ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ V СТУДЕНТОВ
Двигательная активность, здоровьесбережение, студенты, компетенции.
В связи с внедрением в учебный процесс вузов новых образовательных стандартов ключевым требованием к будущим специалистам стало наличие необходимых для успешной профессиональной деятельности компетенций. Авторы рассматривают проблемы формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов высших учебных заведений.
С введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения перед высшей школой встал ряд актуальных задач, требующих быстрого решения. Прежде всего необходимо пересмотреть содержание и качество образования, привести образовательные программы в соответствие с требованиями текущего времени и т. д. Одной из основных задач, поставленных перед высшими учебными заведениями, стала подготовка специалиста, обладающего всеми необходимыми профессиональными качествами. Считается, что совокупность всех требующихся человеку компетенций сформирует компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Если в прошлом уровень выпускника вуза определялся набором знаний, умений и навыков, то сегодня данный набор является недостаточным для практического решения большого числа всех жизненных и профессиональных проблем, возникающих перед молодыми специалистами.
К сожалению, следует сказать, что внедрение компетентностного подхода для многих вузов является сложной задачей. Так, Л.С. Гринкруг отмечает, что многие вузы решают ее, переписывая свою нормативно-методическую документацию (во всех текстах вместо знаний, умений и навыков, вписывая компетенции и компетентности). «К такой замене терминов в вузах будут подталкивать малая финансовая и временная затратность, традиции, психологические предпосылки, жесткие сроки внедрения новых стандартов» [Гринкруг, 2011, с. 93].
Все вышеизложенное в полной мере можно отнести к процессу физического воспитания студентов в высших учебных заведениях. Авторы были свидетелем подобной подмены терминов при написании учебных программ по физической культуре. Более того, следует отметить, что значительная часть преподавателей кафедр не понимают значения слова «компетенция». Большинство считают компетенцией студента лишь качественное выполнение физических упражнений и сдачу контрольных нормативов. По мнению Е.А. Юговой, здоровьесберегающие компетенции — это комплекс систематизированных знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии своего здоровья и здоровья окружающих. В данный комплекс должны входить умения по разработке и внедрению действенных программ сохранения здоровья, организации деятельности по профилактике и здравоохранению, владение здоровьесберегающими технологиями в своей профессиональной деятельности и т. д. [Югова, 2011, с. 214]. Несомненно, данные компетенции будут являться ключевыми для студентов вузов, т. к. постоянное увеличение информационных, психоэмоциональных нагрузок в процессе обучения, гипокинезия, малоподвижный образ жизни приводят к снижению физических кондиций и ухудшению уровня здоровья [Перевозчиков, Шапошникова, 2008, с. 59].
Научная новизна выполненной работы заключается в формировании здоровьесберегающих компетенций и эффективного физического развития на занятиях по физической культуре со студентами. Для этого использованы методики контроля над уровнем нагрузки, применяемые в профессиональном спорте.
Цель исследования — проверить в педагогических экспериментах эффективность формирования здоровьесберегающих компетенций и физического развития студентов на основе контроля, применяемого в профессиональном спорте.
Реалии сегодняшнего дня показывают нам, что успешное формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций возможны только при наличии у молодых людей необходимых эмоционально-ценностных, информационно-познавательных, креативно-деятельностных и иных мотиваций. Известно, что молодые люди, активно занимающиеся физкультурой и спортом, обладают более высоким уровнем здоровья и функциональной подготовленностью, высокой физической и умственной работоспособностью, более устойчивой психикой, дисциплинированностью и волей, активным участием в творческой жизни вуза. Из этого следует, что физическое воспитание студентов является одним из основных средств формирования здоровьесберегающих компетенций [Осипов и др., 2012г, с. 180].
Однако следует отметить, что теория в данном случае расходится с действительностью. Научные исследования, проводимые в образовательных учреждениях, показывают неприглядную картину резкого ухудшения уровня здоровья и физической готовности студентов к нагрузкам, которые могут встретиться им в последующей трудовой деятельности [Васенков, 2008, с. 91]. Наиболее негативные изменения в состоянии здоровья происходят у студентов старших курсов. Сказываются резкое падение двигательной активности в связи с отсутствием в расписании учебных занятий предмета физической культуры, напряженный график учебы, сидячий образ жизни, волнения, стрессы и т. д. Анкетирование 300 студентов Сибирского федерального университета показало, что самостоятельно продолжают заниматься физкультурой и спортом лишь 37 % старшекурсников, а используют физические упражнения как подготовку к дальнейшей трудовой деятельности лишь 24 % опрошенных [Осипов и др., 20126, с. 133]. Полностью результаты анкетирования студентов представлены в табл. 1.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов просто неправильно представляют себе, как сильно зависит уровень их здоровья от уровня ежедневной двигательной активности. Следовательно, необходимы качественные изменения в структуре и методах проведения учебных занятий по физической культуре с целью исправления создавшейся ситуации. Значительное число авторов считают, что перспективным направлением в оптимизации процесса физического воспитания будет не только активное применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, но и его спортизация [Изаак, 2010, с. 24].
Известные специалисты в области физического воспитания А.И. Завьялов и Д.Г. Миндиашвили предложили ряд методик подготовки организма к физическим нагрузкам как у профессиональных спортсменов, так и у студентов и школьников [Завьялов, Миндиашвили, 1996, с. 53]. Часть данных методик была успешно использована авторами в ходе педагогического эксперимента со студентами КрасГМУ на занятиях по физической культуре с целью получения активного оздоровительного эффекта без нарушения здоровья [Осипов, 2012а, с. 130; Осипов и др., 2012в, с. 99]. Подобный эксперимент был проведен также и со студентами СФУ с целью развития здоровьесберегающих компетенций путем увеличения двигательной активности на занятиях. Сводные данные студентов обоих вузов, полученные в ходе исследований, представлены в табл. 2.
Таблица 1
Результаты анкетирования 300 студентов I - III курсов СФУ
(по данным А.Ю. Осипова и др.)
№ п/п Вопросы Положительные ответы (%) Отрицательные ответы? (%)
1 Считаете ли вы себя относительно здоровым человеком? 84 16
2 Регулярно ли занимаетесь спортом и физическими упражнениями в свободное время? 26 74
3 Регулярно ли посещаете учебные занятия по физической культуре в вузе? 92 8
4 Какую оценку (положительную или отрицательную) даете своей физической готовности и работоспособности? 62 38
5 Занимаетесь ли дополнительно в спортивных клубах и секциях? 14 86
6 Имеете ли спортивные разряды и звания? 6 94
7 Как оцениваете качество проведения занятий преподавателями? 89 11
8 Отсутствуют у вас вредные привычки (курение, злоупотребление спиртными напитками)? 79 21
9 Полноценно и правильно ли питаетесь? 52 48
10 Соблюдаете ли режим сна и отдыха? 47 53
11 Делаете ли утреннюю зарядку, гимнастику, физкультпаузы в течение дня? 26 74
12 Как оцениваете уровень своей двигательной активности в течение дня, недели, месяца? 67 33
13 Планируете ли активно заниматься физкультурой и спортом после завершения учебных занятий на III курсе? 37 63
14 Используете ли физические упражнения как средство подготовки к последующей профессиональной деятельности? 24 76
Таблица 2
Гемодинамические показатели исследуемых студентов экспериментальных и контрольных групп КрасГМУ и СФУ в покое до и после окончания экспериментов (по данным А.Ю. Осипова)
Группа До или после эксперимента Статист. символы ЧСС, уд./мин. Артер. давл., (мм рт.ст.) Объемы крови
сист. диас. СО (мл) МОК (л)
Контрольная (КрасГМУ) До эксп. Хер ± т 72 ±2 110 ± 5 70 ±3 63 ±5 4,6 ±0,6
Контрольная (КрасГМУ) После эксп. Хер ± т 70 ±2 115 ± 5 75 ±3 66 ±6 4,5 ±0,7
Эксперимент (КрасГМУ) До эксп. Хер ± т 75 ±2 115 ± 5 75 ±4 66 ±7 5,6 ±0,4
Эксперимент (КрасГМУ) После эксп. Хер ± т 73 ±2 120 ±4 70 ±5 61 ±6 4,5 ±0,3
Контрольная (СФУ) До эксп. Хер ± т 74 ±2 112 ±5 72 ±3 74 ±5 4,8 ± 0,6
Контрольная (СФУ) После эксп. Хер ± т 70 ±2 116 ±5 74 ± 3 66 ±6 4,6 ± 0,8
Эксперимент. (СФУ) До эксп. Хер ± т 76 ±2 114 ± 5 75 ±4 63 ± 5 5,0 ±0,4
Эксперимент. (СФУ) После эксп. Хер ± т 70 ±2 110 ± 4 70 ± 5 62 ±6 4,3 ± 0,6
Данные эксперимента показывают, что увеличение двигательной активности студентов в сочетании с методиками сохранения здоровья является действенным способом формирования здоровьесберегающих компетенций [Осипов и др., 2012г, с. 181]. Снижение такого важного параметра, как МОК, присутствует у студентов всех групп, но достоверное уменьшение (Р<0,05) зарегистрировано у студентов экспериментальных групп обоих вузов. Это свидетельствует о более экономичной работе сердечнососудистой системы исследуемых студентов, повышении их уровня готовности к физическим нагрузкам и в известной мере об укреплении уровня их здоровья. А поскольку студенты в ходе эксперимента сами могли определять подбор физических упражнений и дозировать уровень нагрузки, то можно говорить о формировании и развитии у них необходимых здоровьесберегающих компетенций (наличие знаний, умений, навыков и практического опыта по сохранению и укреплению уровня своего здоровья). Основной проблемой формирования данных компетенций у студентов являются резкое снижение двигательной активности (от курса к курсу) и отсутствие современных методов контроля над уровнем получаемой на занятиях нагрузки. Также следует отметить полную зависимость студентов от преподавателя в вопросе подбора и интенсивности физической нагрузки на занятиях. Занимающиеся не принимают никакого участия в разработке и составлении программ сохранения и укрепления здоровья и комплексов необходимых физических упражнений. Следовательно, отсутствует одно из основных условий формирования здоровьесберегающих компетенций — наличие необходимых знаний и умений по разработке и внедрению действенных программ сохранения здоровья.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
1. Учебный процесс у студентов различных курсов и специализаций должен строиться на привлечении новых методик, позволяющих повысить уровень двигательной активности без ущерба их здоровью. Студенты экспериментальных групп, демонстрирующие более высокий уровень двигательной активности по сравнению со студентами контрольных групп, показывают и более высокие результаты готовности организма к физическим нагрузкам, которые встретятся им в их дальнейшей трудовой деятельности.
2. Для формирования здоровьесберегающих компетенций на занятиях по физической культуре со студентами целесообразно использовать методики контроля над уровнем нагрузки, применяемые в профессиональном спорте. Например, авторские разработки профессоров А.И. Завьялова и Д.Г. Миндиашвили, использованные авторами в своих экспериментах, доказали высокую эффективность. Достоверное снижение такого важного параметра, как МОК — интегрального показателя энергозатрат, свидетельствует о повышении уровня готовности организма к физическим нагрузкам и укреплении уровня здоровья студентов.
Библиографический список
1. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 91—92.
2. Гринкруг Л.С. Условия совершенствования структуры управления проектом обновления образовательной системы вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17), т. 1: Психологопедагогические науки. С. 92—97.
3. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Физическое воспитание студенческой молодежи: учеб. пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 1996. 128 с.
4. Изаак С.И. Инновационные подходы в управлении состоянием здоровья студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях // Материалы международного спортивного форума «Россия — спортивная держава». М., 2010. С. 24—26.
5. Осипов А.Ю. Методы объективной оценки уровня здоровья и функциональной готовности студентов// В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012а. № 5.1 (29). С. 126—137.(Проблемы науки и образования).
6. Осипов А.Ю., Коновалова Р.И., Бирдигулова И.Ю. Оптимизация учебно-образовательного процесса по дисциплине «физическая культура» // Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития: материалы Всерос. науч.-практич. конф. Иркутск. Аспринт, 20126. Т. 1. С. 132—134.
7. Осипов А.Ю., Тимофеев А.В., Вапаева А.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы средствами оздоровительной аэробики // Вестник КГПУ 2012в. № 1 (19). С. 97-100.
8. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012г. № 2 (39). Т. 2. С. 178—182.
9. Перевозчиков А.С., Шапошникова М.В. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов нефизкультурных вузов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. № 1. С. 59-61.
10. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17), т. 1: Психолого-педаго-гические науки. С. 213—217.