УДК 69.05
Технические науки
Кузоваткина Надежда Валерьевна, студент кафедры градостроительства НИУ «Московский государственный строительный университет»,
Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЛОСИПЕДНОЙ СЕТИ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ РФ
Аннотация: В данной работе анализируется реальный мировой опыт использования велотранспорта, как нового способа поддержки логистических перевозок и снижения нагрузки на транспортную сеть городов. В результате этого исследования было установлено, что реальный опыт дает положительные результаты, и езда на велосипеде становится распространенной в большинстве городов мира. В Российской Федерации этому уделялось мало внимания по сравнению с другими странами; тем не менее, в последние годы этим активно занимаются.
Ключевые слова: Велосипед, Велотранспорт, Развитие, Транспортная
сеть.
Abstract: This paper analyzes the real world experience of using cycling as a new way to support logistics transportation and reduce the burden on the transport network of cities. As a result of this study, it was found that real-life experience gives positive results, and cycling is becoming common in most cities in the world. In the Russian Federation, this has received little attention compared to other countries; nevertheless, in recent years this has been actively pursued.
Keywords: Bicycle, Vlotransport, Development, Transport network.
Введение: На сегодняшний день одним из основных приоритетов градостроительной деятельности является поиск альтернативного вида транспорта как процесса минимизации количества автомобилей на дорогах и
улучшения качества городской среды. Внедрение маломобильных средств передвижения получило широкое распространение и Европе и во всем мире. Наиболее яркий пример успешного применения этой политики можно увидеть в Нидерландах. В настоящее время в стране насчитывается более 18 миллионов велосипедов, и общее количество немоторизированного транспорта растет с каждым годом. Государственная программа развития двухколесного транспорта в этой стране охватывает и успешно решает все проблемы, связанные с его эксплуатацией. Велотранспортная инфраструктура создана для того, чтобы пользователи велосипедов чувствовали себя комфортно и безопасно на дорогах. Практически все улицы крупных городов оборудованы специальными велосипедными дорожками или выделенными полосами, отделенными от пешеходных и транспортных маршрутов. На перекрёстках предусмотрены велопереезды и специализированные светофоры для исключения возникновения конфликтов с другими участниками дорожного движения. Стратегия обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации предусматривает организацию дорожного движения таким образом, что преимущество имеет пешеход, затем велосипедист, а личный автомобиль на последнем месте [1].
Ещё одним положительным Европейским примером развития велосипедной инфраструктуры можно назвать транспортную сеть Копенгагена. Сегодня вопросами строительства, реконструкции и эксплуатации велосети в Дании и других странах мира занимается множество исследователей: от экологов и инженеров до политиков и экономистов. Комплексный подход к внедрению велосипедного движения позволил добиться отличных результатов в повышении безопасности передвижения на велосипеде в городской среде в городе. Статистика смертей на дорогах в Дании за последнее десятилетие уменьшились более чем в 10 раз. Стратегия «продвинутых» велосипедных стран направлена на создание комфортного, быстрого и мобильного перемещения на велосипеде, повышение чувства безопасности и обеспечение преимущества на дороге при использовании велотранспорта как качественную альтернативу в
передвижениях по городу. В настоящее время Дания славится тем, что более 35% всех поездок совершаются именно на велосипеде. Помимо европейских стран, малогабаритные транспортные средства являются популярными средствами передвижения во многих странах Азии, в том числе в Индии. Сегодня, в связи с пандемией COVID-19, во многих городах по всему миру началось распространение велодвижения в качестве альтернативного способа перемещения вместо использования общественного транспорта, чтобы ограничить случаи контакта и взаимодействияс другими лицами и обеспечить необходимую социальную дистанцию. С целью создания безопасной среды для велосипедистов в 2020 году Индии был запущен проект India CyclesChange Challenge, участие в котором приняли95 индийских городов.
Относительно положительной динамики развития и внедрения велосипедов в транспортную инфраструктуру городов, характерную для многих городов стран Европы и Азии, в Российской Федерации процесс велосипедизации начался сравнительно недавно, что в первую очередь связано медленным внедрением и заимствованием технологий. Территория России расположена в нескольких климатических зонах, включая как арктическую, где температура зимой опускается до -60°С, так и субтропическую, где температура летом превышает 30°С. Заметная разница погодных условий в разных регионах характеризуется и огромными различиями в используемых людьми транспортных средствах.
Во многих Российских городах в последнее время стали рассматривать велосипед как альтернативный вид транспорта, так как он имеет ряд преимуществ по сравнению с личным автомобилем и другими видами транспорта. Велосипедное движение требует соответствующей инфраструктуры для того, чтобы стать самостоятельной подсистемой общественного транспорта подобно системе европейских городов. Адаптация существующего дорожного покрытия под езду на велосипеде в городских условиях требует корректировок (например: для обеспечения безопасного движения необходимы специализированные велополосы). Согласно дорожному кодексу Российской
Федерации с 2015 г. велосипедисты имеют право передвигаться по полосам, отведенным для общественного транспорта, что на данный момент является небезопасным. В целях популяризации велосипедного движения в больших городах России постепенно внедряются инновационные подходы к планированию веломаршрутов на дорогах [2].
В результате активного развития необходимых транспортных сетей между отдельными микрорайонами и районами одной территории субъекта Российской Федерации формируются городские маршруты, которые представляют собой связи между объектами тяготения. Этот процесс создает предпосылки для разработки схем организации дорожного движения, требующие комплексного рассмотрения с учетом возможных изменений в существующей транспортной инфраструктуре в процессе внедрения велосипедной сети. Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми определяются основные направления развития транспортной инфраструктуры, необходимы для реализации комплексного подхода и разработке комплексных схем организации дорожного движения. Одним из основных направлений, согласно представленной схеме (рис. 1), является развитие велосипедной инфраструктуры.
управление распределением транспорт-ь к средств на дорогах. в том числе разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от категорий транспортным средств, скорости и напра вле-ил движения, их распределение по вэемени движение
повышение пропускной способнзс"и автомобильных доэогг в том числе за о-ет ус~ранения условий, препятствующих движению транспорта и/и создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых развяэск л транспортных развязок, реконструкции перекресткоз и строительства транспортных развгэск
оптимизация циклов управления светофором
согласование работы светофорных объектов в границах территорий
развитие инфраструктуры для движения пешеходов и велосипедистов
введение приори_ета в движени и маршрутных транспортных средсв
воение паркевочных мест (в оснозном внедорожных)
введе-ие временных ограничений или приоста-овле-ия движения тра-спорт-ык средств
Рис. 1. Основные направления развития транспортной инфраструктуры в рамках городской
агломерации в Российской Федерации
В настоящее время уровень автомобилизации в стране значительно продолжает расти. Дорожная ситуация ухудшается, а городская среда перестает быть удобной и комфортной. С каждым годом транспортная сеть городов России развивается и адаптируется к новым условиям жизни населения. Предположительно, велосипеды станут альтернативным средством передвижения в городе, делая его мобильным.
Стратегия велосипедизации предполагает создание устойчивой городской среды, включающей экологические, экономические и социальные аспекты. Это будет достигнуто за счет:
• снижение дефицита парковочных мест за счёт сокращения автомобилей на дороге;
• рациональное распределение площади улиц под всех участников движения;
• улучшение качества общественных пространств в городе за счет снижения уровня шума и загрязнения окружающей среды;
• снижение угрозы, создаваемой движением транспортных средств;
• возможность совмещать поездку с общественным транспортом.
Концепция устойчивого развития города неразрывно связана с развитием
транспортной инфраструктуры. Комплексный подход к его развитию включает в себя освоение городского пространства не только для движения пешеходов, индивидуального и общественного транспорта, но и для велосипедистов. Интеграция велосипедной инфраструктуры в городской транспортный каркас повышает комфортность, привлекательность и безопасность городской среды.
Выделяют следующие цели велосипедных поездок:
• Рекреационные - длина маршрута составляет 10-50 км;
• Деловые: поездки с определенной целью: в школу, на работу, по делам (5-15 км).
Альметьевск - большой город с населением более 150 тыс. чел. -считается «велосипедной столицей» в России. Около 50 километров велодорожек окутали плотной сетью весь центр. Проект был разработан датской компанией Copenhagenize Design Company, которая уже много лет создает велоинфраструктуру для разных городов мира.
Велосипедные дорожки покрыты с использованием специальных технологий и не наносят вред окружающей среде, долгоустойчивы и оборудованы световыми сигналами, которые позволяют перемещаться по ним круглые сутки.
Велосипедная сеть оборудована соответствующей инфраструктурой: более ста дорожных знаков и отдельные секции для светофоров, подножки и поручни у перекрёстков, помогающие удерживать равновесие. За последние два года появилось более 600 велосипедных парковок. В ближайшие года планируется обустроитьоколо 200 километров сети и связать маршрутами все районы города.
Деловые маршруты развиваются во всем городе, так как есть возможность быстро и беспрепятственно добраться «от двери до двери». Использовать велосипед в Альметьевске можно круглогодично. В холодное время года велосети уделяют особое внимание — очищают их от снега и льда.
Комбинированное использование велотранспорт имеет большой потенциал при перемещениях на более дальние расстояния и может стать привлекательным для людей за пределами пешей доступности от остановок общественного транспорта (более 0,8-1,5 км) [3].
Данные тепловой карты активности велосипедистов - сервиса по отслеживанию активности -Strava подтверждает потребность в развитии велоинфраструктуры по всем основным дорожным сетям города, в том числе Альметьевска. Материалы, полученные на основе подвижности, являются основополагающими при планировании схемы развития велотранспортной сети города, позволяющей беспрепятственно добираться практически в любую точку (рис. 2).
Рис. 2. Тепловая карта Strava активности велосипедистов г. Альметьевск. Комплексная схема организации велосипедного движения на территории Альметьевского района, разработанная Copenhagenize Design Company.
Разница в скорости движения велосипедиста и пешехода требует чёткого разграничения площади между участниками движения. Особо опасные участки, где движение совмещено с автомобилями, должны иметь ограничение скорости, а перекрёстки обеспечивать видимость не менее 10-30 м.
В настоящее время «лидерами использования велосипеда» являются Голландия, Дания и Германия. Каждая из этих стран разработала особую программу развития велодвижения, отличную особенностями целей и задач. Показатели велосипедного движения их городов следующие: Амстердам -50%, Копенгаген - 33%, Мюнхен- 17%, Берлин - 13%.
В отличие от зарубежных примеров, велосипедная сеть, как больших городов, так и столицы России, только начинает формироваться. Несмотря на наличие велодорожек, многие из них не отвечают требованиям, носят прерывистый характер и нуждается в тщательном совершенствовании.
На сегодняшний день общая протяженность дорожной сети крупнейшего города Москвы составляет 6064 км. Доля велосипедных дорожек в дорожной сети составляет 3,8%, с учетом выделенных полос для общественного транспорта - 12,8%, на одного жителя - 0,06 м велосипедных дорожек, что катастрофично мало, что говорить о менее крупных городах.
Основными целями развития велосети больших городов Российской Федерации являются снижение транспортной и экологической нагрузки,
повышение мобильности, комфорта и безопасности городской среды, увеличение физической активности горожан. По ряду причин города России вряд ли будет развиваться по примеру европейских городов, таких как Амстердам, где велосипеды являются основным транспортным средством, но при должном развитии велосипедной инфраструктуры и создании правильного образа велосипедистов в глазах горожан велосипед может стать одним из основных видов транспорта- альтернативой автомобилю, наряду с общественным транспортом. Многие считают автомобиль показателем статуса и достатка. Для того чтобы изменить «навязанную человеку автомобильность», следует создать условия для пользования альтернативными видами транспорта, в том числе велосипедом и другими средствами малой мобильности. Для адаптации населенияк новым условиям необходимо проводить общественные и социальные кампании [4].
Неоспоримым преимуществом велосипедного движения является возможность проложить удобный маршрут по кратчайшему расстоянию, а также отсутствие зависимости отобщественного транспорта и пробок. Согласно анализу, время поездки на велосипеде по короткому маршруту зачастую меньше, чем время, потраченное в поездке на автомобиле в часы пик. Кроме того, маршрут на велосипеде можно сократить за счёт маневренности между объектами и закрытых от машин проездов.
По сравнению с автомобилем велосипед имеет ряд экологических преимуществ: ежедневный пробег на велосипеде в 2,5 км экономит 180 л бензина и снижает выбросы углекислого газа на 495 кг; на 1 парковочное место вмещается 10 велосипедов.
Велосипедные передвижения является неотъемлемой частью системы транспортного обслуживания города, что способствует повышению мобильности горожан и снижает долю личных и служебных поездок на автомобиле, заменяя их качественной альтернативой - экологически чистым транспортом. Это приводит к созданию комфортной городской среды, а также обеспечивает доступность и связность территорий.
Заключение: Для эффективной работы велотранспортной инфраструктуры больших городов России необходимо:
• развитие велосети, которая, в первую очередь, обеспечитсвязь между объектами притяжения;
• создание безопасных условий для передвижения, популяризация велотранспорта как альтернативного транспортного средства;
• регулярный мониторинг велопередвижений горожан для определения уровня развития необходимой велоинфраструктуры;
• политика развития велосипедного движения (организация бесплатных пересадок на другие виды транспорта, развитие системы перехватывающих парковок для велосипедистов).
Таким образом, обеспечение комфортной, качественной и безопасной средой, а также наличие соответствующей инфраструктуры, делает велосипед одним из самых привлекательных и экологичных видов транспорта.
Библиографический список:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы». URL:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/ (дата обращения: 12.02.22).
2. Российский национальный проект «Безопасные качественные дороги» [Сайт]. 2021. URL: https://bkdrf.ru/ (дата обращения: 15.02.22).
3. Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Комфортная городская среда: велосипеды в большом городе, 2018.Человеческий капитал и профессиональное образование 1 (25) С. 13-20.
4. Евсеева А.И. Мониторинг велосипедного трафика в условиях городаГосударственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 64, 2017. С. 82-108.