Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни работников для профилактики перенапряжения и сохранения здоровья'

Формирование здорового образа жизни работников для профилактики перенапряжения и сохранения здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
3499
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / НАПРЯЖЕННОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ ТРУДА / WORK SEVERITY / ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ / PREVENTION OVERLOAD / ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ / WORKPLACE WELLNESS PROGRAM / MENTAL STRAIN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бухтияров И.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Шардакова Э.Ф., Рыбаков И.А.

На основании многолетних исследований обоснованы профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни у работников различных видов деятельности (умственный, зрительно-напряженный, физический) в зависимости от степени вредности факторов трудового процесса. Оздоровительные мероприятия и меры оптимизации труда работников направлены на предупреждение перенапряжения, производственно-обусловленной и профессиональной патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бухтияров И.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Шардакова Э.Ф., Рыбаков И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promoting workers’ healthy lifestyle to prevent overload and to protect health

Based on the results of complex physiological and ergonomic investigations preventive measures of workers' healthy lifestyle in different types of activities at work (mental, visually-strained and physical) were proved. Health events were created to prevent overload and occupational and work-related diseases.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни работников для профилактики перенапряжения и сохранения здоровья»

1С

ЗНиСО

УДК 616-053-2-036:12-02.613.865

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

И.В. Бухтияров, О.И. Юшкова, В.В. Матюхин, Э.Ф. Шардакова, И.А. Рыбаков

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда», Москва, Россия

На основании многолетних исследований обоснованы профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни у работников различных видов деятельности (умственный, зрительно-напряженный, физический) в зависимости от степени вредности факторов трудового процесса. Оздоровительные мероприятия и меры оптимизации труда работников направлены на предупреждение перенапряжения, производственно-обусловленной и профессиональной патологии. Ключевые слова: здоровый образ жизни, напряженность и тяжесть труда, профилактика перенапряжения, программы здоровья и благополучия.

I.V. Bukhtiyarov, O.I.Yushkova, V.V. Matyukhin , E.F. Shardakova, I.A. Rybakov □ PROMOTING WORKERS' HEALTHY LIFESTYLE TO PREVENT OVERLOAD AND TO PROTECT HEALTH □ Research Institute of Occupational Health, Moscow, Russia.

Based on the results of complex physiological and ergonomic investigations preventive measures of workers' healthy lifestyle in different types of activities at work (mental, visually-strained and physical) were proved. Health events were created to prevent overload and occupational and work-related diseases. Key words: healthy lifestyle, mental strain, work severity, prevention overload, workplace wellness program.

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на профилактику нарушения здоровья. Формирование здорового образа жизни трудящихся включает устранение вредных бытовых факторов (курение, алкоголь, чрезмерное употребление кофе, крепкого чая, стресс), закаливающие процедуры, общефизическую подготовку, рациональную организацию внутрисменного режима труда и отдыха, мероприятия восстановительно-профилактической направленности после работы для различных видов трудовой деятельности (умственной, зрительно-напряженной, физической).

В настоящее время для работников умственного труда характерны чрезмерные нервно-эмоциональные нагрузки, работа в состоянии дефицита времени, необходимость обработки большого объема информации, выраженная ответственность, наличие риска для жизни, работников зрительно-напряженного труда - высокая точность выполняемой работы, длительное время работы с оптическими приборами и время работы непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов (ВДТ), работников физического труда - высокие динамические и статические мышечные нагрузки, значительные усилия, прикладываемые к инструментам, многократно повторяющиеся движения рук, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз [2, 3, 4].

В современных условиях оказались значимыми социально-психологические факторы. В частности, высокое нервно-эмоциональное напряжение, включающее частые стрессовые ситуации на работе, высокие рабочие требования и низкий контроль за управлением на рабочем месте, низкую социальную поддержку и др., в значительной степени вносит вклад в развитие у работников депрессии и других заболеваний, таких как артериальная гипертония, боли в спине, ожирение и др. [12, 14, 17].

Примером важности поддержки на рабочем месте могут служить исследования, проведенные в нескольких компаниях различного производственного профиля. Так, сотрудники, испытывающие травматические переживания, быстрее восстанавливались и входили в рабочий ритм при использовании программ психологической поддержки, в отличие от работников, которые не использовали эти программы [15].

Исследованиями показано, что длительное воздействие неблагоприятных трудовых факторов, обусловливающих напряженность и тяжесть трудового процесса, формирует состояние перенапряжения, приводит к развитию производственно-обусловленных и профессиональных заболеваний.

Цель работы - обосновать меры по оптимизации труда для работников различных видов деятельности (умственный, зрительно-напряженный, физический) на основе комплексных психофизиологических исследований в зависимости от степени вредности факторов трудового процесса, а также оздоровительные мероприятия, направленные на предупреждение перенапряжения, производственно-обусловленной и профессиональной патологии.

Материалы и методы исследований. Использовали комплекс психофизиологических методов исследований, включающий профессио-графический анализ трудовой деятельности с учетом степени напряженности и тяжести трудового процесса, в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса [8], физиологическую характеристику функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, нервно-мышечного аппарата, зрительного анализатора, психологические исследования с использованием тестов СМОЛ, Спилбергера, Айзенка [1]. Социально-психологические исследования проведены с использованием 2 адаптированных анкет, разработанных экспертами ВОЗ с целью повышения информативности о мерах профилактики стресса [9].

12763065

ЗНиСО

17

С_Р Оценка силы мотива проводилась по тесту самочувствие, активность, настроение (САН).

Для профилактики перенапряжения прове-1 дена апробация различных профилактических мероприятий, включающих оздоровительные средства по коррекции функционального со-|— стояния: физические упражнения, аутотренинг

■_ (АТ) в количестве 5, 10 сеансов, центральная

электроанальгезия (ЦЕАН) - 5 сеансов, элек-тропунктура (ЭП) - 7 сеансов и релаксация в шунгитовой комнате - 10 сеансов, а также режим труда и отдыха, графики сменности.

Объектами исследований служили работники 39 профессиональных групп умственного труда, 70 профессиональных групп, связанных с физическими нагрузками, 29 групп работников зрительно-напряженного труда. Возраст обследуемых 30-50 лет, стаж работы 5-15 лет (всего обследовано около 850 человек).

Результаты исследования. На основании изучения характера профессиональной деятельности работников умственного, зрительно-напряженного, физического труда и ретроспективного анализа с учетом критериев Р 2.2.2006-05 [10] были сформированы когорты профессиональных групп в зависимости от степени вредности по показателям напряженности и тяжести трудового процесса. Систематизация полученных материалов позволила выделить несколько категорий трудовой деятельности. В каждую категорию профессиональной деятельности вошли представители 3.1, 3.2 и 3.3 классов вредности по Р 2.2.2006-05 [10].

Результаты опроса были предназначены для оценки частоты психосоциальных факторов, обусловливающих стресс на работе. Наблюдалось, что с увеличением степени напряженности труда нарастал процент лиц, предъявляющих жалобы на рабочий стресс. Корреляционный анализ взаимосвязей трудовой мотивации, удовлетворенности трудом показал: степень зависимости большинства изученных психосоциальных факторов от трудовой мотивации выше их взаимосвязи с удовлетворенностью трудом. Показатель трудовой мотивации с высокой степенью достоверности взаимосвязан с рабочими требованиями, уровнем контроля над управлением трудовым процессом, особенностями межличностных отношений, характером карьерного роста, организацией рабочего времени, ролью компании и информации, материальной заинтересованностью, соотношениями между производственными и семейными обязанностями.

Исследование особенностей функционального состояния лиц с различным уровнем производственной нагрузки показало, что допустимые трудовые нагрузки обеспечивают изменения (колебания) физиологических показателей различных функциональных систем организма в динамике рабочей смены в пределах физиологических норм напряжения организма [11]. Длительное и интенсивное воздействие неблагоприятных факторов трудового процесса, превышающих нормируемые (допустимые) значения и соответствующих вредному 3-му классу согласно руководству формирует состояние перенапряжения организма.

Формирование перенапряжения включает стадии последовательного перехода функционального состояния от напряжения к утомлению, переутомлению и перенапряжению. Анализ физиологических особенностей этих состояний позволяет оценить их с точки зрения функциональных уровней, внутри- и межсистемных связей в центральной нервной, нейро-гуморальной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системах, а также со степенью нервно-эмоциональной напряженности и тяжести трудовой деятельности. Количественная оценка уровня рабочего напряжения при умственном труде выявила возрастание интегрального показателя от значения 0,38 усл. ед. при 2-м допустимом классе условий труда до 0,46 усл. ед. при классе 3.1 и 0,59 усл. ед. при классе 3.2, а также 0,64 усл. ед. при классе 3.3.

Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда (класс 3.2-3.3) приводит к «изнашиванию» адаптационных механизмов организма и функциональной недостаточности ги-пофизарно-надпочечниковой системы, гиперактивации процессов свободнорадикального окисления, нарушению липидного обмена. Это проявляется в повышении индекса атерогенности, превышающем его средние популяционные значения, и нарастании его с увеличением стажа работы, что указывает на повышенный риск развития атеросклероза и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Длительное перенапряжение от воздействия интенсивных нервно-эмоциональных нагрузок способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, ише-мической болезни сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и т. д. Выполнение зрительно-напряженных работ в течение длительного времени приводит к развитию астенопии, расстройству бинокулярного зрения, а также к появлению или увеличению степени имеющейся близорукости. Перенапряжение, развивающееся под влиянием сверхнормативных и продолжительных физических нагрузок, способствует формированию профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) и периферической нервной системы (ПНС).

Для предупреждения неблагоприятных сдвигов состояния организма, развивающихся при воздействии факторов производственной среды, эффективными являются различные блоки профилактических мероприятий, подобранные с учетом класса условий труда: рациональная организация режима труда и отдыха, коррекция функционального состояния организма с использованием аутотренинга, электроанальгезии, релаксация в шунгитовой комнате, повышение уровня общей физической подготовленности. Перспективными направлениями оптимизации труда в профессиях с выраженными эмоциональными нагрузками являются: повышение у работников уровня трудовой мотивации, создание благоприятного психологического климата в коллективе, снижение рабочих факторов стресса за счет рациональной организации труда.

12763065

18

ЗНиСО

Для работников умственного труда 3-го вредного класса по показателям напряженности рациональный режим труда включает регламентированные перерывы различной продолжительности с учетом длительности рабочего дня, которые должны предоставляться дважды: в первой половине рабочего дня и после обеденного перерыва. Внутри часов работы рекомендуется введение микропауз по мере необходимости, время использования которых определяет сам работающий. Общее время отдыха, кроме обеденного перерыва, составляет 5 % от всего рабочего времени при классе 3.1 и 6 % при классе 3.2, а также 7 % при классе 3.3.

Для снижения эмоционального напряжения апробированы различные методы психокоррекции в производственных условиях, которые показали, что сеансы центральной электроанальгезии и аутотренинга наиболее эффективны по показателям основных функций ЦНС при малой напряженности труда (классы 1 и 2), а пребывание в шунгитовой комнате - при очень напряженном труде (3-й класс). Установлено улучшение функционального состояния в шунгитовой комнате по характеристикам центральной нервной системы (переключение и концентрация внимания, скорость восприятия зрительных сигналов, мнестическая функция) у лиц с высокой напряженностью труда (3-й класс 2-3-й степени). Аутогенная тренировка сохраняет выраженный гипотензивный эффект независимо от степени напряженности труда.

С целью снижения нервно-эмоционального напряжения и перенапряжения во время регламентированных перерывов и микропауз целесообразно выполнять комплексы физических упражнений на внимание, координацию, точность и быстроту движений, физические упражнения динамического характера для разных групп мышц, гимнастику для глаз. Кроме использования в режиме рабочего дня физические упражнения широко применяются при занятиях восстановительно-профилактической направленности после работы. Эти занятия направлены на повышение двигательной активности, т. к. большинство умственно-напряженных работ выполняются в малоподвижной позе сидя.

Так, большинство преподавателей, т. е. работников малоподвижных профессий, не занимается физической культурой, на что указывают данные анкетного опроса, а также исследования физического состояния. Показано, что с увеличением стажа работы даже у учителей физической культуры снижается уровень физической подготовленности, который при стаже более 15 лет приравнивается к уровню преподавателей-предметников. Одна из причин заключается в пассивном проведении уроков физической культуры, отсутствии использования такого педагогического приема как показ физических упражнений.

Для оптимизации функционального состояния преподавателей использовались средства физической культуры и спорта. Анализ анкетных данных лиц, занимающихся различными видами спорта и физическими упражнениями, позволил заключить, что наиболее выражено проявились профессионально важные качества в таких средствах физической культуры, как

ритмическая гимнастика и оздоровительный бег в сочетании с общеразвивающими упражнениями, которые и составили основу экспериментальной программы. 1

Кратность и длительность проведения заня- ^Е тий в профилированных группах профессионально-прикладной физической подготовки I—

были приняты в результате анализа работы I_

групп «здоровья» с взрослым контингентом и анкетного опроса педагогов в школе. Организованные занятия тренирующего типа проводились на уровне частоты сердечных сокращений 140-150 уд./мин или по формуле ЧСС = 180 - возраст; восстановительные - при интенсивности 120-130 уд./мин, самостоятельные -на уровне 110-120 уд./мин. Распределение недельного объема двигательной активности различалось в начале и конце недели, а также в выходные дни и составляло: а) в начале недели - 60 % гимнастика, 30 % бег, 10 % общеразви-вающие упражнения; б) в конце недели - 50, 30 и 20 %; в) первый выходной день недели - 30, 20 и 50 %. Длительность занятий составляла 90-120 мин.

Как было показано в эксперименте, суммарное время за неделю общей двигательной активности для работников умственного труда вредного 3-го класса должно составлять 8-9 ч. Оценка эффективности экспериментального режима показала, что увеличение двигательной активности у преподавателей и студентов с использованием ритмической гимнастики и оздоровительного бега в сочетании с общеразви-вающими упражнениями обеспечивает поддержание достаточного уровня физической подготовленности и функционального состояния учителей. В приказах Минздравсоцразвития и Минтруда большое внимание уделено вопросам физической культуры и спорта [7, 8].

У работников зрительно-напряженного труда для предупреждения и снижения развивающегося в динамике смены зрительного и общего утомления необходимо внедрение рационального режима труда и отдыха с учетом класса условий труда. Рациональный режим труда и отдыха обеспечивает поддержание работоспособности на устойчивом уровне в динамике смены в результате правильного использования перерывов в работе, количество и продолжительность которых обусловлена классом условий труда, т. е. интенсивностью зрительной нагрузки. Перерывы должны использоваться для активной регуляции работоспособности путем проведения комплексов зрительной гимнастики, упражнений для улучшения мозгового кровообращения, компенсации гипокинезии за счет использования занятий на велотренажере.

Для обеспечения высокого уровня работоспособности, профилактики перенапряжения, сохранения здоровья работающих людей, связанных с физическими (локальными, региональными и общими) нагрузками в течение рабочего дня, должна соблюдаться рациональная организация режима труда и отдыха. Регламентированные перерывы следует использовать для восстановительно-профилактических (оздоровительных) мероприятий в зависимости от характера нагрузки и класса условий труда.

12763065

ЗНиСО

19

Наблюдалась выраженная эффективность занятий физическими упражнениями по типу ранней физкультпаузы, самомассажа рук, физических упражнений, направленных на снятие статических напряжений мышц (при локальных мышечных нагрузках), производственной гимнастики, самомассажа ног при выполнении работ в позе стоя (при региональных нагрузках), занятий физическими упражнениями для расслабления мышц корпуса, пассивного отдыха, аутогенной тренировки (при общих физических нагрузках). Для комплексной профилактики перенапряжения, укрепления здоровья работающих целесообразно создание центров восстановления работоспособности (ЦВР).

В документе ВОЗ «Здоровые рабочие места: модель действия» они определены как места, в которых «... работники и менеджеры совместно реализуют непрерывный процесс сохранения и укрепления здоровья, безопасности и благополучия...», при этом особое внимание уделяют психосоциальной рабочей среде и личным ресурсам здоровья работников [13].

Эти программы здоровья и благополучия на работе, иногда именуемыми программами вел-неса, обычно включают блоки создания здоровой рабочей среды, здорового психосоциального окружения, ресурсов улучшения здоровья работников, вовлеченности работодателя в межличностные коммуникации. Эти блоки следует выстраивать на базе единой стратегии и включают этапы разработки, анализа, тестирования, создания базы данных по здоровью и др. [13].

При этом программы (на примере профилактики стресса) могут состоять не только из элементов физической активности, аутогенной тренировки, нормирования режима труда и отдыха, но и из психологической поддержки сотрудников, мероприятий по популяризации здорового образа жизни, а также систематизации и анализа эффективности внедряемых мероприятий [16].

На основе проведенной работы подготовлены методические рекомендации по профилактике перенапряжения при различных видах трудовой деятельности в зависимости от классов условий труда [5, 6].

Выводы.

1. Воздействие интенсивных и длительных факторов трудового процесса, превышающих допустимые уровни, приводит к развитию напряжения и перенапряжения у большинства работников, которое проявляется существенными изменениями физиологических показателей, что явилось обоснованием для разработки комплекса мер по формированию здорового образа жизни трудящихся.

2. Разработаны профилактические мероприятия по здоровому образу жизни, включающие разработку рациональных режимов труда и отдыха (внутрисменного и межсменного графиков), повышение общего уровня физической подготовленности (комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий при общем объеме занятий 8-9 ч в неделю), коррекцию функционального состояния организма с использованием аутотренинга, центральной электроанальгезии, релаксации в шунгитовой комнате,

зригельнои гимнастики, организационно-психологических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков С.И. и др. Методики исследований в физиологии груда. М.: Медицина, 1974. 311 с.

2. Измеров Н.Ф. и др. // Безопасность и медицина груда. 2001. № 3. С. 32-37.

3. Измеров Н.Ф. и др. Роль и задачи физиологии труда в стратегии охраны здоровья работающего населения на современном этапе // Успехи и перспективы физиологии труда в третьем тысячелетии: Мат. конф. М., 2001. С. 3-7.

4. Матюхин В.В. и др. Профилактика нервно-эмоционального перенапряжения при умственном труде // Казанский мед. ж. 2009. Т. 4 ХС, С. 521-525.

5. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности: МР 2.2.9.2311-07. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2008. 52 с.

6. Профилактические мероприятия для работников физического, умственного и зрительно-напряженного труда в зависимости от класса условий труда: Методические рекомендации, утв. Межведомственным советом «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» 27.02.2009. 75 с.

7. Приказ Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

8. Приказ Минтруда от 16.07.2014 № 375н «О внесении изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

9. Российская Федерация. Профиль страны: работа и здоровье // Профиль страны и национальные показатели мониторинга по медицине и охране труда М.: РАМН НИИ медицины труда. 2002. 39 с.

10. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2005. 142 с.

11. Физиологические нормы напряжения организма человека при различных видах трудовой деятельности (физический, умственный, зрительный): Методические указания (утв. Межведомственным советом «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» 11.02.2003).

12. Giridhara R. Babu et al. Is hypertension associated with job strain? A meta-analysis of observational studies // Occupational and environmental medicine. 71-3 Mar, 2014. P. 220-227.

13. Healthy Workplace: a model for action // World Health Organization 2010: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/occupational_health/publications/healthy_ workplaces_model.pdf?ua=1/ (дата обращения 17.09.2015).

14. Kivimaki M. et al. Job strain and risk of obesity: Systematic review and meta-analysis of cohort studies // International journal of obesity (2005). Jun 4, 2015. P.763-769. ^

15. Miro E. et al. Relationship between burnout, job strain, and sleep characteristics // Psicothema. 19-3 Aug, 2007.

P. 21-28.

16. Promoting mental health: concepts, emerging evidence, practice. Report of the World Health Organization, Department of Mental Health and Substance Abuse in collaboration with the Victorian Health Promotion Foundation and the University of Melbourne: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/mental_health/evidence/ MH_Promotion_Book.pdf?ua=1/ (дата обращения 17.09.2015).

17. Wang Jian Li et al. Changes in perceived job strain and the risk of major depression: results from a population-based longitudinal study // American Journal of Epidemiology. 169-9 May 1, 2009. P. 1085-1091.

Контактная информация:

Рыбаков Иван Александрович, тел.: +7 (926) 814-99-28, e-mail: 8149928@gmail.com

Contact information: Rybakov Ivan, р^эм: +7 (926) 814-99-28, e-mail: 8149928@gmail.com

12763065

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.