Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Произвольность / дошкольный возраст / воля / дети / деятельность / дошкольное образование / игра

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Е.А., Путилина Т.И., Сердюкова А.Ю., Лейчуг Л.И.

В дошкольном возрасте отсутствует механизм произвольности, то есть способность ребенка управлять своим вниманием, речью и эмоциями целенаправленно. Формирование произвольного поведения является одной из важных задач, так как эти навыки необходимы для успешного обучения в школе. Работа над игровой деятельностью в этом возрасте способствует формированию произвольного поведения у детей. Систематическое развитие игры с правилами помогает значительно улучшить способность ребенка управлять своим поведением, что является важным фактором для создания условий для обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинова Е.А., Путилина Т.И., Сердюкова А.Ю., Лейчуг Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.9

Блинова Е.А.

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 15, г. Белгород, РФ

Путилина Т.И.

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 15, г. Белгород, РФ

Сердюкова А.Ю.

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 15, г. Белгород, РФ

ЛейчугЛ.И.

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 15, г. Белгород, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В дошкольном возрасте отсутствует механизм произвольности, то есть способность ребенка управлять своим вниманием, речью и эмоциями целенаправленно. Формирование произвольного поведения является одной из важных задач, так как эти навыки необходимы для успешного обучения в школе. Работа над игровой деятельностью в этом возрасте способствует формированию произвольного поведения у детей. Систематическое развитие игры с правилами помогает значительно улучшить способность ребенка управлять своим поведением, что является важным фактором для создания условий для обучения.

Ключевые слова

Произвольность, дошкольный возраст, воля, дети, деятельность, дошкольное образование, игра.

Важнейшими качествами личности являются воля и произвольность, которые дают возможность устанавливать цели и достигать их. Большую часть своих способностей ребенок приобретает в период дошкольного детства, минуя все последующие этапы жизни. В ФГОС дошкольного образования на завершающем этапе указывается, что ребенок уже способен к сознательному контролю над своими действиями, может соблюдать социальные нормы поведения и правила в различных сферах активности, а также в отношениях со взрослыми и сверстниками [4].

Успешное обучение в школе требует важной способности - произвольности поведения. Это означает, что ребенок должен уметь контролировать свои действия и организовывать свою работу. Каждый педагог и родитель стремится развить у детей такие качества, как целеустремленность, настойчивость и волевая сила, которые необходимы для обучения в школе и успешного освоения учебной программы. Формирование произвольного поведения начинается с дошкольного возраста и является важным аспектом подготовки будущего первоклассника. [3]

В возрасте трех лет дети начинают действовать по плану, который сформировался у них. В это время происходит развитие сюжетно-ролевой игры, где ребенок принимает определенные роли и подчиняет свое поведение им. Взаимодействие с другими людьми и взрослыми способствует развитию самостоятельности и осознанности поведения, а нежелательные формы поведения замедляются. В возрасте четырех-шести лет лобные доли окончательно формируются, отвечая за целенаправленную деятельность.

Появляется произвольность у детей этого возраста, что обусловлено формированием способности контролировать свои действия. Импульсивность поведения, характерная для младшего возраста,

преодолевается постепенно. У детей формируется умение слушать речь взрослых и подчинять свои желания требованиям взрослых, особенно в игре, где они учатся подчиняться правилам. Уровень произвольного управления своим поведением значительно повышается с пяти-шести лет, что является важным фактором для создания предпосылок к учебной деятельности.

Существенное облегчение подготовки детей к школе и их общее развитие достигаются через систематическую работу по формированию игры с правилами, как утверждают Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова [3].

Овладение правилами игр и элементы игровой деятельности предлагаемых подходов Г.А. Урунтаевой и Е.О. Смирновой способствуют формированию произвольного поведения ребенка. Согласно проведенным исследованиям, участие сверстников играет важную роль в развитии самоконтроля у детей дошкольного возраста. Сначала они контролируют действия других детей, отмечая правильность и ошибки, а затем начинают контролировать свое собственное поведение в игре.

Саморегуляция поведения начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Игры с правилами занимают большое место в жизни детей и они с удовольствием и много играют. Если задание для дошкольника имеет игровую форму, они легче его принимают. Формирование произвольности у дошкольника происходит через игру с правилами. Игры с правилами отличаются от других игр тем, что их содержанием являются правила, а не роль или игровая ситуация. У них есть готовое содержание и заранее установленная последовательность действий. Главное в играх с правилами - решение поставленной задачи и соблюдение правил [2].

Возможность детей отказаться от интересной игры и заняться скучными делами, чтобы выполнить поставленную задачу, является проявлением их произвольности. Они также могут осознанно развивать свои двигательные навыки, например, учиться рисовать или писать. Произвольность проявляется и в способности запоминать стихотворение, справляться с собственными желаниями и отказываться от интересных занятий ради поручений взрослых. Дети в этом возрасте могут удерживать цель действия до конца, если задание несложное и не занимает много времени. Они стремятся преодолевать трудности и не сдаваться, что свидетельствует о высоком уровне целенаправленности [1].

Дошкольный возраст - это такой период, когда формирование воли и произвольности ребенка еще не завершено. Дети на этом этапе только начинают сами определять и осознавать свои действия. Однако, если они смогут выполнять не совсем интересные для них действия ради более значимых целей с помощью взрослого, это будет явным признаком развития волевого поведения. Помогая ребенку понять свои желания, делать осознанный выбор и нести ответственность за принятые решения, вы существенно способствуете развитию произвольности у ребенка.

Список использованной литературы:

1. Люблинская А.А. «Детская психология». Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

3. Цыркун, Н.А. Развитие воли у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Н. А. Цыркун. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. -106, [2] с.

4. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.; ил.

© Блинова Е.А., Путилина Т.И., Сердюкова А.Ю., Лейчуг Л.И., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.