Научная статья на тему 'Формирование восприятия лит. Произведения как художественного единства в процессе знакомства с дет. Литературой'

Формирование восприятия лит. Произведения как художественного единства в процессе знакомства с дет. Литературой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халезова Наталия Андреевна

Литература как вид искусства имеет основополагающее значение для эстетического воспитания и развития детей. Слово, по определению В. Г. Белинского, есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Слово основа художественной образности. Умение воспринимать и понимать слово лежит в основе формирования эстетического отношения человека к действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование восприятия лит. Произведения как художественного единства в процессе знакомства с дет. Литературой»

Н. А. Халезова, кандидат педагогических наук,

преподаватель кафедры эстетического воспитания МГГУ им. М. Шолохова

Формирование восприятия литературного произведения как художественного единства в процессе знакомства с детской литературой

Литература как вид искусства имеет основополагающее значение для эстетического воспитания и развития детей. Слово, по определению В. Г. Белинского, есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Слово - основа художественной образности. Умение воспринимать и понимать слово лежит в основе формирования эстетического отношения человека к действительности.

Являясь средством целостного, личностного постижения действительности, литература хранит, накапливает и передает из поколения в поколение эстетические, нравственные, психологические, религиозные, философские, социальные ценности. Литература помогает человеку сформировать представление о таких понятиях, как добро и зло, любовь и ненависть, выработать свою нравственную позицию.

Детская литература является для ребенка одним из первых источников знаний об окружающем мире. Книга расширяет кругозор малыша, дает первые представления о природе родного края и дальних стран, человеке и машинах, о космосе и земных недрах. Однако детская литература не свод учебников: рассказывая о научных открытиях, удивительных путешествиях, книга учит ребенка восхищаться красотой природы, удивляться мужеству и смелости первооткрывателей, замечать чудесное в обычных вещах.

Детская литература обладает специфическими чертами, связанными в первую очередь с психолого-педагогическими особенностями аудитории, к которой она адресована. И основная задача слова, обращенного к детям, - пробудить в ребенке движение души, не оставить его равнодушным к услышанному и прочитанному. Маленький читатель и слушатель может соглашаться или не соглашаться с тем, что прочитал (или ему прочитали), радоваться или огорчаться, но он должен научиться думать и со временем выражать свое мнение.

Кроме того, знакомство с детской литературой - это основа воспитания читательской культуры. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, читая и слушая сказки и первые стихотворения, ребенок приобщается к огромному, прекрасному, и в то же время сложному миру большой мировой литературы. Научиться понимать образный язык произведения непросто даже взрослому человеку, поэтому, чем раньше маленький читатель почувствует красоту художественного слова, тем ближе и понятней станет для него мир искусства.

Научить ребенка видеть в литературном произведении огромный мир, построенный по особым законам, понимать нравственную позицию автора, формировать личностное отношение к произведению - вот задача педагога.

Проблема восприятия произведений искусства многоаспектна и требует для своего всестороннего рассмотрения междисциплинарного подхода. Анализ ее в рамках эстетического воспитания осуществляется на базе широкого привлечения знаний из психологии, социологии, философии, культурологии, истории и теории искусства.

В основе эстетического восприятия любого человека лежит сформированная в процессе развития способность реагировать на красоту, распознавать ее в действительности. В отечественной эстетике сформировано понимание восприятия искусства как сотворчества (А. Леонтьев, М. Бахтин). Обращаясь к произведению, мы воспринимаем не только звуки, образы,

выраженные словами, но и то, что скрыто или заключено в них - мысли и чувства художника, претворенные в образную систему. Но для нас важно и то, в какой форме выражено содержание. Полное, глубокое восприятие литературного произведения возможно только тогда, когда человек одинаково умеет наслаждаться и формой, и содержанием, при этом они сливаются в единое художественное целое. В структуре эстетического восприятия принято различать несколько коммуникативных каналов. Одним из них является художественное обобщение, т. е. восприятие художественного произведения как целостного явления, на уровне единства его формы и содержания. Такое восприятие развивается постепенно, путем целенаправленной работы.

Выделяя в произведении форму и содержание, мы тем самым уподобляем его любому другому сложноорганизованному целому. Но у соотношения формы и содержания в произведении искусства есть своя специфика.

Соотношение содержания и формы в литературном произведении - это соотношение не пространственное, а структурное. Если мы возьмем художественное произведение, то окажемся бессильны указать: вот форма, а вот содержание. Пространственно они слиты

и неразличимы; эту слитность можно ощутить и показать в любой «точке» художественного текста.

Рассмотрим это на примере рассказа М. Пришвина «Силач».

«Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет».

При первом прочтении сразу возникает картинка-образ, так часто наблюдаемая каждым из нас: гриб, растущий под шапкой мха. Но сколько восхищения и удивления перед невиданной силой боровика звучит в каждом слове писателя! И вот мы уже воспринимаем привычную ситуацию совершенно иначе. Гриб-силач совершил своего рода подвиг: он поднял над собой свод с брусникой для того, чтобы показаться на свет. Он совершил этот подвиг не один. Ему помогли в этом муравьи, которые разрыхлили землю. Возникает новая интонация в рассказе: появление гриба закономерно. Ощущение спокойствия, уверенности, незыблемости.

Но есть и более сложное, философское содержание этого рассказа. В жизни, как и в природе,

все взаимосвязано. Чтобы появиться на свет, каждый человек преодолевает трудности, поднимает свой «свод с брусникой» и является миру чистый и непорочный. Этого нет в тексте. Но это можно увидеть, если внимательно разобрать слова, которые использует автор. «Зародился», «свод» - создают ощущение торжественности. Инверсия - перестановка порядка слов - в последнем предложении подчеркивает важность того, что гриб показался на свет сам, т. е. он совершенно самостоятелен; и что он был совершенно белый. И в данном случае слово «белый» приобретает второе значение - «непорочный», а не просто белый гриб-боровик.

Рассказ состоит всего из двух предложений, но сколько философских мыслей сумел вложить в него автор. Не случайно анализ рассказа получился гораздо больше, чем сам рассказ.

Формируя у дошкольников умение видеть единство формы и содержания, необходимо выработать потребность вслушиваться в слова, которые использует автор. В методических целях на занятиях мы условно разъединяем содержание и форму. В область анализа содержания попадает тематика произведения, его проблематика и пафос, т. е. идейно-эмоциональное отношение писателя к изображаемому предмету. В область художественной формы - детали предметной изобразительности (портрет, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовая обстановка, пейзаж, сюжет); композиционные детали (порядок, способ и мотивировка повествования и описания изображаемого, авторские рассуждения, отступления); стилистические детали (изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационные, синтаксические и ритмические особенности авторской речи).

Подобного рода анализ литературного произведения вызывает определенные сложности не только у дошкольников, но и у воспитателей. Решить эту задачу помогут практические занятия, включающие в себя теоретическую, практическую и методическую части. Такие занятия могут проводиться на методических объединениях, а также на курсах повышения квалификации. Приведем примерную тематику и рассмотрим структуру подобного занятия.

Устное народное творчество. «Ладушки, ладушки...». Малые фольклорные жанры в жизни ребенка.

Теоретическая часть. Понятие фольклора. Фольклорные жанры. Пестушки, потешки. Прибаутки, считалки, загадки. Пословицы и по-

говорки. Художественные особенности малых фольклорных жанров.

Практическая часть. Проиллюстрируйте с помощью примеров художественные особенности малых фольклорных жанров. Проанализируйте несколько пестушек, потешек и прибауток с точки зрения единства формы и содержания.

Методическая часть. Покажите, какое практическое значение в жизни маленького ребенка имеют пестушки и потешки (какие движения их сопровождают, с какой интонацией они должны произноситься). Напойте одну из известных вам колыбельных песен. Как сочетаются содержание, стилистические особенности и мотив песни. Чем это обусловлено? Подготовьте проведение любой народной игры. Объясните свой выбор. Какие игровые приговорки в них использованы? В чем их особенности? Каково их назначение? Какими считалками вы предпочли воспользоваться? Мотивируйте свой выбор.

Составьте план занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с малыми фольклорными жанрами. Подготовьтесь к его проведению.

Особое значение для формирования восприятия произведения как художественного единства имеет работа над такими темами, как:

1. Нравственно-эстетическая позиция автора и способы ее выражения в литературном произведении.

2. Художественное слово как средство эстетического воспитания детей.

3. Палитра красок в художественном произведении.

4. Гармония звуков и ритмов в поэзии и прозе русских писателей.

5. Выразительное чтение литературного произведения как искусство. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.