РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
УДК 796(07)
Выдрин Константин Дмитриевич
студент магистратуры первого года обучения
Поспелов Александр Витальевич
студент магистратуры первого года обучения
Кадочникова Марина Николаевна
студент магистратуры первого года обучения
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия
614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Konstantin D. Vydrin
Graduate Student
Alexander V. Pospelov
Graduate Student
Marina N. Kadochnikova
Graduate Student
Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu. ru
FORMATION OF UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES IN THE IMPLEMENTATION OF HOMEWORK AT PHYSICAL TRAINING LESSONS
Аннотация. Описана специфика системы домашних заданий, соответствующих новым государственным образовательным стандартам. Представлен анализ ряда учебных программ, разработанных в соответствии ФГОС и разработан примерный план домашних заданий, характеризующихся системностью применения домашних заданий, отвечающих требованиям ФГОС.
© Выдрин К.Д., Поспелов А.В., Кадочникова М.Н., 2015
151
Ключевые слова: учебная программа; ФГОС; система домашних заданий; образовательный процесс.
Abstract. Article shows the specificity of the introduction of homework, combined with a new state educational standard. Analyzing a number of training programs developed in accordance with Federal state educational standard. Authors have developed an outline plan homework, with the systematic use of homework and the corresponding requirements of Federal state educational standard.
Key words: training program; Federal state educational standard; homework system; educational process.
С введением новых стандартов изменилась парадигма образования: от знаний, умений и навыков - к формированию универсальных учебных действий. Более эффективному формированию универсальных учебных действий может поспособствовать введение систематизированных домашних заданий для уроков физической культуры.
В государственном стандарте общего среднего образования по физической культуре представлены следующие целевые ориентации, конкретизированные через достижение учащимися следующих базовых задач:
развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в его постоянном укреплении;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физической культуры и прикладной физической подготовки;
освоение системы знаний о физической культуре, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;
- формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями [4].
На сегодняшний день домашние задания по физической культуре даются учащимся не регулярно. Задания в основном направлены на повышение физической подготовленности, задаются в форме рефератов. Новизна нашей работы заключается в систематизации, регулярности заданий и их разнообразии. Такой подход, на наш взгляд, позволит добиться нового качества в понимании материала, изучать его в том числе самостоятельно.
В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования стало научное обоснование системы домашних заданий для школьников по учебному предмету «Физическая культура». Для выявления степени освещения данной проблемы нами проведен анализ существующих программ по предмету «Физическая культура», разработанных в соответствии с ФГОС (В.И. Лях,
А.А. Зданевич, А.М. Тихонов, Т.А. Полякова, Д.Д. Кечкин, О.О. Волосатых, А.П. Матвеев, А.Я. Журкина, В.А. Панов и др.).
В программе В.И. Ляха и А.А. Зданевича материал разделен на две части -базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура» Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для освоения теоретических сведений предлагается выделять время в процессе ypоков или выделять отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание знаний, навыков, степени овладения материалом учащимися предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения изученного материала. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования по физической культуре. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет. Авторы предлагают самостоятельные домашние задания, направленные на составление режима дня, выполнение простейших закаливающих процедур, комплекса упражнений для формирования правильной осанки, развития основных физических качеств, проведение оздоровительных занятий в режиме дня, измерение частоты сердечных сокращений в момент физической нагрузки, т.е. предлагаются домашние задания, нацеленные на применение полученных знаний на практике.
Следующая программа - «Физическая культура: примерная программа для начальной школы» (авторы - А.М. Тихонов, Т.А. Полякова, Д.Д. Кечкин, О.О. Волосатых) - направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [4]. По мнению авторов, решение представленных в программе учебных задач будет способствовать формированию универсальных учебных действий, необходимых для овладения способами самостоятельного применения учащимися физических упражнений. Программа рассматривает развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира, составляет цель и основной результат образования. Главной целью физической культуры является усвоение учениками системы способов физкультурной деятельности. Реализация этой цели возможна, если предмет «Физическая культура» поможет ученикам «открыть» способы: определения состояния своего физического здоровья, красоты телосложения; способы овладения физическими упражнениями; контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья и способности выполнять физические упражнения по выбранному плану. Программа, разработанная
153
специалистами ПГГПУ, по понятийному аппарату и содержанию, на наш взгляд, полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Тем не менее заданий для самостоятельной работы учащихся в ней не предусмотрено.
Программа по физической культуре для 5-11 классов А.П. Матвеева, А.Я. Журкиной, В.А. Панова [4] также разработана в соответствии с требованиям ФГОС. Авторы программы сделали акцент на профильном обучении, по их мнению, именно данный вид обучения является одной из ведущих форм организации педагогического процесса в современной школе. По своим целевым установкам и предметному содержанию профильное обучение находится между общим средним и профессиональным образованием, обеспечивая функциональную взаимосвязь и преемственность между ними.
В государственном стандарте содержания общего среднего образования в числе примерных образовательных профилей представлен оборонно-спортивный профиль, объединяющий в себе две учебные дисциплины: «Физическую культуру» и «Основы безопасности жизнедеятельности». По своим целям этот профиль соотносится с самоопределением учащихся, созданием образовательной среды для объективного выбора ими профессионального образования в сфере физической культуры. В соответствии с этой целью содержание оборонно-спортивного профиля формируется в единстве двух направлений: с ориентацией на жизненное самоопределение и с ориентацией на профессиональное самоопределение. Ориентация учащихся на жизненное самоопределение соотносится с реализацией себя как личности, формированием здорового образа жизни. Эта ориентация с ее учебным содержанием соответствует общеобразовательному уровню, где она является доминирующей.
Ориентация на профессиональное самоопределение соотносится с желанием учащихся самореализовываться внутри профессиональной деятельности, виды и разновидности которой представлены в сфере физической культуры. Вследствие этого профильное обучение наполняется соответствующим содержанием, нацеленным на подготовку учащихся к последующему избираемому ими профессиональному образованию.
Авторы А.П. Матвеев, А.Я. Журкина, В.А. Панов предлагают следующие направления для самостоятельной работы учеников:
1) самостоятельное проведение учащимися подвижных игр, эстафет;
2) составление комплекса физкультминуток и двигательных пауз;
3) выполнение гимнастики до занятий;
4) выполнение комплекса утренней гигиенической гимнастики в различных вариантах;
5) участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях: лыжные прогулки, катания на санках или коньках, утренние и вечерние пробежки, походы с родителями по выходным дням, плавание в бассейне.
154
Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и другие авторы в пособии «Планируемые результаты начального общего образования» [5] описывают результаты освоения учебных программ по отдельным предметам начальной школы, планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ - программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией, даются примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
В результате обучения выпускники начальной школы должны понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной подготовки; осознанно использовать знания, полученные в процессе обучения по предмету «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге.
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.
В предложенной программе также не предоставлены систематические домашние задания.
Учебная программа по физической культуре В.Г. Стерлева опирается на образовательную рабочую программу основного общего образования ФГОС второго поколения основного общего образования и направлена на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Рабочая программа определяет инвариантную (базовую) и вариативную части учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение из расчёта трёх часов в неделю.
Рабочая программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе с целью сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Данная программа регламентирует объем содержания образования. Она создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Автор отмечает, что система домашних заданий должна способствовать решению следующих задач: повысить двигательную активность, укрепить основные мышечные группы, формировать правильную осанку, содействовать комплексному развитию двигательных качеств, освоению правильных движений в легкой атлетике, гимнастике и спортивных играх. Но сами задания не прописаны.
На основании проведенного нами анализа программ по физической культуре на предмет наличия заданий для самостоятельной работы мы установили, что в большинстве случаев авторы программ предлагают домашние задания с целью применения полученных знаний на практике и совсем не используют домашние задания на подготовку учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке, на систематизацию и обобщение полученных знаний, их углубленное осмысление, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы и т.д.
Следовательно, проблема в содержании заданий по физической культуре для самостоятельной работы школьников, их разнообразии на сегодняшний день остается открытой.
Мы считаем, что для решения выявленной проблемы необходимо разработать систему домашних заданий, которая включала бы домашние задания:
- подготавливающие учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.
Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ, и т.п. Задания такого типа
156
необходимо давать в виде поручения: подобрать на определенную тему; посмотреть видеоматериал; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке; прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке; найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.
Такие задания вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное -готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно;
- способствующие систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.
Эти задания, на наш взгляд, целесообразно давать после изучения материала урока или по окончании рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.
Такие задания предусматривают составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач;
- способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.
Это предложение выучить наизусть; задания, которые обогащают понятийный аппарат по изучаемой дисциплине, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые, ученик одновременно и закрепляет знания и овладевает методами учебной работы.
Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выдел ение каких-либо признаков и т.д.;
на применение полученных знаний на практике.
Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.
Также домашние задания могут быть разными по прикладыванию усилий со стороны учащегося: репродуктивные, конструктивные и творческие.
Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только задание, аналогичное тому, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагаются репродуктивные задачи. Например, провести исследование согласно инструкции.
Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например: выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладеют основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть пусть небольшим, но все же шагом вперед в умственном развитии.
Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всеми учениками класса, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения нового материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответов на вопросы «как сделать, чтобы...?» и «почему?». Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными способностями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание инструкций, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.
Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые по частям выполняются несколькими учениками.
В системе домашних заданий будет прослеживаться четкий алгоритм обучения с учетом индивидуальных особенностей организма и состояния здоровья, видны все нюансы, возможные ошибки и способы их предотвращения. Каждый ученик, выполняя своевременное систематизированное домашнее задание, будет автоматически закреплять пройденный материал и узнавать что-то новое. Простота восприятия и воспроизведения информации будет опираться на представленные в задании рисунки, графики, таблицы, чертежи и другие визуальные материалы. Для их дополнения будут применяться различные алгоритмы выполнения, методические указания и упражнения для отработки, а также предусмотрена творческая часть для размышления ученика на данную тему, что позволит достаточно абстрактно мыслить и тем самым лучше понять материал урока.
Таким образом, тема формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры в процессе выполнения домашних заданий актуальна и требует методической разработки.
Список литературы
1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
2. Лях В.И. Физическая культура. 5-7 классы. - 5-е изд. - М., 2009. -
164 с.
3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2010. - 127 с.
4. Матвеев А.П., Журкина А.Я., Паков В.А. Программы общеобразовательных учреждений: физическая культура: 5-11 кл. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2010. - 39 с.
5. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 128 с.
6. Примерные программы по учебным предметам [Электронный ресурс]. - URL: http ://standart.edu.ru/.
7. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура». 5 класс [Электронный ресурс]. - URL: http ://nsportal.ru/.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - URL: http ://standart.edu.ru/.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http ://base. consultant.ru/.