Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Х.А., Гачаев А.М.

Развитие у учащихся предпринимательской компетентности определяется педагогами США какважнейший результат деятельности школ сегодня, к тому же 18 декабря 2006 года в результатедлительной дискуссии представителей образовательных учреждений государств Европейского Союзапринят важный документ - Рекомендации Европарламента и Совета Европы «Ключевые компетенциидля обучения в течение жизни (Европейские ориентиры)». Европарламент выделил восемь ключевыхкомпетенций, среди которых и предпринимательская компетентность. С целью дальнейшегоиспользования понятий «предприниматель» и «предпринимательство» рассмотрим их сущность.Следует подчеркнуть, что определение подобрано так, чтобы проиллюстрировать непосредственнуюсвязь предпринимательства с приобретением компетентности. Консорциум по предпринимательскомуобразованию утверждает, что предпринимательство не только обучает школьников ведению бизнеса.Речь идет также о поощрении творческого мышления и содействия развитию сильного чувствасобственного достоинства, расширению прав и возможностей через обучение предпринимательству;ученики учатся, как создавать бизнес, но, кроме этого, они также узнают, как распознавать возможностив жизни, реализовывать их, путем генерирования новых идей находить необходимые ресурсы, создаватьи эксплуатировать собственное предпринимательство. Так, кроме знаний и навыков в сфере бизнеса,предпринимательское образование в основном развивает убеждения, ценности и отношения с цельюизучения школьниками предпринимательства как альтернативы безработице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE IN TEACHING TECHNOLOGICAL ASPECTS OF FINANCIAL LITERACY

The development of entrepreneurial competence among students is defined by US teachers as the mostimportant result of the activities of schools today, besides, on December 18, 2006, as a result of a long discussionby representatives of educational institutions of the European Union states, an important document was adopted- Recommendations of the European Parliament and the Council of Europe "Key competencies for lifelonglearning (European Guidelines)". The European Parliament has identified eight key competencies, includingentrepreneurial competence. In order to further use the concepts of "entrepreneur" and "entrepreneurship", wewill consider their essence. It should be emphasized that the definition is chosen in such a way as to illustratethe direct connection of entrepreneurship with the acquisition of competence. The Consortium forEntrepreneurial Education claims that entrepreneurship does not only teach schoolchildren how to run abusiness. It is also about encouraging creative thinking and promoting the development of a strong sense ofself-worth, empowerment through entrepreneurship training; students learn how to create a business, but, inaddition, they also learn how to recognize opportunities in life, realize them, find the necessary resources bygenerating new ideas, create and operate their own entrepreneurship. So, in addition to knowledge and skills inthe field of business, entrepreneurial education mainly develops beliefs, values and attitudes in order forschoolchildren to study entrepreneurship as an alternative to unemployment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Формирование управленческой компетенции при обучении технологическим аспектам

финансовой грамотности

Хампаш Абдурахманович Исаев

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теплотехника и гидравлика» Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д.Миллионщикова Грозный, Россия 1заеуЬатраз1п1965@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ахмед Магомедович Гачаев

Кандидат экономических наук, доцент, Заведующий кафедрой «Высшая и прикладная математика» Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д.Миллионщикова Грозный, Россия

Ведущий научный сотрудник отдела физико-математических и химических наук Академия наук Чеченской Республики Грозный, Россия Gachaev-chr@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 26.11.2021 Принята 14.12.2021 Опубликована 5.01.2022

< 10.25726/е3532-4985-1922-г

Аннотация

Развитие у учащихся предпринимательской компетентности определяется педагогами США как важнейший результат деятельности школ сегодня, к тому же 18 декабря 2006 года в результате длительной дискуссии представителей образовательных учреждений государств Европейского Союза принят важный документ - Рекомендации Европарламента и Совета Европы «Ключевые компетенции для обучения в течение жизни (Европейские ориентиры)». Европарламент выделил восемь ключевых компетенций, среди которых и предпринимательская компетентность. С целью дальнейшего использования понятий «предприниматель» и «предпринимательство» рассмотрим их сущность. Следует подчеркнуть, что определение подобрано так, чтобы проиллюстрировать непосредственную связь предпринимательства с приобретением компетентности. Консорциум по предпринимательскому образованию утверждает, что предпринимательство не только обучает школьников ведению бизнеса. Речь идет также о поощрении творческого мышления и содействия развитию сильного чувства собственного достоинства, расширению прав и возможностей через обучение предпринимательству; ученики учатся, как создавать бизнес, но, кроме этого, они также узнают, как распознавать возможности в жизни, реализовывать их, путем генерирования новых идей находить необходимые ресурсы, создавать и эксплуатировать собственное предпринимательство. Так, кроме знаний и навыков в сфере бизнеса, предпринимательское образование в основном развивает убеждения, ценности и отношения с целью изучения школьниками предпринимательства как альтернативы безработице.

Ключевые слова

Финансовая грамотность, обучение, структура, развитие, формирование.

Введение

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает компетентность в обучении как результат освоения компетенций (определенных стандартов, умений, навыков) и приобретает их она не только во время изучения предмета или их группы, но и вследствие влияния среды или с помощью средств неформального образования. Как характеристика результатов обучения, она широко используется в образовательных системах не только европейский стран, но и США и Канады (Potnis, 2022). В последнее десятилетие проблемы компетентностно ориентированного образования рассматриваются международными организациями, такими как ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ПРООН, Организацией европейского сотрудничества и развития, Совета Европы, Международным департаментом стандартов, которые обобщили труды ученых этой отрасли со всего мира (Chin, 2022).

Предприимчивость чаще всего трактуется как качество возможностей и идей, проявляющихся в способности воплощать их в ценность для других. Созданная таким образом ценность может быть финансовой, культурной или социальной, независимо от типа контекста в любой сфере жизнедеятельности и возможном стоимостном цепочке, что означает ее создания в частном, публичном и других секторах, а также в любом сочетании этих секторов.

Материалы и методы исследования

Стоит отметить, что это определение охватывает различные виды предпринимательства, в том числе внутриорганизационный - предпринимательство внутри организации; социальное - направлено на поиск инновационных решений для нерешенных социальных проблем, оно часто связано с процессами социальных инноваций, направленных на улучшение жизни людей посредством содействия социальным изменениям; «зеленое» предпринимательство - предпринимательство, что положительно влияет на окружающую среду и может рассматриваться как переход к более стабильному будущему; а еще предпринимательство в сфере информационных технологий (Mohd Padil, 2022).

Выделены развитие предпринимательской компетентности личности как закономерную, направленную на изменение будущего работника, результатом которой является приобретение качественного нового состояния и своевременное использование ранее приобретенных теоретических и практических знаний и умений в условиях обучения в учреждениях высшего образования, производственного предприятия или экономического рынка (Howard, 2022).

Результаты исследования и обсуждение

Исследуя пути развития предпринимательской компетентности студентов-информатиков, считают, что предпринимательская компетентность - это интегральная психологическая черта личности, которая способна к мотивированного творческого поиска и реализации инновационных идей, способна решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Кроме того, ими разработана модель формирования предпринимательских компетентностей у специалиста по информатике, которая апробирована в учебном процессе (Daud, 2022).

Под этой компетентностью стоит рассматривать способность человека, которая объединяет в себе знания, навыки и умения по основам предпринимательства в профессиональной деятельности, способность довести свои научные достижения в коммерциализации и внедрить их в определенной отрасли экономики, готовность к создание собственного бизнеса; умение критически использовать и осмысливать различную информацию; творческий подход к делу, наличие определенных лидерских качеств (Kim, 2022).

Предпринимательская компетентность - это способность личности к творческому поиску, генерирования и реализации новых идей, возможность успешно решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, сформированность умений анализировать и объективно оценивать свои профессиональные возможности, соотносить их с современными потребностями рынка; готовность соблюдать нормы этики и трудовых отношений (Chhatwani, 2022).

Результатом формирования у учащихся предпринимательской компетентности является знание основ экономического анализа хозяйственной деятельности и предпринимательства, умение

осуществлять минимаркетинговые исследования, способность соотносить свои потребности и собственные экономические интересы с потребностями других людей, с имеющимися материальными, трудовыми и природными ресурсами; готовность осуществлять собственную предпринимательскую деятельность, составлять и оценивать бизнес-проекты, принимать экономически обоснованные решения в динамичном мире; анализировать и оценивать собственные профессиональные возможности, способности и соотносить их с требованиями рынка труда (Lopez-Medina, 2022).

В свою очередь, характеризуя феномен предпринимательской деятельности в профессиональной подготовке учащихся профессионально-технических учебных заведений швейного профиля, отмечают, что основным признаком готовности учащихся профиля в предпринимательской деятельности являются независимость, самостоятельность и творческое отношение к созданию новых моделей одежды, к разрешению производственных проблем, которые постоянно сопровождаются ответственностью и риском, а новаторство и творчество на основе научного подхода всегда обеспечивает успех (Foster, 2022). Формирование способности к предпринимательству - это стабильные представления о будущей карьере и профессиональном успехе и гарантия нормального использования ресурсов и реализации продукции производства (Chiu, 2022).

Первоосновой подготовки предпринимателя является развитие именно предпринимательской компетентности, поэтому выделяет следующие основные предпринимательские умения: способность легализовать свое дело; умение выбора и создания бизнес-плана; возможность исследовать рынок для продвижения товара или услуг; умение презентовать себя как предпринимателя и результатах своей деятельности; приобретение коммуникативных умений таких, как ведение переговоров, способность убедить других, отстоять собственную точку зрения, умение предложить и продвинуть товары и услуги; умение пользования новейшими технологиями и достижениями научно-технического прогресса (Mavlutova, 2022).

Формирование предприимчивости учащихся в образовательном процессе школы осуществляется через раскрытие личностного потенциала и обеспечение такой его трансформации, чтобы школьник стал самостоятельным субъектом, способным достичь поставленной цели (Geraldes, 2022). Это требует поиска новых подходов к организации учебного труда школьников. Ведь простой исполнитель кем-то предложенных (навязываемых) функций не может быть успешным предпринимателем, который сперва к собственные идеи, которые позже он реализует на практике (Turkmen, 2022). Такой предприниматель должен определить ситуативные пределы своих возможностей к действию и быть ответственным за риски и последствия собственных поступков, а также обладать умениями к индивидуальным действиям, построенным на уверенности в своих силах, восприятии неопределенности как шанса для собственного творчества. Исследователь отмечает, что в процессе формирования предпринимательской компетентности высокообеспеченных подростков важно как можно полнее использовать педагогический потенциал.

Трактуют предпринимательскую компетентность - как совокупность деловых и личных качеств, знаний, навыков, определенной модели поведения, владение которыми помогает успешно решать различные задачи и достигать высоких результатов деятельности. Именно предметы гуманитарного цикла дают учителю возможность формировать вышеуказанную компетентность через содержание, формы и виды деятельности. На уроках литературы уместно сосредоточить внимание школьников на содержании произведений, имеющих предпринимательское фон, рассматривать и анализировать поступки героев, через которые раскрывается нравственный аспект предприимчивости, лидерские качества, умение анализировать, принимать ответственные решения и т. п.

Характеризуя термин «предпринимательская компетентность», заметим, что это означает способность личности воплощать замыслы в жизнь. В то же время охватывает креативность, влечение к инновациям, умение рационально рисковать, а также возможность планировать и реализовать мероприятия. Эта компетентность является ценной для людей не только в их повседневной частной и общественной жизни, но и на работе, помогая им понять контекст задач, использовать возможности; также она является основой конкретных умений и знаний, необходимых тем, кто осуществляет разнообразные меры общественного или коммерческого характера или активно в них участвует. Кроме

того, предпринимательская компетентность касается и осознания этических ценностей и эффективного управления ими (Yin Yin, 2022).

Можно констатировать, что предприимчивость как компетентность касается всех сфер человеческой жизнедеятельности. Она дает гражданам возможность заботиться о собственном развитии, вносить активный вклад в общество, выходить на рынок труда как самозанятое лицо или наемный работник, а также создавать собственное дело или выводить на более высокий уровень предприятие, которое имеет социальное, культурное или коммерческое направление (Vucetic, 2022).

Заключение

В результате теоретического анализа как отечественных, так и зарубежных научных источников в нашем исследовании мы придерживаемся трактовки предпринимательской компетентности - как сочетание знаний, умений, навыков по ведению предпринимательской деятельности, приобретения соответствующего практического опыта, способность воплощать свои творческие идеи в жизни с целью самореализации, получения прибыли и альтернативы безработице. На основе обобщения основного содержания приведенных понятий под развитием предпринимательской компетентности понимаем процесс и результат образования, что предполагает овладение учащимися знаниями и навыками по созданию и расширения собственного предприятия, умениями критически осмысливать и использовать разнообразную информацию, способностью соотносить свои потребности и экономические интересы с современными потребностями рынка, возможностью успешно решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности, наличием творческого подхода к делу, определенных лидерских качеств, что будет способствовать успешному трудоустройству и принесет вклад в экономическое процветание страны.

Список литературы

1. Chhatwani, M. (2022). Income satisfaction among Millennials during COVID-19: the interplay among cognitive, noncognitive and financial factors. International Journal of Social Economics. https://doi.org/10.1108/IJSE-03-2021 -0183

2. Chin, J. M.-C., Ching, G. S., Del Castillo, F., Wen, T.-H., Huang, Y.-C., Del Castillo, C. D., ... Trajera, S. M. (2022). Perspectives on the Barriers to and Needs of Teachers' Professional Development in the Philippines during COVID-19. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010470

3. Chiu, I. H.-Y. (2021). More paternalism in the regulation of consumer financial investments? Private sector duties and public goods analysis. Legal Studies, 41(4), 657-675. https://doi.org/10.1017/lst.2021.29

4. Daud, I., Nurjannah, D., Mohyi, A., Ambarwati, T., Cahyono, Y., Haryoko, A.-D. E., ... Jihadi, M. (2022). The effect of digital marketing, digital finance and digital payment on finance performance of indonesian smes. International Journal of Data and Network Science, 6(1), 37-44. https://doi.org/10.5267/J.IJDNS.2021.10.006

5. Foster, B., Sukono, & Johansyah, M. D. (2022). Analysis of the effect of financial literacy, practicality and consumer lifestyle on the use of chip-based electronic money using sem. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010032

6. Geraldes, H. S. A., Gama, A. P. M., & Augusto, M. (2022). Reaching Financial Inclusion: Necessary and Sufficient Conditions. Social Indicators Research. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02850-0

7. Howard, C. M., & Miller, S. (2022). Pay-for-Performance Reform Programs: It's More Than the Money! Urban Education, 57(1), 83-107. https://doi.org/10.1177/0042085918801436

8. Kim, J. Y., & Han, C.-K. (2022). Asset Effects on the Life Satisfaction of Workers with Disabilities in Korea: The Mediating Effects of Self-Esteem and Job Satisfaction. Journal of Social Service Research, 48(1), 98-107. https://doi.org/10.1080/01488376.2021.1955084

9. López-Medina, T., Mendoza-ávila, I., Contreras-Barraza, N., Salazar-Sepúlveda, G., & Vega-Muñoz, A. (2022). Bibliometric mapping of research trends on financial behavior for sustainability. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010117

10. Mavlutova, I., Fomins, A., Spilbergs, A., Atstaja, D., & Brizga, J. (2022). Opportunities to increase financial well-being by investing in environmental, social and governance with respect to improving financial literacy under covid-19: The case of Latvia. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010339

11. Mohd Padil, H., Kasim, E. S., Muda, S., Ismail, N., & Md Zin, N. (2022). Financial literacy and awareness of investment scams among university students. Journal of Financial Crime, 29(1), 355-367. https://doi.org/10.1108/JFC-01-2021-0012

12. Potnis, D., & Gala, B. (2022). "Unified Mobile, Financial, and Information Literacy Toolkit": A Social Innovation for Public Libraries to Alleviate Poverty in Developing Countries. Library Quarterly, 92(1), 6886. https://doi.org/10.1086/717230

13. Türkmen, A., & Kilig, Y. (2022). What matters for pension planning in Turkey: financial literacy or perceived consumer risks? International Journal of Social Economics, 49(1), 138-151. https://doi.org/10.1108/IJSE-03-2021 -0140

14. Vucetic, M., Brokesova, Z., Hudec, M., & Pastorakova, E. (2022). Financial literacy and psychological disaster preparedness: applicability of approach based on fuzzy functional dependencies. Information Processing and Management, 59(2). https://doi.org/10.1016/j.ipm.2021.102848

15. Yin Yin, K., Yusof, R., & Abe, Y. (2022). Integrating financial literacy into economics courses through digital tools: the Finlite app. Journal of International Education in Business. https://doi.org/10.1108/JIEB-06-2021-0068

Formation of managerial competence in teaching technological aspects of financial literacy Hampash A. Isaev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Heat Engineering and Hydraulics Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikov Grozny, Russia Isaevhampashl 965@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ahmed M. Gachaev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics

Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikov Grozny, Russia

Leading Researcher of the Department of Physical, Mathematical and Chemical Sciences Academy of Sciences of the Chechen Republic Grozny, Russia Gachaev-chr@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 26.11.2021 Accepted 14.12.2021 Published 5.01.2022

i 10.25726/ e3532-4985-1922-z

Abstract

The development of entrepreneurial competence among students is defined by US teachers as the most important result of the activities of schools today, besides, on December 18, 2006, as a result of a long discussion

by representatives of educational institutions of the European Union states, an important document was adopted - Recommendations of the European Parliament and the Council of Europe "Key competencies for lifelong learning (European Guidelines)". The European Parliament has identified eight key competencies, including entrepreneurial competence. In order to further use the concepts of "entrepreneur" and "entrepreneurship", we will consider their essence. It should be emphasized that the definition is chosen in such a way as to illustrate the direct connection of entrepreneurship with the acquisition of competence. The Consortium for Entrepreneurial Education claims that entrepreneurship does not only teach schoolchildren how to run a business. It is also about encouraging creative thinking and promoting the development of a strong sense of self-worth, empowerment through entrepreneurship training; students learn how to create a business, but, in addition, they also learn how to recognize opportunities in life, realize them, find the necessary resources by generating new ideas, create and operate their own entrepreneurship. So, in addition to knowledge and skills in the field of business, entrepreneurial education mainly develops beliefs, values and attitudes in order for schoolchildren to study entrepreneurship as an alternative to unemployment.

Keywords

Financial literacy, training, structure, development, formation.

References

1. Chhatwani, M. (2022). Income satisfaction among Millennials during COVID-19: the interplay among cognitive, noncognitive and financial factors. International Journal of Social Economics. https://doi.org/10.1108/IJSE-03-2021 -0183

2. Chin, J. M.-C., Ching, G. S., Del Castillo, F., Wen, T.-H., Huang, Y.-C., Del Castillo, C. D., ... Trajera, S. M. (2022). Perspectives on the Barriers to and Needs of Teachers' Professional Development in the Philippines during COVID-19. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010470

3. Chiu, I. H.-Y. (2021). More paternalism in the regulation of consumer financial investments? Private sector duties and public goods analysis. Legal Studies, 41(4), 657-675. https://doi.org/10.1017/lst.2021.29

4. Daud, I., Nurjannah, D., Mohyi, A., Ambarwati, T., Cahyono, Y., Haryoko, A.-D. E., ... Jihadi, M. (2022). The effect of digital marketing, digital finance and digital payment on finance performance of indonesian smes. International Journal of Data and Network Science, 6(1), 37-44. https://doi.org/10.5267/J.IJDNS.2021.10.006

5. Foster, B., Sukono, & Johansyah, M. D. (2022). Analysis of the effect of financial literacy, practicality and consumer lifestyle on the use of chip-based electronic money using sem. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010032

6. Geraldes, H. S. A., Gama, A. P. M., & Augusto, M. (2022). Reaching Financial Inclusion: Necessary and Sufficient Conditions. Social Indicators Research. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02850-0

7. Howard, C. M., & Miller, S. (2022). Pay-for-Performance Reform Programs: It's More Than the Money! Urban Education, 57(1), 83-107. https://doi.org/10.1177/0042085918801436

8. Kim, J. Y., & Han, C.-K. (2022). Asset Effects on the Life Satisfaction of Workers with Disabilities in Korea: The Mediating Effects of Self-Esteem and Job Satisfaction. Journal of Social Service Research, 48(1), 98-107. https://doi.org/10.1080/01488376.2021.1955084

9. López-Medina, T., Mendoza-ávila, I., Contreras-Barraza, N., Salazar-Sepúlveda, G., & Vega-Muñoz, A. (2022). Bibliometric mapping of research trends on financial behavior for sustainability. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010117

10. Mavlutova, I., Fomins, A., Spilbergs, A., Atstaja, D., & Brizga, J. (2022). Opportunities to increase financial well-being by investing in environmental, social and governance with respect to improving financial literacy under covid-19: The case of Latvia. Sustainability (Switzerland), 14(1). https://doi.org/10.3390/su14010339

11. Mohd Padil, H., Kasim, E. S., Muda, S., Ismail, N., & Md Zin, N. (2022). Financial literacy and awareness of investment scams among university students. Journal of Financial Crime, 29(1), 355-367. https://doi.org/10.1108/JFC-01-2021-0012

12. Potnis, D., & Gala, B. (2022). "Unified Mobile, Financial, and Information Literacy Toolkit": A Social Innovation for Public Libraries to Alleviate Poverty in Developing Countries. Library Quarterly, 92(1), 6886. https://doi.org/10.1086/717230

13. Türkmen, A., & Kilig, Y. (2022). What matters for pension planning in Turkey: financial literacy or perceived consumer risks? International Journal of Social Economics, 49(1), 138-151. https://doi.org/10.1108/IJSE-03-2021 -0140

14. Vucetic, M., Brokesova, Z., Hudec, M., & Pastorakova, E. (2022). Financial literacy and psychological disaster preparedness: applicability of approach based on fuzzy functional dependencies. Information Processing and Management, 59(2). https://doi.org/10.1016/j.ipm.2021.102848

15. Yin Yin, K., Yusof, R., & Abe, Y. (2022). Integrating financial literacy into economics courses through digital tools: the Finlite app. Journal of International Education in Business. https://doi.org/10.1108/JIEB-06-2021-0068

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.