Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов на занятиях физической культурой'

Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / THE HEALTH CARE / COMPETENCE / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осипов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов на занятиях физической культурой»

cerebrovascular disease mortality in young adults: recent trends in Europe // European Journal of Cardiovascular Prevention&Rehabilitation August 2011 18: 627-634.

Ключевые слова: профилактика, сердечно-сосудистые заболевания, факторы риска, женская популяция.

Key words: prevention, cardiovascular diseases, risk factors, female population.

Осипов А.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ16

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого, кафедра физической культуры, Красноярск, Россия, Ale44132272@ya.ru

Сегодня, по мнению авторитетных ученых, наблюдается существенный недостаток действенных программ здоровьесбережения учащихся образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе и студентов высших учебных заведений [1]. На момент прохождения обязательного медицинского осмотра около 70% процентов молодых людей имеют одно или несколько различных заболеваний. Известно, что на старших курсах обучения количество подобных студентов достигает 80% от всего контингента обучающихся [3]. Исправить сложившуюся негативную ситуацию должны, по мнению специалистов, качественно сформированные, за время обучения в вузе, здоровьесберегающие компетенции молодых людей.

Однако до сих пор так и не удалось добиться значительного увеличения числа относительно здоровых студентов в высшей школе. Автор считает одной из причин этой неудачи то обстоятельство, что в многочисленных теориях и программах по формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов не нашлось должного места таким важным компонентам, как физическое воспитание и ежедневная двигательная активность молодежи, что в корне неверно [5].

16 Osipov A.Yu. The Formation Of Health Competencies Of The Students In Physical Education. Krasnoyarsk State Medical University, Dept. of Physical Education, Krasnoyarsk.

365

Материалы и методы. Так как, компетенции являются формируемым качеством, то проведение занятий по физической культуре с акцентом направленным, не на развитие общих физических качеств, а на целенаправленное развитие качеств, умений и компетенций, а также внутренних жизненных ценностей, необходимых человеку для успешного освоения профессии и становления специалистом будет актуальным в настоящее время [2]. По мнению автора, для успешного формирования здоровьесберегающих компетенций необходимы следующие условия:

А) Проведение занятий по физической культуре с целью укрепления здоровья занимающихся путем увеличения уровня их двигательной активности и контроля над функциональным состоянием;

Б) Повышение мотивации студентов к занятиям путем привлечения их к активному участию в подборе и составлению комплексов физических упражнений. Ряд экспериментов проведенных автором с соблюдением данных условий доказал их необходимость и практическую значимость [3; 4].

Проведение занятий по физической культуре аэробной направленности с использованием методов объективного контроля (ЧСС, АД, МОК, ЭКГ) и активным участием студентов в организации и проведении занятий (самостоятельный подбор необходимых упражнений, контроль над функциональными показателями и т.д.) позволило достоверно (Р<0,05) повысить, как уровень функциональной и физической готовности молодых людей к нагрузкам, так и их успеваемость путем увеличения уровня мотивации к занятиям физической культурой [3; 4], по сравнению со студентами занимающимися физической культурой по обычной урочной программе занятий.

Результаты исследований позволяют утверждать о необходимости учитывать описанные автором обязательные условия проведения занятий физической культурой в вузах, при формировании и развитии у студентов здоровьесберегающих компетенций.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. №5. С.2 - 6.

2. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития, как необходимое условие развития профессионализма // Журнал СФУ. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №2. Т.5. С.167 - 171.

366

3. Осипов А.Ю. Гольм Л.А., Дорошенко О.Я. Организация занятий со студентами на основе компетентностного и здоровьесберегающего подходов // Вестник ЮУрГУ. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура. 2013. №4. С.13 - 16.

4. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник ЧГУ. 2012. №2 (39). Т.2. С. 178 - 182.

5. Перевозчиков А.С., Шапошникова М.В. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов нефизкультурных вузов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. №1. С.59 - 61.

Ключевые слова: здоровьесбережение, компетенции, физическая культура, студенты

Key words: The health care, competence, physical education, students. УДК 57.043

Павлова Л.П., Берлов Д.Н., Баранова Т.И., Чилигина Ю.А.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕЖИМОВ ОСВЕЩЕНИЯ НА СДВИГИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА17

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург,

Россия, karl@lp1884. spb. edu

За последние годы существенно возросло число разновидностей источников искусственного освещения, отличающихся физической природой, яркостью, цветовой температурой и форм-фактором. С другой стороны, характер освещения оказывает влияние на психические, когнитивные и вегетативные функции организма. Режим освещения, который обеспечивает оптимальный эффект, является предметом дискуссий. Имеющиеся данные противоречивы, из-за трудно учитываемых деталей проведения светового воздействия [5], различий в возрасте, функциональном состоянии (ФС) и

17

Pavlova L.P., Berlov D.N., Baranova T.I., Chiligina Y.A. Perspectives of Researching of the Lighting Regimes Influences on Changes of The Functional State of Human. Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.