Научная статья на тему 'Формирование виртуальной реальности в языке рекламы'

Формирование виртуальной реальности в языке рекламы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
848
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ADVERTISING / ЯЗЫК РЕКЛАМЫ / ADVERTISING LANGUAGE / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / КОНСТАНТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / CONSTANT REALITY / ТЕКСТ / TEXT / ОБЪЕКТ РЕКЛАМЫ / OBJECT OF ADVERTISING. TRANSFORMATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СЛОГАН / SLOGAN / КОГНИТИВНАЯ СИСТЕМА / COGNITIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ягодкина Марина Валентиновна

В статье обсуждаются проблемы формирования виртуальной реальности в языке рекламы. Рассматриваются два аспекта проблемы: реклама как данность нашего времени и реклама, оформленная языковыми средствами. Отмечается, что в рекламе доминирующее положение занимает не предмет, существующий в реальной действительности, а его виртуальный образ, созданный языковыми средствами. В статье доказывается, что язык рекламы является инструментом для моделирования представлений о мире. Он служит своеобразным фильтром, позволяющим когнитивной системе отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of virtual reality in the advertising language

The article discusses the forming of virtual reality in the advertising language. Two aspects of the problem are considered: advertising as a reality of our time and advertising expressed through language means. It is noted that the dominant of the advert is not an object existing in the reality but its virtual image created by language means. The article proves that the advert language is an instrument to model the ideas about the world. It serves as a weird filter allowing the cognitive system to cut exceeding information from the experience so that the system was not overloaded and could work adequately.

Текст научной работы на тему «Формирование виртуальной реальности в языке рекламы»

М.В. Ягодкина

Ленинградский государственный университет Формирование виртуальной реальности в языке рекламы

Аннотация: В статье обсуждаются проблемы формирования виртуальной реальности в языке рекламы. Рассматриваются два аспекта проблемы: реклама как данность нашего времени и реклама, оформленная языковыми средствами. Отмечается, что в рекламе доминирующее положение занимает не предмет, существующий в реальной действительности, а его виртуальный образ, созданный языковыми средствами. В статье доказывается, что язык рекламы является инструментом для моделирования представлений о мире. Он служит своеобразным фильтром, позволяющим когнитивной системе отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала.

Ключевые слова: реклама, язык рекламы, виртуальная реальность, константная реальность, текст, объект рекламы, трансформация, слоган, когнитивная система.

Реклама, с языковой точки зрения, представляет собой особую сферу практической деятельности, продуктом которой являются словесные произведения -рекламные тексты. Посредством языка в рекламе изображается абсолютная, идеальная картина мира. Как и другие словесные произведения, рекламные тексты создаются и обращаются в обществе, согласуясь с определенными правилами. Рассмотрение феномена языка рекламы позволяет выявить потенции, заложенные в языке для характеристики новой действительности.

Во второй половине XX века идея виртуальности возникла в нескольких сферах науки и техники, независящих друг от друга, и к настоящему моменту времени термин «виртуальность» прочно вошел в наш лексикон. В современном русском языке «виртуальный» толкуется как: 1) спец. возможный, такой, который может или должен появиться при определенных условиях; 2) условный, кажущийся [БТС, 2000, с. 132].

Современная реклама предлагает адресату мир овеществленных возможностей и средством создания этого мира является язык. Язык рекламы служит для формирования особой реальности, реальности условной и одновременно возможной реальности, реальности возможностей: «Этот мир лучше, чем реальность» («Samsung»), «мир желаний, мир возможностей» («J7»).

Реальность, все существующее в той или иной форме, можно разделить на: 1) константную реальность - то, что существует в действительности объективно, не зависимо от сознания и восприятия человека (то, что есть); 2) виртуальную реальность - имитацию константной реальности, моделирование действительности, осуществляемое посредством вербальных и невербальных средств (то, что может быть); 3) вербальную реальность - отраженную в языке субъективную систему представлений человека о мире (связующее звено).

Виртуальная реальность, сформированная посредством языка рекламы, имеет семантическую доминанту «хорошо», поскольку язык рекламы воссоздает вариант мира, который не повторяет характеристики мира реального, а усиливает их

положительную составляющую. Значимость каждого объекта в этом виртуальном мире утрированно возрастает.

Схема построения любого рекламного сообщения, может быть представлена следующим образом: Х - это «хорошо», где Х - рекламируемый объект, а «хорошо» - семантическая доминанта языковой репрезентации объекта.

Например: «Хотите отведать чудо? Соберите рассветные облака, отыщите южный ветер, смешайте с утренней росой и радугой, добавьте заливистый смех, попросите птиц собрать свежих фруктов. И вот он, новый легкий "Чудо-йогурт". А полуденное солнце подарит нежный сливочный вкус и чудо-наслаждение. Страна чудес молочных». В данном тексте рекламируемым объектом является йогурт «Чудо». «Чудо-йогурт» - это «рассветные облака» (рассвет - начало нового дня, облако - легкое, белое), «южный ветер» (легкий, теплый, приятный), «утренняя роса» (чистая, свежая), «радуга» (разноцветная, веселая), «заливистый смех» (звонкий и переливчатый), «свежие фрукты» (натуральные, вкусные), он «новый» (появившийся недавно), «легкий» (не отягощающий), у него «нежный вкус» (приятный, тонкий), он подарит «наслаждение» (высшую степень удовольствия). Семантическая доминанта, представленного в рекламном сообщении вербального ряда - «приятный, хороший».

Рекламируемый объект является частью реальности константной, но посредством языковых средств формируется его виртуальный вариант. Вербальные характеристики продукта вызывают положительные ассоциации, человек, приобретающий йогурт данной марки погружается в виртуальный мир, где нет места для «неприятного, плохого».

Виртуальность - базовый, основополагающий элемент рекламы. Реальность константная и реальность виртуальная представляют собой диалектическую пару. Интерпретация данных единиц может быть решена на уровне - «то, что существует» и «то, что не существует», но в сознании человека зачастую происходит смешение и последовательное замещение - виртуальность становится более «реальной» по сравнению с константной реальностью. Виртуальный образ товара, сформированный при помощи средств языка, становится более значимым. Виртуальность становится неотъемлемой частью сознания человека, за счет представлений, отраженных в языке.

Рассмотрим текст: Знак хорошего вкуса и традиций пример - высший сорт чая «Ыр1оп» - всегда под рукой. Знак прекрасного вкуса чая «Ыр1оп», знак успеха - это очевидно, «Ыр1оп» чай для тебя и для друзей. На работе, дома и везде, чай «Ыр1оп», выбираем тебя. Чай «Ыр1оп» - знак хорошего вкуса. Рекламируемый объект раскрывается следующим образом: «знак хорошего вкуса» - то есть, с одной стороны, у данного напитка хороший вкус, с другой стороны, если Вы выбрали этот чай - значит у Вас хороший вкус - Вы умеете выбирать хорошие продукты; «пример традиций» - традиционный чай, хороший чай, чай высокого качества, чай, который производят в соответствии с хорошими традициями; «знак успеха» - успех сопутствует тому, кто пьет чай данной марки, у него в жизни все будет хорошо; «для тебя и для друзей» - хорошо посидеть за чашкой хорошего чая в хорошей компании. В виртуальном плане чай становится не напитком для утоления жажды, а способом продемонстрировать статус, раскрыть особенности личности, приобрести друзей; доминанта данного поликомпонентного сообщения - «хорошо».

Образы, воплощаемые посредством языка рекламы, всегда построены на основе положительной характеристики. Это образцы, которые призваны выполнять функцию формирования положительного варианта мира в сознании человека. Например: «А земля наша как легенда - у каждого своя. Кто самородок золотой найдет, у кого руки золотыми станут, кто сердце золотое повстречает, а кому золото полей достанется. Каждому прибавится от щедрот сибирских. У нас говорят: богат не тот, кто скуп, богат тот, кто щедр. Будь щедр

к земле и друзьям, тогда и золото не иссякнет. Пиво "Сибирская легенда" -мир, созданный для тебя».

Текст начинается со своеобразного «зачина» - «А земля наша как легенда - у каждого своя». Данная языковая конструкция служит для формирования следующей ситуации: адресат не успел к началу рассказа и может наблюдать его завершение, итог доверительной беседы. Удачно обыгрывается в тексте многозначность прилагательного «золотой». В значении «из золота», прилагательное выступает в сочетании «золотой самородок»; в значении «прекрасный» в сочетаниях «золотые руки» - искусные, умелые руки, «золотое сердце» - добрый, мягкий характер; под образным выражением «золото полей» скрывается пшеница.

Предложение, завершающее текст: «Пиво "Сибирская легенда" - мир, созданный для тебя» - заключает в себе базовую посылку. Адресат погружается в виртуальную реальность, мир, созданный для него производителем пива данной марки. Интересно, что слово «легенда» имеет значения: «основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице»; «вымышленная биография, придуманное обстоятельство из жизни разведчика, предопределяющее его поведение, поступки». Конечно, для рекламодателя более выгодным является семантизция потребителем «легенды» как «опоэтизированного сказания», чем как «придуманного обстоятельства».

Применительно к рекламе можно говорить об определенной речевой стратегии утилизации транса - суггестивном воздействии. Реклама шоколадных конфет «Марс»: «Привычный мир растворяется, когда ты чувствуешь тепло шоколада и тающий, ни с чем не сравнимый вкус. "Марс" - немного солнца в шоколаде». В начале текста расположено сочетание «привычный мир растворяется», за счет этой посылки удается сформировать некую «дверь» в иную реальность. Мир непривычный, необычный, не такой как мир, что нас окружает. Вкус у шоколада «тающий» - очень нежный. Вряд ли конфеты действительно теплые, поскольку шоколад при достаточно высокой температуре теряет форму, но слово «тепло» -создает ассоциацию с ощущением комфорта. Образ, создаваемый сочетанием «немного солнца в шоколаде» вызывает ассоциации - жизнь, лето, радость, тепло.

Реклама МТС: «Все-таки мне повезло. Моя жизнь - это моя работа. Где мы все одна большая команда. Нас выбрали миллионы людей и теперь они тоже наши друзья. Мы думаем и работаем для них. И любим их. Каждого. Твоя команда - МТС» формирует картину мира, где человек, обладающий телефоном, подключенным к МТС (Мобильным ТелеСистемам), получает возможность войти в мир ирреальный.

Фраза от первого лица «Все-таки мне повезло» позволяет продублировать ее адресату в своем сознании. Во-первых, приобретение телефона от МТС - везение само по себе; во-вторых, покупай телефон от МТС, и тебе повезет. Выбрав МТС, потребитель оказывается в кругу друзей, окруженный заботой и любовью. Друзей - миллионы, и реклама позволяет потребителю приобрести иллюзию получения их в качестве некой «дополнительной составляющей» пакета услуг от МТС. Если учесть, что в современном мире одиночество индивида - обычное состояние, а конкуренция - норма жизни, то данный рекламный текст демонстрирует возможность бегства из мира реального в виртуальный, сформированный в сознании адресата.

След присутствия в языке действительности в результате их постоянного взаимодействия сказывается в том, что язык предстает уже как некая самостоятельная реальность, а не только как средство освоения действительности через язык и при помощи языка, то есть через вербальное воплощение.

Действительность же, в разнообразии представляющих ее посредством языка реальностей, в свою очередь, в результате языкового воплощения становится знакомой, узнаваемой, значимой знаковой системой, приобретая при этом еще и утилитарные, прагматические свойства, способа и средства для решения, может быть,

внешних для самой действительности задач: «Граница между языком и действительностью проходит пунктиром через человека, который до поры до времени прочувствованно пропускает ее, не мысля, погруженный в язык, застигнутый им при рождении. Язык, в свою очередь, в каждой такой встрече как с неизведанной землей (неоязыковленная реальность) проверяет свою способность стать ее языком. Взаимоотношение языка с внеязыковой реальностью дает один из примеров необходимости целостного рассмотрения любой референции как бы изнутри, когда одно без другого не имеет смысла, а в некоторых случаях исчезает какреальность» [Киященко, 2000, с. 38].

Категория виртуальности заставляет по-новому взглянуть на представления, об объективности «реального» мира. Говоря о процессе взаимопроникновения мира реального и виртуального, Н.В. Носов приводит образную аналогию: «Можно говорить о принципе меланжевой нити. Меланжевая нить - это нить одного цвета, в которую постепенно вплетается нить другого цвета, так что вначале новый цвет практически и незаметен, но его становится все больше и больше, а старого цвета - все меньше и меньше, и, в конце концов, новый цвет полностью вытесняет старый. Затем следующий новый вытесняет старый цвет» [Носов, 2000, с. 76].

Этот «принцип меланжевой нити» наилучшим образом демонстрирует особенности формирования варианта реальности в сознании человека. Базой для формирования виртуальности в языке рекламы является вербальный план, но восприятие вербального плана неразрывно связано с коннотациями, накладываемыми сопровождающими элементами (изображение, звук, жесты и т.д.). Процесс формирования виртуального варианта объекта рекламы может быть назван «рекламной аберрацией» - по аналогии с термином из области физики, где «аберрация» понимается как «искажение оптического изображения», и биологии, где «аберрация» трактуется в переносном значении как «заблуждение, отклонение от истины».

Предмет, существующий объективно в константной реальности, в рекламе всегда представлен с позиции положительного преувеличения - гипертрофированного внимания к положительным характеристикам и намеренного невнимания к отрицательным или нейтральным. Реальные характеристики товара, безусловно, являются частью виртуального образа, но основная информационная нагрузка ложится на положительную доминанту образа рекламируемого объекта, которая присутствует во всех компонентах языка рекламы - вербальных и невербальных составляющих рекламного сообщения. Вербальный план является базой для формирования виртуального образа, так как посредством положительных виртуальных коннотаций в сознании человека воссоздается положительная «виртуальная проекция» объекта рекламы.

С объектом рекламы, существующим независимо в константной реальности, потребитель может встретиться лишь посредством личного контакта (после совершения покупки), но и в этом случае сохраняется «рекламный ореол» - коннотации, наложенные на образ товара и закрепленные в сознании адресата рекламным сообщением.

Целью вербального представления рекламируемого объекта всегда является формирование положительного образа, при этом номинация товара соединяет в себе рациональную и иррациональную составляющую. Рациональный план важен, поскольку является базой для формирования адекватного образа объекта, но именно иррациональный план позволяет сформировать у адресата положительное отношение к объекту. Например: «Каждая хозяйка станет настоящей волшебницей, если на кухне у нее есть посуда фирмы "Моп^а". Посуда "Моп&а" - вкусная и полезная еда готовится сама!». Здесь предлагается вариант реальности, где процесс приготовления пищи совершается без участия человека («готовится сама»), при этом качество еды («вкусная и полезная») обеспечивается за

счет применения в процессе готовки посуды рекламируемой марки. Посуда данной марки становится посредником между миром реальным, где возможны проблемы в приготовлении еды, и виртуальным, где все происходит с легкостью, само собой. Технические характеристики посуды, которые можно оценить на рациональном уровне, в тексте отсутствуют, но есть иррациональная отсылка к «волшебству» - магическим, таинственным приемам, имеющим целью воздействовать на силы природы или на людей. Таким образом, приобретая посуду марки "Мопв(а", хозяйка становится «волшебницей» (слово «волшебница» в современном русском языке имеет коннотацию «добрая, хорошая»), также она получает возможность минимального участия в приготовлении еды, а как следствие -больше свободного времени, что тоже хорошо.

Можно сказать, что язык рекламы выполняет функцию своеобразного «источника света» - все его компоненты непосредственно принимают участие в формировании виртуального образа товара в сознании адресата. Реклама, в своем языковом воплощении, высвечивает положительные стороны рекламируемого объекта, а все, что не соответствует рекламной концепции, остается в тени.

лнртул.и.ниН ■ Г>п.': н'|;..;>.| I :ш2|> ы к|шс1знгш)11 рзд'накккггн

Необходимо отметить, что данная схема действительна лишь при рассмотрении процесса формирования образа товара в сознании потребителя, так как сам товар существует в нескольких вариантах:

1) товар, присутствующий в константной реальности, - о его характеристиках можно судить, обратившись к ГОСТ или ТУ производства товара;

2) товар в сознании производителя (рекламодателя) - образ, товара, сформированный в сознании производителя и отражающий его собственную точку зрения на товар;

3) товар, каким бы его хотел представить потребителю производитель (рекламодатель) - образ товара, сформированный в ходе рекламной кампании и предлагаемый потребителю в качестве образца;

4) товар в сознании потребителя - образ товара, сформированный посредством языка рекламы в сознании потребителя.

Наиболее интересным представляется рассмотрение образа товара в сознании адресата, поскольку именно этот объект и является конечным продуктом рекламной деятельности. Данный образ виртуален в своей основе, на его формирование оказывает непосредственное влияние как форма подачи информации и сопровождающие эффекты, так и личностные характеристики каждого реципиента.

Язык рекламы представляет собой особую область, где вербальный план сообщения позволяет в сознании человека сформировать образ, имеющий в своей основе константную реальность. Являясь частью реальности, рекламный текст сам потребляется как продукт, при этом он образует идеальный предмет системы вещей, знаки, предназначенные для нетранзитивного прочтения. В массовом соз-

нании вербализованные рекламные образы, сливаясь в одно целое, потребляются как картина мира, где обладание рекламируемыми вещами создает ощущение прямой связи с реальностью объективной.

В процессе формирования виртуального варианта объект рекламы приобретает виртуальные коннотации - возможные, ассоциативные семы, программируемые посредством языка рекламы в сознании адресата. Данный вид коннотаций может не иметь никакой связи с константной реальностью, они формируются автономно сознанием человека - это то, в существование чего хочется верить. Создателями рекламных сообщений эксплуатируется способность человека к восприятию информации с последующей самостоятельной конкретизацией. Вот почему, например, в рекламе сигарет, семантической доминантой сообщения является удовольствие, получаемое курильщиком, а наличие фразы «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью» становится не функциональным. Указанная фраза исключается из восприятия адресатом рекламы как негативное сообщение, неприятное, мешающее получать удовольствие, а поэтому - малозначимое, хотя и имеющее в своей основе действие объективной потребности в самосохранении. В сознании конкретного человека потребность в удовольствии может оказаться гораздо выше потребности в самосохранении, что и позволяет языку рекламы оказывать эффективное воздействие.

В рекламе происходит закономерная трансформация константной реальности с учетом потребностей и особенностей адресата и продуцирование положительной виртуальности. Например, слоган джипа «Mitsubishi»: «Mitsubishi, Люди посмотрят на вас иначе». Семантическая цепочка, которую можно воспроизвести в данном случае: «иначе - лучше, чем сейчас - с большим уважением». Данный слоган сопровождает рекламный ролик, где визуализируются возможные положительные коннотации: симпатичный молодой человек с правильными чертами лица путешествует на джипе «Mitsubishi» по пересеченной местности, с легкостью преодолевая горы, ручьи, овраги. Через некоторое время он заезжает в деревню, чтобы спросить дорогу у местного жителя. Для этого герой открывает окно автомобиля, и тут происходит превращение: он оказывается щуплым очкариком, весьма непрезентабельного вида, тем не менее, житель деревни не замечает этих изменений. Как только водитель поднимает стекло и продолжает путь, он снова становится «героем» - в окне автомобиля мы видим идеального покорителя дорог. Виртуальные коннотации объекта рекламы (автомобиля): «красивый», «сильный», «активный», «высокий социальный статус», «заслуживающий уважения» переносятся на обладателя рекламируемого предмета. Следовательно, можно говорить о том, что процесс формирования виртуального образа в сознании потребителя имеет своей целью замещение образа товара существующего в константной реальности.

В случае успешного наложения виртуальных семантических коннотаций объект рекламы становиться, например, не просто «стиральным порошком», он приобретает семантические наращения: средство для улучшения взаимоотношений в кругу семьи, способ вызвать уважение и зависть соседей, улучшить имидж, повысить свой социальный статус, приобрести душевное равновесие. Даже отдавая себе отчет в том, что шампунь представляет собой средство гигиены, а не способ завязать знакомство или вызвать жгучую зависть подруг, его приобретают по цене более высокой, нежели мыло. Ведь платят не за объективно чистые волосы, а за обязательные виртуальные коннотации, навязанные рекламой: «пышные», «блестящие», «густые», «красивые».

Язык рекламы формирует образ мира, который является виртуальным, но для человека, в сознании которого посредством языка рекламы сформирован образ объекта, нет различия между товаром, реально существующим, и товаром виртуальным: «Поскольку в виртуальной реальности образы внутреннего мира ничем не отличаются от образов внешнего, то при отсутствии специальных меток,

указывающих, к какому миру - внешнему или внутреннему - принадлежит образ, человеку легко запутаться в том, где произошло событие - в мире, порожденном самим человеком, или внешнем, независимом от него. Все мы хотя бы раз путали, безуспешно силясь вспомнить: это вот событие произошло на самом деле или приснилось нам» [Носов, 2000, с. 62]. И этот «сон» прекрасен: виртуальность заведомо лучше, приятнее, чем реально существующее, ведь виртуальность, воссоздаваемая в рекламе, базируется на положительной семантической доминанте всех компонентов рекламного сообщения.

Рассмотрим текст: «Природа дарит новую силу вашим волосам! Ту силу, которую вы всегда хотели почувствовать. Силу, которую дают нам минералы, заключенные глубоко в земле и донесенные до нас водными потоками. Новый шампунь "Timotei" содержит ценные минералы, которые укрепляют ваши волосы, дарят им здоровье, силу, энергию и красоту. Чем дольше вы им пользуетесь, тем красивее становятся ваши волосы».

Рекламный текст «заклинает» адресата: обращается не к аналитическим способностям, а к эмоциям, предлагает поверить в указанные процессы без логического их осмысления. Глаголы дарит, дают, содержит, укрепляют стоят в форме настоящего времени и указывают на действие, совершающееся в данный момент - потребителю не оставляют возможности для анализа информации, при помощи языковых средств он помещается в ситуацию, когда процессы происходят независимо от его желаний и поступков. За счет четырехкратного повторения слова «сила» создается ритмическая основа текста, при этом «сила» семантизируется не только как способность волос выдерживать большие нагрузки, но и как энергия жизни, красоты, магическая сила природы. Ключевая для сознания адресата конструкция завершает текст: «чем дольше вы им пользуетесь, тем красивее становятся ваши волосы». С помощью данной синтаксической конструкции в сознание адресата латерально внедряется посылка - красота волос зависит не от состава моющего средства или иных факторов, а от частоты использования шампуня данной марки. Как следствие - рекламный текст содержит минимум фактической информации: «ценные минералы». Семантика слова «ценный» указывает на важность данных элементов и не позволяет сомневаться их значительности, но что на самом деле скрывается под этим словосочетанием, потребителю придется проверить эмпирическим путем.

Восприятие реальности всегда опосредовано: мы видим мир через призму собственных представлений о нем, а язык рекламы является инструментом для моделирования этих представлений.

Показательным в этом отношении является слоган рекламной компании водки «Матрица»: «Совершенный ты в совершенном мире: "Матрица" - водка нового поколения философов и оптимистов». В данном случае рекламный текст предлагает потребителю изменить свое отношение к себе и к окружающему посредством использования рекламируемого товара. Поскольку обычным следствием процесса употребления алкогольных напитков становится повышение самооценки, то можно утверждать, что словосочетание «совершенный ты в совершенном мире» отражает реальность, правда, такие характеристики как «философ и оптимист» весьма редко можно применить к одной личности. Рекламный текст навязывает способ достижения совершенства - водка «Матрица».

Язык служит своеобразным фильтром, позволяющим когнитивной системе отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала. Однако это приводит к тому, что сознание человека игнорирует важные части опыта и, как следствие, формируется обедненный список альтернатив при решении проблемных ситуаций. Эту особенность эксплуатирует реклама: если болит голова - поможет «Панадол», хотите, чтобы ваши губы были яркими и манящими - помада от «Revlon», настроение на нуле - чай «Brook Bond», торт «Причуда» - когда хочется праздника.

Успешность воздействия рекламного сообщения зависит от возможности формирования адекватного образа товара. Рассмотрим текст: «Вам знакома стихия страсти? Этот огонь желаний. Водоворот эмоций. Ураган искушений. И все это сливается в одно страстное чувство, когда ваших губ касается "Ambassador". Кофе "Ambassador" - стихия страсти».

Кофе обладает тонизирующим эффектом - это общеизвестный факт, но в данном случае тонизирующий эффект трансформируется в огонь желаний, водоворот эмоций, ураган искушений, страстное чувство. Кофе становится не просто напитком, а символом «стихии страсти». Конструированию данного образа способствует и фонетический облик иноязычного слова Ambassador. Единственное, на что не обратили внимание создатели текста, так это на перевод названия торговой марки. Ambassador в переводе на русский язык обозначает «посол, дипломат», а семантика этих слов в русском языке не включает в себя коннотаций «страсть» или «искушение».

Таким образом, в рекламе доминирующее положение занимает не предмет, существующий в константной реальности, а его виртуальный образ, созданный языковыми средствами, при этом для потребителя сконструированный образ предмета или последствий применения предмета является более привлекательным, чем существующий в реальности константной: человек с большей легкостью верит приятным для него фактам.

Виртуальная реальность, формируемая посредством языка рекламы обладает специфическими свойствами: порожденностью - она продуцируется активностью внешней по отношению к ней реальности; актуальностью - существует актуально, до тех пор, пока активна порождающая реальность; автономностью - обладает своим временем, пространством и законами существования; интерактивностью -может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

Язык рекламы берет свое начало в наших способах выражения, привычках, мировоззрении. Реклама реализует потенциальные возможности языка и, соответственно, влияет на языковые характеристики личности. Два компонента: реклама как данность нашего времени с одной стороны, и реклама, оформленная языковыми средствами с другой неразрывно связаны между собой. Эта связь осуществляется за счет виртуальности.

Литература

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000.

Киященко Л.П. В поисках исчезающей предметности (очерки о синергетике языка). М., 2000.

Носов Н.А. Виртуальная психология. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.