Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни студентов в образовательной среде вуза: компетентностный подход'

Формирование здорового образа жизни студентов в образовательной среде вуза: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / HEALTH / STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / LIFE COMPETENCE OF HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH-SAVING TECH-NOLOGIES / INNOVATIONS / WELLNESS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Репринцева Елена Алексеевна, Соломахина Татьяна Романовна

Авторы анализируют сущность жизненной компетенции здорового образа жизни студентов, критерии, показатели ее сформированности и раскрывают процесс формирования такой компетенции в оздоровительно-воспитательной среде современного вуза. В поле зрения авторов проблемы и тенденции развития здоровья студенческой молодежи, механизмы и способы реализации потенциала оздоровительно-воспитательной среды университета в формировании ценностного отношения студентов к здоровью, роли физкультурно-оздоровительной деятельности в укреплении здоровья будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Репринцева Елена Алексеевна, Соломахина Татьяна Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a healthy way of life of students in the educational environment of high school: the competence approach

The authors analyse the essence of life competence of a healthy lifestyle of students, criteria, indicators of its formation and reveal the process of forming this competence in recreational and educational environ-ment of the modern university. In the view of the au-thors of the problems and development trend of college students health, mechanisms and ways of realising the potential of health-educational university environment in the formation of the valuable relation of students to health, the role of sports and recreational activities to strengthen the health of future specialists.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни студентов в образовательной среде вуза: компетентностный подход»

УДК 159.9:796/799

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук

Уманская Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]

МОТИВЫ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС УСПЕШНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена описанию результатов исследования мотивов занятия спортом. Авторы рассматривают данные мотивы, как психологические ресурсы успешной спортивной деятельности. Было выявлено, что мотивы занятия спортом у спортсменов, показывающих высокие и менее успешные результаты, различны. Успешные спортсмены руководствуются устойчивыми внутренними мотивами, менее успешные - внешними, «демонстративными», ориентированными на окружающих людей.

Ключевые слова: успешность спортивной деятельности, психологические ресурсы, мотивы занятия спортом.

Одной из актуальных тем в сфере спортивной психологии является изучение вопроса о психологических ресурсах успешной спортивной деятельности.

Действительно, успех, занимает очень важное место в жизни спортсмена как источник мотивов и чувств. В.Г. Сивицкий, мастер спорта СССР, доктор психологических наук, рассуждая над проблемой психологического сопровождения спортсменов, отмечает, что успех в данном виде деятельности, это, как правило, особенная комбинация благоприятных факторов, и, что окажется решающим для победы заранее предугадать сложно. Поэтому, пренебрежение любым из направлений подготовки спортсмена (в том числе психологическим), может привести к неуспеху [9, с. 40].

Зачастую наличие хороших спортивных данных и высокая степень использования разнообразных физических ресурсов не определяет достижение высоких результатов в деятельности спортсмена. Можно сказать, что действующие спортсмены часто находятся в экстремальных ситуациях, им постоянно приходится существовать в условиях жесткой конкуренции, соперничать со спортсменами с высоким уровнем физической, тактической, технической подготовки. Что же определяет успешность таких спортсменов?

Мы солидарны с мнением И.П. Волкова о том, что в достижении победы не последнюю роль играют психологические факторы. Психологическая готовность к соревновательным действиям -это результат воздействия многих факторов, в том числе и наличие богатых психологических ресурсов [4, с. 6].

С другой стороны, К.П. Жаров отмечает, что усилия ученых и практиков в сфере спортивной деятельности в основном направлены на изучение «физических, а не психологических потенциалов». В практике спортивной деятельности невнимание к психологической составляющей спортивной деятельности может привести к таким негативным явлениям как: хронический стресс, психическое выгорание и т.д. [5, с. 32]. Это говорит о существо-

вании проблемы недостаточной разработанности форм и способов работы, позволяющих определить не только физические, но и психологические ресурсы спортсмена. Ее решение позволит уверенно стремиться к высоким результатам, не разочароваться, не жалеть о потерянном времени и силах на тренировках и сборах. Все это обусловило необходимость нашего исследования, касающегося психологических ресурсов успешной спортивной деятельности [4, с. 7].

Актуальность данной проблемы определила выбор направления нашего исследования. Это попытка ответить на вопрос: «Что отличает успешных и менее успешных спортсменов при равных физических возможностях и уровнях подготовки?».

Мнение В.А. Бодрова о том, что «ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [2, с. 114], что ресурсы включают черты и установки полезные для регуляции поведения в различных стрессовых ситуациях, среди которых наиболее значимые - «самоэффективность», самооценка, самоконтроль, чувство собственного достоинства и другие [3, с. 111], может быть отнесено ко всем жизненным ситуациям, в которых человеку необходимо актуализировать все свои личностные возможности для решения трудной задачи.

Спорт напрямую сопряжен со стрессом и преодолением трудных ситуаций: это и ежедневные интенсивные тренировки, необходимость постоянно совершенствоваться, жесткое соблюдение режима, высокая конкуренция, как внутренняя, так и внешняя, возможность травматизма, высокая общественная значимость деятельности. Многие ученые в области спортивной психологии справедливо замечают, что экстремальные условия тренировочной и соревновательной деятельности, ее интенсивность требуют от спортсменов высокого уровня психофизического напряжения, значительных затрат психической энергии [1; 7; 8].

234

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Тихомирова Е.В., Уманская И.А., 2016

Мотивы занятия спортом, как психологический ресурс успешной спортивной деятельности

Для исследования психологических ресурсов успешной спортивной деятельности были сформированы две группы спортсменов (всего 50 человек), занимающихся спортивной акробатикой и спортивными танцами. Стаж спортивной деятельности - не менее 5 лет, возраст от 12 до 22 лет. Первая группа состояла из 25 спортсменов, показывающих высокие результаты: имеющих награды (призовые места) по результатам областных и всероссийских соревнований, спортивные разряды. Вторая группа состояла также из 25 спортсменов, не демонстрирующих высокие результаты. Уровень успешности спортсменов оценивался по результативности соревновательной деятельности. Эти виды спорта были выбраны не случайно, на наш взгляд, они имеют немало общего: спортсмены должны обладать высоким артистизмом, физической выносливостью, тонким восприятием музыки, высоким уровнем мышечной памяти, готовностью и умением взаимодействовать с партнером, работать в паре.

У изучаемых нами спортсменов, добившихся значительных успехов в своей деятельности были выявлены следующие психологические ресурсы: адекватный уровень самооценки, система ценностных ориентаций и устойчивая внутренняя мотивация.

Одним из значимых выводов нашего исследования, стало заключение о том, что мотивы занятия спортом у успешных и неуспешных спортсменов имеют различия.

Специалисты в сфере спортивной психологии подразделяют мотивы занятий спортом на две подгруппы: процессуальные и результативные [6, с. 221]. Процессуальные мотивы реализуются в процессе спортивной деятельности: удовлетворяется потребность в движениях, спортсмен получает наслаждение от процесса деятельности (азарт, соперничество, мышечные ощущения, приподнятость настроения, чувство удовлетворения от выполнения сложных упражнений).

Результативные мотивы направлены на результат деятельности, достигнуть который можно в течение длительных и систематических тренировок. Мотивы этой группы могут быть направлены на:

1) самосовершенствование (укрепление здоровья, улучшение телосложения, устранение дефектов в фигуре, развитие физических и волевых качеств);

2) самовыражение и самоутверждение (стремление стать ловким и сильным, быть не хуже других, выступать в спортивных соревнованиях и т. п.). Мотивы, направленные на результат деятельности, возникают под влиянием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Укрепление их обусловлено достигаемыми результатами. На реализацию именно результативных мотивов направлены занятия в спортивных секциях и школах, где спортивное соревнование является необходимым компонентом [6, с. 224].

В диссертационном исследовании А.В. Шабол-тас говорится, что такого рода мотивы возникают на стадии специализации. Целью спортивной деятельности становится получение высоких результатов как следствие тяжелого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие вызывает дискомфорт [10, с. 156]. Структурирование мотивов, по мнению этого автора, начинается после 2-3 лет занятий независимо от возраста, в некоторых видах спорта уже в 10-летнем возрасте [10, с. 156].

Спортивная акробатика и спортивные танцы предполагают достаточно раннее (6-7 лет) начало занятий и раннюю стадию специализации (10-11 лет).

Изучение мотивов занятий спортом осуществлялось с помощью методики «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, которая разработана для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), побуждающих спортсмена заниматься выбранным видом спорта, и методики «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас, предназначенной для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом, включающей в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике.

Выявлены следующие значимые различия в мотивах занятия спортом у успешных и менее успешных спортсменов.

По методике В.И. Тропникова:

- материальные блага (р=0,0009),

- эстетическое удовольствие (p=0,001),

- острые ощущения (р=0,003),

- потребность в одобрении, желание славы (р=0,009),

- развитие характера и психических качеств (р=0,005),

- коллективистическая направленность (p=0,001).

По методике А.В. Шаболтас:

- мотив социального самоутверждения (р=0,005),

- мотив физического самоутверждения (р=0,01),

- социально-моральный мотив (p=0,008),

- спортивно-познавательный мотив (р=0,001).

Высокое значение мотива общения (по первой

методике) и социально-эмоциональный мотив (по второй методике) выявлены в обеих группах спортсменов. Это говорит о том, что и те и другие, занимаясь спортом, реализуют потребность в общении, потребность быть в коллективе сверстников.

Наиболее значимыми мотивами занятия спортом у представителей группы успешных спортсменов являются: развитие характера и физическое совершенствование, мотив физического самоутверждения, спортивно-познавательный мотив, социально-моральный мотив, коллективистическая направленность. Это говорит о том, что спортсмены осознанно занимаются спортом для достижения высоких результатов, которые свиде-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

235

тельствуют об их физических возможностях и силе характера, стремлении глубоко разбираться в особенностях своего вида спорта, тактике достижения целей, а также о проявлении стремления к успеху собственной команды, ответственности перед коллективом, тренером, партнером. Данные факты свидетельствует о наличии системы устойчивых внутренних мотивов занятия спортом.

Результаты другой группы свидетельствуют о том, что для спортсменов, которые в нее входят, наиболее важным представляются такие причины занятия спортом как слава, одобрение, эстетическое удовольствие и острые ощущения, мотив социального самоутверждения. На наш взгляд, все эти мотивы являются внешними, «демонстративными», то есть ориентированными на окружающих людей, на их мнение, признание. Эти мотивы нельзя назвать устойчивыми, так как при смене социальной обстановки в жизни спортсменов (уменьшение внимания со стороны окружающих, смена отношения к спортсмену со стороны близких и т.д.) может снижаться эффективность их деятельности, повышается риск профессионального кризиса и т.п. Часто достигнув своих личных целей, такие спортсмены, теряют интерес к деятельности и покидают спорт.

Таким образом, можно утверждать, что устойчивые внутренние мотивы занятия спортом являются одними из значимых ресурсов успешной спортивной деятельности.

Библиографический список

1. Акимова Л.Н. Психология спорта. - Одесса: Студия «Негоциант», 2004. - 76 с.

2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. -С. 113-122.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 279.

4. Волков И.П. Задачи и формы психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. - 2004. - № 1. - С. 5-10.

5. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 151 с.

6. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

7. Ронь И.Н. Психолого-педагогические условия формирования соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных пар: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 21 с.

8. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. - М.: Советский спорт, 2007. - 116 с.

9. Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 6. - С. 40-43.

10. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 184 с.

236

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.