Научная статья на тему 'Ислам: догматика и ритуал'

Ислам: догматика и ритуал Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3914
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам: догматика и ритуал»

Наш тезаурус

Лилия Ахметова

Ислам: догматика и ритуал

От редакционной коллегии: в Вестнике предполагается публикация материалов в помощь студентам и преподавателям. Ниже помещаем такой материал для изучающих религиоведение и исламоведение.

Ислам - самая молодая из мировых религий - возникла в Западной Аравии в VII в. Слово «ислам» в переводе с арабского буквально означает «предание, подчинение себя Единому Богу, покорность».

Ислам оказывал и оказывает значительное влияние на общественную и политическую жизнь человечества, проявляя себя в различных сферах жизни, определяя в той или иной степени моральные и духовные ценности, влияя на культуру, образование, международные отношения, науку и искусство.

Это объясняется тем. что ислам исповедует более миллиарда человек (по некоторым данным до 1 млд 300 млн). Мусульманские общины есть более чем в 120 странах, а в 35 государствах мира мусульмане составляют большинство населения.

Основатель ислама - проповедник Мухаммад (570 - 632). Главная священная книга мусульман - Коран (араб. - чтение вслух, речитатив, декламация). В ней содержатся проповеди пророка Мухаммада, произнесенные в форме Божественных откровений. Согласно исламской традиции Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухаммаду осуществлялось посредством архангела Гавриила (Джабриила). В свою очередь Пророк посредством проповедей знакомил с содержанием откровений людей.

Сунна (араб. - обычай, пример) - второй после Корана источник вероучения ислама, содержит высказывания самого Мухаммада. Сунна - пример жизненного пути посланника Аллаха, эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины и каждого мусульманина в отдельности. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются бо-говдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху.

Ислам - это не просто вероучение, идеология или релнгая в обычном смысле слова. Скорее, это целостный образ жизни, нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений, культуры и быта.

Первым требованием ислама является вера, вторым - действие. С помощью его концепций и убеждений человек вырабатывает в себе определенное отношение к жизни, к самому себе, к другим людям, к миру, формируется в определенный тип личности, выстраивает особые типы человеческих отношений, поклонения» семейной жизни, привычек, то есть практически всех аспектов жизни.

Догматы исламской веры вытекают из содержания Корана. Основных догматов ислама или «корней», основ веры (усуль ад-дин) пять:

Первый - единобожие ('таухид). Таухид означает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия (нет Бога, кроме Аллаха). Аллах является единственным творцом всего сущего, всемогущим и всеведущим.

Второй догмат - вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха (адл). Справедливость Аллаха считается высшей ее формой, недоступной пониманию человека.

Третий догмат - признание пророческой миссии Мухаммада и пророков, живших до него (нубуева). Первым из них считается Адам, в Коране названо 28 пророков, хотя в общем их число определяют более чем в сто тысяч. Пророки предсказывали появление Мухаммада.

Каждый из пророков был человеком, подобным другим людям, с теми же человеческими потребностями и чувствами. Ислам всячески отвергает любые предположения о божественной или сверхчеловеческой природе посланников Бога. В тоже время считается, что они были особыми людьми, которых Бог выделил среди остального человечества для передачи

своего учения.

Четвертый догмат - вера в Воскресение, Судный день и потусторонний мир. , Пятый догмат связан с учением об имамате-халифате. йа¿¿Л» существования ислама сложились пред—«

тельство, молитва, пост, ат°®ря£оше и моральные

занности мусульманина. Четыре из них содерд«и ?

предписания. лйч>линяюшая два основопола-

Первая обязанность мусульманина, объедишиощая да

гаюпдах догмата ислама, называется " ается словами:

Свидетельство <ш«Ы«> - ГХ—

«Аиааду алия гшяха гтляллах уа ашхаду ант мул

(Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Бога).

Здесь слово «божество» употреблено в широком смысле, который передает арабское слово «шях», то есть некто или нечто, чему поклоняются, чему отданы чьи-либо любовь и преданность и к чему направлены чьи-либо устремления; чьи слова и приказы считаются обязательными и кто единственный достоин подчинения. Смысл этой декларации для мусульманина гораздо шире, чем тот, который буквально звучит в переводе. Это, по сути, провозглашение того, что тот, кто верит в это и произносит эти слова, изгоняет из своего сердца верность, преданность, подчинение и поклонение всему, кроме Бога.

Самым большим грехом является придание кого-то или чего-то в сотоварищи творцу, это отход от единобожия (ишрк), Ширк - это поклонение кому-либо и преклонение перед кем-либо, кроме всевышнего Господа.

Человек, произносящий эту молитвенную формулу, подтверждает свою приверженность единобожию и признает пророческую миссию Му-хаммада. Для мусульманина важно не только исповедание этого символа веры, но и беспрекословное следование данному принципу в повседневной жизни.

Салят - мусульманская каноническая молитва - является вторым столпом ислама. После произнесения формулы исповедания веры, основной и важнейшей обязанностью для мусульманина является совершение намаза.

Исламские молитвы (намазы) есть нечто отличное от молитв в христианском понимании, хотя моление и прославление Бога (называемое ду'а) также является весьма важной частью мусульманского поклонения. Ежедневный молитвенный цикл включает пять обязательных молитв.

Пять промежутков времени, в которые следует совершать поклонение, соответствуют пяти частям суток и распределению различных видов человеческой деятельности: рассвет, поддень, послеполуденное время, конец дня и ночь. Регулярное его совершение периодически днем и ночью напоминает мусульманину о его отношении к своему создателю и его месте в общей структуре Бытия.

Намаз в основном состоит из произнесения аятов священного Корана и прославления Бога одновременно с последовательным изменением положения тела. Его цель в том, чтобы не дать мусульманину забыть, что он принадлежит не себе и даже не своим близким, а Богу, и что он - его раб, покорный его приказу. Поминание и прославление Аллаха в течение короткого промежутка времени в разгар ежедневной деятельности сохраняет это осознание. Каким бы искренним и добросовестным ни был человек, такое напоминание необходимо, поскольку человек способен увлечься своими обыденными заботами и делами настолько, что легко может

упустить из виду свои взаимоотношения с Богом, свое место в общем порядке вещей, свои обязанности и свою конечную цель.

Помимо этого, мусульманин всем своим существом выражает всевышнему Богу свои подчинение, смирение и восхищение посредством принятия различных поз, причем определенное число раз и во время каждой молитвы, таких, как стояние, поклоны, падение ниц и сидение.

Самодисциплина, необходимая для регулярного соблюдения намаза, -совершение предшествующих молитве омовений, совершение молитвы ранним утром, когда так хочется спать, во время напряженного дня, когда человек занят работой, семейными и другими делами, и ночью, когда ты устал и хочется отдохнуть или поспать, - укрепляет в сознании мусульманина понимание зависимости от своего создателя и его положение как раба Бога. Намаз столь важен для поддержания такого состояния подчиненности, что он обязателен даже во время любой болезни (с некоторыми послаблениями). Кроме того, он должен совершаться с полной сосредоточенностью и вниманием, а не просто как механическое словесное и физическое упражнения.

Пост (саум) - третий «столп» ислама. Пост - практика, общая для многих религий.

Ислам предписывает мусульманам пост в виде месячного воздержания, сопровождаемого интенсивным выражением преданности Богу в девятый месяц Рамадан по исламскому лунному календарю. В отличие от постов в некоторых других религиях, пост во время Рамадана предусматривает полное воздержание от всякой пищи, питья и супружеских отношений в светлое время суток. Но ежедневно пост должен прерываться на закате, и рекомендуется принимать пищу до рассвета, перед продолжением поста

на следующий день.

Помимо воздержания от этих естественных потребностей мусульмане

в течение этого месяца также более интенсивно выражают свою преданность и верность Богу. Кроме обычных пяти молитв каждую ^.совершается предусмотренный только во время Рамадана Дополнжель^ш на маз. Существует также практика, заключающаяся э^

Рамадана всего Корана, и многие современные мусульмане следуют этой

ТГ™, « пост & ~

"Тлам признает, .о такие '

питье и половое влечение, являются мо^ьми Ф^орш ^ ^^ ^ жизни, но делают человека зависимым от тел ' евн0 в03дер-

этому от мусульманина требуется один месяц в году

277

живаться от удовлетворения этих потребностей для того, чтобы развивать духовный элемент своей природы. Испытание голодом, жаждой и половым воздержанием (причем все эти тяготы переносятся добровольно) способствует освобождению человека от господства физических нужд и животных потребностей, позволяя ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям.

Когда завершается пост, наступает один из двух крупных праздников Ислама, называющийся «Ид аль-Фитр», или Праздник разговения.

Пожертвование {закят) ~ четвертая обязанность мусульманина. Арабское слово «закят}}, буквально означающее «очищение», не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово «пожертвование». Таким образом, закят совершается состоятельным мусульманином посредством своего имущества Это обязательный коранический налог в пользу нуждающихся.

Закят не должен выплачиваться из имущества, предназначенного для .личного пользования (одежда, домашняя утварь, жилище, личный автомобиль, урожай, выращенный для личного потребления), а устанавливается в размере приблизительно двух с половиной процентов от дохода или капитала, выходящего за пределы непосредственных потребностей человека. Например, от наличных сбережений или вложений, накоплений от предпринимательской деятельности, выращивания и разведения скота, земледелия, являющихся источником дохода. Закят совершается один раз в году и начисляется на собственность только по прошествии полного года после ее приобретения и после выплаты всех долгов и выполнения всех обязательств такого рода. Закят каждого мусульманина индивидуален в зависимости от размеров его имущества или накоплений, на которые он может быть начислен, и изменяется год от года. Уплата закята. интерпретируется как очищение от греховности имущества, с которого он взимается.

Сердца тех, для кого предназначен закят, он также очшцает от зависти и ненависти по отношению к тем, кто богаче их. Богатые являются для них не врагами и эксплуататорами, а братьями по вере, признающими их право на то, что даровал им Бог от своих щедрот, и помогающими им.

Будучи исполняем согласно предписанию, закят, по сути, помогает решать социальные проблемы неимущих.

Кроме выплаты обязательного закята, ислам побуждает мусульман, по возможности, осуществлять добровольную благотворительность в пользу нуждающихся. Добровольная милостыня (садака) - одно из требований, на которых особенно настаивает ислам. При этом он исходит из того, что мусульманин должен быть отзывчив на людские нужды и беды и расценивать свое достояние как кредит, полученный от Бога, который он должен использовать не только для себя и своей семьи, но и для других лю-

дей, в этом нуждающихся. «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - Аллах про это знает». Коран, (3:92)

Паломничество (хадж) - пятый «столп ислама». Хадж, то есть паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), обязателен один раз в жизни для тех мусульман, которые могут совершить его. Хадж представляет собой форму поклонения, в которой принимает участие все существо мусульманина - его тело, разум, душа. Он тратит свое время, состояние, временно жертвует всеми привычными удобствами и своим положением, чтобы' на какое-то время стать паломником. Хадж совершается в первые дни лунного месяца Зуль-Хиджа.

Паломники отправляются в хадж вз всех уголков земного шара. Достигнув Мекки, паломники переходят в состояние посвящения, называемого шрам. Шрам знаменует отказ человека от всех атрибутов его положения и индивидуальности путем облачения его в скромное одеяние и принятие им положения паломника, полностью посвятившего себя Богу.

Паломники в ихраме должны воздерживаться от брачных связей, использования парфюмерии, от ссор, сквернословия и непристойностей, не причинять вред всякому живому существу. Паломники могут заниматься любыми другими законными делами - есть, пить, спать, мьггься, совершать торговые операции и т.д.

Первейшим долгом паломника, прибывшего в Мекку, является посещение Каабы. Часто называемая Священным Домом (аль-Баит алъ-Харам) Кааба представляет собой небольшое каменное.сооружение прямоугольной формы, расположенное внутри священной мечети (алъ-Масджид аль-Харам), находящейся в центре Мекки. Она укрыта черным тканым покрывалом (кисвой), на котором золотом вышиты аяты Корана Почитаемый черный камень (по преданию он был дан Адаму в напоминание о Рае) установлен в одном из углов Каабы.

Первый из паломнических обрядов - таваф, или обход. Поклоняющийся семь раз обходит вокруг Священного Дома со словами хвалы Богу. Следующий обряд хаджа - са% означающий «быстрое передвижение» между двумя небольшими холмиками - Сафа и Марва. Этот обряд символизирует усилия человека в этой жизни, непрестанные устремления человеческой души на жизненном пути. Поклоняющийся семь раз проходит, время от времени переходя на бег, между двумя расположенными в четверти мили лавовыми холмами, прославляя и моля Бога. Кульминащм хаджа наступает на девятый день месяца Зуль-Хиджа, в день Арафат. Арафат - эк, название широкой равнины. Именно ти время с полудня до заката в покаянии и можтве Бо^ ^омде^о^ числа месяца Зуль-Хиджа стекаются все паломники. Поел^спюго совершения полуденной и послеполуденной молитвы в сокращенном ви

де, установленном для путешествующих, чтобы успеть затем поесть и отдохнуть, начинается время поклонения. После заката солнца начинается исход паломников из Арафата.

Следующее место их назначения - Муздалифа. Это безводная скалистая пустошь, находящаяся в нескольких милях в сторону Мекки. Здесь паломники совместно совершают закатную и ночную молитвы, проводя часть ночи в отдыхе от дневных тягот и обращая к Богу свои мольбы. Это также место сбора камней для забрасывания ими трех каменных столбов, воплощающих собой сатану. Далее паломники следуют в Мину. В течение всех трех дней пребывания в Мине бессчетное количество паломников подходят к «столбам дьявола», забрасывая их собранными камнями,, символизируя тем самым отвержение сатаны в волнующей драме бесконечной борьбы человека прошв побуждений и соблазнов зла. После первого дня забрасывания камнями столбов паломник может переодеться в свое обычное платье. В это время многие паломники совершают жертвоприношение животных.

Затем паломники на короткое время возвращаются в Мекку для совершения последнего обхода Каабы. Перед заходом солнца на третий день или следующим утром они покидают Мину, и на этом их паломничество заканчивается.

Мусульманин, совершивший обряд хаджа, получает почетное звание хаджи. Мусульмане могут совершать малое паломничество - умру - в святые места Мекки в любое время года, не совпадающее с хаджем, как выражение личного благочестия.

Таким образом, мы попытались изложить основы ислама в представлении самих мусульман. Ислам и его последователи, несомненно, заслуживают правильного о себе представления со стороны всякого, кто стремится быть хорошо осведомленным и знающим, хотя бы в силу того, что это одна из самых распространенных в современном мире религий. Кроме того, поскольку сегодня в России, где мусульмане являются вторым по величине религиозным сообществом, ислам заслуживает правильного понимания как вера, обретающая все большее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.