со всей остротой встал результат социальных проблем, среди которых особое место вызывают процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющейся социальной реальности. Главная проблема заключается в поиске регуляторов социализации человека в процессе всей его жизни, использования возможностей в формировании ценностных ориентиров на социальные идеалы и здоровый образ жизни.

Социальные науки, особенно социология, так или иначе касаются проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения1. Представляется обоснованным использование девиантного поведения для анализа ме -ханизма управления формирования ценностных ориентаций на здоро-вый образ жизни. Пути решения данных проблем видятся в «измене -нии тех внутренних условий личности, которые привели к их возникновению»2. Ч. Ломброзо считал, что люди предрасположены к опреде -ленным типам поведения по своему биологическому складу3. Соответственно, ни о каком исправлении девиантного поведения в этих теори -ях речи не шло. Шелдон частично признавал способность к изменению, полагая, что биологические факторы не напрямую способствуют девиации, а лишь в сочетании с социальными или психологическими факторами.

В русле психоаналитической теории рассматривала проблемы девиантного поведения и медицина. Использование данных подходов показывает, что изменение внешних и внутренних условий способствует изменению ориентаций общества и индивида на формирование здорово -го образа жизни, что позволяет согласовывать нормы и ожидания общества, с одной стороны, и поведение и образ жизни человека, с другой. К сожалению, общество утратило ценность здоровья, слабо занимается вопросами управления ориентации у индивидов на здоровьесберега -тельную деятельность. Больше того, само общество порой задает социальные нормы отклоняющегося поведения, что позволяет оценивать отклоняющееся поведение не только на уровне индивидов, но и на уров -не общества, создающего социальные нормы и ожидания, ведущие к «социальным болезням».

В определенных пространственно-временных и социокультурных условиях различные общества по-разному определяли, что для них является нормой, а что - патологией. Так, советский кинематограф даже и не предполагал сцен насилия, жестокости, убийства. В настоящее же время тиражирование фильмов с детальным описанием

О.Н. Михайлова

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

убийств, изнасилований, извращенной жестокости является нормальным и доходным предприятием. Этим общество формирует, утверждает и закрепляет социальные ценности, тем самым определяя направление жизнедеятельности людей, ориентируя их действия в соответствии с рекламированными ценностями. Процесс социализации чрезвычайно важен и для самой личности, которая выбирает тот или иной путь - естественный или примитивный, сословный или стратификационный, закрытый или открытый, моносоциокультурный или полисоциокультурный. Конечно, это деление весьма условно, поскольку зависит и от особенностей личности, и от возможностей социальной среды4.

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной загруженностью, психоэмоциональными перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и прочим, что в конечном счете приводит к развитию так называемых болезней цивилизации. Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения.

Управление здоровьем опирается на механизм социальных воздействий, образ жизни человека. Наибольшего эффекта можно достичь путем формирования правильного образа жизни, ценностно-мотиваци-онных установок на здоровье.

Образ жизни существенно влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Одной из важнейших является взаимосвязь образа жизни и здоровья населения. Состояние здоровья населения более чем на 50% зависит от индивидуального образа жизни, от влияния факторов окружающей среды -на 22%5. Это свидетельствует о том, что резерв в сохранении здоровья человека заложен в организации его образа жизни, который, в свою очередь, зависит от валеологической культуры6. К сущностным показателям валеологической культуры мы относим знания о сохранении и совершенствовании личного здоровья, ведении здорового образа жизни, психофизической регуляции, об отношении к здоровью как к самоценности.

Основные аспекты проблемы здоровья - биологическое и социальное, телесное и духовное в человеке, диалектика их соотношения. Кроме того, здоровье соотносится и с культурой потребления, питания, трудом, качеством восстановления трудоспособности, двигательной активностью, отказом от вредных привычек, межличностными отношениями. Очевидно, что исходной позицией является признание сочетания в человеке социальных и биологических сторон, взаимообусловливающих единство при различном вкладе в процессе развития каждой состав-ляющей7.

Социологический взгляд на здоровье показывает, что социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием, при этом ак-

цент делается на различных аспектах здоровья. Например, Ю. П. Лисицын определяет здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями, которые в конечном счете определяют состояние человека. Здоровье рассматривают как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации8. Н.М. Амосов связывает здоровье с проявлением резервных возможностей организма, его биологической надежностью9.

В.М. Димов акцентирует внимание на оптимальном соотношении между внешне заданными ритмами и биоритмами человека, ритмами социума, его культурой и биосоциальными реакциями на них индивида10. Важно обращать внимание на «процесс балансирования и равновесия между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно меняющихся условиях среды»11.

Итак, во-первых, здоровье характеризуется прежде всего как состояние, во-вторых, оно обусловлено внутренними (природными) и внешними (социальными) факторами, в-третьих, выделяется качественно-количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой.

По нашему мнению, наряду с учетом социальных и биологических свойств человека при анализе здоровья в контексте здорового образа жизни необходим учет условий, в которых они реализуются в виде способов деятельности. Не претендуя на полноту определения данной категории, можно, на наш взгляд, представить здоровье как состояние социальной и психической адаптации человека при взаимодействии с окружающей средой и нормальном функционировании систем организма, которое достигается посредством здорового образа жизни, обеспечивающего его сохранение и развитие.

Идентификация личности носит пространственно- временной характер и «сопровождает» человека в процессе социализации на всем жизненном пути. Так, процессы вторичного вхождения в общественную жизнь касаются любого молодого человека, который приобретает профессию и начинает активную профессиональную деятельность. Процесс «возвращения» индивида в социум, его вторичного вхождения в социальную среду следует признать комплексным, зависящим от восстановления множества факторов, влияющих на несформированные или разрушенные стереотипы поведения личности в процессе ее социализации. Именно эти трудности возникают у молодых людей после окончания учебы и получения профессии, начинается новый этап в жизни - повторное вхождение в социальную среду. Многие социальные науки называют этот процесс ресоциализацией. В юриспруденции под ресоциа-лизацией осужденных понимается процесс «формирования у этих лиц общественно одобряемых ценностных ориентаций, убеждений в необходимости отказа от противоправных способов существования

после освобождения от наказания, восприятия в качестве личной потребности принятых в обществе правил общежития и общения»12. В социологии управления под ресоциализацией можно понимать процесс корректировки сформированных в ходе социализации моделей поведения и ценностных установок индивида при вступлении в новый этап жизненного пути. Как и процесс социализации, ресо-циализация может проходить стихийно или намеренно. Отсюда следует, что необходимы механизмы и система мер по формированию ценностных ориен-таций на здоровый образ жизни, которые помогут сделать процесс ресоциализации индивида планируемым и направленным, что позволит облегчить этот сложный период в их жизни.

Сама идея ресоциализации находится в настоящее время на стадии разработки и усовершенствования. К сожалению, социология ощущает отсутствие четкой теоретико-методологической базы этой проблемы. На практике приходится оперировать знаниями и данными , полученными другими социальными науками, занимающимися рассмотрением причин девиантного поведения индивидов, проблем, связанных с социализацией и адаптацией отдельных категорий граждан в социальной среде.

Любой процесс ресоциализации неоднозначен и сложен. Особенностью ресоциализации на новом этапе жизненного пути выступает необходимость корректировки сформированных в процессе социализации норм и ценностей индивида, их применимости к новым условиям социального окружения, участия в новой сфере жизнедеятельности общества.

В процессе ресоциализации индивид иногда оказывается прежде всего психологически не готов к восприятию, пересмотру, принятию и освоению новых, но необходимых для него социальных ролей, духовно-нравственных и культурных ценностей, социальных норм и стереотипов поведения. Приверженцы ролевых теорий личности отмечают, что процесс ресоциализации «запускается» не только осознанием объективной ситуации социального неуспеха, но и любым рассогласованием ролевых ожиданий, т.е. когда возникает ролевой конфликт. Решение этих проблем требует усилий специалистов ряда областей, и роль социологии управления в регулировании этих процессов приобретает существенную значимость.

При благополучном протекании процесса социализации (ресоциализации) индивид способен нормально функционировать в обществе. Под нормальным фун-

кционированием в обществе здесь понимаются в том числе здоровый образ жизни человека, преодоление личностных и общественных потребностей, желаний и возможностей.

В настоящее время многие проблемы, связанные с ресоциализацией индивида и адаптацией, остаются нерешенными. Среди них - место человека в организации условий труда, взаимосвязь здоровья и социального благополучия, ориентир на здоровый образ жизни и т.д.

Социализация индивида в процессе жизненного пути - сложная, комплексная проблема, решение которой обусловлено взаимодействием социальных институтов и самой личности. Важное место в координации процесса ресоциализации в контексте формирования здорового образа жизни занимают институты физической культуры и спорта, семьи, система образования.

1 См.: Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. С. 45.

2 Хорни К. Конструктивная теория невроза. СПб., 1997. С. 212.

3 См.: Долгова А.И. Криминология. М., 2001. С. 8.

4 См.: Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996.

5 См.: Назарова И .Б. О здоровье населения современной России // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 117 - 123.

6 См.: Валеология: Материалы к изучению курса / Сост. М.Г. Романцов, Н.Г. Терехова. Калининград, 1997.

7 См.: Лисицын Ю.П., Сахно А .В. Здоровье человека -социальная ценность. М., 1988; Смулевич Б.Я. Проблема социального и биологического в исследовании проблем здоровья и воспроизводства населения. М., 1968; Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991; Лу-бышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2004.

8 См.: Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

9 См.: Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1979. С. 63.

10 См.: Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4. С. 185.

11 Ананьев В.А. Психология здоровья - базовая отрасль первичной профилактики нервно-психических, психосоматических расстройств и девиантных форм поведения в школах // Адаптивная физическая культура. 2002. № 3. С. 34.

12 Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2001. С.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.