ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.В. Жукова
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, в ходе которой апробировались и уточнялись организационно педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности, в том числе, обработка системы мониторинга.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, профилактика курения, организационно-педагогические условия.
In article results of skilled and experimental work during which pedagogical conditions of formation of a healthy lifestyle of students in the course of educational activity, including, processing of system of monitoring were approved and specified organizationally are presented. Key words: healthy lifestyle, smoking prevention, organizational and pedagogical conditions.
Проверка эффективности выявленных эффективно-педагогических условий формирования здорового образа жизни осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на базе ГОУ ВПО КГЭУ, оздоровительном центре «Шеланга».
При планировании и проведении опытно-экспериментальной работы, обработке результатов и определени эффективности организационно-педагогических условий мы руководствовались рекомендациями классических исследований (В.Л. Беспалько, В.В. Краевский, А.А. Кыверялг, М.Н. Скаткин), так и проведенными в последние годы научными работами в области методологии и методики научно-педагогических исследований и организации опытно-экспериментальной работы в учреждениях профессионального образования (Г.В. Мухаметзянова, Г.И. Ибрагимов, Г.У. Матушанский, В.Ш. Масленникова, Н.Б. Пугачева).
Первый этап опытно-экспериментальной работы был определен как констатирующий. Методами исследования на данном этапе были: анкетирование, наблюдение, беседы, ранжирование. В целом первый этап носил поисковый характер. На данном этапе осуществлялось изучение состояния и потенциала воспитательной деятельности в формировании здорового образа жизни будущего специалиста.
Анализ результатов проведенного анкетирования, показал осведомленность студентов первых курсов о понятии «здоровый образ жизни», а так же что 84% студентов поступило в университет с различными заболеваниями. При анализе заболеваний по нозологическим факторам выяснено, что 54,2% составляют нарушения со стороны органов зрения (миопия), у 22,4 % студентов обнаружены хронические заболевания ЛОР-органов. Заболевания и отклонения со стороны нервной системы обнаружены у 25% студентов: в виде повышенной тревожности, гипотонии и гипертонии - примерно у 9% студентов; у 16% студентов преобладают вегетативная
лабильность, нейроциркуляторная дистония. Хронические терапевтические заболевания отмечаются у 59,3% из них патология сердечно-сосудистой - 19,1% патология бронхов и легких -28%. Уже на первом курсе более 80% студентов имеют кариес, удаленные зубы и другие стоматологические заболевания.
Было установлено, что только 1/3 часть студентов отметила зависимость здоровья от состояния окружающей среды. Большинство студентов по ЗОЖ понимают только ту деятельность, которая направлена на укрепление физического здоровья, не учитывая при этом психическое, нравственное и экологическое здоровье. Большинство студентов указало, что вредные привычки не совместимы с ЗОЖ. Однако их наличие было отмечено у студентов, которые употребляли алкоголь регулярно - а 7,9% случаев и в 75,1% - иногда; курят- 31,2%. Снижение физической активности оказалось у 48,3% юношей и 65,9% девушек. Спортом занимаются лишь единицы. Особую тревогу вызывают результаты опроса по проблеме рационального питания: нарушения его режима отмечено у всех студентов. Установлено, что 21% студентов перед уходом на занятия не завтракают; чувствуют себя голодными - 58%. Практические у всех студентов основной по объему прием пищи приходиться на ужин, у значительной части студентов отмечен низкий жизненный уровень, что несомненно, влияет на формирование навыков поведения ЗОЖ.
Для оценки степени сформированности важных личностных качеств личности и их влияния на формирование ЗОЖ нами была использована методика М.Н.Шевцова
У студентов, показатели всех 10 важных качеств в каждом блоке повышаются на последующем курсе (данные приводятся в %). Это говорит о том, что повышаются результаты воспитательно-образовательной деятельности.
Таблица 1
1 курс (в %) 3 курс (в %)
Группы качеств Контрольная Эксперименталь Контрольная Эксперименталь
группа ная группа группа ная группа
Коммуникативные
Вежливость 57 56,15 176,72 182,14
Заботливость 26,53 27,22 197,8 206,94
Отзывчивость 70,63 69,63 130,2 136,25
Сочувствие 96 95,24 58,8 63,58
Тактичность 46,79 47 184,8 188,87
Терпимость 60,52 47,12 3,96 5,68
Чуткость 36,71 35,22 98,4 99,74
Обаятельность 25,18 24,02 144,16 145,92
Общительность 31,16 33,01 168 169,28
Ответственность 19,21 17,12 211,6 232,14
Личностные
Активность 34,52 35,02 149,48 159,23
Порядочность 18,52 17,96 151,2 156,24
Инициативность 40,89 39,48 94,86 107,65
Энтузиазм 33,16 31,16 43,56 49,96
Добросовестность 107,36 105,28 172,96 182,34
Честность 23,36 23,87 112,64 118,47
Настойчивость 61,58 62,52 114,84 123,64
Интеллигентность 6,95 6,46 142,1 158,47
Самостоятельность 48,76 49,34 168,1 178,68
Целеустремленность 18,82 19,24 153,52 164,76
Анализ результатов методики «Мое письмо курящему сверстнику», проведенной со студентами 1 курсов и для сравнения со студентами 3 курсов, позволяет оценить понимание студентами последствии курения.
Оценка тяжести последствий курения для сверстника определялась по следующим уровням: 1 - нет ответа; 2 - узнают родители, 3 - появление привычки; 4 - появление зависимости, 5 - появление смертельных заболеваний. В табл. представлены сравнительные данные оценки последствий курения сверстниками с позиции авторов «писем».
Таблица 2
Оценка последствий курения студентами _(в процентах)__
Уровни оценки Курящие некурящие курящие некурящие
3 к. 1 к. 3 к. 1 к. 4 к. 1 к. девушки 1. 2. девушки 1 к. девушки
1 14,0 7,2 23,0 9,2 4,0 9,4 15,0 16,2
2 0,0 0,8 0,0 4,2 1,0 4,3 0,0 4,6
3 2,0 1,6 2,0 5,1 5,0 0,9 1,0 3,1
4 62,0 69,6 52,0 66,4 72,0 67,5 66,0 62,3
5 22,0 20,8 23,0 15,1 18,0 17,9 18,0 13,8
Большинство (в диапазоне от 52,0% до 72,0%) опрошенных студентов отметили, что самым значимым последствием курения для здоровья и личности сверстников является появления зависимости. Следует отметить, что студенты не различают, какая это зависимость, психическая или физиологическая. Соответственно, они осознают, что люди могут быть зависимы от курения и психологически, и физиологически. Курящие испытуемые, независимо от половой принадлежности, чаще отмечали появление такой зависимости, чем некурящие. Наиболее часто на это указывали курящие юноши и девушки.
Второй по значимости показатель - появление хронических заболеваний (показатель находится в диапазоне от 13,8% до 23,0%). У юношей, независимо от фактора «курения-некурения», этот показатель несколько выше, чем у девушек.
Настораживает тот факт, что значительная часть опрошенных студентов (от 4,0% до 23,0%) не смогли назвать каких- либо последствий курения для личности и для организма человека. Чаще это наблюдалось среди некурящих студентов. В целом можно отметить, что большинство студентов осознают вредные последствия курения для личности (привычка, зависимость) и для организма (хронические заболевания), но осознание этого носит поверхностный характер. Молодежной среде еще недостаточно широко известны опасные кратковременные и долговременные последствия курения для их личности и организма.
Интерес представляют данные о перечне обстоятельств, которые мешают прекращению курению в студенческой среде. Студенты отметили следующие обстоятельства, которые мешают
их сверстникам бросить курить: 1 - нет ответа; 2 - слабоволие; 3 - личные проблемы; 4 - влияние окружающих; 5 - зависимость от курения.
Таблица 3
Перечень обстоятельств, затрудняющих с точки зрения _студентов прекращение курения сверстниками (в процентах)_
Тип обстоятельс тва
Курящие юноши
3 к.
1 к.
Некурящие юноши
3 к.
1 к.
Курящие девушки
1 к.
3 к.
Некурящие девушки
3 к.
1 к.
1
26,0
10,4
30,0
10,9
20,0
5,1
38,0
2
11,0
10,4
23,0
9,2
3,4
15,0
6,0
34,0
23,0
4,0
33,6
41,6
7,0 20,0 20,0
2,5
34,5
42,9
6,0
47,0
19,0
8,6
49,6
33,3
4,0
30,0
13,0
3,8
46,2
33,0
3
4
5
Самым сильным обстоятельством, осложняющим отказ от курения, испытуемые отметили «влияние окружающих». Чаще всего на. это указали студентки. Вторым по значимости показателем, осложняющим сверстникам отказаться от курения, по мнению испытуемых, является «зависимость от курения». Это отметили, прежде всего, курящие и некурящие юноши и девушки.
Очень значительный процент писавших «письмо» сверстнику, не смогли назвать обстоятельства, мешающих бросить курить (от 5,1% до 38,0%). Можно сделать вывод, что студенты в своем большинстве знают обстоятельства, которые мешают сверстникам и им бросить курить. Но эти обстоятельства увязываются с причинами физиологического и внешнего порядка, а не с личными особенностями самих молодых людей (слабоволием, неумением психологически грамотно решать личные проблемы и т.п.).
Эти данные говорят о том, что в системе воспитательной деятельности необходимо уделять вопросам формирования личностных качеств (повышению самооценки, умению принимать ответственные решения).
Таким образом, студенты в своем большинстве информированы и осознают социально-психологические и физиологические последствия для организма и личности процесса курения но уровень информирования и осознания в большинстве своем носит поверхностный характер. Значительной части молодежи не известны кратковременные и долговременные последствия курения для организма и личности. Уровень осознания студентами обстоятельств, осложняющих отказ от курения, также носит поверхностный характер. Эти обстоятельства не проецируются молодыми 'людьми на свои личностные особенности. Имеются некоторые различия в осознании последствий курения и обстоятельств мешающих порвать с этой вредной привычкой, по таким фактора как «курение-некурение», половая принадлежность.
В ходе формирующего эксперимента разрабатывался методический инструментарий модульного курса по профилактике курения, реализовывалась программа воспитательной деятельности по формированию Здорового образа жизни на базе лагеря «Шеланга» реализовывалась модель формирования ЗОЖ студентов, работала «Школа кураторов».
80 60 40 20 0
□ Экспериментальная □ Контрольная
Рис.1. Исходный уровень отношения студентов ЗОЖ в процентах перед началом
эксперимента.
70 60 50 40 30 20 10 0
□ Экспериментальная □Контрольная
Рис.2. Динамика уровней формирования ЗОЖ студентов в процентах на первом этапе исследования.
Используемые на этом этапе дискуссии задачи, , анализ возможностей ЗОЖ, способствовали развитию исследуемого феномена. Специфика этапов и изменения состава уровневых групп в конце второго этапа определялась доминированием определенных компонентов исследуемой функции (личностные проявления как вербального так и поведенческого характера в соответствии с описанными критериями исследуемых). Был введен комплексный план воспитательной деятельности в КГЭУ; реализовывалась «Стратегия воспитания студентов в университете»), обновлялась концепция воспитания студентов в КГЭУ.
Подводя итог всему вышеизложенному, в результате в конце второго этапа экспериментальной работы при повторном диагностировании состав уровневых групп составил: (см. рис.).
/
67 61 ✓
ЖШ 30
22 5 6
У V 1 1 1/ /
Низкий Средний Высокий
20
30
70
60
г:
10
10
низкий
средний
высокий
70 60 50 40 30 20 10 0
низкий средний высокий
□ Экспериментальная □ Контрольная
Рис.3. Динамика уровней формирования ЗОЖ студентов в процентах на втором этапе исследования.
По сравнению с результатами предыдущего периода отмечается существенное увеличение группы высокого уровня, сравнимое с предыдущим этапом уменьшение группы низкого уровня и незначительное уменьшение группы среднего уровня, что вызвано, на наш взгляд качественным переходом на данном этапе студентов из группы низкого в группу среднего уровня, и из группы среднего в группу высокого уровня.
Анализ полученных результатов показал, что эмпирический уровень проявляют те студенты, которые не стремится участвовать в жизни оздоровительного центра, мероприятиях в условиях группы, университета.
Вторую группу составляют студенты, проявляющие аналитический уровень сформированности ЗОЖ в процессе досуговой деятельности.
Третья группа состоит из студентов, проявивших планирующий уровень ЗОЖ. Таких студентов оказалось 54 из данной серии экспериментов и 75 из них проявили эмпирический уровень сформированности ЗОЖ. Они не имеют принципиальных различий от испытуемых второй группы, их возможности так остаются не реализованными в ходе воспитательно -образовательного процесса.
Таким образом, для студентов - представителей третьей группы эмпирического уровня характерно наличие возможности проявления аналитического уровня, адекватного более младшим возрастам с достаточно большим диапазоном колебаний. Такие студенты, разумеется, не являются представителями группы эмпириков в полном смысле этого слова. Они доаналитики, ставшие такими в силу обстоятельств, связанных с процессом их обучения образования в вузе.
В четвертую группу входят студенты, проявляющие рефлексирующий уровень сформированности на неучебном материале. Таких студентов, обладающих рефлексирующим уровнем, в данной серии экспериментов было 55. Студенты такого уровня развития сформированности в среднем 10 - 20% от общего числа различных групп их реального обучения экономике. Про таких студентов говорят как о потерявших интерес к учёбе, как о способных, но
У / / / /
65
55
ЖШ 27
/— 20 Г 18 *
15
Г
ленивых, об эрудитах, но непослушных, некоторых из них просто плохо учили, знают о ЗОЖ, но не ведут его.
□ Эмпирический уровень сформированности 30>|<
□ Аналитический уровень Сформированности 30)
□ Планирующий уровень сформированности 30>(<
□ Рефлексирующий уровень сформированности ЗОЖ
Рис.4. Уровневыехарактеристики компонентов сформированности ЗОЖ студентов.
В ходе формирующего эксперимента в работу центра здоровья включалась психологическая служба. Был разработан модульный курс и методический инструментарий к нему по профилактике и отказу от табакокурения. Цель: формирование установки активного неприятия курения, развития и укрепления своего «я», уверенности, способности изменить свое поведение, умение проанализировать свои слабые стороны и «возможный комплекс неполноценности» определить способ работы с ним.
Сравнительный анализ показал, что если в начале эксперимента в экспериментальной группе 32 студента имели относительно высокий уровень сформированности ЗОЖ, 58 - средний уровень и 42 -низкий, то по итогам эксперимента уже 56 из них имели соответственно высокий уровень, 68 - средний и лишь 8 - низкий. Таким образом, сформированность ЗОЖ в процесс воспитательной деятельности повысился с 0,3 до 0,6 . В контрольной группе до начала эксперимента высокий уровень имели 20 человек, 48 - средний и 52 - низкий, то в конце эксперимента высокий уровень имели 25 человек, 53 -средний и 42 - низкий. Таким образом, коэффициент повысился с 0,30 до 0,35.
70 60 50 40 30 20 10 0
32
56
58
68
42
у
Высокий
Средний
Низкий
Уровни
□ Констатирующий эксперимент □ Формирующий эксперимент
Рис. 5. Динамика изменения уровней сформированности здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности в КГЭУ в экспериментальной
группе.
60 50 40 30 20 10 0
20
25
48
53
ж
52
42
Высокий
Средний
Низкий
Уровни
□ Констатирующий эксперимент □ Формирующий эксперимент
Рис. 6. Динамика изменения уровней сформированности здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности.
Успешное решение поставленных задач подтвердило эффективность организационно-педагогических условий, разработанных и апробированных способов формирования здорового образа жизни студентов в процессе воспитательной деятельности, а так же засвидетельствовало,
что формирование здорового образа жизни влияет на повышение личностно-профессионального роста будущих специалистов энергетического профиля в целом.
Литература:
1.Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающая информационно-коммуникационная образовательная среда // Казанский педагогический журнал. 2010. №3. С.121-123.
2. Боговарова В.А., Масленникова В.Ш. Социальное и психологическое здоровье будущего специалиста как фактор эффективности образовательно-воспитательной деятельности профессионального учебного заведения // Казанский педагогический журнал. 2011. №5-6. С. 129-134
3. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Асылова З.Р. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект. Казань: Изд-во «Печать-Сервис-XXI век». 2009.С.152.