Научная статья на тему 'Формирование высокотехнологичных промышленных предприятий в особых экономических зонах'

Формирование высокотехнологичных промышленных предприятий в особых экономических зонах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование высокотехнологичных промышленных предприятий в особых экономических зонах»

13.17. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Мысаченко В.И., к.э.н., професор

Московский гуманитарный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Отечественная экономика требует проведения структурной перестройки, как в национальном масштабе, так и на отдельном предприятии. Структурные преобразования промышленности, ядра российской экономики, осуществляются не только через реструктуризацию действующих предприятий, но и благодаря появлению новым компаниям. В данном случае речь идет о создании новых компаний с «чистого листа», не обремененных прошлыми проблемами, с новыми технологиями производства и управления. Чему же должно быть уделено большее внимание: предприятиям, требующим реструктуризации или формированию новых высокотехнологичных предприятий? Ответ на данный вопрос волнует многих исследователей, так как он во многом определит будущие приоритеты промышленной политики. Решение этого вопроса во многом связано с нахождением особых экономических условий для появления новых предприятий. Создать благоприятные условия для формирования предприятий можно за счет использования потенциала особых экономических зон: инновационных центров, бизнес - инкубаторов и технопарков. Это подтверждает опыт западноевропейских, североамериканских стран и Китая.

Во многих станах технопарки составляют организационную основу инновационных процессов. Они играют важную роль в переносе высоких технологий из области фундаментальных разработок в производство и способствуют коммерциализации науки, конкурентоспособности продукции на мировом рынке, позитивным структурным изменениям в экономике.

В основе «паркового движения» лежат четыре принципа:

- создание максимально благоприятных условий для наукоемкого про производства, инновационного бизнеса и, таким образом, научно-технического прогресса;

- максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки, производства и коммерции;

- объединение «под одной крышей» фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обмена идеями и опытом.

Технологический парк представляет собой территориально - сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурными (рисковыми) фирмами, занятыми коммерческим освоением перспективных научных, технологических нововведений и идей. Создание технологических парков обычно не требует разрешения правительственных органов. Инициатива организации парков зачастую принадлежит местным или региональным властям, которые на базе новых технологий решают важные проблемы социально-экономического развития. Руководство деятельностью технопарка со стороны местных властей и государства осуществляется по трем основным направлениям: законодательство, финансирование и развитие, прямое участие. Правительство разрабатывает крупномасштабные программы -поддержки малого и среднего бизнеса, поощрения и развития новых технологий, содействия кооперации науки и промышленности. Местные власти обеспечивают условия, содействующие привлечению специалистов к работе по инновационным проектам и созданию на этой основе малых наукоемких фирм.

Каждый из участников технологического парка реализует свои собственные цели:

- повышение эффективности национальной экономики, рост конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке (правительство);

- решение региональных социально - экономических проблем (местные власти);

- завоевание сектора рынка в условиях жесткой конкуренции (мелкий и средний бизнес);

- получение возможности на выгодных условиях покупать высокие технологии (крупная промышленность);

- получение прибыли за счет более высокой окупаемости вложений в инновации по сравнению с другими видами вложений (финансовый капитал); получение средств на развитие науки и системы обучения (университет).

Технологические парки весьма многообразны. Так, в США насчитывается около 150 парков. Конкретные формы их управления и организации не единообразны. Среди них встречаются два основных типа: те, что возникли спонтанно по инициативе отдельных личностей или частных организаций, и такие которые были созданы по решению правительства отдельных штатов. Особенно известные и эффективно действующие парки относятся к первому типу. Среди них: Технологический парк Силиконовая долина (Калифорния); «Бостонский маршрут 128», расположенный рядом с Массачусетским технологическим институтом; Парк - треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где расположены три университета - университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.

Финансирование парков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемые университетами, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств (некоторые парки функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями). Несмотря на разнообразие форм управления, и источников финансирования, всем паркам присуща характерная черта: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает представление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, оказания консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, содействие в получении займов.

К фирмам - клиентам парка, предъявляется ряд требований. Это, прежде всего, принадлежность фирмы к числу наукоемких, перспективность разработок фирмы с точки зрения коммерческой выгоды. Оба критерия определяют будущий успех фирмы и парка в целом.

В парке действуют фирмы разных типов:

- фирмы, созданные в бизнес-инкубаторе парка, принадлежащие ему и специализирующиеся на передаче технологий и оказании научно - консультационных услуг;

- авторские фирмы;

- самостоятельные фирмы, вышедшие из инкубатора;

фирмы, принадлежащие крупным предприятиям, в т. ч. и зарубежным;

- фирмы, перешедшие в парк из сферы науки, малого и среднего бизнеса и из крупной промышленности и реализующих исследования ученых или ноу-хау.

Срок пребывания фирмы в парке оговаривается в контракте и зависит от перспективности проекта и возможности доведения его до потребителя. Под защитой парка фирмы активнее осваивают новые технологии, методы предпринимательства, используют профессионалов в области маркетинговых структур и в результате обеспечивают высокую конкурентоспособность своей будущей продукции.

Еще одна характерная черта деятельности парков -их сотрудничество с промышленными компаниями, которые в свою очередь получают доступы к университетским ресурсам (имеют возможность привлекать к работе преподавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться университетской базой данных, библиотекой и т.д.). Для парка, и в частности для университета как основного его подразделения, подобное сотрудничество дает возможность непосредственно участвовать практической реализации идей и результатов исследований, использовать современное исследовательское обору-

дование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, обеспечивать дополнительные заработки сотрудников университета. Нередко на территории парка создается и промышленное производство, правда, при условии, что оно предназначено для выпуска оптовых партий продукции, сборки высокотехнологичных изделий.

Совокупность технологических парков, инкубаторов бизнеса и различных структур, которые обеспечивают жизнедеятельность города, образует более высокую ступень «паркового движения» - технополис. В них обеспечиваются непрерывное воспроизводство инноваций, их ускоренная апробация, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок, внедрение их в практику. Это хорошо зарекомендовавшая себя и интенсивно развивающаяся форма интеграции науки и производства. В мире насчитывается более сотни технополисов (в т. ч. 18 в Германии, 21 в Великобритании, 19 в Японии) и несколько сотен проектируется. Технополисы позволяют ускорить инновационные процессы в экономике, повышать их эффективность за счет ускорения воплощения идей в опытных образцах новых видов продукции и технологий, их отработки и внедрения в производство.

В отечественной практике идеи, аналогичные технополисам (даже опережающие их, например, Новосибирский Академгородок - «инъекция» науки в развитие хозяйства Сибири), также нашли свое воплощение. Наиболее эффективное развитие они получили в сфере военной экономики: большинство «закрытых» городов выполняли роль отраслевых технополисов оборонной направленности. Их конверсия, т.е. перевод на разработку и производство гражданской продукции, является сегодня актуальной задачей, которая имеет непосредственное отношение к активным структурным преобразованиям отечественной промышленности.

Современный этап развития свободных экономических зон, связанный с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», может внести заметный вклад в формирование новых высокотехнологичных промышленных предприятий.

Закон № 116-ФЗ регулирует следующие базовые вопросы:

- типы особых экономических зон в России; -правовое положение резидентов особой экономической зоны;

-государственное регулирование и государственный контроль на территории зоны;

-порядок заключения, изменения и расторжения, а также существенные условия соглашений о промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности, заключаемых с инвесторами;

-порядок предоставления земельных участков инвесторам и режим землепользования в особой экономической зоне;

-основы налогообложения резидентов особых экономических зон и таможенный режим.

В соответствии с Законом № 116-ФЗ в России могут создаваться особые экономические зоны двух типов:

- промышленно-производственные;

- технико-внедренческие (технопарки).

Промышленно-производственные зоны создаются

на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км. Технико-внедренческие зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 кв. км. Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Требования по ограничению территории особой экономической зоны обусловлены необходимостью концентрации затрат на обустройство инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий, а также концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.

Среди технико-внедренческих зон, действующих в России, наиболее широко представлены технологические парки (технопарки). В настоящее время в России создано 29 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса,1 которые объединены в ассоциацию «Технопарк». Наиболее успешно функционирует технопарк «Зеленоград». В его задачу входит поддержка и развитие инновационных фирм, работающих в сфере высоких технологий. Развитие данного парка началось еще в 1998 г., когда был выкуплен и передан технопарку промышленный корпус одного из бывших крупных предприятий электронной промышленности площадью 14 000 кв. м. и выделены средства на капитальный ремонт и реконструкцию здания. Технопарк «Зеленоград» оказался экономически выгодным проектом. Уже в первые два года налоговые поступления от его фирм позволили возместить бюджетные затраты на создание этой структуры.

Открытию высокотехнологичных фирм в отечественной промышленности будет способствовать Федеральная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которая утверждена распоряжением Правительства РФ в марте 2006 года. Модель создания новых технопарков, предусматривает полное финансирование государством всей необходимой инфраструктуры. Расходы предполагается разделить между федеральным и региональными бюджетами в равной пропорции. На первом этапе при участии государства планируется построить семь технопарков в наиболее подготовленных к этому регионах и городах: Казани, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижегородской, Московской, Тюменской и Калужской областях. За базовую принята модель технопарка, действующего в Казани.

1 Рыбаков С.А.,Орлова Н.А.. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества.- М., 2006- С.244.

Срок реализации программы - 10 лет. В 2007-2010 годах финансирование составит около 10 миллиардов рублей. Планируется создание органов управления технопарками (управляющих компаний), проведение предпроектных и проектных мероприятий, подготовка базовой инфраструктуры, строительство объектов, разработка программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок, а также реализацию маркетинговых и других организационных мероприятий. В 20082010 годы администрации территорий, где будут созданы технопарки, должны развить инфраструктуру и привлечь мировых технологических лидеров. Кроме того, на этот же период запланировано активное продвижение российских высокотехнологичных продуктов на мировой рынок. В результате реализации программы предполагается, что совокупная стоимость всего объема произведенной технопарками продукции и оказанных услуг к 2010 году может превысить 100 миллиардов рублей.

В Казани технопарк будет расположен на двух площадках - 1Т-парка и на территории индустриального парка «Химград» (нефтехимический парк). На площадке 1Т-парка будут созданы студенческий бизнес-инкубатор, ГГ-лаборатория, центр развития технологий 1ВМ, филиал Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (центр Инновационнотехнологического образования). Общий объем фина-сирования объекта - 1,534 миллиарда рублей, в том числе из бюджета РФ - 806,75 миллиона рублей, бюджета Республики Татарстан - 727,55 миллиона рублей. В «Химграде» появятся площадка пилотных нефтехимических установок, биотехнологический центр. Общий объем финансирования этого объекта -4,579 миллиарда рублей.2

В Черноголовке Московской области создается технопарк площадью около 200 тысяч квадратных метров на базе многопрофильного Научного центра РАН. Его специализация - ГТ, разработка нефтехимических технологических процессов, производство новых лекарственных препаратов, создание наноматериалов. Объем частных инвестиций - 16,7 миллиарда рублей, государственных - 2,4 миллиарда рублей.

Технопарк в Санкт-Петербурге создается на базе Государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.Бонч-Бруевича. Его специализация - разработка сетей связи и передачи данных, телевизионных систем и устройств, а также систем и устройств силовой электроники. Объем инвестиций -13,1 миллиарда рублей.

Технопарк в Нижегородской области создается на базе Нижегородского государственного университета имени Н.Лобачевского. Его специализация - ИКТ, био- и медицинские технологии, приборостроение, машиностроение, химические технологии, разработка новых материалов. Объем инвестиций - более 15

2 Российская Академия наук. Технопарки - всей стране.

http://www.ras.ru

миллиардов рублей. В Новосибирске создается технопарк площадью 160 тысяч квадратных метров. Его специализация - биотехнологии и биомедицина, ГТ, силовая электроника, научное приборостроение. Объем частных инвестиций планируется в объеме 14,4 миллиарда рублей, государственных средств будет вложено 1,9 миллиарда рублей. И это далеко не полный перечень развития технопарков в России.

Помимо семи пилотных проектов, патронируемых государством, намерения создать технопарки объявили региональные власти. Так, правительство Москвы намерено построить технопарк Нагатино-ЗИЛ. Общий объем инвестиций составит более 200 миллионов долларов. Троицкий технопарк (Подмосковье) в качестве участников собрал пул крупнейших компаний, среди которых Я-81у1е, РБК, АйТи, Крок, Борлас, 8иМ, а также небольшие инновационные компании. В качестве базового вуза планируется привлечь Высшую школу экономики, которая строит свой факультет в Троицке. По прогнозам администрации Московской области, ежегодные поступления в бюджет Московской области от новых технопарков, которые появятся в Дмитрове, Дубне, Черноголовке, Троицке и других городах Подмосковья, составят 17 миллиардов рублей и дадут 40 тысяч новых рабочих мест. В Подмосковье уже действует восемь бизнес-инкубаторов. Свои проекты планируются под Санкт-Петербургом, в Якутске, крупных городах Самарской области, Тольятти, Омской, Кемеровской областях и других.

Придать более высокую динамику формированию в стране высокотехнологичных предприятий, призвана и Российская венчурная компания, созданная в августе 2006 года. На нее возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания будет направлять средства из своего капитала на однократное финансирование венчурных фондов, которые, в свою очередь, будут предоставлять финансовые ресурсы стартующему бизнесу. При этом венчурные фонды должны будут обеспечить 51 процент своего капитала за счет частных источников. Минэкомразвитие России также планирует создать 6-7 региональных государственночастных венчурных фондов объемом 10-50 миллионов долларов каждый. Из этих средств 25 процентов будет поступать из федерального бюджета, 25 процентов - из регионального бюджета, 50 процентов -от частных инвесторов. Фонды содействия развитию венчурных инвестиций уже созданы в Республике Татарстан, городе Москве, Томской и Пермской областях.

Таким образом, создание инкубационных и техно-парковых структур получает все большее распространение в отечественной экономике. Их важная роль в ускорении научно-технической революции, совершенствовании структуры экономики, повышение уровня занятости и благосостояния населения была в

последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Широкое распространение сети бизнес -инкубаторов и других инновационных структур - непременное условие активизации структурных преобразований в промышленности России. Технологические инновации, внедряемые в благоприятных условиях особых экономических зон, будут приводить к ускоренной трансформации организационной структуры отдельно взятого предприятия и промышленности в целом.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.