М.В. Ягодкина
Ленинградский государственный университет Формирование виртуальной реальности в языке рекламы
Аннотация: В статье обсуждаются проблемы формирования виртуальной реальности в языке рекламы. Рассматриваются два аспекта проблемы: реклама как данность нашего времени и реклама, оформленная языковыми средствами. Отмечается, что в рекламе доминирующее положение занимает не предмет, существующий в реальной действительности, а его виртуальный образ, созданный языковыми средствами. В статье доказывается, что язык рекламы является инструментом для моделирования представлений о мире. Он служит своеобразным фильтром, позволяющим когнитивной системе отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала.
Ключевые слова: реклама, язык рекламы, виртуальная реальность, константная реальность, текст, объект рекламы, трансформация, слоган, когнитивная система.
Реклама, с языковой точки зрения, представляет собой особую сферу практической деятельности, продуктом которой являются словесные произведения -рекламные тексты. Посредством языка в рекламе изображается абсолютная, идеальная картина мира. Как и другие словесные произведения, рекламные тексты создаются и обращаются в обществе, согласуясь с определенными правилами. Рассмотрение феномена языка рекламы позволяет выявить потенции, заложенные в языке для характеристики новой действительности.
Во второй половине XX века идея виртуальности возникла в нескольких сферах науки и техники, независящих друг от друга, и к настоящему моменту времени термин «виртуальность» прочно вошел в наш лексикон. В современном русском языке «виртуальный» толкуется как: 1) спец. возможный, такой, который может или должен появиться при определенных условиях; 2) условный, кажущийся [БТС, 2000, с. 132].
Современная реклама предлагает адресату мир овеществленных возможностей и средством создания этого мира является язык. Язык рекламы служит для формирования особой реальности, реальности условной и одновременно возможной реальности, реальности возможностей: «Этот мир лучше, чем реальность» («Samsung»), «мир желаний, мир возможностей» («J7»).
Реальность, все существующее в той или иной форме, можно разделить на: 1) константную реальность - то, что существует в действительности объективно, не зависимо от сознания и восприятия человека (то, что есть); 2) виртуальную реальность - имитацию константной реальности, моделирование действительности, осуществляемое посредством вербальных и невербальных средств (то, что может быть); 3) вербальную реальность - отраженную в языке субъективную систему представлений человека о мире (связующее звено).
Виртуальная реальность, сформированная посредством языка рекламы, имеет семантическую доминанту «хорошо», поскольку язык рекламы воссоздает вариант мира, который не повторяет характеристики мира реального, а усиливает их
положительную составляющую. Значимость каждого объекта в этом виртуальном мире утрированно возрастает.
Схема построения любого рекламного сообщения, может быть представлена следующим образом: Х - это «хорошо», где Х - рекламируемый объект, а «хорошо» - семантическая доминанта языковой репрезентации объекта.
Например: «Хотите отведать чудо? Соберите рассветные облака, отыщите южный ветер, смешайте с утренней росой и радугой, добавьте заливистый смех, попросите птиц собрать свежих фруктов. И вот он, новый легкий "Чудо-йогурт". А полуденное солнце подарит нежный сливочный вкус и чудо-наслаждение. Страна чудес молочных». В данном тексте рекламируемым объектом является йогурт «Чудо». «Чудо-йогурт» - это «рассветные облака» (рассвет - начало нового дня, облако - легкое, белое), «южный ветер» (легкий, теплый, приятный), «утренняя роса» (чистая, свежая), «радуга» (разноцветная, веселая), «заливистый смех» (звонкий и переливчатый), «свежие фрукты» (натуральные, вкусные), он «новый» (появившийся недавно), «легкий» (не отягощающий), у него «нежный вкус» (приятный, тонкий), он подарит «наслаждение» (высшую степень удовольствия). Семантическая доминанта, представленного в рекламном сообщении вербального ряда - «приятный, хороший».
Рекламируемый объект является частью реальности константной, но посредством языковых средств формируется его виртуальный вариант. Вербальные характеристики продукта вызывают положительные ассоциации, человек, приобретающий йогурт данной марки погружается в виртуальный мир, где нет места для «неприятного, плохого».
Виртуальность - базовый, основополагающий элемент рекламы. Реальность константная и реальность виртуальная представляют собой диалектическую пару. Интерпретация данных единиц может быть решена на уровне - «то, что существует» и «то, что не существует», но в сознании человека зачастую происходит смешение и последовательное замещение - виртуальность становится более «реальной» по сравнению с константной реальностью. Виртуальный образ товара, сформированный при помощи средств языка, становится более значимым. Виртуальность становится неотъемлемой частью сознания человека, за счет представлений, отраженных в языке.
Рассмотрим текст: Знак хорошего вкуса и традиций пример - высший сорт чая «Ыр1оп» - всегда под рукой. Знак прекрасного вкуса чая «Ыр1оп», знак успеха - это очевидно, «Ыр1оп» чай для тебя и для друзей. На работе, дома и везде, чай «Ыр1оп», выбираем тебя. Чай «Ыр1оп» - знак хорошего вкуса. Рекламируемый объект раскрывается следующим образом: «знак хорошего вкуса» - то есть, с одной стороны, у данного напитка хороший вкус, с другой стороны, если Вы выбрали этот чай - значит у Вас хороший вкус - Вы умеете выбирать хорошие продукты; «пример традиций» - традиционный чай, хороший чай, чай высокого качества, чай, который производят в соответствии с хорошими традициями; «знак успеха» - успех сопутствует тому, кто пьет чай данной марки, у него в жизни все будет хорошо; «для тебя и для друзей» - хорошо посидеть за чашкой хорошего чая в хорошей компании. В виртуальном плане чай становится не напитком для утоления жажды, а способом продемонстрировать статус, раскрыть особенности личности, приобрести друзей; доминанта данного поликомпонентного сообщения - «хорошо».
Образы, воплощаемые посредством языка рекламы, всегда построены на основе положительной характеристики. Это образцы, которые призваны выполнять функцию формирования положительного варианта мира в сознании человека. Например: «А земля наша как легенда - у каждого своя. Кто самородок золотой найдет, у кого руки золотыми станут, кто сердце золотое повстречает, а кому золото полей достанется. Каждому прибавится от щедрот сибирских. У нас говорят: богат не тот, кто скуп, богат тот, кто щедр. Будь щедр
к земле и друзьям, тогда и золото не иссякнет. Пиво "Сибирская легенда" -мир, созданный для тебя».
Текст начинается со своеобразного «зачина» - «А земля наша как легенда - у каждого своя». Данная языковая конструкция служит для формирования следующей ситуации: адресат не успел к началу рассказа и может наблюдать его завершение, итог доверительной беседы. Удачно обыгрывается в тексте многозначность прилагательного «золотой». В значении «из золота», прилагательное выступает в сочетании «золотой самородок»; в значении «прекрасный» в сочетаниях «золотые руки» - искусные, умелые руки, «золотое сердце» - добрый, мягкий характер; под образным выражением «золото полей» скрывается пшеница.
Предложение, завершающее текст: «Пиво "Сибирская легенда" - мир, созданный для тебя» - заключает в себе базовую посылку. Адресат погружается в виртуальную реальность, мир, созданный для него производителем пива данной марки. Интересно, что слово «легенда» имеет значения: «основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице»; «вымышленная биография, придуманное обстоятельство из жизни разведчика, предопределяющее его поведение, поступки». Конечно, для рекламодателя более выгодным является семантизция потребителем «легенды» как «опоэтизированного сказания», чем как «придуманного обстоятельства».
Применительно к рекламе можно говорить об определенной речевой стратегии утилизации транса - суггестивном воздействии. Реклама шоколадных конфет «Марс»: «Привычный мир растворяется, когда ты чувствуешь тепло шоколада и тающий, ни с чем не сравнимый вкус. "Марс" - немного солнца в шоколаде». В начале текста расположено сочетание «привычный мир растворяется», за счет этой посылки удается сформировать некую «дверь» в иную реальность. Мир непривычный, необычный, не такой как мир, что нас окружает. Вкус у шоколада «тающий» - очень нежный. Вряд ли конфеты действительно теплые, поскольку шоколад при достаточно высокой температуре теряет форму, но слово «тепло» -создает ассоциацию с ощущением комфорта. Образ, создаваемый сочетанием «немного солнца в шоколаде» вызывает ассоциации - жизнь, лето, радость, тепло.
Реклама МТС: «Все-таки мне повезло. Моя жизнь - это моя работа. Где мы все одна большая команда. Нас выбрали миллионы людей и теперь они тоже наши друзья. Мы думаем и работаем для них. И любим их. Каждого. Твоя команда - МТС» формирует картину мира, где человек, обладающий телефоном, подключенным к МТС (Мобильным ТелеСистемам), получает возможность войти в мир ирреальный.
Фраза от первого лица «Все-таки мне повезло» позволяет продублировать ее адресату в своем сознании. Во-первых, приобретение телефона от МТС - везение само по себе; во-вторых, покупай телефон от МТС, и тебе повезет. Выбрав МТС, потребитель оказывается в кругу друзей, окруженный заботой и любовью. Друзей - миллионы, и реклама позволяет потребителю приобрести иллюзию получения их в качестве некой «дополнительной составляющей» пакета услуг от МТС. Если учесть, что в современном мире одиночество индивида - обычное состояние, а конкуренция - норма жизни, то данный рекламный текст демонстрирует возможность бегства из мира реального в виртуальный, сформированный в сознании адресата.
След присутствия в языке действительности в результате их постоянного взаимодействия сказывается в том, что язык предстает уже как некая самостоятельная реальность, а не только как средство освоения действительности через язык и при помощи языка, то есть через вербальное воплощение.
Действительность же, в разнообразии представляющих ее посредством языка реальностей, в свою очередь, в результате языкового воплощения становится знакомой, узнаваемой, значимой знаковой системой, приобретая при этом еще и утилитарные, прагматические свойства, способа и средства для решения, может быть,
внешних для самой действительности задач: «Граница между языком и действительностью проходит пунктиром через человека, который до поры до времени прочувствованно пропускает ее, не мысля, погруженный в язык, застигнутый им при рождении. Язык, в свою очередь, в каждой такой встрече как с неизведанной землей (неоязыковленная реальность) проверяет свою способность стать ее языком. Взаимоотношение языка с внеязыковой реальностью дает один из примеров необходимости целостного рассмотрения любой референции как бы изнутри, когда одно без другого не имеет смысла, а в некоторых случаях исчезает какреальность» [Киященко, 2000, с. 38].
Категория виртуальности заставляет по-новому взглянуть на представления, об объективности «реального» мира. Говоря о процессе взаимопроникновения мира реального и виртуального, Н.В. Носов приводит образную аналогию: «Можно говорить о принципе меланжевой нити. Меланжевая нить - это нить одного цвета, в которую постепенно вплетается нить другого цвета, так что вначале новый цвет практически и незаметен, но его становится все больше и больше, а старого цвета - все меньше и меньше, и, в конце концов, новый цвет полностью вытесняет старый. Затем следующий новый вытесняет старый цвет» [Носов, 2000, с. 76].
Этот «принцип меланжевой нити» наилучшим образом демонстрирует особенности формирования варианта реальности в сознании человека. Базой для формирования виртуальности в языке рекламы является вербальный план, но восприятие вербального плана неразрывно связано с коннотациями, накладываемыми сопровождающими элементами (изображение, звук, жесты и т.д.). Процесс формирования виртуального варианта объекта рекламы может быть назван «рекламной аберрацией» - по аналогии с термином из области физики, где «аберрация» понимается как «искажение оптического изображения», и биологии, где «аберрация» трактуется в переносном значении как «заблуждение, отклонение от истины».
Предмет, существующий объективно в константной реальности, в рекламе всегда представлен с позиции положительного преувеличения - гипертрофированного внимания к положительным характеристикам и намеренного невнимания к отрицательным или нейтральным. Реальные характеристики товара, безусловно, являются частью виртуального образа, но основная информационная нагрузка ложится на положительную доминанту образа рекламируемого объекта, которая присутствует во всех компонентах языка рекламы - вербальных и невербальных составляющих рекламного сообщения. Вербальный план является базой для формирования виртуального образа, так как посредством положительных виртуальных коннотаций в сознании человека воссоздается положительная «виртуальная проекция» объекта рекламы.
С объектом рекламы, существующим независимо в константной реальности, потребитель может встретиться лишь посредством личного контакта (после совершения покупки), но и в этом случае сохраняется «рекламный ореол» - коннотации, наложенные на образ товара и закрепленные в сознании адресата рекламным сообщением.
Целью вербального представления рекламируемого объекта всегда является формирование положительного образа, при этом номинация товара соединяет в себе рациональную и иррациональную составляющую. Рациональный план важен, поскольку является базой для формирования адекватного образа объекта, но именно иррациональный план позволяет сформировать у адресата положительное отношение к объекту. Например: «Каждая хозяйка станет настоящей волшебницей, если на кухне у нее есть посуда фирмы "Моп^а". Посуда "Моп&а" - вкусная и полезная еда готовится сама!». Здесь предлагается вариант реальности, где процесс приготовления пищи совершается без участия человека («готовится сама»), при этом качество еды («вкусная и полезная») обеспечивается за
счет применения в процессе готовки посуды рекламируемой марки. Посуда данной марки становится посредником между миром реальным, где возможны проблемы в приготовлении еды, и виртуальным, где все происходит с легкостью, само собой. Технические характеристики посуды, которые можно оценить на рациональном уровне, в тексте отсутствуют, но есть иррациональная отсылка к «волшебству» - магическим, таинственным приемам, имеющим целью воздействовать на силы природы или на людей. Таким образом, приобретая посуду марки "Мопв(а", хозяйка становится «волшебницей» (слово «волшебница» в современном русском языке имеет коннотацию «добрая, хорошая»), также она получает возможность минимального участия в приготовлении еды, а как следствие -больше свободного времени, что тоже хорошо.
Можно сказать, что язык рекламы выполняет функцию своеобразного «источника света» - все его компоненты непосредственно принимают участие в формировании виртуального образа товара в сознании адресата. Реклама, в своем языковом воплощении, высвечивает положительные стороны рекламируемого объекта, а все, что не соответствует рекламной концепции, остается в тени.
лнртул.и.ниН ■ Г>п.': н'|;..;>.| I :ш2|> ы к|шс1знгш)11 рзд'накккггн
Необходимо отметить, что данная схема действительна лишь при рассмотрении процесса формирования образа товара в сознании потребителя, так как сам товар существует в нескольких вариантах:
1) товар, присутствующий в константной реальности, - о его характеристиках можно судить, обратившись к ГОСТ или ТУ производства товара;
2) товар в сознании производителя (рекламодателя) - образ, товара, сформированный в сознании производителя и отражающий его собственную точку зрения на товар;
3) товар, каким бы его хотел представить потребителю производитель (рекламодатель) - образ товара, сформированный в ходе рекламной кампании и предлагаемый потребителю в качестве образца;
4) товар в сознании потребителя - образ товара, сформированный посредством языка рекламы в сознании потребителя.
Наиболее интересным представляется рассмотрение образа товара в сознании адресата, поскольку именно этот объект и является конечным продуктом рекламной деятельности. Данный образ виртуален в своей основе, на его формирование оказывает непосредственное влияние как форма подачи информации и сопровождающие эффекты, так и личностные характеристики каждого реципиента.
Язык рекламы представляет собой особую область, где вербальный план сообщения позволяет в сознании человека сформировать образ, имеющий в своей основе константную реальность. Являясь частью реальности, рекламный текст сам потребляется как продукт, при этом он образует идеальный предмет системы вещей, знаки, предназначенные для нетранзитивного прочтения. В массовом соз-
нании вербализованные рекламные образы, сливаясь в одно целое, потребляются как картина мира, где обладание рекламируемыми вещами создает ощущение прямой связи с реальностью объективной.
В процессе формирования виртуального варианта объект рекламы приобретает виртуальные коннотации - возможные, ассоциативные семы, программируемые посредством языка рекламы в сознании адресата. Данный вид коннотаций может не иметь никакой связи с константной реальностью, они формируются автономно сознанием человека - это то, в существование чего хочется верить. Создателями рекламных сообщений эксплуатируется способность человека к восприятию информации с последующей самостоятельной конкретизацией. Вот почему, например, в рекламе сигарет, семантической доминантой сообщения является удовольствие, получаемое курильщиком, а наличие фразы «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью» становится не функциональным. Указанная фраза исключается из восприятия адресатом рекламы как негативное сообщение, неприятное, мешающее получать удовольствие, а поэтому - малозначимое, хотя и имеющее в своей основе действие объективной потребности в самосохранении. В сознании конкретного человека потребность в удовольствии может оказаться гораздо выше потребности в самосохранении, что и позволяет языку рекламы оказывать эффективное воздействие.
В рекламе происходит закономерная трансформация константной реальности с учетом потребностей и особенностей адресата и продуцирование положительной виртуальности. Например, слоган джипа «Mitsubishi»: «Mitsubishi, Люди посмотрят на вас иначе». Семантическая цепочка, которую можно воспроизвести в данном случае: «иначе - лучше, чем сейчас - с большим уважением». Данный слоган сопровождает рекламный ролик, где визуализируются возможные положительные коннотации: симпатичный молодой человек с правильными чертами лица путешествует на джипе «Mitsubishi» по пересеченной местности, с легкостью преодолевая горы, ручьи, овраги. Через некоторое время он заезжает в деревню, чтобы спросить дорогу у местного жителя. Для этого герой открывает окно автомобиля, и тут происходит превращение: он оказывается щуплым очкариком, весьма непрезентабельного вида, тем не менее, житель деревни не замечает этих изменений. Как только водитель поднимает стекло и продолжает путь, он снова становится «героем» - в окне автомобиля мы видим идеального покорителя дорог. Виртуальные коннотации объекта рекламы (автомобиля): «красивый», «сильный», «активный», «высокий социальный статус», «заслуживающий уважения» переносятся на обладателя рекламируемого предмета. Следовательно, можно говорить о том, что процесс формирования виртуального образа в сознании потребителя имеет своей целью замещение образа товара существующего в константной реальности.
В случае успешного наложения виртуальных семантических коннотаций объект рекламы становиться, например, не просто «стиральным порошком», он приобретает семантические наращения: средство для улучшения взаимоотношений в кругу семьи, способ вызвать уважение и зависть соседей, улучшить имидж, повысить свой социальный статус, приобрести душевное равновесие. Даже отдавая себе отчет в том, что шампунь представляет собой средство гигиены, а не способ завязать знакомство или вызвать жгучую зависть подруг, его приобретают по цене более высокой, нежели мыло. Ведь платят не за объективно чистые волосы, а за обязательные виртуальные коннотации, навязанные рекламой: «пышные», «блестящие», «густые», «красивые».
Язык рекламы формирует образ мира, который является виртуальным, но для человека, в сознании которого посредством языка рекламы сформирован образ объекта, нет различия между товаром, реально существующим, и товаром виртуальным: «Поскольку в виртуальной реальности образы внутреннего мира ничем не отличаются от образов внешнего, то при отсутствии специальных меток,
указывающих, к какому миру - внешнему или внутреннему - принадлежит образ, человеку легко запутаться в том, где произошло событие - в мире, порожденном самим человеком, или внешнем, независимом от него. Все мы хотя бы раз путали, безуспешно силясь вспомнить: это вот событие произошло на самом деле или приснилось нам» [Носов, 2000, с. 62]. И этот «сон» прекрасен: виртуальность заведомо лучше, приятнее, чем реально существующее, ведь виртуальность, воссоздаваемая в рекламе, базируется на положительной семантической доминанте всех компонентов рекламного сообщения.
Рассмотрим текст: «Природа дарит новую силу вашим волосам! Ту силу, которую вы всегда хотели почувствовать. Силу, которую дают нам минералы, заключенные глубоко в земле и донесенные до нас водными потоками. Новый шампунь "Timotei" содержит ценные минералы, которые укрепляют ваши волосы, дарят им здоровье, силу, энергию и красоту. Чем дольше вы им пользуетесь, тем красивее становятся ваши волосы».
Рекламный текст «заклинает» адресата: обращается не к аналитическим способностям, а к эмоциям, предлагает поверить в указанные процессы без логического их осмысления. Глаголы дарит, дают, содержит, укрепляют стоят в форме настоящего времени и указывают на действие, совершающееся в данный момент - потребителю не оставляют возможности для анализа информации, при помощи языковых средств он помещается в ситуацию, когда процессы происходят независимо от его желаний и поступков. За счет четырехкратного повторения слова «сила» создается ритмическая основа текста, при этом «сила» семантизируется не только как способность волос выдерживать большие нагрузки, но и как энергия жизни, красоты, магическая сила природы. Ключевая для сознания адресата конструкция завершает текст: «чем дольше вы им пользуетесь, тем красивее становятся ваши волосы». С помощью данной синтаксической конструкции в сознание адресата латерально внедряется посылка - красота волос зависит не от состава моющего средства или иных факторов, а от частоты использования шампуня данной марки. Как следствие - рекламный текст содержит минимум фактической информации: «ценные минералы». Семантика слова «ценный» указывает на важность данных элементов и не позволяет сомневаться их значительности, но что на самом деле скрывается под этим словосочетанием, потребителю придется проверить эмпирическим путем.
Восприятие реальности всегда опосредовано: мы видим мир через призму собственных представлений о нем, а язык рекламы является инструментом для моделирования этих представлений.
Показательным в этом отношении является слоган рекламной компании водки «Матрица»: «Совершенный ты в совершенном мире: "Матрица" - водка нового поколения философов и оптимистов». В данном случае рекламный текст предлагает потребителю изменить свое отношение к себе и к окружающему посредством использования рекламируемого товара. Поскольку обычным следствием процесса употребления алкогольных напитков становится повышение самооценки, то можно утверждать, что словосочетание «совершенный ты в совершенном мире» отражает реальность, правда, такие характеристики как «философ и оптимист» весьма редко можно применить к одной личности. Рекламный текст навязывает способ достижения совершенства - водка «Матрица».
Язык служит своеобразным фильтром, позволяющим когнитивной системе отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала. Однако это приводит к тому, что сознание человека игнорирует важные части опыта и, как следствие, формируется обедненный список альтернатив при решении проблемных ситуаций. Эту особенность эксплуатирует реклама: если болит голова - поможет «Панадол», хотите, чтобы ваши губы были яркими и манящими - помада от «Revlon», настроение на нуле - чай «Brook Bond», торт «Причуда» - когда хочется праздника.
Успешность воздействия рекламного сообщения зависит от возможности формирования адекватного образа товара. Рассмотрим текст: «Вам знакома стихия страсти? Этот огонь желаний. Водоворот эмоций. Ураган искушений. И все это сливается в одно страстное чувство, когда ваших губ касается "Ambassador". Кофе "Ambassador" - стихия страсти».
Кофе обладает тонизирующим эффектом - это общеизвестный факт, но в данном случае тонизирующий эффект трансформируется в огонь желаний, водоворот эмоций, ураган искушений, страстное чувство. Кофе становится не просто напитком, а символом «стихии страсти». Конструированию данного образа способствует и фонетический облик иноязычного слова Ambassador. Единственное, на что не обратили внимание создатели текста, так это на перевод названия торговой марки. Ambassador в переводе на русский язык обозначает «посол, дипломат», а семантика этих слов в русском языке не включает в себя коннотаций «страсть» или «искушение».
Таким образом, в рекламе доминирующее положение занимает не предмет, существующий в константной реальности, а его виртуальный образ, созданный языковыми средствами, при этом для потребителя сконструированный образ предмета или последствий применения предмета является более привлекательным, чем существующий в реальности константной: человек с большей легкостью верит приятным для него фактам.
Виртуальная реальность, формируемая посредством языка рекламы обладает специфическими свойствами: порожденностью - она продуцируется активностью внешней по отношению к ней реальности; актуальностью - существует актуально, до тех пор, пока активна порождающая реальность; автономностью - обладает своим временем, пространством и законами существования; интерактивностью -может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.
Язык рекламы берет свое начало в наших способах выражения, привычках, мировоззрении. Реклама реализует потенциальные возможности языка и, соответственно, влияет на языковые характеристики личности. Два компонента: реклама как данность нашего времени с одной стороны, и реклама, оформленная языковыми средствами с другой неразрывно связаны между собой. Эта связь осуществляется за счет виртуальности.
Литература
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000.
Киященко Л.П. В поисках исчезающей предметности (очерки о синергетике языка). М., 2000.
Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000.