Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей модели поведения у студентов высших учебных заведений'

Формирование здоровьесберегающей модели поведения у студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
396
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / HEALTH / HEALTHY LIFE-STYLE / BEHAVIOR MODEL / CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Югова Елена Анатольевна

В статье рассматривается современное состояние здоровья населения и отдельно взятой юношеско-подростковой группы. Выделяются различные модели поведения студентов в отношении ведения здорового образа жизни. Приводится характеристика здоровьесберегающей модели поведения. Даются рекомендации по ее формированию у студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-maintaining behavior model of higher school students

This article discusses the current health conditions of the population and, in particular, an adolescent group. Different behavior models of students are distinguished with regard to their healthy lifestyle and the characteristics of health-maintaining behavior model. The author suggests the ways to develop' health-maintaining behavior model of university students.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей модели поведения у студентов высших учебных заведений»

УДК 37:001.32;37:005.745

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

Е. А. Югова

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Современная Россия в части демографии и состояния здоровья населения сталкивается с проблемами, характерными для большинства развитых стран. Это низкая рождаемость, старение населения и увеличение распространенности хронических неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, инфаркты, инсульты, сахарный диабет, онкологические заболевания и др.) [1].

Характерной особенностью состояния здоровья российского общества является катастрофически растущий алкоголизм, табакизм, наркотизм и растление молодежи. Академик В. П. Петленко определил ситуацию в стране, как «умерщвление здоровья нации». Средняя продолжительность жизни в России мужчин и женщин (1999 г.) составила 63,5 и 74,3 лет соответственно. В то время как, например, во Франции 71,8 года у мужчин и 80 лет у женщин. В США мужчины живут дольше, чем в России на 11 лет, женщины на 7. Примерно 70 % всех смертей в России приходится на болезни системы кровообращения и новообразования. Каждый год население России уменьшается почти на миллион человек. Но процесс воспроизведения нации и народа России зависит не только от политики государства, но и от здорового образа жизни каждого человека, точнее от того, как он видит мир, какова его система ценностей в этом мире [2].

В последнее десятилетие продолжает снижаться уровень здоровья населения России. Растет заболеваемость, в том числе теми болезнями, которые в советский период считались практически изжитыми; резко увеличилась инвалидизация населения. Беспрецедентно для мирного времени возросла смертность населения в целом — более чем на треть, в трудоспособном возрасте — в 1,5 раза. Чрезвычайно высока смертность мужчин в трудоспособном возрасте (в 2,5-4,0 раза выше, чем в западноевропейских странах, США и Японии). Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны [3, 4].

По мнению Н. М. Римашевской, демографический кризис, который переживает Россия в последнее десятилетие, проявляется не только в процессе естественной убыли населения, в результате которой за истекшие 7 лет страна потеряла 5 млн чел. Более существенным является снижение качественных параметров российского населения. По данным ЮНДП (программа развития организации объединенных наций), индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России неумолимо падает. По оценкам экспертов, 70 % населения живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств [5].

Общественное и как следствие — индивидуальное здоровье формируется и поддерживается совокупностью условий повседневной жизни населения. При этом образ жизни и экономические факторы играют доминирующую роль. Кроме этого, у населения России формируется отношение к здоровью как к неприкасаемой частной собственности, с которой сам владелец может обходиться, как заблагорассудится. Можно

© Е. А. Югова, 2012

говорить о двойственном отношении к ценности здоровья — на словах она признается, но фактически стоит на втором месте (осознанно или нет) после материальных благ. Однако, сохранение и поддержание здоровья индивида и всего населения — часть культуры общества и его характеристика. Но на данном этапе развития общества социальная политика государства неадекватна состоянию здоровья населения, уровень которого неудовлетворителен. Ситуация, сложившаяся в области здравоохранения населения, представляет угрозу успешному выживанию и активному развитию нашего общества. Каждое следующее поколение россиян рождается менее здоровым, а возможно, вместе с тем и менее жизнеспособным [6].

В силу этого значительная роль в поддержании и сохранении здоровья населения должна принадлежать образовательным учреждениям, в том числе высшего профессионального образования.

Современные студенты, для достижения высокого профессионального мастерства в будущем, испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма. Что на фоне отсутствия системы здоровьесберегающих механизмов в работе многих учебных заведений приводит к тому, что по истечении примерно трех лет после окончания университета у молодых специалистов развивается ряд хронических неинфекционных заболеваний, таких как гастриты, панкреатиты, неврозы и т. д. В результате они не могут работать в полную силу, принося пользу учреждению, где они работают и как следствие государству и самим себе. Таким образом, современное образовательное пространство становится фактором, снижающим уровень здоровья студентов.

Также имеются данные о наличии причинно-следственной зависимости между общим уровнем заболеваемости подростково-юношеской популяции, изменением структуры заболеваемости, преобладанием определенных нозологий от воздействия различных по характеру и интенсивности техногенных нагрузок окружающей среды. Отметим, что большинство высших учебных заведений располагается в крупных промышленных городах. Отмечается снижение выносливости сердечно-сосудистой системы при физических нагрузках, нарушение показателей адаптационного потенциала системы кровообращения [7].

Кроме этого, студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которой сопряжена с рядом особенностей. Ими являются значительные временные затраты на учебный процесс, необходимость изучить большое количество дисциплин за короткий срок, отсутствие своевременного питания, что приводит к выраженному нервно-эмоциональному напряжению и снижению резервов здоровья.

Повышение уровня профессионального самосознания — фундаментальное условие дальнейшего профессионального развития будущего специалиста и его индивидуального здоровья. Выходя из стен вуза, выпускник должен обладать компетентно-стями, позволяющими ему сохранить статус здорового человека как можно дольше. С этой целью в процессе обучения необходимо формировать у него такую модель поведения, которая обеспечит ведение здорового образа жизни.

Многофакторный анализ исследования мотивации студентов на ведение здорового образа жизни [8-10] позволил нам выделить основные критерии, составляющие здоровьесберегающую модель поведения студентов. Основными на наш взгляд являются такие критерии как: отсутствие вредных привычек, рациональное питание, физи-

ческая (двигательная) активность, режим труда и отдыха, психогигиена и профилактика заболеваний. Эти факторы, если не вызывают болезнь, то с большой долей вероятности влияют на ее возникновение и развитие.

Под вредными привычками понимают привычки, оцениваемые негативно с точки зрения социальных норм поведения или по отношению к процессу формирования личности. Привычка, в свою очередь, это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Многие вредные привычки имеют характер зависимости. Наиболее распространенными из них являются курение, алкоголизм, наркомания, игровые зависимости.

Рациональное питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Понятие рационального питания включает соблюдение трех основных принципов:

1) обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности;

2) удовлетворение потребности организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ;

3) соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме).

Физическая (двигательная) активность — вид деятельности человеческого организма, при котором активация обменных процессов в скелетных (поперечно-полосатых) мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Как физиологический процесс физическая активность присуща любому человеку. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Низкая физическая активность (гиподинамия) может быть причиной развития мышечной атрофии. Если гиподинамия сочетается с погрешностями в пищевом рационе (прием высококалорийной пищи в большом количестве), это неминуемо приведет к развитию ожирения. Высокая — сопровождается увеличением мышечной массы (гипертрофией), укреплением костей скелета, повышением подвижности суставов. Следует говорить и об оптимальной физической активности, которая позволяет человеку сохранять или улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний, в том числе и фатальных. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятий подвижными видами спорта, танцами, а также за счет гимнастических упражнений.

Режим труда и отдыха это соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного периода.

Психогигиена это раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Также она изучает факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывает рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психогигиена тесно связана с психологией, социологией, педагогикой, а также с психотерапией и психопрофилактикой.

Профилактика заболеваний это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в том числе улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды.

Положив в основу классификации приведенные выше критерии, мы выделяем следующие типы моделей поведения, определяющие готовность студентов вести здоровый образ жизни.

Неустойчивая модель поведения: субъект злоупотребляет алкоголем, никотином или любыми другими психоактивными веществами; не имеет знаний и навыков в области здорового питания; имеет низкую физическую (двигательную) активность; не соблюдает режим труда и отдыха, не имеет понятия о психогигиене; не занимается профилактикой заболеваний.

Полустрогая модель поведения: субъект время от времени злоупотребляет алкоголем, никотином или любыми другими психоактивными веществами; имеет низкие знания и незначительные навыки в области рационального питания; имеет нерегулярную физическую (двигательную) активность; допускает серьезные ошибки в режиме труда и отдыха; имеет низкий уровень психогигиены; профилактические мероприятия носят хаотичный характер.

Стабильная модель поведения: субъект в разумных пределах (то есть не наносит вред жизни и здоровью) употребляет алкоголь; не употребляет никотин и психоактивные вещества; имеет достаточные знания и навыки в области рационального питания; регулярную, но не частую физическую активность; рационально корректирует режим труда и отдыха; имеет средний уровень психогигиены; проходит плановые профилактические мероприятия.

Устойчивая/ здоровьесберегающаямодель поведения (направлена на сохранение и поддержание здоровья): субъект не употребляет алкоголь, никотин и любые другие психоактивные вещества; имеет хорошие знания и навыки в области рационального питания; регулярную физическую активность; грамотно планирует режим труда и отдыха; имеет высокий уровень психогигиены; регулярно занимается профилактикой здоровья (рис. 1).

Теоретики в области моделирования подчеркивают, что модели во всех случаях выступают как аналоги объектов исследования, то есть они сходны с последними, но не тождественны им. С их помощью можно иллюстрировать ту или иную область знаний, умений, способностей руководителя педагогической системы, педагога, учащегося определить, какими они должны быть с точки зрения искомого результата. Это дает нам знание о том, что должно быть сформировано. Сопоставление того, что формирует система, с тем, что должно быть сформировано, дает возможность так или иначе квалифицировать имеющуюся педагогическую систему и осуществлять сознательный поиск путей ее совершенствования.

Одно из важнейших требований к модели — ее воспроизводимость — удовлетворяется таким образом: педагогическая система вуза, содействующая формированию признаков, заключенных в оптимальной модели деятельности профессионала (в нашем случае готовность к ведению здорового образа жизни), выполняет функцию обучения основам профессионального мастерства (готовность к здоровьесберегаю-щей деятельности при выполнении своих профессиональных обязанностей, а также поддержание и сохранение индивидуального здоровья в течение жизни).

Для успешного функционирования здоровьесберегающей модели поведения необходимо в каждом высшем учебном заведении внедрять комплексную учебную программу, включающую блоки, формирующие установки на ведение здорового образа жизни. На сегодняшний день элементы здоровьесберегающей деятельности практически во всех вузах (исключение составляют педагогические и медицинские вузы) внедряются только через дисциплину «физическая культура». Данная дисциплина реализует, как правило, одно направление здоровьесберегающей деятельности — физическая (двигательная) активность. Остальные составляющие либо реализуются в неполной мере (профилактика вредных привычек), либо совсем отсутствуют. Таким образом, для целостной реализации здоровьесберегающей модели поведения в качестве основных направлений в комплексе разрабатываемых программ предлагаем выделить следующие:

• приобретение знаний о строении и функциях организма человека;

• создание установки на ценность собственного здоровья;

• приобретение знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;

• овладение способами поведения, сохраняющими и преумножающими здоровье;

• умение применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

• самостоятельный поиск студентами средств для сохранения и накопления здоровья.

Современные здоровьесберегающие учебные программы должны включать системы заданий с элементами инновационной деятельности. Кроме этого, усложнение системы научных знаний, их интеграция и дифференциация требуют от профессорско-преподавательского состава расширения и углубления квалификации за счет умения создавать междисциплинарные программы, объединяющие несколько дисциплин.

В нашем случае при разработке программ по формированию здоровьесберегающей модели поведения необходимо объединение специалистов, как в области физической культуры, так и физиологов, педагогов, психологов, социологов и т. д. Кроме этого, деятельность преподавателя должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для сознательного выбора студентом «здоровьесберегающей траектории собственного развития». Преподавателю необходимо помочь студенту при уточнении целей для ведения здорового образа жизни, совместно осуществить планирование здоровьесбе-регающей деятельности, грамотно проконсультировать по применению конкретных учебников, средств и приемов укрепления здоровья. Выпускник вуза, ориентируясь на предлагаемую здоровьесберегающую модель поведения, должен не только владеть теоретической информацией, но и уметь реализовывать свой личный потенциал здоровья, проявлять желание осваивать новый опыт в области здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих высокую эффективность при поддержании и сохранении здоровья.

Таким образом, при разработке концептуальных основ нового типа общеобразовательных учебных заведений, поиске более совершенных форм и методов обучения, ориентированных на всестороннее творческое развитие личности, необходимо учитывать потребность государства и общества в здоровых специалистах и внедрять в учебные планы основных образовательных программ всех вузов учебные дисциплины, формирующие здоровьесберегающую модель поведения студентов.

Литература

1. Баранов А. А. и др. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестн. РАН. 2009. № 5. С. 25-49.

2. Прохоров Б. Б. Здоровье населения России в прошлом, настоящем и будущем // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1. С. 148-163.

3. Иванов В. Н., Суворов А. В. Проблемы охраны здоровья населения России // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 99-113.

4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (Одобрена распоряжением Правительства РФ) от 24 сент. 2001 г. № 1270-р // Рос. газета. 2001. 16 окт.

5. Римашевская Н. М. Социальные проблемы в условиях формирования рыночных отношений в России: «хотели как лучше, а получилось как всегда» // Экономические реформы в России и КНР: проблемы и перспективы. М.: Экономика, 2000. С. 169.

6. Паначев В. Д. Здоровье населения России как философско-антропологическая проблема // Вестн. Пермск. гос. техн. ун-та. Культура, история, философия, право. 2009. № 1. С. 76-79.

7. Орехова С. Н. Состояние здоровья и физического развития студентов-подростков из южного региона России // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2007. № 12. С. 157-160.

8. Югова Е. А. Анализ уровней физического здоровья студентов профессионально-педагогического вуза // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2009. № 2 (25). С. 205-207.

9. Югова Е. А. Качество здоровья студентов факультетов физической культуры в условиях современного образовательного пространства // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 3 (58). С. 233-236.

10. Югова Е. А. Рациональная организация учебного процесса как условие формирования здорового образа жизни студентов // Вестн. Челябинск. гос. пед. ун-та. 2011. № 6. С. 168-176.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.