Научная статья на тему 'Формирование УУД “анализ” в курсе внеурочной деятельности «История и я» в 5 классе'

Формирование УУД “анализ” в курсе внеурочной деятельности «История и я» в 5 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иунихина Г. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование УУД “анализ” в курсе внеурочной деятельности «История и я» в 5 классе»

3 путь: тип середняк. Нужно уметь отбиваться и не выполнять больше, чем платят. Помни народную мудрость: кто везет, на том и едут. Выносятся Ларцы.

Сдвигаются парты по две на трех рядах, произвольно за ними присаживаются участники (5 человек), выбирают спикера для координации действий и принятых решений. Спикеры получают Ларец, возвращаются к группе, распределяют роли.

Ведущий (учитель) определяет триады среди оставшихся участников семинара, чтобы охватить большее число людей.

Энерджайзер может обращаться к ТРИАДАМ за идеями или другой помощью Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:

- любое мнение ценно;

- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

- хочешь говорить - подними руку;

- дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе - понять его;

- обращение начинается с имени;

- критика должна быть тактичной;

- голос - твой божественный дар, умей им владеть.

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ УУД "АНАЛИЗ" В КУРСЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И Я» В 5 КЛАССЕ

Иунихина Г.Д.,

учитель истории ГБОУ школа 604 Пушкинского района Санкт-Петербург, 2016

Ключевые слова: внеурочная деятельность, универсальное учебное действие анализ

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Ведь ученик не сосуд, который до краёв нужно наполнить знаниями и главная проблема обучения — научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету.

Поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучению прошлого, другими словами активизировать их познавательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.

Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действий в курсе внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга в 5-6 классах.

Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Внеурочная деятельность стимулирует познавательный интерес к предмету. Достигается с помощью включения в содержание занимательных фактов, так и вовлечение в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможность для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и метапредметные умения.

К ним, прежде всего относятся способность самостоятельно добывать информацию, оценивать события и явления и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Подростки по сравнению с младшими школьниками гораздо лучше усваивают и запоминают отвлечённый материал. Для подростка характерно заметное развитие критического мышления. Если раньше школьник слепо полагался на авторитет учителя или учебника, теперь он хочет убедиться в

справедливости той или иной мысли. Само по себе это ценное качество мышления, его следует развивать.

И моя задача вооружить обучающихся принципами и характеристиками норм осуществления познавательной деятельности.

Я объясняю тот или иной способ действия, показываю образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

Внеурочная деятельность дает возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное - способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

В своей статье я познакомлю коллег с формированием УУД анализ во внеурочной деятельности, покажу каким образом в реальных жизненных условиях на учебном материале применять УУД.

Универсальное учебное действие анализ- это мысленное или реальное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания. Анализ- это логические ножницы, которые работают не реально, а умозрительно. Конечно, одного анализа мало для того , чтобы сказать, что объект или явление изучены. Части полученные при анализе, нужно сопоставить , сгруппировать, найти общее, связи между ними.

Для осмысления алгоритма УУД анализ необходимо подготовить к заданию подводящий диалог. Последовательность шагов:

1.Цель и объект анализа

2.Аспект анализа

3.Выделение частей

4.Вывод.

В начальной школе происходит ознакомление со способом анализа и частичное ориентировка в способе ( подводящие вопросы). В основной школе овладение способом деятельности. перенос и применение УУД в жизненные ситуации.

В 5 классе мы делаем акцент на последних двух этапах. Они знакомят с алгоритмом анализа, наша задача, учитывая новообразования в мышлении младшего подростка обеспечить преемственность в формирование данного УУД.

На внеурочном занятии по теме «Петербургские храмы-памятники истории и культуры Санкт-Петербурга» предлагаю ребятам проанализировать два

объекта: фронтон Казанского собора и оклад иконы Тихвинской божией матери Исаакиевского

I Межрегиональный методический

собора.

Цель и Объект анализа

Посмотрите внимательно на эти объекты, что общего вы в них видите?

(Отвечают- треугольник )

Что нам нужно рассмотреть? ( Что находится в этом треугольнике)

С какой точки зрения нам нужно рассматривать эти объекты?

(С точки зрения символов, знаков)

Какие части целого мы можем выделить? ( треугольник, глаз и лучи, отходящие от глаза) (треугольник - совершенное триединое Божество, глаз - всевидящее Провидение, сияние -неприступная слава.

В христианстве «Всевидящее око »,вписанное в треугольник символизирует око Бога наблюдающего за нами , а треугольник символизирует Троицу.

Вывод:

Что мы узнали? Какой вывод можно сделать? ( учащиеся отвечают)

На внеурочной деятельности по истории мы с ребятами часто используем прием фишбоун

В основе приема — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Японский профессор Исакава изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Голова- проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки- на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки-факты или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост- ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

На занятиях по внеурочной деятельности в теме «Храм искусства» предлагаю учащимся для анализа одинаковый текст и перед каждым ставлю цель- заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут.( см. Приложение)

Голова скелета- вопрос «Почему Исаакиевский собор уникальный памятник истории и культуры?»

Верхние косточки- основные достопримечательности храма.

Нижние косточки- детали.

Хвост- ответ на поставленный вопрос.

Затем происходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на

доске.

Приложение.

Материалы об Исаакиевском соборе для справки Исаакиевский собор ( О.Монферран, 1818-1858)—один из крупнейших соборов Европы, уникальный памятник архитектуры и искусства, строившийся свыше 40 лет. Храм назван Исаакиевским в память святого Исаакия Далматского .

По форме собор представляет собой четырехугольное здание, увенчанное посередине грандиозным куполом, с четырьмя колокольнями на углах

Снаружи собор украшен величественными портиками, которые поддерживают 48 колонн-монолитов, высеченных из цельного камня высотой 16 м и весом 114 тонн. Всего собор имеет 112 колонн.

Особую красоту портикам придают великолепные фронтоны. на которых размещены величественные бронзовые барельефы с изображениями из священной истории, выполненные по моделям скульптора И.Витали. На крыше размещены изображения 12 апостолов.

Внутрь собора ведут три больших двери и четыре малых боковых. Главные двери считаются уникальными . Они отлиты из бронзы и укреплены на дубовой основе. Каждая половинка весит порядка 10 тонн. На дверях размещены барельефы из библейской истории.

В соборе богатейшая настенная живопись. 38 картин воспроизводят в последовательном порядке главнейшие библейские события от сотворения мира.

Значительная часть картин выполнена в мозаике.

Собор имеет три алтаря. Иконостас главного алтаря украшен драгоценными колоннами из малахита По обеим сторонам царских врат установлены две колонны из лазурита, подобных которым нет в мире.

В мае 1922 года по решению советского правительства из собора было изъяты 48 кг золота, 2,2 т серебра и свыше 800 драгоценных камней для закупки хлеба голодающим Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.