Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ В МЕДИНЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ДОГМАТИКИ И КУЛЬТА (622-632 ГГ.)'

ФОРМИРОВАНИЕ В МЕДИНЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ДОГМАТИКИ И КУЛЬТА (622-632 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ханмагомедов Ям.

В статье раскрываются сущность и содержание морали. Прослеживается история формирования и развития морали. На примере России иллюстрируется состояние морали в условиях современного финансово-экономического кризиса. Анализируется религиозная мораль в Дагестане и раскрывается ее значение для развития личности и процветания республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ В МЕДИНЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ДОГМАТИКИ И КУЛЬТА (622-632 ГГ.)»

УДК 297:217.001.32

Формирование в Медине мусульманской догматики и культа (622-632 гг.) Я. М. Ханмагомедав

Дагестанский государственный университет

Полномасштабное возрождение ислама в рег ионах его традиционного распространения ставит перед нами немало задач. Принципиальное значение в этой связи приобретают анализ истоков данной религии, научное изучение и объективное освещение истории становления ее догматики и культа, которые «являются зеркалом любой религии, и они в Концентрированном виде отражают ее сущность и органически выступают в качестве двух сторон целостной системы вероучения ¡5. с. 190].

Слово догматика происходит от слова догма - основное положение в религиозном учении, считающееся духовенством непреложной ист иной, не подлежащей критике. А культ (от лат. си1Щ5 «уход, забота, почитание») - 1) рел. обрядность, совокупность молитв, заклинаний, обрядов, ритуалов.., 2) почитание, поклонение [3, с. 149].

Мусульманские догматика и культ окончательно формировались в свете откровений, полученных Мухаммедом после его переселения в марте 622 года из Мекки в Медину, где. по образному выражению О.Г. Большакова, «требовались не общие призывы, а конкретные действия по организации новой религиозной общины, разработка догматики и права» [4, с. 104].

Основные догматы мусульманского вероучения перечисляются в двух аятах Корана: "О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писание, и Пго посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением" (Коран. 4:135). В другом аяте этот перечень дается в более краткой форме: «Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и его писания, и Его посланников. Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников...» (Коран, 2:285). Позже, стремясь расширить рамки понятия догматика, ученые-богословы добавили к ним еще два положения: «Веру в предопределение: добро и зло от Аллаха». Все эти символы (вера в Аллаха и ангелов, в Священные Писания, в пророков, в Судный день, в предопределение, в то, что добро и зло - от Аллаха) составляют основу мусульманской догматики (араб. - иман).

Каждое из этих положений догматики требует расшифровки и является предметом отдельного исследования, что не представляется возможным в рамках одной статьи. Но можно вкратце охарактеризовать их.

Догмат о единственности Аллаха - главный догмат ислама, а учение об Аллахе - основа ислама и его богословия. Аллах - имя Бога в исламе. Главная тема коранической проповеди - единственность и внутреннее единство Аллаха, противопоставляемое языческому многобожию. Аллах один и не может иметь никаких сотоварищей, В принципе, Аллах считается

идентичным Богу иудеев и христиан. Однако, согласно мусульманским представлениям, последние исказили учение своих пророков Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса). Но мусульманским представлениям Аллах всемогущ и велик, но милостив и милосерден к своим творениям. Люди должны, осознавая всемогущество Аллаха, полностью подчиняться ему и во всем полагаться на него [9. с. 3-4].

Коранический образ Аллаха содержит взаимодополняющие друг друга противоречивые черты, что вызывало многочисленные споры среди мусульманских богословов. Одним из главных был вопрос о том. как следует понимать те места в Коране, в которых Аллах наделяется человеческими свойствами,

Многочисленные качества, составляющие образ Аллаха, нашли свое отражение в 99 «прекрасных именах Аллаха», являющихся важным элементом мусульманского богословия и излюбленным мусульманским талисманом. Постоянное обращение к Аллаху и произнесение его имен считается у мусульман благочестивым и похвальным. Проблема взаимоотношений Аллаха и людей Составляет основу расхождения двух главных течений ислама - суннизма и шиизма. Для суннитов после кончины Мухаммеда прямая связь между Аллахом и людьми прекратилась. Для шиитов она продолжается через имамов. Суфии допускали возможность и желательность чувстве нно-мисти чес ко го познания Аллаха.

Ко второму догмату ислама относится учение об ангелах. Ангелы и демоны часто упоминаются в доисламской арабской мифологии и в устном народном творчестве. Но с возникновением ислама их природа приобретает особый смысл. Ангелы, по исламу, - две категории сверхъестественных существ, созданных Аллахом до людей. Ангелы (араб, малайка) - посланнники и слуги Аллаха. Согласно хадисам, они сотворены из света, имеют крылья. К ним неприменимо понятие пола. Они живут на небесах, охраняя прес тол Аллаха. Ангелы следя! за поступками людей и записывают их. Они испытывают и воскрешают умерших, собирают их на суд, охраняют ад и рай. Ангелы оберегают благочестивых, передают слова Аллаха пророкам [9, с. 5].

Распространено представление о том, что у каждого человека есть два ангела, сопровождающих его всю жизнь. Среди высших, приближенных к Аллаху и находящихся у его престола ангелов выделяются Джабраил (Джибрил), который был главным посредником между Аллахом и Мухам-мадом, Ми кайл, который, согласно преданию, помогал мусульманам в их первых сражениях, йерафил, считающийся первым, кто сопровождал Му-хаммада. «Ангел смерти» получил в предании имя Йзраил (Азраил). После смерти людей их допрашивают в могиле два ангела - Мункар и Накир. Ад охраняет ангельская «стража», «грубые и сильные», число которых - 19. Их возглавляет ангел по имени Малик. После сотворения Адама Аллах приказал ангелам пасть ниц перед человеком. Один из ангелов - Иблис (дьявол) -отказался это сделать, за что был низвергнут на землю и обречен в будущем на адские муки.

Следующими важнейшим догматом является вера в посланников Аллаха и в их писания. В Коране говорится о 28 пророках, хотя эта проблема спорная, т. к. в богословской литературе упоминается более 20 тысяч пророков. «Мы отправили к каждому народу посланника» (Коран, 26:38). Но только 313 из них принесли людям книги откровений. По Корану, шесть из них являются наиболее признанными - Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам). Муса (Моисей). Иса (Иисус), Мухаммад — «печать пророков». Второстепенными пророками считаются Давуд (Давид), Л куб (Яков), Иусуф (Иосиф). Аюб (Иов). Мухаммад является последним пророком, посланным Богом с откровением к людям, после него завершается пророческая миссия. Поэтому его и называют «печатью пророков».

Согласно традиции, пророки - это избранные из людей Господом любимые его слуги, через которых распространялась религия и которые с самого рождения защищены от совершения греховного поступка. Посланники же это пророки, которые получали Священные Писания. Они обязаны были распространять их среди того народа, которому они были посланы. Они призывали свои народы следовать и соблюдать оптимальные для них правила жизни. Между ними была и полная преемственность. Всего человечеству было ниспослано 104 Священных Писания, из которых 100 в виде свитков (Сухуфи) и четыре последних в виде книг. Первые десять свитков получил первый человек и первый пророк Адам. Его сын, пророк Шис (Сиф), получил 50 свитков, пророк Идрие (Енох) - 30 свитков, пророк Ибрагим (Авраам) 10 свитков. Первую книгу Таврю (Тора) получил Муса (Моисей) примерно 3 тысячи лет назад, вторую книгу Забур (Псалтырь) -Давуд (Давид) примерно 2,5 тыс. лет назад, третью книгу Инжиль (Евангелие) - Иса (Иисус) примерно 2 тыс, лет назад и последнюю, четвертую книгу - Коран - Мухаммад примерно 1430 лег назад.

Согласно мусульманским представлениям, каждое Священное Писание подтверждало истинность предыдущего, оповещало о будущем и содержало дополнительную информацию, к усвоению которой были готовы данные народы или все человечество на этапе своего развития [6, с. 33J.

Одним из важнейших догматических элементов ислама является вера в Судный день (араб. - кияма). Согласно наиболее распространенным среди мусульман представлениям, наш мир конечен; Концу света будет предшествовать появление на земле сил зла - злодея Даджжала, народов йаджудж и маджудж, некоего говорящего зверя из недр земли и т. д. Иса и Махди победят их, и па земле воцарятся справедливость и благоденствие. Тогда и наступит час или «день восстания из мертвых» (Судный день, день расчета): раздастся звук трубы, в которую дует ангел; упадут звезды, сдвинутся горы, умрут все люди; по второму звуку трубы все когда-либо жившие па земле восстанут из мертвых и соберутся в одном месте; они долго будут стоять перед Аллахом, который станет допрашивать людей об их поступках; ангелы принесут книги, в которых записаны грехи и добрые дела; и те, и другие будут взвешены на весах; Пророк Мухаммад заступится за тех,

чьи грехи не очень велики; все люди пройдут по тончайшему мосту (Си-рат), протянутому над адом, в рай; дойдут до конца его только праведники, которые вечно будут блаженствовать в раю (джанна); грешники же будут мучиться в адском огне (джаханнам). но для некоторых из них имеется возможность выбраться из ада после очистительного наказания.

Образ воскресения и Судного дня объединяет ислам с другими монотеистическими религиями. Он был одним из главных мотивов первоначальной проповеди Мухаммеда. Ранние суры Корана (3, 37:20. 32:29, 19:39 и т. д.) полны ярких описаний Конца света, суда над людьми, ада и рая. О Страшном суде говорится в наиважнейшей суре «ал-Фатиха» («Царю в день Суда», аят 3).

Богословская концепция Судного дня соседствует в исламе с обширной народной религиозной литературой на ту же тему. Таким образом, ко-раннчеекие представления были во многом развиты и дополнены, Главными принципиальными дополнениями стали идея заступничества Мухамма-да за мусульман и представление о «наказании в могиле» — предваритедь-ном суде над умершими еще до наступления всеобщего воскресения.

Большое внимание в исламе уделяется такому догмату веры, как предопределение. Кадар (араб, «могущество; предопределение, судьба») - предопределение Аллахом всех событий в мире и всех человеческих поступков. ! 1роблема предопределения вызывала в исламе, как и в других религиях, богословские споры. Дело в том, что Коран содержит как утверждающие полную зависимость человека от решений Аллаха аяты, так и провозглашающие ответственность человека за свои поступки. Согласно концепции Судного дня. судьба человека после смерти определяется по его поступкам при жизни. Если же поступки полностью предопределены Аллахом, то наказание за них противоречит справедливости Аллаха. Уже в раннем исламе определились два основных направления мусульманской мысли касательно проблемы кадара: джабария - утверждение всеобъемлющего предопределения и кадария - ограничение кадара и признание определенной свободы воли человека. Учение о свободе воли кадаритов получает дальнейшее подробное изложение у представителей мутазилитов [5, с. 205-206].

Спор о предопределении и свободе воли вошел в историю ислама как один из первых догматических споров, продолжающийся до наших дней.

Каждая религия отличается друг от друга своей культовой (обрядовой) системой.

Учение ислама о пяти «столпах» называется «аркан ал-ислам» или «аркан ад-дин». Из пяти «столпов» ислама только первый (исповедание веры) относится к догматической проблеме. Остальные четыре столпа - ритуальная молитва (намаз), пос т (ураза), закят (обязательная милостыня), паломничеств® в Мекку (хадж) - содержат моральные и ритуальные предписания.

Следует отметить, что ислам впитал в себя и объединил множество сторон существовавшей до него религиозной обрядности - язычества, зороастризма, иудаизма, христианства и других восточных религий, и в этом

отношении его культовая система носит синкретический характер. Как отмечает О.Г. Большаков, «Мухаммад прибыл в Иасриб с набором бессистемных монотеистических представлений, чисто арабских и трансформировавшихся в арабской языческой среде элементов христианской и иудаист-ской догматики» [4, с. 104].

Первым новшеством стало создание специального места для коллективного моления, которое не имело ничего общего ни с синагогой, ни с церковью, оно должно было вмещать всех мусульман и быть по возможности простым для сооружения, это вызвало необходимость ряда новых решений: как ориентировать мечеть, как созыва! ь верующих со всего оазиса. Главная мечеть Иас-риба. построенная к концу первого года хиджры, была ориентирована на север, на Иерусалим. Призыв к молитве был организован очень просто - вольноотпущенник Мухам мала и один из первых мусульман Б ил ал, отличавшийся сильным голосом, с крыши соседнего с мечетью дома, а затем с крыши дома Мухаммада громко возглашал призыв к молитве. Этот призыв стал называться азаном, а человек, возглашающий его, - муаззином.

Согласно преданию, намаз стал обязательным для мусульман, когда Мухаммад совершил ночное путешествие (Исра) из Мекки в Иерусалим и вознесение (Мирадж) па небеса. Согласно наиболее распространённому мнению, это событие состоялось в 27-ю ночь месяца раджаб за год до хиджры, т. е. в 621 году. Сообщается, что в начале Аллах обязал его и его общину совершать 50 намазов в сутки. Затем по просьбе Пророка сократил это число до пяти [11, с. 146-148].

В исламской теологии есть точка зрения, согласно которой все пять намазов, обязательные для мусульман сегодня, совершали в прошлом в отдельности предыдущие пророки: Адам впервые совершил утренний намаз из двух ракаатов; Ибрагим - обеденный из четырех ракаатов; Юнус - послеполуденный из четырех ракаатов; Иса - вечерний из трех ракаатов; Муса - ночной из четырех ракаатов [6, с. 30].

Разработке культа в Медине в значительной мере было подчинено обоснование важности мекканекон Каабы для нового вероисповедания. Именно здесь определяется, в каку ю сторону должно быть направлено лицо молящегося. т. е. киблой мусульман Мухаммад провозглашает мекканскую Каабу. По мусульманскому преданию, подобным объектом обращения при молитве раньше был Иерусалим. В.В. Бартольд. ссылаясь на «Историю ислама» Августа Мюллера, пишет, что Пророк до хиджры обращал свое лицо при молитве в разные стороны неба. И лишь в Медине он «из желания польстить иудеям ... предписал обращаться при молитве по направлению к Иерусалиму» [2, с. 108]. Обоснование этому В.В. Бартольд также берет из 144 аята 2-й суры Корана «Корова», где говорится: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и мы обратим тебя к кибле...» Однако арабские источники утверждают, что не в мединский период произошло изменение направления в сторону Иерусалима. Начиная с Ибрахима все пророки во время молитвы обращали туда свои лица [10, с. 39]. Комментаторы вышеприведенного аята отмечают, что Мухаммад

обращал снос лицо к небу не при молитве, а каждый раз, когда получал откровение. В этой связи нам кажется наиболее правильным вариант перевода этого аята профессором M.-I1.0. Османовым: "Мы видели, как ты (о Мухам мал), обращался к небу (в поисках киблы)... Так поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети" [Коран, 13:108].

Признавая наличие подобного рода противоречий, отметим, что для нас важно не то, в какую сторону обращались в ходе молитвы, а то, почему именно Кааба была выбрана Пророком основным направлением для молящегося. В отечественном и зарубежном востоковедении причину видят в разрыве взаимоотношений мусульман с евреями Медины, которые предали Мухаммада. Но при всем этом не следует забывать и о другой, не менее важной, стороне рассматриваемого вопроса. Па наш взгляд, смена киблы имела не только религиозное, но и важное политическое значение, направленное на смягчение отношений с богатой мекканской знатыо.

Вторым новшеством было предписание еще одной, четвертой молитвы в середине дня. Кроме того, было удвоено число ракаатов. а молитва в два ракаата разрешалась только в дороге.

Следующим этапом ритуального обособления ислама было введение особого поста, который отличался от христианского воздержанием от пищи и питья весь день (от темна до темна), в течение месяца рамадан. Мусульманская традиция относит установление поста в рамадан в середине шабана второго года хиджры, перед походом на Бадр (624 г.) 183-м аятом второй суры Коране «Аль-Бакара»: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост так же. как Он предписан был тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны» [Коран, 2: 183]. Однако некоторые исследователи полагают, что он был введен в ознаменование победы при Бадре. Т. о., единого мнения нет.

Из вышеприведенного ая та следует, что соблюдение поста было предписано и другим народам, жившим до нас. Исторические факты подтверждают, что ранние иудеи и христиане, соблюдавшие пост, в сутки ели один раз. потом изменили обряд и стали поститься с полуночи до полудня. Согласно преданию. пророк Муса (Моисей) постился сорок дней. 11 popo к Давуд постился через день. Самым древним Постом у христиан считается большой пост перед Пасхой. Со временем истинно предписанный пост, как и сама религия, терял свою действенность, служители церкви самовольно предпочли другие, более легкие, виды поста - воздержание от мяса. рыбы, молока и т. д.

Четвертый столп ислама - закят (очищение) - обязательная милостыня, Ее выплата стала обязательной также во втором году переезда Мухам-мада из Мекки в Медину [ем, 8. с. 62],

Милостыня характерна почти для всех религий мира. Она была известна еще до возникновения ислама как племенной обычай. Но в исламе милостыня приобретает особый социальный смысл, она, наряду с другими столпами веры, превращается в особую силу как предписание Аллаха.

Все богословы считают обязательную милостыню одним из самых важных столпов ислама. В Коране в тридцати двух местах упомянута мило-

стыня вместе с ритуальной молитвой. Всевышний сказал: «И соблюдайте намаз, и платите милостыню (закят)» [Коран, 2:110]. Кто осознанно опровергает необходимость обязательной милостыни, в мусульманской общине становится отщепенцем (вышедшим из ислама).

Те, которые соблюдают ритуальную молитву, но не выплачивают обязательную милостыню, не считаются братьями по вере. Они обязаны раскаяться перед Всевышним и вернуться к истинному соблюдению заповедей Аллаха. Всевышний сказал: «Но если они раскаются и будут соблюдать намаз и платить милостыню, тогда они братья ваши по вере» [Коран, 9:11].

Смысл аятов Корана подчеркивает значение и важность обязательной Милостыни. Поэтому халиф Абу Бакр сражался с теми, кто не хотел выплачивать обязательную милостыню. Большинство богословов постановило: тот, кто умер, не выплатив обязательную милостыню, остается в долгу перед Аллахом до тех пор, пока наследники не выплатят ее из его наследства. Как можно быстрее, не откладывая на поздний срок, родст венники должны освободить его от обязательной милостыни до момента распределения наследства между наследниками.

Важнейший элемент мусульманского культа - это хадж. Согласно Корану и мнению богословов, хадж является наиважнейшим столпом ислама. Хадж обязателен для совершеннолетнего мусульманина при наличии материальной возможности: «А у Аллаха - на людях обязательство хаджа к дому - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему» [Коран, 3:97].

Хадж следует рассматривать как особую, не имеющую аналогов, классическую форму паломничества. Уникальность его заключается в ряде отличительных черт, которые и выделяют его как среди других столпов ислама, так и из числа различных форм паломничества, практикуемых в других религиях. Так, одной из главных особенностей хаджа является сочетание единства времени и места совершения, что санкционировано шариатом как непременное условие данного ритуала.

Хадж по своей сути, содержанию и масштабам - уникальное явление, уходящее своими корнями в доисторические времена, именуемые в мусульманской терминологии "джахилией". В этой связи следует указать на широко распространенное среди мусульман мнение о том. что совершаемые ими обряды хаджа установлены Мухаммадом в соо тветствии с нормами Корана. Между тем многие из этих обрядов бытовали до возникновения ислама. Один из ранних мусульманских авторов Хишам ибн Мухаммад аль-Калби подробно описывает церемониал доисламсго хаджа [1].

Согласно мусульманской традиции, одним из шести основных частей хаджа является таваф - семикратный обход вокруг Каабы, который должен совершить паломник босым, с непокрытой головой, прикрывшись только их-рамом (куском материи), таким же образом его впервые совершил Адам. Следующая из составных частей - хаджа (пребывание в местности горы Арафа). Впервые световой день на этой горе провели Адам и Хава, Сай (хождение между холмами Сафа и Марва) впервые был совершен Хажар (Агарь) - женой

пророка Ибрагима, матерью пророка Исмаила в поисках воды и пиши, он также является обязательной для паломников. После этого желательно выпить воду зам-зам. как это впервые сделал Исмаил. Другой важной составной частью хаджа является рамйу джамарат (кидание камней, которое совершается на том месте, где. по преданию, иблис трижды попытался искусить Ибрагима, преградив ему путь). Ибрагим закидал его камнями, что и делают паломники по сей день. Один из великих праздников мусульман Курбан-байрам также oepei свое начало от Ибрагима и его сына Исмаила [6, с. 29-30].

Таким образом, за десять лет пребывания Мухаммада в Иасрибе его вероучение приобретает идеологическую самоосознанность и внешние формы отличия в проведении молитвы, поста, организации паломничества и выборе центральной святыни. Победы Мухаммада в сражениях подкрепляли его правоту в глазах окружающих лучше любых логических аргументов. Пасриб из обычного поселения стал для мусульман столицей Пророка (Мадинат ан-Наби) или просю Мединой.

Литература

1. Аль-Капби, Кишам ибн Мухаммад. Книга об идолах (Китаб ал-аснам). - М.: Наука, 1984. - 64 с.

2. Бартольд ВВ. Ислам и культура мусульманства. - М.: Изд-во МГТУ, 1992.- 144 с.

3. Богомолов А.И. Религии мира: Новейший словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 672 с.

4. Большаков ОТ. История халифата. Т. 1: Ислам в Аравии 570 - 633. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1989. - 312 с.

5. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: сущность и существование Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2007. - 504 с.

6. История религий. Эволюция исторического процесса. Ч. i: Ранний и авраамический периоды / Сост. С.11. Султанмагомедов. - Махачкала: Их-лас, 2007. - 175 с.

7. Коран / Пер. с араб. М.-Н.О. Османова. - М.: Ладомир, Восточная литература. 1995. - 576с.

8. Каминов М. Пять основ ислама. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 96 с.

9. Мажмуату ат-тасриф - Темир-Хан-Шура: Типография Мавраева. 1908.-95 с.

10. Та'рих джазират ал-араб ал-кадим ва сира ан-набавийа Мухаммад. Та'лиф ад-дуктур Абдаллах ас-Садих ал-Усмайин. - Ал-Мамлакат ал-Арабийат ас-Сау'дийа, ¡990/1410,- 111с.

11. «Сахих аль-Нухари» (краткое изложение). - Казань: Дом печати. 2005,- 1063 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.