ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Оздоровительная аэробика, физическая нагрузка, функциональная готовность, студенты, специальные медицинские группы.
Проблемы физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем на сегодняшний день занимают ведущее место в образовательной деятельности высших учебных заведений. Авторы предлагают для их решения использовать в учебном процессе методики А.И. Завьялова с целью повышения уровня функциональной готовности и укрепления здоровья занимающихся.
Сейчас все большее число специалистов в области физической культуры и физического воспитания привлекают внимание общественности к проблемам физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Такое повышенное внимание к данному контингенту объясняется тем, что количество студентов, получающих направления как в специальные медицинские группы, так и в группы лечебной физкультуры, неуклонно повышается [Осипов, Тяжельникова, 2011, с. 149]. По данным исследований, проводившихся в различных высших учебных заведениях, от четверти до половины обучающихся в них студентов не могут считаться абсолютно здоровыми. Различные заболевания, избыточная масса тела, вредные привычки в сочетании со слабым физическим развитием, пониженной работоспособностью, низким уровнем двигательной активности, минимальными функциональными резервами организма создают таким студентам серьезные трудности в адаптации к учебному процессу [Бартновская, Кравченко, 2004, с. 142]. Те же авторы отмечают, что эффективность занятий физической культурой для студентов специальных медицинских групп зависит не только от организации их учебного процесса, но и от правильного выбора программы занятий, а также от должного контроля над воздействием физической нагрузки на организм. Л.А. Бартновская считает, что успешность занятий со студентами специальных медицинских групп в немалой степени зависит от их индивидуального физического состояния, под которым подразумеваются их физическое развитие и функциональная готовность [Бартновская, 2011, с. 33]. Построение же учебных занятий для студентов с ослабленным здоровьем должно происходить, по мнению данных авторов, на основе оптимального сочетания правильно подобранных общеразвивающих и специальных упражнений. Ведущим средством оздоровительной физической культуры для таких студентов авторы считают аэробику.
Подобных взглядов придерживаются многие исследователи. Так, например, Г.А. Зайцева считает, что занятия оздоровительной аэробикой не только оказывают на занимающихся активный оздоровительный эффект, но и являются мощным средством повышения мотивации студентов к занятиям по физической культуре. Более того, поскольку выбор физических упражнений для студентов с ослабленным здоровьем ограничен их слабыми физическими возможностями, занятия аэробикой в вузах приобретают все большую популярность [Зайцева, Медведева, 2007, с. 54].
H.H. Сетяева в своих исследованиях выделяет три основных методических принципа, которые должны использоваться на занятиях со студентами специальных медицинских групп. Первый принцип заключается в оздоровительной направленности использования средств физической культуры. Второй — состоит в дифференцированном подходе к использованию различных физических упражнений в зависимости от характера заболеваний, возраста, пола и уровня адаптации к физическим нагрузкам. Третий — в профессионально-прикладной направленности проводимых занятий [Сетяева, 2010, с. 36]. Можно сказать, что все перечисленные принципы реализуются во время занятий оздоровительной аэробикой. При проведении занятий используются следующие средства физической культуры: ходьба, бег, подскоки и прыжки, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание. Общепринятая структура занятия включает в себя следующие части: подготовительная — занимает 10 % от общего времени, темп умеренный, ЧСС составляет 50 % от максимума, или около 100 уд. / мин. Максимум высчитывается по формуле: 220 — возраст занимающегося. Основная часть занимает 75—80 % от общего времени, темп высокий, ЧСС достигает 80 % от максимума, или 160 уд. / мин. Заключительная часть занимает 10—15 % времени, характеризуется выполнением упражнений на расслабление с глубоким дыханием и понижением темпа их выполнения [Ветрова, 2004, с. 245].
К сожалению, существует противоречие между данным построением учебно-тре-нировочного занятия и явлением, получившим название закона суперкомпенсации. Сущность закона состоит в том, что интенсивность получаемой на занятии нагрузки напрямую связана с последующим восстановлением. Чем больше уровень нагрузки, тем выше фаза суперкомпенсации [Завьялов, Миндиашвили, 1992, с. 42]. Те же авторы считают, что взаимосвязь между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки у большинства людей имеет линейный характер, вплоть до пульса 170—180 уд. / мин., а зона оптимального функционирования кар-диореспираторной системы ограничивается диапазоном пульса 170—180 уд. / мин. [Завьялов, Миндиашвили, 1996, с. 53]. Из этих данных явствует, что учебно-тренировочное занятие со студентами должно проходить с нагрузкой, при которой ЧСС будет колебаться от 170 до 180 уд. / мин. Следовательно, необходим такой подбор физических упражнений достаточной интенсивности, который обеспечит необходимую частоту сердцебиений.
Известный специалист в области физического воспитания профессор А.И. Завьялов выявил и экспериментально обосновал положительное влияние стандартизированного бега на организм занимающихся. Методики, предложенные им, давно и успешно используются в различных образовательных учреждениях нашей страны. Особую ценность для авторов статьи представляет положение о необходимости завершения тренировочной нагрузки при достижении ЧСС, равной 180 уд. / мин. [Завьялов, Мельчакова, 2004, с. 160]. Суть данной методики представляет собой организацию занятий со студентами таким образом, чтобы беговые упражнения выполнялись с определенной длиной шага (от 0,9 до 1,2 метра). После определенного промежутка времени, как правило, 3 минут, измерялась ЧСС. В зависимости от результата подбиралась дальнейшая нагрузка (увеличение или уменьшение длины шага). Следовательно, на каждом учебно-тренировочном занятии студенты выполняли беговые упражнения до достижения определенной частоты сердцебиений и получали максимальный тренировочный эффект без нарушения здоровья, так как объем физической нагрузки соответствовал их текущему функциональному состоянию.
Для того чтобы повысить качество учебно-тренировочного процесса по дисциплине «физическая культура», авторами статьи было принято решение провести педагогический эксперимент с двумя группами студентов КрасГМУ, отнесенных по
данным врачебного обследования к специальной медицинской группе. Контрольная группа должна была заниматься оздоровительной аэробикой по общепринятым методикам. Занятия экспериментальной группы строились с учетом применения в основной части занятия стандартизированных беговых упражнений. Цель эксперимента — повышение уровня функциональной готовности студентов к физическим нагрузкам и увеличение их двигательной активности за счет целенаправленного воздействия на организм занимающихся беговыми упражнениями по принципу развивающих тренировок «для каждого по способностям». Научная новизна исследования состояла в том, что повышение двигательной активности студентов экспериментальной группы осуществлялось средствами оздоровительной аэробики с использованием методик А.И. Завьялова. В программе эксперимента были предусмотрены занятия стандартизированными беговыми упражнениями по методике А.И. Завьялова [Завьялов, 1997, с. 140] с регистрацией ЧСС перед занятием, после выполнения заданий преподавателя, по ходу занятия и после его окончания. При выявлении необходимых кондиций утомления по данным ЧСС, полученным в процессе выполнения физических упражнений, студенту предлагалось прекратить занятие с похвалой от преподавателя за отличную работу. Такой педагогический прием стимулировал других ребят к активному выполнению получаемых заданий, повышал эмоциональность и эффективность каждого занятия.
К занятиям допускались только те студенты, у которых перед началом занятия фиксировалась ЧСС без отклонений. Если наблюдались какие-то отклонения, то такие студенты допускались только на легкую разминку. Критерием уменьшения нагрузки или прекращения занятия было появление ЧСС более 180 уд. / мин. как возможного варианта перегрузки при выполнении физических упражнений.
В начале и в конце учебного года студенты обеих групп прошли специальное тестирование, позволяющее определить их уровень готовности к физическим нагрузкам. Каждый студент должен был выполнить 30 приседаний за 30 секунд. Фиксировались ЧСС, артериальное давление, а также по таблицам А.И. Завьялова систолический и минутный объемы крови. Результаты данного исследования показывают, что частота сердцебиений незначительно понизилась в обеих группах. Также незначительные изменения произошли с показателями артериального давления и систолического объема. Зато показатели минутного объема крови у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной достоверно уменьшились (Р<0,05) — с 5,7±0,4 л / мин. до 4,9±0,3 л / мин. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень функциональной готовности студентов экспериментальной группы к физическим нагрузкам достоверно выше. Следовательно, эксперимент можно признать успешным. Полученные в ходе эксперимента данные о гемодинамических показателях студентов экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице.
Таблица
Гемодинамические показатели студентов в покое до и после окончания эксперимента
Группа До или после эксперимента Статист. символы ЧСС (уд./мин.) Артер. дав л. (мм рт. ст.) Объемы крови
сист. диас. СО (мл) МОК (л)
Контрольная До эксп. Хср±т 74±2 115±5 73±3 68±5 5,1±0,6
Эксперимент. До эксп. Хср±т 77±2 120±5 79±4 75±7 5,7±0,4
Контрольная После эксп. Хср±т 73±2 120±5 78±3 72±6 5,3±0,7
Эксперимент. После эксп. Хср±т 72±2 124±4 75±5 69±6 4,9±0,3
Проведенные авторами исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Учебно-тренировочный процесс по дисциплине «физическая культура» в различных образовательных учреждениях нуждается в привлечении новых методик педагогического контроля, например методик А.И. Завьялова, которые показали высокую эффективность при контроле над нагрузкой у студентов экспериментальной группы.
Для получения наиболее полного и качественного оздоровительного эффекта на каждом занятии необходима физическая нагрузка высокой интенсивности с ЧСС не менее 180 уд. / мин.
Комплекс заданий для студентов специальной медицинской группы должен сочетать стандартные, несложные по структуре выполнения и понятные занимающимся упражнения, такие как бег и ходьба.
Библиографический список
1. Бартновская JI.A. Оценка эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской груттпът вуза // Вестник КГТ1У им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17) Т. 1: Психолого-педагогические науки. С. 33-39.
2. Бартновская JLA., Кравченко В.М. Физическая подготовка студенток с ослабленным здоровьем на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок // Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы II Региональной науч.-практ. конф. (с межд. участием). Красноярск, 25-26 ноября 2004 года. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 142-144.
3. Ветрова И.В. Аэробика — путь к гармонии и совершенству// Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы II Региональной науч.-практ. конф. (с межд. участием). Красноярск, 25— 26 ноября 2004 года. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 244-246.
4. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Биопедагогика или спортивная тренировка. Красноярск: Полис, 1992. 64 с.
5. Завьялов А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов: дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1997. 359 с.
6. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Физическое воспитание студенческой молодежи: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996. 128 с.
7. Завьялов Д.А., Мельчакова Г.Г. Методика применения стандартизированного бега для повышения работоспособности студентов // Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы II Региональной науч.-практ. конф. (с межд. участием). Красноярск, 25—26 ноября 2004 года. Красноярск: РИО КШУ, 2004. С. 158-160.
8. Зайцева Г.А., Медведева O.A. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях. М.: Физкультура и спорт, 2007. 104 с.
9. Осипов А.Ю., Тяжельникова М.В. Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях. На примере КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого // Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 17-18 марта 2011 г.) / под ред. И.Л. Левиной. Новокузнецк, 2011. С. 148-150.
10. Сетяева H.H. Физическое воспитание в специальных медицинских группах педагогического вуза // Теория и практика физической культуры. 2010. № 2. С. 34-38.