Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК'

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / РИСКИ / УСТОЙЧИВОСТЬ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Светлана Дмитриевна, Куликова Оксана Михайловна

В статье рассматривается проблема снижения постоянных затрат и повышения эффективности поставок для логистических компаний. Сегодня ведущие операторы логистики используют инновационные возможности, такие как аналитические системы, ориентированные на снижение рисков, моделирование и сквозную прозрачность, в целях обеспечения экономической эффективности поставок. Авторы раскрывают основные принципы формирования устойчивой цепочки и извлечения выгоды. Устойчивая архитектура цепочки значительно повышает ценность поставок как в обычных условиях, так и в период кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A SUSTAINABLE SUPPLY CHAIN

The article deals with the problem of reducing fixed costs and improving the efficiency of supply for logistics companies. Today, leading logistics operators are leveraging innovative capabilities such as risk-focused analytics, modeling and end-to-end transparency to deliver cost-effective supply chains. The authors reveal the basic principles of building a sustainable chain and extracting benefits. A sustainable chain architecture significantly increases the value of supply both under normal conditions and during times of crisis.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_2_125 УДК 164.01:656:658

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК

Суворова Светлана Дмитриевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент высшей школы сервиса и торговли, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: suvorova_sd@mail.ru

Куликова Оксана Михайловна,

кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fotooksana@ yandex.ru

В статье рассматривается проблема снижения постоянных затрат и повышения эффективности поставок для логистических компаний. Сегодня ведущие операторы логистики используют инновационные возможности, такие как аналитические системы, ориентированные на снижение рисков, моделирование и сквозную прозрачность, в целях обеспечения экономической эффективности поставок. Авторы раскрывают основные принципы формирования устойчивой цепочки и извлечения выгоды. Устойчивая архитектура цепочки значительно повышает ценность поставок как в обычных условиях, так и в период кризиса.

Ключевые слова: аналитические системы; инновации; планирование; постоянные затраты; риски; устойчивость цепочки поставок.

UDC 164.01:656:658

BUILDING A SUSTAINABLE SUPPLY CHAIN

Suvorova Svetlana Dmitrievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Higher School of Service and Trade, St. Petersburg State Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg, Russia, e-mail: suvorova_sd@mail.ru

Kulikova Oksana Mikhailovna,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia, e-mail: fotooksana@yandex.ru

The article deals with the problem of reducing fixed costs and improving the efficiency of supply for logistics companies. Today, leading logistics operators are leveraging innovative capabilities such as risk-focused analytics, modeling and end-to-end transparency to deliver cost-effective supply chains. The authors reveal the basic principles of building a sustainable chain and extracting benefits. A sustainable chain architecture significantly increases the value of supply both under normal conditions and during times of crisis.

Keywords: analytical systems; innovation; planning; fixed costs; risks; supply chain sustainability.

В последние годы считалось, что логистические компании должны отдавать предпочтение эффективности, а не масштабу деятельности при организации цепочек поставок. При этом консолидация мощностей с поставщиками в целях снижения удельных

затрат и внедрения модели «точно в срок» должна быть направлена на снижение уровня всех видов запасов.

До пандемии субъекты рынка сталкивались с незначительными сбоями, вызванными повышением тарифов и ужесточением

правил перевозки. В этом случае эффективность цепочки поставок снижалась из-за недостаточных резервных мощностей и запасов, а также чрезмерной зависимости от поставщиков. Кризис, вызванный COVID-19, создал беспрецедентную нагрузку на глобальные цепочки поставок. Компании столкнулись с неопределенностью в отношении спроса, длительными задержками со сторо-

ны поставщиков и партнеров по логистике, а также остановками операций, вызванными отсутствием ресурсов.

Следует отметить, что после того как мировая экономика оправится от последствий пандемии, цепочки поставок по-прежнему будут сталкиваться с рядом серьезных проблем (рис.1).

Проблемы

увеличение продуктового портфеля и предложения в размерах и

разнообразии

усложнение производственных сетей и каналов распределения

усиление внешнего давления, регулирования и появление новых торговых барьеров

повышение требований к обслуживанию и нестабильность потребительских сегментов

необходимость принятия мер по содействию устойчивому

развитию

Рисунок 1 - Проблемы, возникающие в цепи поставок

Учитывая вышеизложенное, отметим, что для снижения добавленной стоимости следует оптимизировать цепочки поставок. В этой связи участникам логистического процесса необходимо повысить устойчивость, не снижая при этом экономической эффективности [2; 3].

Устойчивость - способность рыночных субъектов справляться со стрессом, восстанавливать критически важные функции и развиваться в изменившихся обстоятельствах.

Как правило, устойчивые цепочки поставок могут снизить внешнее воздействие на производительность и повысить скорость и степень восстановления. Устойчивость позволяет мгновенно реагировать на потребности клиентов и поддерживать высокий уровень обслуживания [7; 8], одновременно контролируя оборотный капитал и затраты.

Для соблюдения баланса и извлечения выгоды, следует использовать шесть основных принципов устойчивости цепочки поставок (рис. 2). Первые три позволяют цепоч-

кам лучше справляться с потрясениями, а остальные помогают быстрее реагировать при возникновении сбоев.

Рассмотрим их более подробно.

Устойчивые компании более эффективно справляются с потрясениями в повседневных сквозных операциях цепочки поставок, используя буферные и стратегические запасы. В случае серьезных сбоев они сводят к минимуму риск полного отключения сети и других существенных последствий. Например, гибко переключаясь с первичных путей движения материалов на вторичные (перераспределяя поставки по всему миру) и/или меняя поставщиков. При этом поддерживать усилия компании по преодолению потрясений помогают: перепроектирование глобальной сети, установление новых параметров для буферов цепочки поставок и активное управление поставщиками.

Перепроектирование глобальной логистической сети. Устойчивая сеть поставок, производства и распределения обеспечивает гибкость за счет выборочного применения

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

Устойчивость цепочки поставок

- перепроектирование глобальной

сети;

- установление новых параметров для буферов цепочки поставок;

- управление поставщиками

- сквозное управление цепочкой

поставок;

- управление рисками;

- планирование на основе методов системного анализа

Рисунок 2 - Принципы устойчивости цепочки поставок

резервирования, такого как двойное снабжение. Другие подходы подразумевают расположение субъектов поставки «по соседству» для снижения зависимости от сложной глобальной логистики и вертикальной интеграции для обеспечения производства важнейших компонентов (в том числе связанных с ИТ) собственными силами. Комплексная оценка рисков может послужить основой для определения того, как сбалансировать гибкость, эффективность и результативность при реорганизации глобальной логистической сети.

Установка новых параметров для буферов цепочки поставок. Для повышения устойчивости следует разработать эффективную многоуровневую стратегию инвентаризации, позволяющую получить более точные результаты в узлах цепочки с высокой волатиль-ностью. Кроме того, следует оценить изменение целевых показателей использования производственных мощностей и определить триггеры, сигнализирующие о необходимости добавления мощностей или активации готовых к использованию мощностей на основе тенденций потребления. Также важно согласовать стратегии выполнения заказов («сделать самим» или «купить») с потребностями клиентов.

Активное управление поставщиками. Оценка появления возможных рисков при работе с поставщиками и корректировка отношений обеспечат доступность ресурсов и прозрачность нескольких уровней поставки. Для получения представления о надежности поставщиков требуется отслеживать традиционные ключевые показатели эффективности (срок и объем поставки) и ключевые показатели риска (кредитные рейтинги и

географическая концентрация) при наличии своевременного обмена актуальной информацией.

Для быстрого реагирования на возникающие сбои в цепи поставок и нестабильность внешней среды устойчивые компании должны использовать гибкий подход при организации разносторонней функциональной и региональной деятельности. При появлении небольших сбоев рекомендуется использовать традиционные аналитические инструменты. При серьезных сбоях быстрое реагирование обеспечивается четким пониманием природы воздействия на товаропотоки и пол -ным контролем над системой. Поддерживать возможности компании по быстрому реагированию позволяют: сквозное управление цепочкой поставок; управление сквозными рисками [9]; планирование на основе методов системного анализа.

Сквозное управление цепочкой поставок. Устойчивые компании признают, что ограничение реагирования на непредвиденные события часто аккумулируется не в собственных активах, а в активах третьих сторон, выполняющих поддерживающую функцию. Для ускорения реакции следует настроить сквозную видимость и обеспечить высокую степень сотрудничества. Видимость цепочки поставок подразумевает охват не только поставщиков на разных уровнях, но и логистических посредников во всех каналах сбыта. Для установления оптимальной видимости необходимо применять аналитические системы, основанные на искусственном интеллекте, способствующие принятию управленческих решений и координации внутренних и внешних операций со сквозной производительностью [1; 5; 6]. В целях адаптации к

изменениям спроса и предложения следует использовать единые методы продаж и выполнения операций по всей цепочке поставок, дополняя планы, охватывающие разные временные горизонты. Способность оценивать различные сценарии позволяет реагировать быстрее и эффективнее.

Управление сквозными рисками. Комплексный мониторинг возможных рисков помогает сформировать систему быстрого реагирования, состоящую из данных, отслеживающих внешние показатели (прогноз погоды, потенциальные социальные волнения, изменения в торговой политике и финансовых рынках) и объединение их с традиционными оперативными данными (срок выполнения заказов, уровень запаса и объем заказа) в центральном хранилище. Для разработки опережающих показателей риска цепочки поставок требуется загрузка данных в аналитическую систему, основанную на искусственном интеллекте и ориентированную на риски для смягчения потенциальных последствий.

Планирование на основе прогнозирования, моделирования и сценариев. Внедряя передовые решения, такие как «цифровые двойники или копии», компании могут значительно повысить способность преодолевать кризисы, а также справляться с повседневной нестабильностью. «Цифровые двойники» моделируют производительность всей цепочки поставок на несколько недель вперед [9; 10], точно определяя потребителей,

которые могут пострадать от сбоев. Использование аналитических данных дает возможность заранее разработать меры по смягчению последствий и устранению проблемных ситуаций. Кроме того, стоит применять планирование на основе сценариев для понимания степени влияния множества потенциальных рисков, что позволит их предугадать и сбалансировать. Планирование позволит избежать компромисса между устойчивостью, эффективностью и результативностью, обеспечивая дополнительные конкурентные преимущества.

В заключение отметим, что для формирования стратегии устойчивости компаниям необходимо понимать свои риски, слабые стороны и потенциальные убытки. Аналитические данные помогут точно определить, где избыточность и буферизация с наибольшей вероятностью принесут выгоды, оправдывающие затраты.

Рыночные субъекты, преуспевающие в обеспечении устойчивости в бизнес-среде, смогут более гибко реагировать как на незначительные, так и серьезные сбои. Достижение баланса между используемой стратегией и состоянием рынка предоставляет участникам канала распределения гарантию того, что дополнительные затраты будут компенсироваться за счет снижения рисков, поскольку устойчивая архитектура цепочки зна -чительно повышает ценность поставок как в обычных условиях, так и в период кризиса.

Список литературы_

1. Грязнов, С.А. Переход к интеллектуальной цифровой цепочке поставок / С.А. Грязнов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 10-1 (68). - С. 91-93.

2. Ерыгин, К.В. Становление понятия «устойчивость» как категории логистического знания в сфере управления цепями поставок / К.В. Ерыгин // Вестник Российского экономического университета им. ГВ. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2018. - № 2 (22). - С. 12-20.

3. Куликова, О.М. Проектирование эффективной логистической цепочки поставок / О.М. Куликова, С.Д. Суво -рова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2021. - № 4 (126). - С. 122-129.

4. Сергеев, И.В. Методология цифровой трансформации цепей поставок / И.В. Сергеев // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. - № 9. - С. 1767-1782.

5. Сироткин, А.А. Цифровизация управления цепями поставок / А.А. Сироткин // История и перспективы развития транспорта на севере России. - 2020. - № 1. - С. 134-138.

6. Суворова, С.Д. Проектирование цифровых логистических платформ в цепи поставок / С.Д. Суворова, И.А. Бойко, А.И. Захаренко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 321-325.

7. Тарасенко, Е.А. Классификация объектов управления цепями поставок с целью обеспечения их устойчивости / Е.А. Тарасенко // Мир транспорта. - 2021. - Т. 19. - № 2 (93). - С. 50-56.

8. Тяпухин, А.П. Система управления цепями поставок: сущность и методический подход к формированию / А.П. Тяпухин, М.Ю. Коловертнова, Е.А. Тарасенко // Вестник евразийской науки. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 50.

9. Филенко, А.С. Управление рисками в аспектах повышения устойчивости и надежности цепей поставок / А.С. Филенко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2020. - № 1 (67). -С. 208-212.

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

10. Чепик, А.П Некоторые теоретические вопросы системного моделирования цепей поставок / А.Г Чепик, ГЮ. Судакова, В.Н. Минат // Логистика в АПК: тенденции и перспективы развития: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции, Новосибирск, 24 апреля 2020 года. - Новосибирск: Издательский Центр Новосибирского государственного аграрного университета «Золотой колос», 2020. - С. 59-64.

Reference _

1. Gryaznov S.A. Transition to an intelligent digital supply chain. Economics and Business: theory and practice, 2020, No 10-1 (68), рр. 91-93.

2. Erygin K.V. The formation of the concept of sustainability" as a category of logistics knowledge in the field of supply chain management. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. Introduction. The path to science, 2018, No 2(22), рp. 12-20.

3. Kulikova O.M., Suvorova S.D. Designing an effective logistics supply chain. Regional problems of economic transformation, 2021, № 4 (126), рp. 122-129.

4. Sergeev I.V. Methodology of digital transformation of supply chains. Creative Economy, 2019, vol. 13, No 9, pp. 1767-1782.

5. Sirotkin A.A. Digitalization of supply chain management. History and prospects of transport development in the north of Russia, 2020, No 1, pp. 134-138.

6. Suvorova S.D., Boyko I.A., Zakharenko A.I. Designing digital logistics platforms in the supply chain. Natural sciences and humanities research, 2020, № 29 (3), pp. 321-325.

7. Tarasenko E.A. Classification of supply chain management objects to ensure their sustainability. The world of transport, 2021, t. 19, No 2(93), pp. 50-56.

8. Tyapukhin A.P., Kolovertnova M.Y., Tarasenko E.A. Supply chain management system: essence and methodological approach to formation. Bulletin of Eurasian Science, 2019, vol. 11, No 2, p. 50.

9. Filenko A.S. Risk management in aspects of increasing the stability and reliability of supply chains. Scientific notes of the Crimean Engineering Pedagogical University, 2020, No 1 (67), pp. 208-212.

10. Chepik A.G., Sudakov G.Y., Minat V.N. Some theoretical issues of system modeling supply chain. Logistics in agriculture: trends and prospects: Collection of articles on materials of all-Russian scientific conference, Novosibirsk, April 24, 2020. Novosibirsk: Publishing Center of Novosibirsk State Agrarian University "Golden Ear", 2020, pp. 59-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.