Научная статья на тему 'Формирование управления промышленным производством на основе креативных индустрий'

Формирование управления промышленным производством на основе креативных индустрий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Е. Ю.

Рассматривается процесс формирования управления промышленного производства на основе креативных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование управления промышленным производством на основе креативных индустрий»

Библиографический список

1. Савченко А. Экономические основы управления государственной собственностью. Проблемы теории и практики упр. 2000 . № 6. - С. 28-32.

2. Грибанов В.П. К вопросу о разграничении права государственной собственности и права оперативного управления. Вестник МГУ Сер. 11, Право. 1969. №3.

3. Бибиков А.И. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново, 1992 г.

4. Материалы Аналитического управления Государственной Думы. Протокол от 6 июня 2008 г. № 24К (601).

5. Гайдаржи С.И.Управление государственной собственностью Российской Федерации за рубежом: монография. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2008.

- 93 с.

S.I.Gajdarzhi

MODERN PROBLEMS OF MANAGEMENT OF THE FOREIGN PROPERTY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Actual problems of the Russian Federation state property located behind its limits management are considered from positions of the economic theory. The historical aspect of formation of the modern Russia foreign property management institute is considered. Bases of the foreign property objects classification system are revealed. Uncertainties of the control system which have developed in Russia by the foreign property are revealed. The circle of the professional groups necessary for the permission of developed contradictions is established. Keywords: the state, the property, foreign, management, classification, system.

Получено 11.01.09.

УДК 338.45:005.591.6

Е.Ю. Сапожникова, аспирант, (4862) 41-98-01, elitinweb@mail.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ОСНОВЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Рассматривается процесс формирования управления промышленного производства на основе креативных индустрии.

Ключевые слова: креативные индустрии, промышленное производство.

Концепция «креативных индустрий» впервые возникла в Великобритании. С 1998 г. развитие креативных индустрий является приоритетом британской национальной политики, а также в большинстве случаев — политики муниципального уровня. За последние годы эта концепция (и соот-

ветствующая практика) распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение как к культуре, так и к экономике [8].

В России с 2003 г. осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики (ИКП). Она называется «План действий для России». Один из двух пилотных проектов, составляющих эту программу, посвящен развитию креативных индустрий в России. Продвигать эту идею ИКП уже два года помогают британские агентства Euclid и Comedia. В феврале 2004 г. при участии ИКП был создан Координационный совет по развитию креативных индустрий в России.

В международном разделении труда страны сегодня делятся не столько на аграрные и индустриальные, сколько на индустриальные и постиндустриальные. Выбор стратегии развития — важнейшая проблема, стоящая сейчас перед Россией. Сейчас мы заняты практической деятельностью, однако вопрос, как вписать креативные индустрии в экономический ландшафт нашей страны и как их развитие в России может изменить наши подходы в сфере культуры и в сфере экономики, остается открытым.

Экономический кризис — явление, хорошо знакомое нам в России,

— может стать не только несчастьем, но и катализатором развития. В Великобритании креативные индустрии возникли «не от хорошей жизни». Они были ответом, вернее, одним из ответов на жесточайший экономический и социальный кризис 1980-х гг., когда тяжелая промышленность уходила из Западной Европы в страны с более дешевой рабочей силой. И как человеческий организм мобилизует внутренние ресурсы в ответ на болезнь, так и британская экономика нашла выход в перепрофилировании бывших промышленных городов. Теперь они производят и продают на мировых рынках не сталь и текстиль, а «творческий» или «интеллектуальный» продукт: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн и т. д. — по сути дела, «продают воздух». Частью этого интеллектуального производства являются и креативные индустрии, основанные на прямом использовании ресурсов культуры.

Хотя многие авторы подчеркивают, что креативные индустрии развиваются, прежде всего, в форме малого бизнеса, не надо считать это догмой. Как объясняет директор Института популярной культуры Манчестерского университета Джастин О’Коннор, такая форма институционализации возникла в Великобритании благодаря программе поддержки малого предпринимательства, создававшей очень выгодные условия для всякого, кто хотел открыть малый бизнес [7]. Если предположить, что завтра в России будет принята аналогичная программа, мы тоже станем регистрировать креативные предприятия как коммерческие. Но, если будут созданы благоприятные условия и система поддержки для некоммерческих организаций,

мы, вероятно, обнаружим, что креативные индустрии развиваются у нас в промышленности.

В России, несомненно, существуют креативные индустрии, хотя мы совсем недавно стали их так называть. В самом деле, у нас есть радио и телевидение, кинопроизводство, интернет-компании, производители мультимедийных продуктов, дома моды, вполне вставший на ноги коммерческий издательский сектор, дизайнерские агентства и т. д. При этом крупные корпорации порождают множество более мелких производителей, которые выполняют по их заказу разнообразную творческую работу.

Проекты Института культурной политики, осуществляемые в российских регионах, помогли внедрить в умы идею развития креативных индустрий. Там, где проходили дискуссии и семинары с участием экспертов Совета Европы, удалось преодолеть глубоко укорененное в российском сознании представление о невозможности соединить культуру и коммерцию, которое разделяют у нас не только люди творческих профессий или музейщики, но и власти. В результате, например, в 2004 г. в Архангельской области представители Комитета по культуре и Комитета по экономическому развитию впервые попробовали сообща обсудить проблемы региона — и быстро выяснили, что у них может быть общая повестка дня.

В Москве в 2005 г. появился первый настоящий креативный кластер. Это Центр дизайна ЛЕТРЬЛУ, который расположился почти в самом центре города, в здании бывшей фабрики «Красная Роза». Здесь находятся уже несколько десятков креативных компаний — в основном дизайнеры и архитекторы, — а также кафе, ресторан, выставочный зал и прочая инфраструктура, необходимая для того, чтобы кластер был не только производственной площадкой, но и клубом, и публичным местом.

Есть и другие проекты такого рода, например «Арт-Стрелка», созданная в бывшем здании фабрики «Красный Октябрь», «Фабрика» на Бауманской или центр, создаваемый на бывшей Даниловской мануфактуре, который обещает стать самым крупным краетивным кластером в Москве.

Теперь мы, отстаивая необходимость развития краетивных индустрий, можем ссылаться не только на британский опыт, но и российские (по крайней мере, московские) примеры. В чем же наши проблемы?

По большому счету их две. Во-первых, если использовать фразеологию Ричарда Флориды, у российского креативного класса не развито «классовое самосознание». Во-вторых, остальная часть общества (и, что немаловажно, государство) тоже не видит креативный класс как отдельную группу, а креативные индустрии как самостоятельный сектор экономики. Характерно, что все российские креативные кластеры возникают без какого бы то ни было участия властей, как самостоятельные бизнес-проекты. И это заставляет говорить о политике.

Если по какой-то причине политика поддержки креативных индустрий в России не будет проводиться на федеральном уровне, они станут прокладывать себе дорогу иными путями. Может быть, свою роль сыграют региональные или муниципальные власти, а может быть, и бизнес. В любом случае роль властей здесь подсобная, хотя и важная. Их задача — создать благоприятные условия, а развитие самих креативных индустрий — дело независимых людей и организаций. Неважно — коммерческих или некоммерческих.

Из чего же складываются креативные индустрии? И какова «архитектура» этого сектора постиндустриальной экономики? Креативная экономика складывается из следующих элементов:

- крупные коммерческие предприятия, настоящие «индустрии», такие, как телевидение, издательства, звукозаписывающие фирмы или интернет-корпорации;

- малые и средние творческие предприятия, которые являются неотъемлемой частью творческой экономики и часто группируются вокруг крупных компаний, вокруг туристической индустрии или складываются в городские кластеры;

- посреднические агентства, создаваемые для поддержки конкретных кластеров или конкретных секторов креативной экономики, которые подсказывают властям, как стимулировать развитие креативных индустрий, а владельцам творческих предприятий помогают в организации производства, в выборе и обустройстве их «экономической ниши»;

- традиционные организации культуры — архивы, театры, библиотеки, музеи, концертные организации, — обладающие значительными, хотя и не всегда востребованными ресурсами;

- независимые профессионалы, которые мигрируют между этими секторами и образуют подвижную творческую среду.

Креативность связана с необходимостью повседневно поддерживать сложившийся стиль управления и бизнес-процесс, определенный как базовый. Здесь возникают затруднения, поскольку определить эту связь однообразно становится практически невозможно. Каждый раз характер креативности связан с этологическим рангом личности. В компаниях мы часто видим талантливых людей, но их креация — действие по созданию нового

— наталкивается на непонимание коллег: «Это излишне, это влечет новые расходы». Однако человек, может быть, менее креативный, но с авторитетом, занимающий более высокую позицию в иерархии и давно работающий в компании, гораздо реже, чем первый сотрудник, выступает с какой-либо инициативой, и она принимается. Все считают, что он имеет право на реализацию своей креативности. Он доказал свою способность создавать новые вещи, которые приживаются. То есть креативные качества не только

проявляются в компании, но и должны быть определенным образом приняты.

Креативность — атрибут личности, и у этих личностных качеств есть история, которую можно облечь в понятие репутации. Следует отметить, что креативность идет не от ума, а от человека, производится личностью, ее ролью в компании, ее опытом. В идеале личность должна стоять на первом плане, а креативность как одно из качеств личности — на втором. У обычного «креативного директора» креативность может быть развита в наибольшей степени среди других качеств, но, если совокупные качества личности не развиты, такой человек неубедителен. В этом смысле новомодная профессия креативного директора не гарантирует способность произвести креативное действие. Это просто человек с развитым воображением, который что-то способен придумать. Креативность — это не только действие воображения, «действие внутри», но и способность повести за собой, поэтому неверно определять ее только как способность к изобретению нового.

Слово креативный многозначно. Традиционно оно обозначает творческие способности отдельного человека, творческую составляющую того или иного текста, научной разработки, идеи и т. д. Но в последние несколько лет значение этого слово принципиально изменилось. Речь идет не об отдельных талантливых людях и работах, а о новой креативной экономике, креативном стиле жизни, креативном обществе, креативной цивилизации.

Дело не в том, что число талантливых людей скачкообразно выросло

— нет никаких оснований так считать. И даже не в том, что талантливые разработки стали более востребованными, быстрее находят применение (хотя это отчасти именно так). Дело в том, что эпоха экстенсивной цивилизации и экономики явно заканчивается, как заканчивается и «конвейерная цивилизация», когда от работника требовалось приблизиться к состоянию идеального винтика машины.

Новая экономика, экономика знаний — только часть рождающейся новой общественной системы. В этой системе не воспроизводство (по возможности точное), а талантливое, креативное изменение становится главным социальным законом (слово «стереотип» по отношению к «изменению» звучит нелепо, хотя речь идет именно о новом стереотипе). Разумеется, речь не идет о возведении в закон необязательности, когда, скажем, каждый «креативный творец» работает на дому. Оставим эти модные на Западе попытки рассуждения специалистам по тайм-менеджменту и организации бизнеса.

Новая креативная цивилизация только нарабатывает свой понятийный аппарат. Скажем, «креативные центры». Известно, что целые отрасли экономики возникали вокруг исследовательских центров. Так, в Калифор-

нии вокруг Стэнфордского университета сложилась значительная часть современного хай-тека.

Здесь, нет ничего принципиально нового. Известно, что собрание «в пределах досягаемости» некой критической массы талантливых людей запускает «цепную реакцию интеллекта». Такими центрами были в 1960-70-е гг. тот же МФТИ, МГУ, целый ряд академических коллективов. По этой же логике у нас создавались научные центры — академгородки (Новосибирск, Черноголовка). Не во всем они оправдали надежды, с ними связанные, но многое получилось.

Однако в этом, кстати, одна из причин относительного малого кпд наших академгородков. Нужно умелое, адекватное самому «материалу» управление.

Креативное управление — это тоже быстро рождающаяся наука и практика. В бизнесе, науке, в иных видах деятельности такое управление как раз и помогает конвертировать идеи в реальные практики.

Креативность как способность мыслить нестандартно лежит в основе стратегического мышления в условиях постоянных изменений. Стратегия перестает быть планом, в основу которого кладется то, что было раньше, и принимает гибкую форму, становясь лишь направлением, которое может варьироваться в ответ на изменение условий окружающей среды.

В креативной организации есть место определенной толике бюрократии: творческая деятельность возникает в организации как противовес и противодействие ей.

Одним из аспектов креативности является способность осмысливать парадоксы и противоречия не путем выбора одной из нескольких альтернатив, а путем допущения существования множества реальностей.

Существуют определенные проблемы с реализацией радикальных идей вследствие когнитивного диссонанса (когда идеи, которые находятся далеко за пределами доминирующего представления о реальности, игнорируются).

Креативность также предполагает умение задавать наивные вопросы. С точки зрения трансактного анализа это означает свободный переход из состояния «взрослый» в состояние «ребенок» и обратно. Лидеры в организации, таким образом, должны стать своего рода «заботливыми родителями», стимулирующими креативность в своих сотрудниках.

Креативность также может заключаться в умении приступать к реализации каких-либо процессов нестандартно, не с той точки, с которой их принято начинать. Креативность может быть чем-то, к чему надо «незаметно подкрасться». В организациях используются различные способы выбивания людей из колеи шаблонного мышления: в одних принято приглашать на совещания в качестве отвлекающего фактора людей с улицы, в

других — консультироваться с детьми, которые умеют подвергать сомнению очевидное.

С точки зрения креативного управления изменениями мы должны научиться создавать в организациях зоны стабильности — своего рода оазисы в пустыне, к которым люди периодически возвращаются, чтобы отдохнуть и набраться сил. В некоторых организациях одной из таких зон стабильности становится процесс личностного развития. Подобная инициатива может исходить и от организации (патерналистский стиль управления), однако в наш век, когда «работа на всю жизнь» становится редкостью, индивидуум должен взять этот процесс в свои руки.

Исходя из вышесказанного следует, что необходимость креативного подхода к любой стороне деятельности конкретно промышленного предприятия должна стать нормой. Речь может идти лишь о степени актуализации такого требования и частоте употребления соответствующей терминологии. Некоторые концепции, не указывая прямо на креативность, подразумевают это. Так называемая парадигма стратегического успеха И. Ан-соффа имеет пять ключевых положений, каждое из которых представляет творческую задачу:

1) поиск собственной формулы успеха;

2) определение уровня изменчивости внешней среды;

3) обеспечение соответствия стратегии этому уровню;

4) оптимизацию степени агрессивности стратегии изменчивости внешней среды;

5) оптимизацию менеджмента и ключевых характеристик персонала (когнитивные, психологические, социологические, политические и антропологические).

В сущности, речь идет о научной процедуре, которая начинается со стратегического диагноза и направляет компанию через ряд последовательно предпринимаемых шагов, результатом которых становится создание новых продуктов, рынков и технологий, а также новых ТОП-характеристик, т. е. о креативной деятельности.

Термин «креативный» достаточно часто употребляется применительно к различным аспектам деятельности промышленного предприятия. Этот термин используется, в том числе как исключительная атрибутивная характеристика некоторых видов деятельности и организаций.

Так, в отношении менеджмента утверждается, что креативный менеджмент является процессом создания новой системы знаний, умений и навыков. По своему содержанию он близок к инновационному и отличается от него лишь тем, что рассматривает объект (интеллектуальный продукт) со стороны его структуры.

Выделяют также креативный и эвристический менеджмент, которые ориентированы соответственно на коллективный и индивидуальный про-

цесс творчества. Креативный менеджмент относят к проблематике управления коллективом. Утверждается, что это — менеджмент коллективных творческих процессов, имеющих целью нахождение эффективных нестандартных решений [3].

Однако, как отмечается, четкого определения внешней среды в менеджменте нет. Учитывая данное обстоятельство, Г. Минцберг выделяет четыре общепринятых динамичных (вариативных) характеристики внешней среды [5]:

1. Стабильность — динамичность. Динамичное в данном случае означает не изменчивое, а непредсказуемое; просто изменчивость можно предвидеть, например, предвидеть постепенное возрастание спроса.

2. Простота — сложность. Сложность воздействует на структуру через промежуточную переменную удобопонятности выполняемой деятельности. Причем рационализованное знание вне зависимости от его принципиальной сложности он относит к простому, так как оно разбивается на легко постижимые части.

3. Интегрированность — разнообразие. Рынки организации могут варьироваться от интегрированных (единых) до диверсифицированных. Рыночное разнообразие влияет на структуру через промежуточную переменную разнообразия выполняемой работы.

4. Благоприятность — враждебность. Враждебность воздействует на структуру через промежуточные переменные скорости необходимой реакции.

Таким образом, все основные состояния внешней среды содержат основания для креативной творческой реакции, поскольку включают непредсказуемость, сложность, разнообразие и скорость.

Деятельность в таких условиях предполагает переход от прогнозирования к планированию гибкости; оптимальное соотношение вертикальной и горизонтальной (цепной, сетевой) интеграции; развитие обслуживания и самообслуживания; формирование сетевых рынков и форм стратегического взаимодействия; интеллектуализацию и виртуализацию деятельности предприятия.

Учет фактора качественного и скоростного реагирования на рыночные события требует: замены традиционной символической обратной связи, когда речь идет об описании или оценке уже совершенных действий, на непосредственную обратную связь с совершаемыми действиями; перехода к модели непрерывного обновления не только продукции, но и самого предприятия в форме финансов, технологии и знаний; превращения знания в важнейший ресурс развития, целенаправленную координацию действий, интеграцию с потребителем до уровня восприятия производства как обработки информации единым потребителем-производителем. Креативная

деятельность становится универсальной характеристикой промышленного предприятия.

Представляется, что креативная деятельность является научнопрактической проблемой, разрабатываемой в рамках такого достаточно широкого научного направления, как управление знаниями, которые рассматриваются в качестве основного фактора развития в постиндустриальной экономике. Однако управление знаниями является частью общей проблемы развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и вызовов часто непредсказуемого будущего, которое требует иного мышления и типов организации. Управление на основе креативных индустрий — это теория и практика развития промышленного предприятия в XXI в. [1, 2, 4, 6].

Библиографический список

1. Арджирис К. Организационное научение / К. Арджирис. — М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Букович У. Управление знаниями: руководство к действию / У. Букович, Р. Уильямс. — М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент / К. Кирсанов. — Режим доступа: www.ovsem.com.

4. Минс Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе. Какими будут компании и рынки в XXI веке / Г. Минс, Д. Шнайдер. — М.: Альпина-Паблишер, 2001.

5. Минцберг Г. Структура в кулаке / Г. Минцберг.—СПб.: Питер, 2002.

6. Нонака И. Компания — создатель знания / И. Нонака, X. Такеучи.

— М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

7. О’Коннор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург / Дж. О’Коннор. // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3. — М.: Институт культурной политики, 2006. — С. 12-34.

8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; пер. сангл. — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. — 421 с.

E. U. Sapozhnikova

Formation of Management by Industrial Production on the Basis of the Creative Industries

In given article process of formation of management of industrial production on the basis of the creative industries is considered. During the last years this concept of «the creative industries» (and corresponding practice) has extended very widely all over the world and is today one of the most popular innovative ideas concerning both to economy as a whole, and to the industry in particular.

Получено 11.01.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.